Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Административный регламент
построения, функционирования виртуального мониторингового центра г. Казани на базе МБУ "Департамент телекоммуникационных технологий г. Казани" и взаимодействия участников в процессе эксплуатации системы мониторинга комплекса слаботочных систем безопасности объектов социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности г. Казани
(утв. постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 4 октября 2022 г. N 3370)
I. Общие положения
1.1. Настоящий регламент разработан в целях осуществления правомочий участников виртуального мониторингового центра г. Казани (далее - ВМЦ), созданного на базе МБУ "Департамент телекоммуникационных технологий г. Казани" (далее - Департамент), и определения порядка формирования территориально-распределенной системы мониторинга состояний объектов защиты в части объектов социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, с учетом подключения к ВМЦ и служит для обмена информацией (текстовой, голосовой, мультимедийной) между всеми подключенными к ВМЦ участниками.
ВМЦ состоит из совокупности вычислительной техники, объединенной в единую цифровую среду в зависимости от назначения, специализированного программного обеспечения "Централизованная автоматизированная система передачи информации и извещений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях" (далее - ЦАСПИ), используемых для передачи извещений и информации каналов связи от объектового оборудования, в числе которого могут применяться абонентские устройства (прибор приемно-контрольный охранно-пожарный "Новолёт"). Перечень указанного ПО и абонентских устройств является не исчерпывающим.
1.2. Регламент устанавливает цели и задачи ВМЦ, его состав, перечень участников информационного взаимодействия ВМЦ и определяет порядок функционирования, а также план мероприятий развития ВМЦ.
1.3. Настоящий регламент входит в состав документов, обеспечивающих выполнение требований законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан к антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объектах социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности г. Казани, и соответствует следующим нормативным правовым актам:
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7;
- Государственная программа "Цифровой Татарстан" на 2022-2024 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.10.2021 N 980 "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан "Цифровой Татарстан";
- Государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2024 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.11.2013 N 837 "Об утверждении Государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2024 годы";
- постановление Исполнительного комитета г. Казани от 30.12.2019 N 4753 "Об утверждении Муниципальной программы "Цифровой муниципалитет города Казани на 2020-2022 годы".
1.4. Все пункты настоящего регламента подлежат обязательному исполнению всеми участниками информационного взаимодействия в процессе функционирования ВМЦ.
II. Используемые понятия и сокращения
- ВМЦ - это комплекс организационно-технических мероприятий, производимых и направленных на обеспечение работоспособного и исправного состояния оборудования технических систем в процессе их использования по назначению с целью повышения надежности и эффективности их работы. ВМЦ используется для сбора, хранения информации, которая поступает от технических систем обеспечения безопасности, и последующей обработки, с помощью которой дежурные операторы (диспетчеры) своевременно получают необходимые сведения в случае возникновения непредвиденных ситуаций на объектах мониторинга;
- внеплановое техническое обслуживание, аварийно-восстановительные работы (далее - АВР) - аварийная заявка, полученная подрядчиком, с целью восстановления работоспособности системы безопасности в случае выхода из строя данной системы или ее составных элементов;
- КПБ - системы, относящиеся к комплексу организации слаботочных систем пожарной безопасности;
- СКУД - преграждающие управляемые устройства, входящие в состав системы контроля и управления доступом по ГОСТ Р 51241 или работающие автономно и предназначенные для предотвращения несанкционированного доступа людей в зону доступа здания, помещения, территории;
- СВН - система видеонаблюдения и технические средства, предназначенные для получения, архивирования, хранения видеоинформации на объекте;
- техническое средство охраны (ТСО или КТС) - конструктивно-законченное, выполняющее самостоятельные функции устройство, предназначенное для подачи сигнала "Тревога" на пульт централизованного наблюдения Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан и экстренного вызова группы быстрого реагирования на объект;
- ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств и учредитель, в введении которого находятся учреждения, подключенные к ВМЦ (Управление образования Исполнительного комитета г. Казани, Управление культуры Исполнительного комитета г. Казани, Комитет физической культуры и спорта Исполнительного комитета г. Казани, Комитет по делам детей и молодежи Исполнительного комитета г. Казани);
- АПК - аппаратно-программный комплекс;
