Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2022 г. N 3а-488/2022
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н., с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников недвижимости "Темп-36" к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан об оспаривании отдельных положений Порядка предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета, утвержденного приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35,
установил:
приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35, утвержден Порядок предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета (далее - Порядок). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан 23 марта 2022 года за N 8983 и опубликован вместе с Порядком на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 23 марта 2022 года).
Пунктом 2.6 Порядка установлено, что владелец специального счета ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставляет в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан сведения на бумажном носителе, а также в электронном виде в формате Excel посредством электронной почты (приложение N 4):
- информацию о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;
- информацию о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт;
- информацию о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета;
- информацию о размере остатка средств на специальном счете;
- информацию о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В приложении N 4 "Сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, о размере остатка средств на специальном счете, заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта" установлена подлежащая заполнению форма в виде таблицы, состоящей из 29-ти граф.
В графах 1-9 подлежат отражению следующие сведения: организационно-правовая форма владельца специального счета (ТСЖ/ЖСК/УК) (графа 1); полное наименование владельца специального счета (графа 2); МКД, на который открыт специальный счет (графа 3); номер специального счета (графа 4); наименование кредитной организации (банка), в которой открыт специальный счет (графа 5); общая площадь МКД, кв. м (графа 6); общая площадь жилых и нежилых помещений в МКД, кв. м (графа 7); тариф на капитальный ремонт, руб. (графа 8); размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт МКД, руб. (графа 9).
В графах 10-20 должны указываться следующие сведения за период с начала формирования фонда капитального ремонта (с первого начисления) по отчетную дату: сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт с разбивкой по категориям "всего начислено (11+12)" (графа 10), "взносы собственников на капитальный ремонт" (графа 11), "пени" (графа 12); сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт с разбивкой по категориям "всего оплачено (14+15)" (графа 13), "взносы собственников на капитальный ремонт" (графа 14), "иные поступления, образующие фонд капитального ремонта согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ" (графа 14); сведения о размере задолженности по взносам на капитальный ремонт, руб. (графа 16); сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, руб. (графа 17); сведения о размере остатка средств на специальном счете, руб. (графа 18) со сноской "данные подтверждаются актуальной, заверенной выпиской банка по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом (по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября)"; сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта (графа 19); задолженность по кредитному договору (с нарастающим итогом) (графа 20).
В графах 21-29 отражаются сведения с начала года по отчетную дату, а именно: сведения о размере остатка денежных средств на начало года, руб. (графа 21); сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт в начала года, руб. с разбивкой по категориям "всего начислено (23+24)" (графа 22), "взносы собственников на капитальный ремонт" (графа 23), "пени" (графа 24); сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, с начала года, руб. с разбивкой по категориям "всего оплачено (26+27)" (графа 25), "взносы собственников на капитальный ремонт" (графа 26), "иные поступления, образующие фонд капитального ремонта согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ" (графа 27); сведения о размере задолженности по взносам на капитальный ремонт с начала года, руб. (графа 28); сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, с начала года, руб. (графа 29).
Товарищество собственников недвижимости "Темп-36", являющееся владельцем специального счета, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2.6 Порядка, приложения N 4 к Порядку, считая их противоречащими Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
По мнению административного истца, оспариваемые положения увеличивают нагрузку на владельцев специального счета, возложив на них дополнительные обязанности по ежемесячному представлению сведений, не предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, одновременно в форме документов на бумажном носителе и в электронной форме.
В судебном заседании председатель товарищества собственников недвижимости "Темп-36" Нуртдинов Р.М. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, пояснил, что сведения, предусмотренные оспариваемыми нормами, ежеквартально вносятся в специальный раздел государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, необходимость заполнения формы, установленной Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан, ставит владельцев специальных счетов в Республике Татарстан в неравное положение по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Административный истец полагает, что обязанность предоставления таких сведений может быть установлена лишь на федеральном уровне для всех субъектов Российской Федерации.
