Порядок применения регрессивных ставок налогообложения по единому социальному налогу и страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2002 году
1. Общие положения
Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 198-ФЗ) внесены изменения в п.2 ст.241 главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), содержащий условия, при соблюдении которых налогоплательщик имеет право использовать регрессивную шкалу ставки единого социального налога (ЕСН). Таким образом, с 1 января 2002 года действует новый порядок применения регрессивных ставок налогообложения. В данной статье на конкретном примере рассмотрим порядок применения регрессивных ставок налогообложения.
Сразу следует обратить внимание читателей журнала на то, что в 2001 году согласно п.2 ст.241 НК РФ, а также ст.245 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) налогоплательщики, производящие выплаты в пользу работников, могли применять регрессивную шкалу налогообложения ЕСН только при соблюдении одновременно двух условий, а именно:
Условие 1. Фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), во втором полугодии 2000 года должен был превышать 25 000 руб.
Условие 2. На момент уплаты авансовых платежей по ЕСН накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника должна была составлять сумму не менее 4200 руб., умноженных на количество месяцев, истекших в текущем календарном году.
С 1 января 2002 года осталось только одно условие, выполнение которого необходимо налогоплательщикам, производящим выплаты физическим лицам, для того чтобы исчислять ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения. В новой редакции п.2 ст.241 НК РФ (Закон N 198-ФЗ) условие 1 отменено. Таким образом, осталось только одно условие 2, а именно: налогоплательщики имеют право производить расчет ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу лицами, производящими выплаты физическим лицам, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму не менее 2500 руб.
Если это условие не соблюдается, то налог уплачивается по максимальным ставкам, предусмотренным п.1 ст.241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., не вправе до конца налогового периода использовать регрессивные ставки налога.
Таким образом, минимальная величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, при которой налогоплательщик получает право уплачивать ЕСН по регрессивной шкале, снижена с 4200 до 2500 руб.
Так, например, если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН за январь размер налоговой базы в среднем на одно физическое лицо составляет сумму менее 2500 руб., то налогоплательщик до конца года обязан производить исчисление налога по максимальным ставкам налогообложения.
Обращаем внимание на то, что как в 2001, так и в 2002 году при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект обложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.
В соответствии с п.3 ст.22 Закона N 167-ФЗ тарифы страховых взносов, предусмотренные п.2 данной статьи, применяются соответствующими страхователями, если соблюдены требования, установленные п.2 ст.241 НК РФ.
Если в результате расчета накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., то ЕСН и страховые взносы в ПФР исчисляются и уплачиваются по максимальным ставкам, определенным ст.241 НК РФ и ст.22 и 33 Закона N 167-ФЗ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
Для целей исчисления и уплаты ЕСН в федеральный бюджет и страховых взносов в ПФР расчет права на применение регрессивных ставок налога и тарифов страховых взносов производится ежемесячно.
При отсутствии у налогоплательщика (страхователя) права на применение регрессивных ставок налогообложения по ЕСН, а следовательно, и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховые взносы в ПФР исчисляются по максимальным тарифам, то есть предусмотренным для базы для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 000 руб.
Таким образом, налогоплательщики, у которых в расчете за какой-либо месяц налоговая база составила менее 2500 руб., до конца года не вправе использовать регрессивную шкалу ставок налога и тарифов страховых взносов.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что в соответствии с порядком заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам (организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями), утвержденного приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и порядка ее заполнения", налогоплательщики, которые утратили право рассчитывать ЕСН и страховые взносы в ПФР по регрессивным ставкам, с месяца, следующего за месяцем, в котором данное право утрачено, не заполняют расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН по месяцам последнего отчетного квартала отчетного периода и в соответствующих графах проставляют отметку "Z", а ежемесячные авансовые платежи по налогу и страховым взносам рассчитывают исходя из подлежащих налогообложению выплат, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и максимальных ставок, предусмотренных п.1 ст.241 НК РФ и ст.22 и 33 Закона N 167-ФЗ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
2. Особенности расчета средней численности работников
Следует иметь в виду, что при расчете условия на право исчислять ЕСН по регрессивным ставкам принимается средняя численность работников, учитываемая при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе ЕСН в федеральный бюджет и определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России. Таким образом, при расчете средней численности работников следует руководствоваться Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 (далее - Инструкция N 121).
