Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
министерства образования
Ставропольского края
от 30.12.2021 N 02-24/18955
Рекомендации
по соблюдению требований законодательства Российской Федерации при разработке локальных актов, регламентирующих деятельность коллегиальных органов управления образовательной организацией
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Органы управления образовательной организацией в своей деятельности руководствуются федеральным и региональным законодательством, уставом образовательной организации.
Помимо урегулирования вопросов создания и деятельности коллегиальных органов управления в уставе, образовательная организация имеет право принятия локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов управления.
Напоминаем, что локальный нормативный акт - это изданный в установленном порядке уполномоченным должностным лицом или коллегиальным органом управления образовательной организации официальный документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для участников образовательных отношений, предполагающие неоднократное применение.
Следует помнить о том, что при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей; нормы локального нормативного акта, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации, не применяются и подлежат отмене; локальные нормативные акты не могут регламентировать отношения вне образовательной организации.
Структуру и содержание локального нормативного акта образовательная организация определяет самостоятельно.
При создании локальных нормативных актов, определяющих статус структурного подразделения, коллегиального, совещательного, методического или иного органа образовательной организации либо устанавливающих алгоритм осуществления определенного вида его деятельности, предпочтение следует отдать такому виду локального акта, как положение.
При разработке вышеуказанных документов следует руководствоваться следующими принципами:
необходимость (конкретный локальный нормативный акт следует принимать в том случае, если без него невозможно обойтись в данной организации);
законность (локальный нормативный акт не должен противоречить международному, федеральному и региональному законодательству, правовым актам органов местного самоуправления, а также уставу организации);
принятие компетентным (уполномоченным) органом управления (локальный нормативный акт вправе принимать органы управления, к компетенции которых это отнесено законодательством и (или) уставом организации, а в отношении бюджетных, автономных и казенных организаций - также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации;
обеспеченность необходимыми реквизитами (локальный нормативный акт должен иметь официальные реквизиты, позволяющие осуществлять его однозначную идентификацию);
системность (локальные нормативные акты должны быть функционально взаимосвязаны друг с другом, не дублировать и органично дополнять друг друга).
Необходимо учесть, что оформление локальных нормативных актов образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с требованиями, которые установлены ею самостоятельно, но с минимально необходимым набором реквизитов:
наименование образовательной организации;
форма (вид) документа;
название документа;
дата утверждения или введение в действие документа;
должность лица, утвердившего документ;
подпись лица, утвердившего документ;
расшифровка подписи лица, утвердившего документ;
варианты учета мнения представительных органов.
Если законодательством или уставом образовательной организации предусмотрено согласование документа с какими-либо представительными или коллегиальными органами (например, советом обучающихся, советом родителей, педагогическим советом), то виза внутреннего согласования (подпись руководителя органа, согласующего документ) располагается после текста документа и включает в себя подпись, должность согласующего, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату согласования. Порядок учета мнения советами обучающихся, родителей или педагогических работников Федеральным законом не установлен, следовательно, он должен быть определен уставом организации.
Рекомендуем предусмотреть при разработке локальных актов следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Порядок формирования и срок полномочий.
3. Компетенция (права и обязанности) органа управления.
4. Порядок организации деятельности органа управления.
5. Делопроизводство.
В образовательных организациях могут создаваться обязательные и факультативные органы управления образовательной организацией.
К обязательным органам управления относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет.
Общее собрание (конференция) работников образовательной организации
Определение: Общее собрание (конференция) работников (далее - Общее собрание) является одним из коллегиальных органов управления образовательной организацией. Общее собрание создается на основании устава образовательной организации в целях расширения коллегиальных, демократических форм управления, реализации права работников организации на участие в управлении, а также развития и совершенствования образовательной деятельности организации.
Нормативно-правовая база: Общее собрание в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, законодательством субъекта Российской Федерации, уставом образовательной организации, Положением об общем собрании работников.
Участники: в состав Общего собрания входят все работники образовательной организации. На каждом заседании Общего собрания избирается председатель и секретарь собрания для ведения протокола собрания.
Срок полномочий: Общее собрание считается собранным, если на его заседании присутствует 50% и более от числа работников образовательной организации.
Основной задачей Общего собрания является коллегиальное решение важных вопросов жизнедеятельности коллектива работников образовательной организации. К компетенции Общего собрания относятся вопросы участия в разработке и принятии коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка; принятие локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации, предусмотренных уставом образовательной организации; разрешение конфликтных ситуаций между работниками и администрацией образовательной организации; контроль за выполнением устава образовательной организации.