- АРМ - автоматизированное рабочее место;
- АС - автоматизированная система;
- АСУ - автоматизированная система управления;
- ГИС - геоинформационная система;
- ДДС - дежурная диспетчерская служба;
- ЕТС - единая телекоммуникационная система;
- КСА - комплекс средств автоматизации;
- КСОБЖ - комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- ЛВС - локальная вычислительная сеть;
- ОС - операционная система;
- ПО - программное обеспечение, в отношении которого у заказчика надлежащим образом оформлены неисключительные права на использование такого программного обеспечения (программы для ЭВМ);
- СПО - специализированное программное обеспечение;
- СУБД - система управления базами данных;
- УСПД - устройство сбора и передачи данных;
- ЦАСПИ - централизованная автоматизированная система передачи информации и извещений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях;
- ППКОП "Новолёт" - прибор приемно-контрольный охранно-пожарный "Новолёт";
- ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;
- аварийная заявка - обращение технического оператора к подрядчику как исполнителю на устранение аварийной ситуации;
- срок выполнения заявки - временной интервал с момента передачи техническим оператором заявки подрядчику как исполнителю до момента полного исполнения заявки;
- форма подачи заявки - заявка с уникальным порядковым номером и сроком исполнения;
- диспетчерская служба ВМЦ - служба технического оператора, функционирующая в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю, обеспечивающая прием заявок от пользователей, обработку, назначение заявок на исполнение, контроль выполнения заявок;
- ответственное лицо со стороны учреждения - специалист, ответственный за осуществление контроля качества при эксплуатации систем обеспечения безопасности, назначенный приказом руководителя учреждения;
- визуальный осмотр - осмотр на надежность крепления, отсутствие повреждений, загрязнений, пыли, сколов и прочих дефектов, состояния кнопок, выключателей, кабельных линий, кабель-каналов, состояния индикации управляющих блоков;
- ежедневный плановый профилактический осмотр - утвержденный руководителем учреждения плановый визуальный осмотр состояния систем безопасности с определением ответственных лиц, проводящих данный осмотр;
- испытания и проверка срабатывания оборудования систем безопасности - проведение подрядчиком тестовых срабатываний для имитации тревожных сигналов и проверки систем в присутствии ответственного лица со стороны учреждения в рамках ТОиР и (или) при проведении проверок систем представителем заказчика и (или) надзорных органов;
- пользователь - уполномоченный сотрудник учреждений, находящихся в муниципальной собственности г. Казани, где установлены системы безопасности и оборудование мониторинга, а также уполномоченный сотрудник обслуживающей организации, выполняющий организацию и техническое обслуживание систем безопасности на объектах социальной инфраструктуры, в рамках которого проводит ТОиР и АВР, и диспетчерская служба ВМЦ;
- функциональный оператор - главный распорядитель бюджетных средств и учредитель, в введении которого находятся учреждения, подключенные к ВМЦ (Управление образования Исполнительного комитета г. Казани, Управление культуры Исполнительного комитета г. Казани, Комитет физической культуры и спорта Исполнительного комитета г. Казани, Комитет по делам детей и молодежи Исполнительного комитета г. Казани);
- технический оператор - МБУ "Департамент телекоммуникационных технологий г. Казани" (далее - Департамент), Управление информационных технологий и связи Исполнительного комитета г. Казани;
- операторы ВМЦ - специалисты службы (диспетчеры), организованной в Департаменте для организации контроля технического обслуживания и восстановительных работ, мониторинга и работоспособности оборудования систем безопасности, входящих в компетенцию Департамента;
- служба приема заявок - служба, организованная в Департаменте для своевременного приема и обработки аварийных заявок от пользователей;
- подрядчик - организация, осуществляющая проектирование, монтажные работы и комплекс организационно-технических мероприятий, диагностику и работы, производимые на объекте, направленные на обеспечение работоспособности и исправного состояния оборудования (программного обеспечения) в процессе использования по назначению с целью повышения надежности и эффективности работы.
III. Участники информационного взаимодействия
3.1. Заказчик - Департамент, который организовывает проектирование, модернизацию, проведение ТОиР и АВР слаботочных систем безопасности на объектах социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности г. Казани, а также организовывает построение, функционирование ВМЦ на базе Департамента и взаимодействие в процессе эксплуатации системы мониторинга комплекса слаботочных систем безопасности.
3.2. Подрядчик/Исполнитель - организация, с которой заказчик заключил договор в интересах объектов на проектирование, монтаж, организацию и техническое обслуживание систем безопасности на объектах социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности г. Казани, в рамках которого подрядчик проводит ТОиР и АВР.
3.3. Служба приема заявок.
3.4. Диспетчерская служба обслуживающей организации.