Согласно разделу II Инструкции N 121 в среднюю численность работников за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) включается:
- среднесписочная численность работников;
- средняя численность внешних совместителей;
- средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
При этом средняя численность работников показывается в целых единицах.
Согласно п.2 ст.241 НК РФ при определении условия для использования регрессивной шкалы применяется средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Эту норму можно объяснить следующим образом. В налоговую базу для исчисления ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, включаются все выплаты физическим лицам, признаваемые объектом обложения ЕСН, в отличие от налоговой базы для исчисления ЕСН, подлежащего уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).
Так, в налоговую базу для исчисления ЕСН, подлежащего уплате в ФСС РФ, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам. Соответственно, если физическое лицо получает выплаты только, например, по гражданско-правовым договорам, то оно не будет учитываться при расчете ЕСН, подлежащего уплате в ФСС РФ.
Таким образом, средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, является наиболее приближенной к средней численности работников, определяемой в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.
Вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, и численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются.
Вместе с тем если у налогоплательщика имеется право на применение регрессивных ставок налога по расчету условия на право применения регрессивных ставок налога, то оно распространяется и на выплаты гонораров авторам, превышающие 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года.
3. Особенности расчета права на применение регрессивных ставок обособленными подразделениями
Если организация имеет в своем составе обособленные подразделения, то в соответствии с п.2 ст.241 НК РФ расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН производится по организации в целом независимо от исполнения обособленными подразделениями обязанности организации по уплате авансовых платежей и страховых взносов.
Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате авансовых платежей по налогу и представлению расчетов по авансовым платежам по месту своего нахождения, направляют расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации и заверенный печатью (штампом) организации, также в адрес каждого такого обособленного подразделения в срок, обеспечивающий получение данного документа обособленным подразделением не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Вышеуказанные обособленные подразделения организаций представляют в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, вместе с расчетом по авансовым платежам за отчетный период расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН, полученный от организации.
Следует особо отметить, что обособленным подразделением организации самостоятельно расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не производится.
4. Порядок определения права на применение регрессивных ставок налога
Пример.
В организации работают 7 человек, из которых:
работник 1 является внешним совместителем. Работник 1 с января по апрель отработал (по 4 часа в день) все рабочие дни по пятидневной рабочей неделе;
работник 2 выполняет работы по авторскому договору (договор заключен с 3 января по 30 апреля);
работники 3, 4 и 5 работают по договорам гражданско-правового характера (договора заключены с 3 января по 30 апреля);
работники 6 и 7 состоят в штате предприятия. При этом работник 6 с января по март отработал все рабочие дни по пятидневной рабочей неделе, а в апреле - не работал, так как обучался в образовательном учреждении и находился в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а работник 7 с января по апрель отработал все рабочие дни по пятидневной рабочей неделе.
В табл.1 представим все выплаты, произведенные в пользу работников.
Таблица 1
Выплаты в пользу работников
в руб.
Работ- ники |
Сов- мести- тель |
По авторскому договору |
По гражданско- правовым догово- рам |
По трудовым договорам |
Итого | |||
Начис- лено выплат |
Работ- ник 1 |
Работ- ник 2 |
Работ- ник 3 |
Работ- ник 4 |
Работник 5 |
Работник 6 |
Работник 7 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
январь | 2500 | 3000 | 3000 | 5000 | 5000 | 3000 | 2000 | 23 500 |
февраль | 2500 | 3000 | 3000 | 5000 | 5000 | 3000 | 2000 | 23 500 |
январь- февраль |
5000 | 6000 | 6000 | 10 000 | 10 000 | 6000 | 4000 | 47 000 |
март | 3000 | 3000 | 3000 | 6000 | 6000 | 3000 | 2000 | 26 000 |
январь- март |
8000 | 9000 | 9000 | 16 000 | 16 000 | 9000 | 6000 | 73 000 |
апрель | 2000 | 2000 | 2000 | 5000 | 5000 | - | 2000 | 18 000 |
январь- апрель |
10 000 | 11 000 | 11 000 | 21 000 | 21 000 | 9000 | 8000 | 91 000 |
Теперь перейдем к рассмотрению порядка определения права на применение регрессивных ставок ЕСН (далее - Порядок).
