В ходе проверок, проводимых инспекциями в судах общей юрисдикции, устанавливаются факты неправильного исчисления государственной пошлины. Каков механизм довзыскания установленной суммы недобора?
В соответствии со ст.19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст.13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам.
Согласно ст.7 Закона N 2005-1 контроль за соблюдением положений вышеназванного Закона осуществляется налоговыми органами. Данное положение Закона N 2005-1 не противоречит требованиям подпункта 2 п.1 ст.32 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Кроме того, ст.6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" определено, что главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, в том числе посредством налоговых проверок.
Согласно ст.101.1 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт. Форма акта и требования к его составлению регламентируются инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах". Производство по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах ведется в порядке, установленном разделом 4 вышеуказанной Инструкции.
При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о государственной пошлине, налоговые органы в соответствии со ст.31 НК РФ вправе требовать от плательщиков государственной пошлины устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований.
Поскольку ответственность судов общей юрисдикции, не являющихся ни плательщиками государственной пошлины, ни сборщиками этого платежа, за нарушение законодательства о госпошлине не определена, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение об отказе в привлечении судьи к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Для устранения недобора по государственной пошлине налоговый орган направляет налогоплательщику требование об имеющейся задолженности. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок государственной пошлины взыскание ее производится:
- с юридических лиц - в бесспорном порядке в соответствии со ст.46, 47 НК РФ;
- с физических лиц - в судебном порядке в соответствии со ст.48 НК РФ.
Установив факт излишне взысканной государственной пошлины, налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта и в соответствии со ст.78 и 79 НК РФ по письменному заявлению произвести налогоплательщику зачет или возврат государственной пошлины.
Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 августа 2002 г.
"Налоговый вестник", N 8, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1