IV. Цели и задачи построения ВМЦ
Основной целью является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
4.1. Целями построения и развития ВМЦ являются:
- реализация концепции и требований проектов "Умный город" и "Безопасный город";
- создание инструментов управления, прогнозирования за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципального образования г. Казани (в соответствии с методическими рекомендациями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.03.2019) комплексной информационной системы;
- обеспечение мониторинга, прогнозирования, предупреждения и организации ликвидаций возможных угроз, а также контроль за устранением неисправностей, управлением действий подрядных организаций и оперативным взаимодействием в интересах муниципального образования.
4.2. ВМЦ предназначен для решения следующих задач:
4.2.1. создание механизмов контроля:
- формализация требований к поставщикам оборудования, монтажным работам, конфигурированию систем;
- формализация механизмов интеграции систем и оборудования;
- формализация и унификация требований к объектам;
- построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности в учреждениях социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности;
4.2.2. стандартизация:
- формирование набора технических стандартов;
- цифровизация и автоматизация подходов к процессам;
- работа единой системы для текущей деятельности, аварийного и кризисного мониторинга разнородных систем безопасности и инженерных систем;
- формирование организационных стандартов цифровой среды систем безопасности, внедрение единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, использующим принципы "умного оборудования" для дистанционного управления объектовой автоматики и ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности в учреждениях социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности;
4.2.3. централизация данных:
- создание условий для централизации баз данных, автоматизация взаимообмена данными с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
- освоение и расширение параметров данных;
- формирование данных для возможности дальнейшего анализа;
- идентификация угроз, структурирование тревог для определения проблемных мест в существующих системах безопасности и инженерном обеспечении объектов;
- формирование информационно-коммуникационной платформы с целью устранения рисков обеспечения безопасности среды обитания, общественной безопасности и правопорядка на базе межведомственного взаимодействия, обеспечивающей реализацию соответствующих функций;
- обеспечение информационного обмена между участниками ВМЦ;
4.2.4. планирование финансирования:
- на основе полученных данных формирование потребности для модернизации, ремонта и обслуживания систем безопасности, оснащение объектов защиты инновационным оборудованием для реализации вышеуказанных задач, входящих в компетенцию Департамента;
- снабжение персонала объектов информацией, требующейся для предупреждения о поломках в системах безопасности или выходе показателей инженерных систем за пороговые значения;
4.2.5. комплекс аппаратно-программных средств:
- внедрение единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам систем безопасности в учреждениях социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности;
- обеспечение беспрерывного процесса определения неполадок, сбора, отображения, регистрации сигналов от технических систем безопасности, влияющих на безопасность объектов, подключенных к ВМЦ, и нарушающих нормальное функционирование;
- обеспечение своевременного реагирования на возникшую ситуацию;
- оперативное решение проблемы дежурными операторами в случае чрезвычайной ситуации на объектах мониторинга и реагирования;
- анализ причин неисправности, представления полученной информации в заданном виде для дальнейшей обработки в целях предотвращения повторения подобной ситуации в дальнейшем.
V. Участники ВМЦ, их права и обязанности
5.1. Участники ВМЦ:
- пользователь;
- функциональный оператор;
- технический оператор;
- операторы ВМЦ;
- служба приема заявок;
- подрядчик;
- оператор техподдержки.
5.2. Права и обязанности участников ВМЦ.
Технический оператор:
- обеспечивает техническую организацию всех видов работ в рамках функционирования среды ВМЦ;
- обеспечивает организационное взаимодействие всех участников работы ВМЦ;
- обеспечивает организацию подключения инфраструктурных объектов г. Казани к ВМЦ;
- запрашивает актуальные данные, необходимые для отладки мониторинговой системы, для наполнения геоинформационной системы;
- осуществляет контроль и мониторинг работоспособности оборудования передачи тревожных извещений и информации, подготовку отчетности о работоспособности системы;
- составляет рекомендации и предоставляет решение организационных вопросов, связанных с функционированием ВМЦ;
- осуществляет консультативную помощь и техническую поддержку персонала, входящего в состав ВМЦ;
- учитывает в своей работе наличие и необходимость мониторингового оборудования при проектировании и монтаже систем безопасности, а также учитывает совместимость оборудования для обеспечения функционирования ВМЦ.
Функциональный оператор:
- принимает участие в согласовании допуска в подведомственные учреждения;
- участвует в согласовании построения цифрового двойника ВМЦ на основе данных подведомственных учреждений;
- выражает инициативу в потребности подключения подведомственных учреждений к ВМЦ;
- уведомляет о планируемых строительных и ремонтных работах, осуществляемых на территории учреждения, не менее чем за семь дней до их начала;
- согласовывает с операторами ВМЦ изменения в работе учреждения.