Представитель Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан Галлямова Т.Х. административный иск не признала, пояснила, что оспариваемые нормы приняты в порядке реализации полномочий, предоставленных статьями 166, 167, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, а необходимость заполнения владельцами специальных счетов установленной формы обусловлена аналогичными требованиями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о предоставлении этих сведений органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации, установленными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Представитель Министерства юстиции Республики Татарстан Елина Л.Н. указала на соответствие оспариваемых норм положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, соблюдения порядка регистрации и опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно части второй статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй этой же статьи.
Частью 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации к предмету регулирования жилищным законодательством в числе прочего отнесены отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1); осуществления государственного жилищного надзора (пункт 13).
На основании части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации по решению собственников помещений в многоквартирном доме формирование фонда капитального ремонта осуществляется на специальном счете (часть 3 статьи 170), владельцем которого могут быть осуществляющие управление многоквартирными домами товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, управляющая организация (часть 2 статьи 175).
Частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации на владельца специального счета возложена обязанность представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Порядок предоставления этих сведений в Республике Татарстан урегулирован нормами статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон Республики Татарстан).
Согласно части 1 статьи 12 Закона Республики Татарстан владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан следующие сведения:
информация о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт (пункт 2);
информация о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт (пункт 2.1);
информация о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета (пункт 2.2);
информация о размере остатка средств на специальном счете (пункт 3);
информация о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров (пункт 4).
На основании части 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан сведения, предусмотренные пунктами 2-4 части 1 названной статьи, представляются региональным оператором, владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном органом государственного жилищного надзора Республики Татарстан.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года N 1068 (далее - Положение), органом, осуществляющим государственный жилищный надзор в Республике Татарстан, является Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (пункты 1.1 и 3.1 Положения).
На основании подпункта "б" пункта 3.6 Положения Государственная жилищной инспекции Республики Татарстан осуществляет исполнительно-распорядительные и надзорные полномочия и функции на территории Республики Татарстан в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований к формированию фондов капитального ремонта.
Пунктом 3.11 Положения к полномочиям Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан отнесено утверждение в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" порядка предоставления сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12 Закона.
Таким образом, реализуя предоставленное частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочие по установлению порядка и сроков предоставления владельцем специального счета сведений в орган государственного жилищного надзора, региональный законодатель воспроизвел перечень таких сведений, определенный названной нормой федерального жилищного законодательства, установил ежемесячный порядок, максимальный срок и форму их предоставления, а также предусмотрел возможность дальнейшего правового регулирования Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан.
Поскольку в силу Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка и сроков предоставления сведений в орган государственного жилищного надзора предполагается на уровне закона субъекта Российской Федерации, предмет правового регулирования Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в этой сфере ограничивается детализацией установленного Законом Республики Татарстан порядка и не может выходить за его пределы.
С учетом того, что периодичность и срок представления сведений в орган государственного жилищного надзора владельцем специального счета установлена частью 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан, также предусматривающей необходимость представления сведений в том числе в электронной форме (без указания на необходимость применения электронной подписи), воспроизведение и конкретизация этих положений в части формата документа и способа его направления в уполномоченный орган в пункте 2.6 Порядка, а также утверждение типовой формы представления предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации сведений не может расцениваться как превышение Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан своих полномочий.
Вместе с тем, как следует из содержания приложения N 4 к Порядку, заполнение установленной им формы предполагает представление не только сведений, предусмотренных частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Республики Татарстан и воспроизведенных в части 2 статьи 12 Республики Татарстан, пункте 2.6 Порядка, но и сведения об организационно-правовой форме владельца специального счета (графа 1); полном наименовании владельца специального счета (графа 2); многоквартирном доме, на который открыт специальный счет (графа 3); номере специального счета (графа 4); наименовании кредитной организации (банка), в которой открыт специальный счет (графа 5); общей площади многоквартирного дома в квадратных метрах (графа 6); общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в квадратных метрах (графа 7); тарифе на капитальный ремонт в рублях (графа 8); размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома в рублях (графа 9); о размере задолженности по взносам на капитальный ремонт в рублях (графа 16) и о размере такой задолженности с начала года (графа 28); о задолженности по кредитному договору (с нарастающим итогом) (графа 20). Сноска к графе 18 приложения N 4 обязывает владельцев специального счета представлять актуальную, заверенную выписку банка по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, о размере остатка средств на специальном счете.