Педагогический совет
Определение: педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального управления образовательной организацией, формируемым из штатных педагогических работников образовательной организации, для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса.
Нормативно-правовая база: педагогический совет руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, законодательством субъекта Российской Федерации, уставом образовательной организации, Положением о педагогическом совете.
Участники: в состав педагогического совета входят руководитель образовательной организации, его заместители, педагогические работники (в состав педагогического совета должны входить только штатные работники образовательной организации).
Срок полномочий: педагогический совет избирает из своего состава открытым голосованием председателя и секретаря ежегодно.
Педагогический совет обсуждает и утверждает (согласовывает) планы работы образовательной организации; осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; принимает решение о выдаче документов об образовании, о награждении обучающихся (воспитанников); принимает решение о мерах педагогического и дисциплинарного воздействия к обучающимся в порядке, определенном Федеральным законом и уставом, вносит предложение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
К факультативным органам управления относятся, в частности, попечительский совет, управляющий совет, советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Попечительский совет
Определение: попечительский совет - это коллегиальный орган управления образовательной организацией, объединяющий на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования конкретной образовательной организации. Порядок формирования и компетенция попечительского совета определяются уставом образовательной организации и Положением о попечительском совете.
Нормативно-правовая база: попечительский совет руководствуется в своей деятельности Федеральным законом, законодательством субъекта Российской Федерации, уставом образовательной организации, Положением о попечительском совете.
Участники: в состав попечительского совета могут входить представители государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимательских и научных кругов, средств массовой информации, общественных объединений и ассоциаций, независимо от форм собственности, педагогические работники, обучающиеся, их родители, иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательной организации. Членами попечительского совета могут быть юридические лица, которые действуют через своих представителей. Представители юридического лица принимают участие в работе попечительского совета на основании своих служебных полномочий или доверенности. Попечительский совет возглавляет председатель, избираемый на заседании попечительского совета.
Срок полномочий: попечительский совет создается на весь срок деятельности образовательной организации. Количество членов попечительского совета не ограничено (обычно не менее 5 (пяти) членов). Попечительский совет возглавляет председатель. Директор образовательной организации является неизбираемым членом попечительского совета и не может исполнять функции председателя. Председатель и заместитель председателя избираются ежегодно на первом заседании попечительского совета большинством голосов при открытом голосовании по согласованию с иными органами (педагогическим советом, управляющим советом или иным органом коллегиального управления). Организационной формой работы попечительского совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Основные полномочия: попечительский совет наделяется полномочиями контролировать финансово-хозяйственную деятельность фонда развития образовательной организации; заслушивать публичные отчеты администрации образовательной организации по рациональному использованию бюджетных и внебюджетных финансовых средств на нужды образовательной организации, о перспективах развития образовательной организации, выполнения программ (подпрограмм) развития образовательной организации; содействовать привлечению внебюджетных средств обеспечения деятельности и развития образовательной организации, в том числе согласовывать по представлению руководителя организации бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств.
Управляющий совет
Определение: управляющий совет - это представительный коллегиальный орган, имеющий определенные уставом полномочия по решению вопросов функционирования и развития образовательной организации, формируемый из представителей учредителя, руководства и работников образовательной организации, обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся.
Нормативно-правовая база: деятельность управляющего совета регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, законодательством субъекта Российской Федерации, уставом образовательной организации, Положением об управляющем совете.
Участники: избираемыми членами управляющего совета являются представители работников образовательной организации, представители родителей (законных представителей) обучающихся и представители обучающихся. В состав управляющего совета входит один представитель учредителя образовательной организации (в соответствии с приказом о назначении и доверенностью учредителя). В состав управляющего совета по его решению могут быть кооптированы представители местного сообщества (деятели науки, культуры, общественные деятели, представители средств массовой информации, депутаты, работодатели и представители объединений работодателей, специалисты из сфер профессиональной деятельности, совпадающих с профилем (профилями) обучения в образовательной организации).
Срок полномочий: члены управляющего совета избираются преимущественно сроком на три года, за исключением членов управляющего совета из числа обучающихся, которые могут избираться сроком на один или два года. Директор образовательной органи
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства образования Ставропольского края от 30 декабря 2021 г. N 02-24/18955 "О направлении рекомендаций" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.