Оператор ВМЦ:
- осуществляет контроль за данными мониторинга;
- обеспечивает формирование и контроль за исполнением задач, направленных на осуществление аварийно-восстановительных работ;
- производит сбор данных, формирует статистические данные и отчеты;
- запрашивает у функциональных операторов исполнительную документацию систем безопасности, технический паспорт объекта, технический план помещения;
- направляет запросы в адрес операторов техподдержки ВМЦ о количестве подключенных к системе мониторинга объектов, об их работоспособности, об интегрированных системах безопасности, технологических сигнализациях, о приборах измерения качества среды обитания и т.д.;
- запрашивает документы, подтверждающие монтаж, пусконаладку, проведение технического обслуживания оборудования мониторинга;
- запрашивает лицензионно-разрешительные документы на право передачи тревожных извещений и информации;
- запрашивает сертификацию и лицензию на оборудование, осуществляющее передачу тревожных извещений и информации, а также входящее в состав ВМЦ;
- запрашивает консультацию и инструкции по использованию комплекса ВМЦ.
Пользователь:
- осуществляет проверку работоспособности объектового оборудования, получая оперативную информацию либо через личный кабинет ВМЦ, либо путем запроса в мобильном приложении ВМЦ;
- получает консультацию о правилах использования мобильного приложения;
- запрашивает учетные данные для использования, изменения и аннулирования;
- уведомляет о планируемых строительных и ремонтных работах, осуществляемых на территории учреждения, не менее чем за семь дней до их начала;
- согласовывает с операторами ВМЦ изменения в работе учреждения, а также изменения в работе оборудования мониторинга и систем безопасности;
- сообщает о запланированных надзорными органами проверках;
- осуществляет процедуру выбора подрядной организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- отслеживает правильность исполнения обслуживающими организациями порядка проведения сервисного обслуживания и ремонта объектового оборудования.
Подрядчик:
- организует диспетчерскую службу, функционирующую в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю;
- принимает участие в подключении и настройке оборудования к системе мониторинга, оказывает содействие в представлении необходимых данных;
- уполномоченный сотрудник обслуживающей организации, выполняющий техническое обслуживание систем безопасности, уведомляет операторов ВМЦ о тестовой проверке систем, о ремонтно-восстановительных работах и об иных мероприятиях, способных внести сбой в структуру ВМЦ;
- все сервисные и ремонтные работы проводит в соответствии с требованиями нормативных документов Российской Федерации и исполнительной документации производителей обслуживаемого оборудования.
Служба приема заявок:
- осуществляет прием, обработку и контроль исполнения аварийных заявок от пользователей, направленные на поддержание работоспособности мониторинговой системы;
- осуществляет прием, обработку и контроль исполнения аварийных заявок от пользователей, направленные на поддержание работоспособности объектовых систем безопасности;
- организовывает ежемесячное техническое обслуживание объектовых систем безопасности и иных объектовых систем.
Оператор техподдержки - администратор ЦАСПИ:
- осуществляет техническую поддержку аппаратных и программных системных средств ЦАСПИ, применяемых для работы ВМЦ, в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю;
- следит за проведением процедуры архивации накопленных данных на ресурсах соответствующего дата-центра, где размещены вычислительные мощности ВМЦ.
VI. Схема ВМЦ
"Рисунок 1. Схема передачи данных ВМЦ"
В территориально-распределенную структуру ВМЦ входят автоматизированные рабочие места Департамента, иных заинтересованных структур, обслуживающих организаций, служб технической поддержки ПО ЦАСПИ (АРМ СТП ЦАСПИ), центральные терминалы ЦАСПИ, серверные кластеры для организации VPN-туннелей, серверные кластеры для хранения и обработки накапливаемой информации и предоставления услуги "Личный кабинет", автоматизированные рабочие места мобильных объектов (АРМ МО), объединенных каналами связи. Автоматизированные рабочие места строятся в зависимости от назначения на базе стандартной вычислительной техники разного уровня сложности.
ВМЦ строится на базе территориально-распределенной архитектуры, обеспечивающей возможность распределения вычислительных ресурсов и функций управления входящими в его состав сегментами. ВМЦ строится по модульному принципу. Совокупность сегментов ВМЦ формирует единую информационную среду, обеспечивающую эффективное взаимодействие.