1. Сначала следует произвести расчет средней численности согласно Инструкции N 121.
Расчет средней численности производить не будем, а предположим, что средняя численность составляет:
- за январь 2002 года - 6 человек;
- за февраль 2002 года - 6 человек;
- за март 2002 года - 5 человек;
- за апрель 2002 года - 6 человек.
Еще раз обращаем внимание читателей журнала на то, что вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, и численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются.
2. В соответствии с п.2 ст.241 НК РФ (в нашем примере численность организации меньше 30 человек) определим численность 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, которые не учитываются при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно).
Следует иметь в виду, что полученное число, округленное по правилам округления до целых единиц, является тем числом работников с максимальными общими суммами выплат, выплаты по которым необходимо исключить из суммы выплат, сложившейся за период с начала года по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода включительно по всем работникам, участвующим в расчете.
Так, численность 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, составляет:
- за январь 2002 года - 2 человека (6 чел. х 30% = 1,8) - работники 4 и 5;
- за январь - февраль 2002 года - 2 человека (6 чел. х 30% = 1,8) - работники 4 и 5;
- за январь - март 2002 года - 2 человека (5 чел. х 30% = 1,5) - работники 4 и 5;
- за январь - апрель 2002 года - 2 человека (6 чел. х 30% = 1,8) - работники 4 и 5.
3. Определим среднюю численность работников без численности 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
Так, средняя численность работников без численности 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, составляет:
- за январь 2002 года - 4 человека (6 чел. - 2 чел.);
- за февраль 2002 года - 4 человека (6 чел. - 2 чел.);
- за март 2002 года - 3 человека (5 чел. - 2 чел.);
- за апрель 2002 года - 4 человека (6 чел. - 2 чел.).
4. Определим суммы выплат, произведенных в пользу физических лиц и принимаемых к расчету на определение права производить расчет по регрессивным ставкам налогообложения.
Данный показатель получается на основании учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений исходя из выплат работникам, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет.
Вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, и численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются.
Если организация имеет право на применение регрессивных ставок налога по расчету условия на право применения регрессивных ставок ЕСН, то оно распространяется и на выплаты гонораров авторам, превышающие 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года.
К расчету принимаются выплаты, формирующие налоговую базу, которая определяется в соответствии с положениями ст.237 НК РФ.
Таким образом, в нашем примере это суммы выплат работникам, приведенные в табл.1, за исключением сумм выплат в пользу работника 2, так как он выполнял работы по авторскому договору (соответствующие показатели графы 9 табл.1 минус соответствующие показатели графы 3 табл. 1):
- за январь 2002 года - 20 500 руб. (23 500 руб. - 3000 руб.);
- за январь - февраль 2002 года - 41 000 руб. (47 000 руб. - 6000 руб.);
- за январь - март 2002 года - 64 000 руб. (73 000 руб. - 9000 руб.);
- за январь - апрель 2002 года - 80 000 руб. (91 000 руб. - 11 000 руб.).
5. Определим суммы выплат, произведенных в пользу физических лиц, имеющих наибольшие по размеру доходы, и принимаемых к расчету на определение права производить расчет по регрессивным ставкам налогообложения.
