Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(обязательное)
Метод определения запаха сжиженных углеводородных газов, используемых в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта
Г.1 Метод с использованием установки
Г.1.1 Сущность метода
Пробу испытуемых топливных СУГ в газообразном состоянии разбавляют очищенным воздухом таким образом, чтобы смесь содержала 20 % топливных СУГ от нижнего предела его воспламеняемости в воздухе.
Сущность метода заключается в органолептической оценке запаха газовоздушной смеси, создаваемой в аппарате (рисунок Г.1).
1 - стеклянная воронка диаметром 75 мм; 2 - колба для смешения; 3 - колонка для очистки воздуха; 4 - расходомеры воздуха и газа; 5 - воздух; 6 - сжиженный газ
Рисунок Г.1 - Аппарат для определения запаха топливных СУГ
Г.1.2 Средства измерений, материалы и реактивы
При определении запаха топливных СУГ используют следующие средства измерений, материалы и реактивы:
- расходомер воздуха поплавкового типа с диапазоном измерения от 5 до 15 дм 3/мин;
- расходомер газа поплавкового типа с диапазоном измерения от 5 до 150 см 3/мин;
- колонка для очистки воздуха объемом не менее 200 см 3;
- колба для смешения диаметром 30 мм с выпускным отверстием диаметром 4 мм (рисунок Г.2);
1 - стеклянная воронка; 2 - колба для смешения (воздух и газ)
Рисунок Г.2 - Детали аппарата
- стеклянная воронка диаметром 75 мм (рисунок Г.2);
- активированный древесный уголь марки БАУ-МФ по ГОСТ 6217.
Примечание - Допускается применять оборудование с аналогичными техническими и метрологическими характеристиками, а также реактивы квалификации не ниже, чем указаны.
Г.1.3 Проведение испытания
Аппаратура для определения запаха топливных СУГ приведена на рисунке Г.1.
Г.1.3.1 Пропускают воздух через колонку для очистки воздуха 3, заполненную активированным древесным углем, с заданной скоростью, измеряемой расходомером воздуха 4. Расход воздуха составляет 12,5 дм 3/мин для марки ПА и 13,6 дм 3/мин - для марки ПБА.
Г.1.3.2 Испытатели определяют запах воздуха, приблизив нос к краю стеклянной воронки 1 и осторожно вдыхая воздух.
Г.1.3.3 При подтверждении всеми испытателями отсутствие запаха воздуха признают аппаратуру пригодной к проведению измерений. При наличии запаха продувают аппарат воздухом от 2 до 3 мин и проводят повторное определение.
Г.1.3.4 Испытуемые топливные СУГ пропускают через расходомер газа 4 со скоростью 40 см 3/мин и проводят определение по Г.1.3.2.
Г.1.3.5 Испытатели поочередно оценивают запах газовоздушной смеси, выходящей из воронки, и записывают результаты испытаний в протокол (приложение Ж) или регистрируют результаты по другой установленной в лаборатории форме.
Г.1.4 Результаты испытаний
Партию топливных СУГ представленную на испытания, считают соответствующей требованиям настоящего стандарта, если все испытатели, оценивающие запах, признают наличие характерного неприятного запаха.
На основании полученных от испытателей результатов оценки запаха руководитель группы фиксирует итоговый результат и оформляет протокол испытаний.
Г.2 Метод с использованием одориметра
Г.2.1 Сущность метода
Сущность метода заключается в органолептической оценке запаха газовоздушной смеси, создаваемой в одориметре.
Г.2.2 Аппаратура и материалы
Одориметры с пределом основной погрешности измерения объемной доли газа в воздухе не более 20 % от верхнего предела измерения, например, органолептические одориметры газа типа "ОГ-05-00-00", или "ОО-3", или "ОРГО".
Г.2.3 Проведение испытания
Г.2.3.1 Одориметр подготавливают к работе согласно руководству по его эксплуатации.
Г.2.3.2 Перед подключением к источнику топливных СУГ включают одориметр и создают расход воздуха.
Г.2.3.3 Испытатели поочередно определяют запах воздуха, выходящего из воронки одориметра, для определения его пригодности к проведению измерений.
Г.2.3.4 При подтверждении всеми испытателями отсутствия запаха воздуха одориметр признают пригодным к проведению измерений.
Г.2.3.5 При наличии запаха продувают одориметр воздухом от 3 до 5 мин и проводят повторное определение по Г.2.3.3. При отсутствии запаха одориметр признают пригодным к проведению измерений. При наличии запаха воздуха последующее измерение запаха топливных СУГ с использованием данного одориметра не проводят.
Г.2.3.6 Подключают одориметр к источнику топливного СУГ.
Г.2.3.7 Подачу топливных СУГ в одориметр из пробоотборника проводят, открывая верхний вентиль пробоотборника, установленного вертикально.
Г.2.3.8 Руководитель устанавливает в одориметре объемную долю топливных СУГ, %, в воздухе согласно руководству по эксплуатации одориметра. Концентрация топливных СУГ в газовоздушной смеси (в единицах объемной доли метана), устанавливаемая с помощью одориметра, должна составлять для марок: ПА - 0,55 % об.; ПБА - 0,50 % об.
Г.2.3.9 Испытатели поочередно определяют запах газовоздушной смеси, выходящей из воронки одориметра, записывают результаты испытаний в протокол (приложение Ж) или регистрируют результаты по другой установленной в лаборатории форме. На основании полученных от испытателей результатов оценки запаха руководитель группы фиксирует итоговый результат и при необходимости оформляет протокол испытаний.
Г.2.3.10 Партию топливных СУГ, представленную на испытания, считают соответствующей требованиям настоящего стандарта, если все испытатели, оценивающие запах, признают наличие характерного неприятного запаха.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.