ВМЦ состоит из следующих основных структурных компонентов:
- программно-технические комплексы;
- информационные ресурсы и информационно-аналитические системы;
- объектовые системы обеспечения безопасности;
- телекоммуникационное оборудование;
- компоненты специального программного обеспечения, размещенные на территориально-распределенных программно-технических комплексах.
"Рисунок 2. Перспективная схема построения ВМЦ"
VII. Функционирование структурных компонентов
7.1. Обеспечение эффективной работы процессов сбора, передачи, накопления, анализа и представления данных включает в себя следующие уровни процессов обработки данных:
1) уровень формирования данных:
- формируется объектовыми системами, оборудованием мониторинга, персоналом объекта и подрядной организации;
- используются как источники данных программное обеспечение, информация, получаемая от сопряженных цифровых платформ для контроля выездными сотрудниками, и т.д.;
2) уровень получения данных:
- IT-инфраструктура передачи данных в мониторинговый центр;
- каналы скоростной связи;
- пространство серверного оборудования;
- пультовое оборудование систем мониторинга и интеграция с внешними источниками данных;
3) уровень обработки данных:
- шина (платформа) сбора данных, обработка, аналитика, архив данных. Аналитика позволит вывести пороговые индикаторы для определения критичности показателей данных;
- формирование дашбордов;
4) уровень аналитики данных:
- готовая аналитика, сравнительный анализ, показатели индикаторов, варианты решений;
- краткосрочные прогнозы, а также варианты среднесрочных прогнозов.
7.2. ВМЦ включает в себя следующие функциональные подсистемы:
1) подсистема приема и обработки обращений:
- подсистема приема и обработки обращений предназначена для хранения и актуализации баз данных, обработки информации о полученных обращениях (сообщениях о неисправностях, происшествиях), получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, информационно-аналитической поддержки принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о происшествиях), планированию мер реагирования. Подсистема имеет возможность привязки происшествия к электронной карте местности.
Подсистема обеспечивает прием и обработку (регистрация и документирование) обращений, в том числе:
- автоматическое заполнение электронной карточки вызова данными, получаемыми от передающего оборудования, установленного на объектах защиты;
- ручное (диспетчером, оператором) заполнение соответствующих полей электронной карточки;
2) подсистема комплексного мониторинга с функциями управления ВМЦ:
- подсистема комплексного мониторинга предназначена для сбора и обработки данных, поступающих от всех КСА, входящих в состав ВМЦ, с целью предупреждения возникновения угроз (техногенного и другого характера) на объектах социальной инфраструктуры;
- подсистема комплексного мониторинга представляет должностным лицам совокупную и полную информацию на основе данных, полученных от существующих и перспективных КСА, входящих в состав ВМЦ, а также от КСА, взаимодействующих с ВМЦ;
- подсистема комплексного мониторинга имеет возможность представления информации, а также возможность информирования должностных лиц при получении данных о ЧС от объектового оборудования и населения;
- подсистема комплексного мониторинга имеет возможность отображения информации о ЧС на электронной карте;
3) интернет-портал.
Интернет-портал предназначен для обеспечения:
- работы КСА ВМЦ в целях оперативного мониторинга и дистанционного управления "умными" техническими средствами, подключенными к ВМЦ;
- информационного доступа представителей объектов к оперативным или архивным данным. Интернет-портал является эффективным средством коммуникации в задачах предупреждения, устранения инцидентов и чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий;
4) подсистема обеспечения координации и взаимодействия.
Подсистема обеспечения координации и взаимодействия обеспечивает оперативное доведение информации и задач в соответствии с регламентами взаимодействия ВМЦ и управления действиями подрядных организаций для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования. Подсистема обеспечения координации и взаимодействия также обеспечивает контроль исполнения задач.
Взаимодействие между всеми КСА, участвующими в информационном обмене, выполняется по правилам единого стека открытых протоколов.
Подсистема обеспечения координации и взаимодействия обеспечивает следующее:
- организация взаимодействия в работе оперативного реагирования при исполнении задач обеспечения безотказного функционирования КСОБ;
- обеспечение возможности управления статусами событий в многопользовательском режиме;
- автоматизированное формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;
- контроль хода исполнения поручения и автоматический запуск сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;
- формирование отчетов:
5) подсистема интеграции данных.
Подсистема интеграции данных КСА ВМЦ должна обеспечивать надежный защищенный информационный обмен по правилам единого стека открытых протоколов взаимодействия.
Основными задачами подсистемы интеграции данных являются:
- интеграция разнородных КСА в целях организации комплексного информационного взаимодействия, а также обеспечения целостного процесса обработки информации;
- обеспечение доступа для КСА к необходимым ресурсам в соответствии с регламентами взаимодействия и представления информации.