В нашем примере численность работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, составляет 2 человека, а именно: работники 4 и 5. Соответствующие им выплаты составляют (см. табл.1):
- за январь 2002 года - 10 000 руб. (5000 руб. + 5000 руб.);
- за январь - февраль 2002 года - 20 000 руб. (10 000 руб. + 10 000 руб.);
- за январь - март 2002 года - 32 000 руб. (16 000 руб. + 16 000 руб.);
- за январь - апрель 2002 года - 42 000 руб. (21 000 руб. + 21 000 руб.).
6. Определим налоговую базу без учета выплат в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
Налоговая база без учета выплат работникам, имеющим наибольшие по размеру доходы, определяется как разность соответствующих показателей "сумм выплат, произведенных в пользу физических лиц, и принимаемых к расчету на определение права производить расчет по регрессивным ставкам налогообложения" (показатели п.4 Порядка) и "сумм выплат, произведенных в пользу физических лиц, имеющих наибольшие по размеру доходы, и принимаемых к расчету на определение права производить расчет по регрессивным ставкам налогообложения" (показатели п.5 Порядка) и составляет:
- за январь 2002 года - 10 500 руб. (20 500 руб. - 10 000 руб.);
- за январь - февраль 2002 года - 21 000 руб. (41 000 руб. - 20 000 руб.);
- за январь - март 2002 года - 32 000 руб. (64 000 руб. - 32 000 руб.);
- за январь - апрель 2002 года - 38 000 руб. (80 000 руб. - 42 000 руб.).
7. Определим налоговую базу в среднем на одного работника.
Налоговая база в среднем на одного работника рассчитывается следующим образом: налоговая база без учета выплат в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, делится на среднюю численность работников без учета 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы (соответствующие показатели п.6 Порядка делятся на соответствующие показатели п.3 Порядка).
Так, налоговая база в среднем на одного работника составляет:
- за январь 2002 года - 2625 руб. (10 500 руб. : 4);
- за январь - февраль 2002 года - 5250 руб. (21 000 руб. : 4);
- за январь - март 2002 года - 10 666 руб. (32 000 руб. : 3);
- за январь - апрель 2002 года - 9500 руб. (38 000 руб. : 4).
8. Определим накопленную с начала года величину налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленную на количество месяцев, истекших с начала года.
Для этого необходимо разделить показатель п.7 Порядка на число месяцев, прошедших с начала года до месяца, в котором производится расчет права на применение регрессивных ставок налога. Например, в расчете за январь число месяцев 1, за февраль - 2, за март - 3, за апрель - 4 и т.д.
Так, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших с начала года, составляет:
- за январь 2002 года - 2625 руб. (2625 руб. : 1) > 2500 руб.;
- за январь - февраль 2002 года - 2625 руб. (5250 руб. : 2) > 2500 руб.;
- за январь - март 2002 года - 3555 руб. (10 666 руб. : 3) > 2500 руб.;
- за январь - апрель 2002 года - 2375 руб. (9500 руб. : 4) < 2500 руб.
Теперь для наглядности представим вышеполученные данные в виде табл. 2.