Обязанность представления владельцем специального счета вышеперечисленных сведений и документов не предусмотрена нормами федерального законодательства, полномочий по расширению объема представляемой информации, установлению дополнительных обязанностей субъекту Российской Федерации законодательством не предусмотрено, следовательно, оспариваемые нормы граф 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16, 20, 28, сноски к графе 18 приняты Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан с превышением ее полномочий, установленных частью 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан, пунктом 3.11 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, и подлежат признанию недействующими.
Доводы административного ответчика о наличии у Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан иных полномочий, предоставленных в частности статьями 166 и 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты в качестве обоснования законности оспариваемых норм, поскольку этими статьями определен предмет регулирования нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в иных сферах правоотношений по обеспечению своевременного проведения капитального ремонта и не предоставлено Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан дополнительных полномочий по расширению объема сведений, предоставляемых владельцами специальных счетов.
Ссылка административного ответчика на приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 871/пр "Об утверждении форм мониторинга и отчетности реализации субъектами Российской Федерации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных приказов Минстроя России" также не свидетельствует о наличии у Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан полномочий по расширению объема сведений, предусмотренных частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предписания данного приказа о предоставлении сведений в порядке мониторинга реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, адресованы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и не возлагают обязанности по предоставлению этих сведений на владельцев специальных счетов.
Установленная приложением N 4 к Порядку форма представления сведений также предполагает, что сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, указываются за период с начала формирования фонда капитального ремонта (с первого начисления) по отчетную дату (графы 10-12), а также за период с начала года по отчетную дату (графы 22-24), при этом данная информация предоставляется раздельно по взносам собственников на капитальный ремонт (графы 11, 23) и по пеням (графы 12 и 24), а также в виде итоговой суммы взносов и пеней (графы 10, 22).
По аналогичному принципу с разбивкой на периоды сформирован способ предоставления сведений о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт (графы 13-15, 25-27), о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета (графы 17, 29), о размере остатка средств на специальном счете (графы 18, 21).
При этом сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт (графы 13-15, 25-27) также предоставляются раздельно по взносам собственников на капитальный ремонт (графы 14, 26), иным поступлениям, образующим фонд капитального ремонта (графы 15, 27), и в виде итоговой суммы (графы 13, 25).
Как следует из содержания административного искового заявления, административный истец считает неправомерным выделение в отдельные графы сведений за период с начала года по отчетную дату, а также сведений о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, с выделением взносов собственников и пени, и сведений о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальных ремонт, с выделением взносов собственников и иных поступлений.
В связи с этим суд отмечает, что положениями части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации Татарстан ограничен лишь перечень сведений, представляемых владельцами специального счета в орган государственного жилищного надзора в обязательном порядке, при этом не указано, что эти сведения предоставляются по состоянию на определенную дату или за определенный период. Такая правовая конструкция не исключает возможность конкретизации этих сведений по тем или иным параметрам в рамках установления порядка их представления. В свою очередь, статьей 12 Закона Республики Татарстан установлен порядок и сроки представления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан с отсылкой на возможность дальнейшего правового регулирования этого порядка названным органом государственного жилищного надзора.
Следовательно, утверждение Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан формы предоставления сведений в пределах их объема, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а также в рамках установленных Законом Республики Татарстан порядка и сроков, в том числе конкретизация этих сведений по периодам и по видам платежей, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не может расцениваться как возложение на владельцев специального счета не предусмотренных законом обязанностей.