VIII. Порядок взаимодействия участников ВМЦ
Взаимодействие в рамках обеспечения работоспособности систем безопасности определяется:
- порядком взаимодействия Департамента, пользователей и подрядчиков;
- порядком и сроками выполнения аварийных заявок и заявок на ремонт;
- порядком доступа представителей (сотрудников) подрядчиков на объекты;
- аварийной ситуацией: полная либо частичная неработоспособность комплекса технических средств, устранение которой возможно непосредственно на объекте в течение срока, указываемого в муниципальном контракте, в зависимости от системы и формы ТОиР.
8.1. Порядок подачи и сроки выполнения заявок.
8.1.1. Подрядчик обеспечивает прием, обработку и исполнение заявок посредством ПО.
Подрядчику запрещается принимать заявки непосредственно от уполномоченного представителя объекта социальной инфраструктуры во избежание срыва графика технического обслуживания и (или) выполнения заявок.
8.1.2. Приоритет выполнения заявок в зависимости от значимости: 1 (наивысший приоритет) - аварийные заявки, 2 (значимый приоритет) - заявки на ремонт.
Подрядчик при приеме заявок от ВМЦ имеет право задавать вопросы и получать ответы на уточнение ситуации (события), согласовать время работы на объекте. Подрядчик не имеет права требовать от ВМЦ, равно как и от уполномоченного представителя объекта выполнения действий, связанных с осмотром оборудования, его диагностикой, выполнения технических действий и каких-либо иных операций.
8.1.3. Сроки исполнения заявок составляют:
- аварийная заявка - в течение четырех часов с момента подачи заявки;
- ремонт - не более трех календарных дней с момента подачи заявки.
Данные о сроках исполнения и результатах исполнения заявок вносятся подрядчиком в ПО.
8.2. Порядок взаимодействия в рамках приемки услуг по техническому обслуживанию комплекса технических средств.
8.2.1. Взаимодействие технического оператора и подрядчика в рамках приемки услуг по техническому обслуживанию и ремонту комплекса технических средств может быть осуществлено одним из нижеуказанных способов:
- путем ежемесячного подписания и согласования уполномоченным представителем объекта на бумажных носителях в двух экземплярах акта освидетельствования оказания услуг по форме, указанной в приложении к муниципальному контракту и акта проверки работоспособности комплекса технических средств. Документы по каждому объекту подлежат представлению техническому оператору в ВМЦ;
- путем использования версии ПО для портативных устройств под управлением операционных систем iOS или Android. При таком варианте подрядчик посредством ПО производит фотофиксацию элементов комплекса технических средств на каждом объекте. Фотоматериал должен позволять техническому оператору как представителю ВМЦ однозначно установить работоспособность комплекса технических средств на объекте. Эмуляция срабатывания АПС и СОУЭ записывается посредством ПО в формате видеоматериала. В ПО устанавливается статус "Завершено".
8.2.2. При поступлении сообщения от подрядчиков посредством ПО о завершении выполнения технического обслуживания комплекса технических средств на объекте оператор ВМЦ в течение трех суток должен ознакомиться с материалами обслуживающей организации. При отсутствии замечаний к материалам фотовидеофиксации и подтверждении уполномоченным представителем объекта социально-культурной сферы оказания услуг технический оператор в ПО присваивает статус "Подтверждено".
ВМЦ отказывает в приемке выполнения технического обслуживания комплекса технических средств в случаях, если:
1) оказаны услуги не в полном объеме и (или) ненадлежащего качества. В таком случае подрядчику необходимо повторно провести работы, предусмотренные контрактом, провести повторную фотовидеофиксацию и направить материалы техническому оператору;
2) качество фото-, видеоматериалов не позволяет однозначно сделать вывод об оказании услуг и (или) о качестве оказанных услуг. В таком случае подрядчику необходимо провести повторную фотовидеофиксацию и направить материалы в ВМЦ;
3) представленные фото-, видеоматериалы сформированы и отправлены без использования ПО;
4) представленные фото-, видеоматериалы сформированы и отправлены с использованием ПО на расстоянии более чем 150 метров от центральной точки геопозиционирования учреждения социально-культурной сферы;
5) от уполномоченного представителя учреждения социальной инфраструктуры получена информация о выполнении заявки не в полном объеме и (или) ненадлежащего качества. В таком случае подрядчику необходимо повторно провести работы, предусмотренные контрактом, провести повторную фото-, видеофиксацию и направить материалы в ВМЦ.