Таблица 2
Порядок определения права на применение регрессивных ставок налога
Показатели | Код стро- ки |
Ед. измере- ния |
Нарастающим итогом с начала года | |||
январь | январь - февраль |
январь - март |
январь - апрель |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Средняя чис- ленность ра- ботников (см. п.1 Порядка) |
010 | чел. | 6 | 6 | 5 | 6 |
Суммы выплат, произведенных в пользу фи- зических лиц, принимаемых к расчету (см. п.4 Порядка) |
020 | руб. коп. |
20 500 | 41 000 | 64 000 | 80 000 |
10% (30%) ра- ботников, имеющих наи- большие по размеру дохо- ды [стр.010 х 10% (30%) : 100%] либо см. п.2 По- рядка |
030 | чел. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Суммы выплат 10% (30%) ра- ботников, имеющих наи- большие по размеру дохо- ды (см. п.5 Порядка) |
040 | руб. коп. |
10 000 | 20 000 | 32 000 | 42 000 |
Налоговая ба- за без учета выплат работ- никам, имею- щим наиболь- шие по разме- ру доходы (стр.20 - стр.40) либо см. п.6 По- рядка |
050 | руб. коп. |
10 500 | 21 000 | 32 000 | 38 000 |
Налоговая ба- за в среднем на 1 работни- ка [стр.50 : (стр.10 - стр.30)] либо см. п.7 По- рядка |
060 | руб. коп. |
2625 10 500 : (6 - 2)] |
5250 [21 000 : (6 - 2)] |
10 666 [32 000 : (5 - 3)] |
9500 [38 000 : (6 - 2)] |
Количество месяцев, ис- текших с на- чала налого- вого периода |
070 | мес. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Налоговая ба- за в среднем на одного ра- ботника, при- ходящаяся на один месяц в истекшем на- логовом пери- оде (стр.60 : стр.70) либо см. п.8 По- рядка |
080 | руб. коп. |
2625 | 2625 | 3555 | 2375 |
Право на рег- регрессию [Если стр. 080 > 2500 руб., то право на регрессию есть (+), если стр.080 < 2500 руб., то права на регрессию нет (-)]. |
090 | + | + | + | - |
Таким образом, организация имеет право применять регрессивную шкалу ставки ЕСН при исчислении ЕСН за январь, февраль, март 2002 года. Однако поскольку величина налоговой базы на каждое физическое лицо, в пользу которого начислялись выплаты (нарастающим итогом с начала года), в эти периоды меньше 100 000 руб., ЕСН должен быть тем не менее исчислен по максимальным ставкам.
В апреле 2002 года накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем календарном году, составила сумму менее 2500 руб., и в этом месяце организация утрачивает право применять регрессивную шкалу ставки ЕСН, а также регрессивную шкалу тарифов страховых взносов в ПФР, и, следовательно, до конца года она обязана исчислять ЕСН и страховые взносы в ПФР по максимальным тарифам нарастающим итогом с начала года. При этом уточненные расчеты за январь, февраль, март не представляются, так как в расчете за апрель расчет ЕСН и страховых взносов перерасчет за январь, февраль, март произойдет автоматически.
Далее произведем начисление ЕСН и страховых взносов в ПФР.
В соответствии со ст.243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов [авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет)] в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащего уплате в федеральный бюджет, начисленного за тот же период.
Вместе с тем в соответствии со ст.10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект обложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.
Предположим, что в организации все работники старше 1956 года рождения. Таким образом, в соответствии с Законом N 167-ФЗ по данным работникам тарифы страховых взносов для базы для начисления страховых взносов до 100 000 руб. составляют 14% - на финансирование страховой части трудовой пенсии и 0% - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Работник 1.
Январь:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 350 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 350 руб. (2500 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 540 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет до применения налогового вычета, - 700 руб. (2500 руб. х 28%);
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет после применения налогового вычета, - 350 руб. (700 руб. - 350 руб.);
- ЕСН в части ФСС РФ - 100 руб. (2500 руб. x 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 5 руб. (2500 руб. x 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 85 руб. (2500 руб. x 3,4%).
Январь - февраль:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 700 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 700 руб. (5000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 1080 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет до применения налогового вычета, - 1400 руб. (5000 руб. х 28%);
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет после применения налогового вычета, - 700 руб. (1400 руб. - 700 руб.);
- ЕСН в части ФСС РФ - 200 руб. (5000 руб. x 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 10 руб. (5000 руб. x 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 170 руб. (5000 руб. x 3,4%).
Январь - март:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 1120 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 1120 руб. (8000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 1728 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет до применения налогового вычета, - 2240 руб. (8000 руб. х 28%);
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет после применения налогового вычета, - 1120 руб. (2240 руб. - 1120 руб.);
- ЕСН в части ФСС РФ - 320 руб. (8000 руб. x 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 16 руб. (8000 руб. х 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 272 руб. (8000 руб. х 3,4%).
