Основным видом получения дохода организации являются экспортные поставки продукции. Из-за сложных территориальных условий отгрузка продукции ведется сезонно, и из-за этого расчеты организации с бюджетом задерживаются. Но по итогам года после завершения реализационного периода задолженность организации перед бюджетом сводится к нулю.
Предоставляются ли в таком случае отсрочки (рассрочки) по налогам?
Прежде всего считаем необходимым отметить, что отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов предоставляются на основании фактических результатов [данных годового (квартального) бухгалтерского отчета], а не ожидаемых данных хозяйственной деятельности организации.
Статьей 63 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов предоставляются Минфином России, издавшим приказ от 30.09.1999 N 64н "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет" (далее - Порядок).
В соответствии с п.1 раздела I Порядка организация-налогоплательщик направляет на рассмотрение в соответствующий департамент Минфина России (в данном случае в Департамент отраслевого финансирования) заявление об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени, зачисляемых в федеральный бюджет в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
Согласно требованиям п.9 раздела II Порядка налогоплательщиком в соответствующий департамент Минфина России представляются в обязательном порядке следующие документы:
а) заявление с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита;
б) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменения срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п.1 ст.62 НК РФ;
в) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
г) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;
д) копия устава (положения) организации;
е) баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
ж) документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство.
В зависимости от оснований обращения налогоплательщика об изменении срока уплаты налогов и сборов, а также пени, подлежащих уплате в федеральный бюджет, могут потребоваться дополнительные документы.
Так, в соответствии с п.10.4 раздела II Порядка в случае обращения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по основаниям, определенным в подпункте 5 п.2 ст.64 НК РФ, в частности, если производство и (или) реализация товаров, работ, услуг носит сезонный характер, представляется документ, подтверждающий тот факт, что организация осуществляет деятельность, поименованную в постановлении Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения".
В Порядке изложена вся процедура рассмотрения и принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и сборов соответствующими департаментами Минфина России, которой и надлежит руководствоваться при оформлении документов для подачи заявления об изменении срока уплаты налогов в федеральный бюджет.
В соответствии с подпунктом 5.2 п.5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" все предприятия, за исключением бюджетных организаций и малых предприятий, имели право переходить на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.
В соответствии со ст.285 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Согласно ст.287 НК РФ в 2002 году ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
Учитывая вышеизложенное, организация может принять решение о переходе на уплату налога на прибыль по итогам каждого отчетного месяца, что позволит избежать излишней уплаты налога либо возникновения задолженности в течение налогового периода.
Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
1 августа 2002 г.
"Налоговый вестник", N 8, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1