8.3. Порядок взаимодействия в рамках выполнения аварийных заявок и ремонта.
8.3.1. Взаимодействие технического оператора и подрядчика в рамках приемки выполнения аварийных заявок (ремонта) осуществляется путем формирования и контроля исполнения заявок посредством ПО. При этом подрядчик вправе выбрать способ приемки фактического исполнения аварийной заявки:
- путем подписания акта об устранении аварийной ситуации непосредственно на объекте. Акт подлежит представлению техническому оператору одновременно с документами, предусмотренными муниципальным контрактом;
- путем использования версии ПО для портативных устройств под управлением операционных систем iOS или Android. При таком варианте подрядчик посредством ПО получает в работу заявку, производит необходимые работы в учреждении социально-культурной сферы с последующим представлением техническому оператору фото- и видеоматериалов, свидетельствующих об устранении аварийной ситуации (выполнении ремонта). Фотоматериал должен позволить техническому оператору однозначно установить работоспособность комплекса технических средств в учреждении. Эмуляция срабатывания (отправка сигнала на пульт централизованного наблюдения или пункт централизованной охраны) записывается посредством ПО в формате видеоматериала.
8.3.2. Технический оператор при поступлении сообщения от подрядчика посредством ПО о завершении выполнения аварийной заявки (ремонта) комплекса технических средств в учреждении обязуется в течение трех суток ознакомиться с материалами подрядчика. Технический оператор осуществляет обследование учреждения или получает информацию от учреждения по телефонной связи, в том числе путем использования телефонного автоинформатора. Расходы на организацию работы телефонного автоинформатора несет технический оператор. При отсутствии замечаний к материалам фото-видео-фиксации и подтверждении ответственным лицом учреждения социально-культурной сферы оказания услуг техническим оператором заявке присваивается статус "Выполнен".
8.3.3. Перевод заявки из приоритета "аварийная заявка" в "ремонт" осуществляется подрядчиком при установлении невозможности устранения аварии непосредственно на месте, требуются дополнительные ресурсы (оборудование, материалы) для выполнения работ.
8.3.4. При переводе приоритета "аварийная заявка" в "ремонт" подрядчик с использованием ПО производит фотовидеофиксацию аварийной ситуации и указывает комментарии. Технический оператор должен в течение 30 минут подтвердить перевод приоритета из "аварийная заявка" в "ремонт".
8.3.5. В случае если подрядчик по техническим причинам не может использовать ПО, то согласование перевода приоритета заявки осуществляется путем вызова представителя технического оператора в учреждение. Технический оператор отказывает в переводе заявки из приоритета "аварийная заявка" в "ремонт" в следующих случаях:
1) установление факта возможности устранения аварии на месте;
2) качество фото-, видеоматериалов не позволяет однозначно сделать вывод о невозможности устранения аварии на месте. В таком случае подрядчику необходимо провести повторную фотовидеофиксацию и направить материалы техническому оператору;
3) представленные фото-, видеоматериалы сформированы и отправлены с использованием ПО на расстояние более чем 150 метров от центральной точки геопозиционирования учреждения.
Технический оператор при поступлении сообщения от подрядчика посредством ПО о завершении выполнения аварийной заявки (ремонта) в учреждении обязуется в течение восьми часов ознакомиться с материалами. Технический оператор осуществляет обследование учреждений или получает информацию от учреждений по телефонной связи, в том числе путем использования телефонного автоинформатора. Расходы на организацию работы телефонного автоинформатора несет технический оператор. При отсутствии замечаний к материалам фотовидеофиксации и подтверждении функциональным оператором устранения аварии (завершения ремонта) технический оператор в ПО присваивает статус "Подтверждено".
Технический оператор отказывает в приемке выполнения технического обслуживания (ремонта) комплекса технических средств в случаях, если:
1) выполнена заявка не в полном объеме и (или) ненадлежащего качества. В таком случае подрядчику необходимо повторно провести мероприятия, предусмотренные контрактом, провести повторную фотовидеофиксацию и направить материалы техническому оператору;
2) качество фото-, видеоматериалов не позволяет однозначно сделать вывод об оказании услуг либо о качестве оказанных услуг. В таком случае подрядчику необходимо провести повторную фотовидеофиксацию и направить материалы техническому оператору;
3) представленные фото-, видеоматериалы сформированы и отправлены без использования ПО;
4) представленные фото-, видеоматериалы сформированы и отправлены с использованием ПО на расстояние более чем 150 метров от центральной точки геопозиционирования учреждения;
5) от функционального оператора получена информация о выполнении заявки не в полном объеме и (или) ненадлежащего качества.