Январь - апрель:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 1400 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 1400 руб. (10 000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 2160 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет до применения налогового вычета, - 2800 руб. (10 000 руб. х 28%);
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет после применения налогового вычета, - 1400 руб. (2800 руб. - 1400 руб.);
- ЕСН в части ФСС РФ - 400 руб. (10 000 руб. х 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 20 руб. (10 000 руб. x 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 340 руб. (10 000 руб. x 3,4%).
Расчет ЕСН и страховых взносов по работникам 2, 3, 4, 5, 6 и 7 производится аналогичным образом. Так, для примера произведем расчет ЕСН и страховых взносов в ПФР по работнику 7.
Работник 7.
Январь:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 280 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 280 руб. (2000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 432 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет до применения налогового вычета, - 560 руб. (2000 руб. х 28%);
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет после применения налогового вычета, - 280 руб. (560 руб. - 280 руб.);
- ЕСН в части ФСС РФ - 80 руб. (2000 руб. х 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 4 руб. (2000 руб. х 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 68 руб. (2000 руб. х 3,4%).
Январь - февраль:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 560 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 560 руб. (4000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 864 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет до применения налогового вычета, - 1120 руб. (4000 руб. х 28%);
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет после применения налогового вычета, - 560 руб. (1120 руб. - 560 руб.);
- ЕСН в части ФСС РФ - 160 руб. (4000 руб. х 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 8 руб. (4000 руб. х 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 136 руб. (4000 руб. х 3,4%).
Январь - март:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 840 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 840 руб. (6000 руб. х 14 %);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 1296 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет до применения налогового вычета, - 1680 руб. (6000 руб. х 28%);
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет после применения налогового вычета, - 840 руб. (1680 руб. - 840 руб.);
- ЕСН в части ФСС РФ - 240 руб. (6000 руб. х 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 12 руб. (6000 руб. х 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 204 руб. (6000 руб. х 3,4%).
Январь - апрель:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 1120 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 1120 руб. (8000 руб. х 14 %);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 1728 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет до применения налогового вычета, - 2240 руб. (8000 руб. х 28%);
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет после применения налогового вычета, - 1120 руб. (2240 руб. - 1120 руб.);
- ЕСН в части ФСС РФ - 320 руб. (8000 руб. x 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 16 руб. (8000 руб. х 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 272 руб. (8000 руб. х 3,4%).
Вышеприведенный расчет ЕСН и страховых взносов произведен для организации, в которой отсутствуют работники-инвалиды.
Далее хочется обратить внимание читателей на то, как производится расчет ЕСН и страховых взносов в ПФР, если в организации есть работники-инвалиды. Предположим, что в нашем случае работник 7 является инвалидом.
Налоговая база по ЕСН определяется в соответствии со ст.237 НК РФ, за исключением выплат, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.238 НК РФ. Кроме того, при налогообложении ЕСН не учитываются выплаты, льготируемые согласно ст.239 НК РФ.
Как уже было отмечено выше, в соответствии со ст.10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект обложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.
Таким образом, базой для начисления страховых взносов является налоговая база по ЕСН, определенная главой 24 НК РФ. При этом согласно ст.239 НК РФ льготирования выплат по страховым взносам в ПФР не происходит, так как Закон N 167-ФЗ не устанавливает льгот по уплате страховых взносов в ПФР, как это предусмотрено для уплаты ЕСН согласно ст.239 НК РФ, а также не содержит отсылочных норм на положения НК РФ, устанавливающие налоговые льготы по ЕСН (то есть на ст.239 НК РФ). Следовательно, на выплаты и вознаграждения, освобожденные от уплаты ЕСН, страховые взносы в ПФР начисляются в общеустановленном порядке.
Обращаем внимание читателей на то, что расчет по ЕСН следует производить с учетом особенностей исчисления ЕСН в организациях, использующих труд инвалидов либо освобожденных от уплаты в соответствии со ст.239 НК РФ, отраженных в приказе МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 - раздел об особенностях заполнения графы 3 расчета по авансовым платежам организациями, применяющими налоговые льготы в соответствии со ст.239 НК РФ, а именно: ЕСН в части, подлежащей начислению в федеральный бюджет, рассчитывается по ставкам ЕСН, определенным как 1/2 ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков ст.241 НК РФ, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога.
