Приказ Министерства социального развития Пермского края от 6 октября 2022 г. N 33-01-03-873
"Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания"
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
2. Начальнику отдела документационного обеспечения Министерства социального развития Пермского края (далее - Министерство) Абышевой Т.В. обеспечить:
2.1. направление копии настоящего приказа в соответствующие органы и организации согласно пункту 1 приказа Министерства от 24 июля 2009 г. N СЭД-33-01-01-130 "Об обеспечении единства правового пространства";
2.2. размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства https://minsoc.permkrai.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления по осуществлению государственного контроля и надзора Министерства Щелокова В.В.
И.о. министра |
И.В. Петроградских |
Утверждено
приказом
Министерства социального
развития Пермского края
от 06.10.2022 N 33-01-03-873
Руководство
по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
1. Общие положения
Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих стационарное и (или) полустационарное социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг), разработано в целях профилактики нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания.
Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания, в том числе касающихся ведения документации поставщиками социальных услуг, осуществляющими стационарное социальное обслуживание на территории Пермского края, размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг, а также организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.
Социальное обслуживание должно основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носить гуманный характер и не допускать унижения чести и достоинства человека. Гуманный характер социального обслуживания выражается в особой заботе о тех людях, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в связи с особыми жизненными обстоятельствами, например, такими как, немощность, инвалидность, малообеспеченность и т.п.
Поставщики социальных услуг обязаны исполнять порядок предоставления социальных услуг, условия заключенного договора о предоставлении социальных услуг и проявлять уважительное отношение, корректность и внимательность в отношении получателя социальных услуг.
2. Основные понятия
Для целей настоящего руководства используются следующие основные понятия:
социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
поставщик социальных услуг - негосударственная (коммерческая и некоммерческая) организация социального обслуживания и индивидуальный предприниматель, осуществляющие стационарное социальное обслуживание.
3. Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ);
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи";
приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 904/пр "Об утверждении СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
приказ Министерства от 02 октября 2014 г. N СЭД-33-01-03-495 "Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений в стационарной форме социального обслуживания населения Пермского края";
приказ Министерства от 31 октября 2014 г. N СЭД-33-01-03-555 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания";
приказ Министерства от 31 октября 2014 г. N СЭД-33-01-03-556 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания";
приказ Министерства от 06 февраля 2015 г. N СЭД-33-01-03-31 "Об утверждении порядков в сфере реабилитационных услуг";
приказ Министерства от 06 июля 2015 г. N СЭД-33-01-03-355 "Об утверждении норм питания при предоставлении социальных (реабилитационных) услуг в полустационарной форме социального обслуживания";
приказ Министерства от 28 июля 2015 г. N СЭД-33-01-03-409 "Об утверждении норм обеспечения мягким инвентарем получателей социальных (реабилитационных) услуг в полустационарной форме социального обслуживания";
приказ Министерства от 14 октября 2015 г. N СЭД-33-01-03-542 "Об утверждении норм питания при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания по дневному пребыванию граждан пожилого возраста";
приказ Министерства от 28 декабря 2017 г. N СЭД-33-01-03-833 "Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в организациях стационарного социального обслуживания";
приказ Министерства от 14 ноября 2019 г. N СЭД-33-01-03-731 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме";
приказ Министерства от 29 октября 2021 г. N 33-01-03-880 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания".
3. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ведения документации поставщиками социальных услуг
Основная документация поставщиков социальных услуг может включать в себя:
1) учредительные документы, лицензии на осуществление деятельности (при необходимости);
2) положение о филиалах, структурных подразделениях;
3) правила внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правила внутреннего трудового распорядка;
правила, методики, в том числе:
должностные инструкции сотрудников, устанавливающие их права и обязанности, в том числе по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг, ответственность за оказываемые социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам;
4) локальные организационно-распорядительные документы:
приказ о назначении ответственных сотрудников за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов;
журнал учета проведения инструктажа сотрудников по вопросам, связанным с обеспечением доступности объекта и услуг для инвалидов;
5) документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры и др.) на имеющееся специальное и табельное техническое оснащение (здания, оборудование, аппаратуру и приборы);
6) документы, связанные с социальным обслуживанием в учреждении:
договоры о предоставлении социальных услуг;
индивидуальные программы получателей социальных услуг;
акты сдачи-приемки социальных услуг;
личные дела получателей социальных услуг;
иные документы, подтверждающие оказание социальных услуг.
Состав документации конкретного поставщика социальных услуг может быть уточнен в зависимости от типа организации социального обслуживания, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
4. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания
Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:
1) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты;
2) о структуре и органах управления организации социального обслуживания, в том числе:
наименование структурных подразделений (органов управления) (при наличии);
фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений, положения о структурных подразделениях (при наличии);
места нахождения обособленных структурных подразделений;
адреса официальных сайтов структурных подразделений в сети "Интернет" (при наличии);
адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии);
3) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов организации социального обслуживания (при наличии);
4) о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
5) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (о наличии оборудованных помещений для предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания, в том числе библиотек, объектов спорта, наличии средств обучения и воспитания, об условиях питания и обеспечения охраны здоровья получателей социальных услуг, доступе к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети "Интернет");
6) о перечне предоставляемых социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
7) о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату;
8) о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
9) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
10) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за счет средств физических и (или) юридических лиц;
11) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
12) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (с приложением электронного образа документов);
13) о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности);
14) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, о правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (с приложением электронного образа документов);
15) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и об отчетах об исполнении таких предписаний;
16) о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
17) иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений.
Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", информацию о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, ссылку на официальные сайты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление предусмотренных Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации, организаций, которые находятся в ведении указанного уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территориях одного или нескольких муниципальных образований, и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Информация размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме электронного образа копий документов.
Размещенные на официальном сайте сведения должны быть доступны пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.
5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части порядка организации деятельности поставщиков социальных услуг
Поставщики социальных услуг обязаны:
1) осуществлять свою деятельность в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края;
2) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований Федерального закона N 442-ФЗ;
3) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
4) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
5) предоставлять Министерству информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
6) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
7) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
8) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
9) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
10) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
11) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними.
6. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ.
Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания в полустационарной форме или в стационарной форме.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Поставщики социальных услуг с учетом индивидуальной потребности получателя социальных услуг должны предоставить помещения для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме поставщиками социальных услуг должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией.
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) оказание иных видов посторонней помощи.
С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Места, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально-оборудованных лифтов, подъемников. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, не скользкое покрытие пола. Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями - автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и так далее. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята и дублируется шрифтом Брайля, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках и т.д.
Порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме и в стационарной форме социального обслуживания утвержден приказами Министерства от 31 октября 2014 г. N СЭД-33-01-03-555 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания" и от 31 октября 2014 г. N СЭД-33-01-03-556 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания".
7. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий должностные лица Министерства принимают решения в соответствии со статьей 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Непредставление или несвоевременное представление в Министерство в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления Министерством его законной деятельности, либо представление в Министерство таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 181-ФЗ поставщики социальных услуг за уклонение от исполнения предусмотренных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.13 КоАП РФ.
Непринятие по постановлению Министерства, рассмотревшего дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 КоАП РФ, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.6 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социального развития Пермского края от 6 октября 2022 г. N 33-01-03-873 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания"
Вступает в силу с 18 октября 2022 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства социального развития Пермского края (http://minsoc.permkrai.ru) 7 октября 2022 г., в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 10 октября 2022 г. N 40
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства труда и социального развития Пермского края от 26 апреля 2024 г. N 33-01-03-453
Изменения вступают в силу с 17 мая 2024 г.