В случае если технический оператор в течение восьми часов не представил замечания по исполнению заявки, то такая заявка признается выполненной подрядчиком и принятой техническим оператором. Данное положение не распространяется на случаи просрочки подрядчиком сроков, установленных контрактом для исполнения заявок.
IX. Порядок предоставления (аннулирования) доступа к ПО
Доступ к ПО в объеме необходимых лицензий (рабочих мест) предоставляется на безвозмездной основе техническим оператором в течение трех рабочих дней по письменному обращению подрядчика.
По желанию подрядчика лицензии могут быть предоставлены в виде учетных данных к порталу ПО, размещенному в сети Интернет, и (или) учетных данных для установки приложения на портативные устройства под управлением операционных систем iOS или Android.
Доступ к ПО аннулируется техническим оператором в случаях:
- неиспользования ПО подрядчиком более 30 календарных дней;
- выявления техническим оператором или лицензиаром несанкционированных действий подрядчика, нарушающих (авторские) интеллектуальные права лицензиара и (или) неисключительные права на использование ПО;
- передачи лицензий ПО третьим лицам.
Подрядчик несет полную ответственность и возмещает техническому оператору (лицензиару) все убытки, связанные с нарушением (авторских) интеллектуальных прав лицензиара и (или) неисключительных прав на использование ПО.
X. Эффективность работы ВМЦ
10.1. Организация эффективного мониторинга контролируемых объектов с помощью централизованного рабочего места, включающего в себя сбор данных об оперативной обстановке на объектах, интегрированных с ВМЦ, в том числе в местах массового скопления граждан или проведения массовых мероприятий, а также сбор и обработку информации, поступающей от организаций, отвечающих за техническое обслуживание и работоспособность систем безопасности, контроль данных о проведении аварийно-восстановительных и плановых работ, отклонениях режимов систем безопасности на объектах.
После подключения систем безопасности к ВМЦ появляется возможность в процессе пусконаладочных работ выявить несоответствие проектной и исполнительной документации уже смонтированной ранее в учреждении системы, неверные настройки системы и прочие погрешности монтажных работ. Интеграция систем позволяет провести настройку всех возможных параметров для корректной работы системы, что в свою очередь сокращает число ложных сообщений о неисправности. Подключение всех учреждений к ВМЦ позволит создать единую сеть, обеспечивающую контроль за всеми СОБ в режиме онлайн, и следить за работоспособностью каждого элемента подключенной системы.
10.2. Реализация удаленного мониторинга ситуации на контролируемых объектах для предотвращения или фиксации нарушений, связанных с противопожарной безопасностью и функционированием инженерно-технических систем, при необходимости возможность осуществления круглосуточного управления системами инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений или их отдельными элементами.
Круглосуточный мониторинг работоспособности подключенных систем безопасности позволяет в автоматическом режиме извещать подрядчиков о происшествиях в учреждениях, например, при ложном срабатывании АПС автоматически формируется задача, которая направляется диспетчеру обслуживающей организации для назначения сотрудника, что сокращает время реагирования на инцидент.
10.3. Обеспечение информационного взаимодействия с передачей оперативных данных о текущем состоянии контролируемых систем в режиме реального времени непосредственно на экраны АРМ диспетчера, а также взаимодействие с объектами, организациями и службами, обеспечивающими обслуживание и ремонт систем контроля и мониторинга, включая оборудование автоматизированных систем передачи извещений и информации.
Функционал ВМЦ при этом включает в себя сбор массивов данных с последующим формированием отчетности и анализа для руководящего состава. Функциональные особенности работы ВМЦ позволяют минимизировать роль человеческого фактора в эксплуатации комплексов систем безопасности.
10.4. Накопление, обработка и хранение информации, поступающей со стороны контролируемых технических и инженерно-технических систем, с обеспечением возможности анализа хранимой информации, построения отчетов и публикации результатов обработки данных.
При внедрении искусственного интеллекта появляется возможность разностороннего анализа и прогнозирования состояния СОБ. Это позволит определять возможные неисправности, закупать необходимое подменное оборудование, вследствие чего исключаются простои системы.
Комплекс вышеупомянутых мер позволяет сократить количество ложных срабатываний и своевременно реагировать на реальные события, что в свою очередь экономит денежные средства - уменьшается количество ложных выездов экстренных служб реагирования, инциденты предотвращаются на ранней стадии. Также комплекс мер позволяет проводить рациональное планирование затрат на ремонт и модернизацию систем безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.