При этом следует иметь в виду, что если в организации имеется работник-инвалид, то расчет ЕСН, с учетом вышеописанных особенностей, следует производить в отношении не только работника-инвалида, а всех работников организации в аналогичном порядке.
Произведем расчет ЕСН и страховых взносов в ПФР, если в организации имеются работники-инвалиды.
Работник 1.
Январь:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 350 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 350 руб. (2500 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 540 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет, - 350 руб. (700 руб. х 1/2 х 28%);
- ЕСН в части ФСС РФ - 100 руб. (2500 руб. х 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 5 руб. (2500 руб. х 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 85 руб. (2500 руб. х 3,4%).
Январь - февраль:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 700 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 700 руб. (5000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего -1080 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет, - 700 руб. (5000 руб. х 1/2 х 28%);
- ЕСН в части ФСС РФ - 200 руб. (5000 руб. х 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 10 руб. (5000 руб. х 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 170 руб. (5000 руб. х 3,4%).
Январь - март:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 1120 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 1120 руб. (8000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 1728 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет, - 1120 руб. (8000 руб. х 1/2 х 28%);
- ЕСН в части ФСС РФ - 320 руб. (8000 руб. х 4%);
- ЕСН в части ФФОМС - 16 руб. (8000 руб. х 0,2%);
- ЕСН в части ТФОМС - 272 руб. (8000 руб. х 3,4%).
Январь - апрель:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 1400 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 1400 руб. (10 000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 2160 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет, - 1400 руб. (1000 руб. х 1/2 х 28%);
- ЕСН в части ФСС РФ - 400 руб.;
- ЕСН в части ФФОМС - 20 руб.;
- ЕСН в части ТФОМС - 340 руб.
Расчет ЕСН и страховых взносов в отношении работников 2, 3, 4, 5 и 6 производится аналогичным образом.
Расчет ЕСН и страховых взносов в отношении работника 7, являющегося инвалидом, производится следующим образом.
Сразу обращаем внимание читателей журнала на то, что в соответствии со ст.239 НК РФ у работников-инвалидов льготируются в части ЕСН выплаты, производимые в их пользу, до 100 000 руб. Так как в нашем примере выплаты в пользу работника 7, являющегося инвалидом, не превышают 100 000 руб., то ЕСН с данных выплат будет равен нулю. При этом страховые взносы будут исчислены в общеустановленном порядке по вышеуказанным причинам.
Январь:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 280 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 280 руб. (2000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 0 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет, - 0 руб.;
- ЕСН в части ФСС РФ - 0 руб.;
- ЕСН в части ФФОМС - 0 руб.;
- ЕСН в части ТФОМС - 0 руб.
Январь - февраль:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 560 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 560 руб. (4000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 0 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет, - 0 руб.;
- ЕСН в части ФСС РФ - 0 руб.;
- ЕСН в части ФФОМС - 0 руб.;
- ЕСН в части ТФОМС - 0 руб.
Январь - март:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 840 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 840 руб. (6000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 0 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет, - 0 руб.;
- ЕСН в части ФСС РФ - 0 руб.;
- ЕСН в части ФФОМС - 0 руб.;
- ЕСН в части ТФОМС - 0 руб.
Январь - апрель:
Начислено страховых взносов в ПФР, всего - 1120 руб., в том числе:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 1120 руб. (8000 руб. х 14%);
- на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 0 руб.
Начислено ЕСН, всего - 0 руб., в том числе:
- часть ЕСН, причитающаяся в федеральный бюджет, - 0 руб.;
- ЕСН в части ФСС РФ - 0 руб.;
- ЕСН в части ФФОМС - 0 руб.;
- ЕСН в части ТФОМС - 0 руб.
В.Н. Барсукова |
"Налоговый вестник", N 8, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1