Обращаясь к доводам административного истца о противоречии оспариваемых норм Федеральному закону от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", суд отмечает, что данным Федеральным законом регулируется деятельность участников информационного взаимодействия в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве, составляющей государственный информационный ресурс в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В частности, пунктом 19 части 1 статьи 6, пунктом 4 части 14 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрено размещение в данной системе информации о совершенных операциях по списанию со счета и зачислению на счет денежных средств, в том числе на специальный счет, которые открыты в целях формирования фонда капитального ремонта, а также об остатке денежных средств на таких счетах органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом установление порядка, состава, способов, сроков и периодичности размещения информации ее поставщиками в силу пункта 5 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 3 статьи 7 Федерального закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Разделом 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 74, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 144/пр от 29 февраля 2016 года на лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, возложена обязанность по ежеквартальному размещению в системе информации о совершенных операциях по списанию со счета и зачислению на специальный счет денежных средств, а также об остатке денежных средств (пункт 11.3).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать: "...приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. N 114/п..."
Наряду с этим, статьей 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей осуществление контроля за формированием фонда капитального ремонта, предусмотрена обязанность владельца специального счета предоставлять сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров непосредственно в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
В силу частей 4 и 5 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации на орган государственного жилищного надзора возложена обязанность по ведению реестра специальных счетов, а также предоставлению, помимо прочего, вышеперечисленных сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом.
Порядок предоставления органами государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 1-4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 сентября 2014 года N 576/пр.
Следовательно, обязанности по размещению сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, установленные специальными нормами права, регулирующими вопросы функционирования данной системы, не исключают обязанности владельцев специального счета по представлению сведений в орган государственного жилищного надзора, прямо предусмотренной статьей 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующая редакция которой принята в период функционирования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Позиция административного истца об отсутствии необходимости дополнительного представления в орган государственного жилищного надзора сведений, уже имеющихся в данной системе, не свидетельствует о неправомочности утверждения Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан формы предоставления сведений в целях осуществления контроля за формированием фонда капитального ремонта, а сводится к оценке целесообразности принятия нормативного правового акта в оспариваемой части, что не является предметом судебного нормоконтроля.
Доводы о правомерности определения порядка предоставления сведений лишь на федеральном уровне правового регулирования в целях создания равных условий для владельцев специальных счетов во всех субъектах Российской Федерации выходят за рамки рассмотрения данного административного спора, поскольку в этом случае административным истцом фактически оспариваются положения части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, наделившие субъекты Российской Федерации соответствующими полномочиями, что предполагает возможность дифференцированного правового регулирования спорных правоотношений на уровне субъектов Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах в рамках действующего правового регулирования положения пункта 2.6 Порядка, а также графы 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29 приложения N 4 к Порядку нельзя признать противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении этой части требований следует отказать.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что нормативные положения, содержащиеся в графах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16, 20, 28, сноске к графе 18, до вынесения решения суда применялись, и на основании этих норм были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать их недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
В силу части 3 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов. В соответствии с частью 1 статьи 103 названного Кодекса судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе почтовых расходов (пункт 6 статьи 106 Кодекса).
Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев освобождения от возмещения издержек или уменьшения их размера (статья 107, часть 3 статьи 109 Кодекса), следовательно, уплаченная административным истцом при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 4500 рублей, а также понесенные им почтовые расходы на отправку копии административного искового заявления административному ответчику в размере 109 рублей 90 копеек подлежат возмещению Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление товарищества собственников недвижимости "Темп-36" удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу графы с 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16, 20, 28, сноску к графе 18 приложения N 4 к Порядку предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета, утвержденному приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35.
В удовлетворении требований о признании недействующими пункта 2.6, граф 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29 приложения N 4 к Порядку предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета, утвержденного приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат размещению на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в пользу товарищества собственников недвижимости "Темп-36" 4609 рублей 90 копеек в счет возмещения судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2022 г. N 3а-488/2022
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 13 апреля 2023 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 марта 2023 г. N 66а-255/2023 настоящее решение отменено в части признания недействующими со дня вступления решения суда в законную силу граф 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сноски к графе 18 приложения N 4 к Порядку предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета, утв. приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35. В отмененной части принято новое решение, которым отказано в признании недействующими граф 1, 2, 3, 4, 5, 6, сноски к графе 18 названного документа. Графа 7 приложения N 4 в части слов "и нежилых" признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу