Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 12 октября 2022 г. N 824-р
В соответствии со статьей 15 Закона Республики Бурятия от 03.07.2007 N 2359-III "О бюджетном процессе в Республике Бурятия" и в целях составления проекта республиканского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов:
1. Одобрить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия при формировании и исполнении республиканского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов учитывать положения Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Бурятия от 08.10.2021 N 586-р.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия |
В. Мухин |
Одобрены
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 12.10.2022 N 824-р
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность основных приоритетов, определенных в предшествующем периоде с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, которые определены указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также целевых ориентиров и задач Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI.
Основные направления являются базой для формирования республиканского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и определяют стратегию действий Правительства Республики Бурятия в части доходов, расходов бюджета и межбюджетных отношений.
Целью основных направлений является определение сценарных условий, используемых при составлении проекта республиканского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований республики на 2023 - 2025 годы.
В 2020 - 2022 годах налоговая и бюджетная политика стала одним из главных инструментов, способствующих смягчению экономических последствий от введения ограничительных мер по сдерживанию роста заболеваемости новой коронавирусной инфекции и ухудшения геополитической и экономической ситуации.
По мере стабилизации экономической ситуации основной целью налоговой и бюджетной политики станет постепенный возврат республики к налоговому и финансовому климату, существовавшему до введения ограничительных мер.
II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики за 2021 год и истекший период 2022 года
Общий объем предоставленных региональных налоговых льгот (налоговых расходов) в 2021 году составил 2,65 млрд. рублей, выше уровня 2020 года в 4,7 раза. На увеличение объема налоговых льгот повлияло введение с 2021 года новых налоговых льгот по упрощенной системе налогообложения для субъектов предпринимательства:
- являвшихся в 2020 году получателями мер государственной поддержки по постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", в целях оказания господдержки предпринимателям, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, - в сумме 935,8 млн. рублей;
- перешедших с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для снижения налоговой нагрузки на предпринимателей из-за отмены с 2021 года данного вида специального налогового режима - 879,7 млн. рублей;
- впервые зарегистрированных на территории республики в связи с переменой ими места нахождения и места жительства, в целях привлечения в республику новых налогоплательщиков - 192,7 млн. рублей.
Объем налоговых льгот (налоговых расходов), предоставленных в соответствии с региональным налоговым законодательством в 2021 году в разрезе видов налогов
|
2020 (отчет) |
2021 (отчет) |
Региональные налоговые льготы - всего (млн. рублей) |
567,2 |
2 650,7 |
- по налогу на имущество организаций |
401,3 |
307,2 |
- по налогу на прибыль |
70,1 |
164,7 |
- по налогу, взимаемому с применением УСН |
84,1 |
2 163,4 |
- по транспортному налогу |
11,6 |
14,6 |
- по налогу по патентной системе налогообложения |
0,2 |
0,8 |
В целом за счет предоставленных мер налогового стимулирования организациями выпущено продукции и оказано услуг на сумму 89,6 млрд. рублей (123% к 2020 году), инвестировано в основной капитал 17,1 млрд. рублей (21,5% к 2020 году с учетом этапов реализации проектов), создано 196 новых рабочих мест, уплачено налогов в консолидированный бюджет республики порядка 6,2 млрд. рублей (рост в 1,5 раза к 2020 году), на 1 рубль налоговых льгот получено в консолидированный бюджет республики 21 рубль налогов.
По итогам проведенной оценки эффективности действующих региональных налоговых льгот за 2021 год неэффективных не выявлено, целесообразность предоставления налоговых расходов Республики Бурятия обусловлена их востребованностью налогоплательщиками и соответствием целям и задачам социально-экономической политики Республики Бурятия.
Все действующие меры налогового стимулирования, включая налоговые льготы, предполагаемые к применению в перспективе, планируется сохранить в среднесрочном периоде.
В сложных экономических условиях, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции и ухудшением геополитической и экономической ситуации, бюджетная политика в 2021 году и истекшем периоде 2022 года направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности республиканского и местных бюджетов.
Выполнены публичные обязательства перед гражданами республики, обеспечено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, в полном объеме профинансированы межбюджетные трансферты, субсидии государственным учреждениям на оказание услуг в здравоохранении, образовании, социальной сфере, культуре, финансово обеспечены мероприятия, направленные на достижение национальных целей, и другие расходы.
В рамках мер по поддержке населения с 1 апреля 2022 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, обеспечена индексация с 1 июня 2022 года на 10% МРОТ, а также проведены дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда. В 2021 году по сравнению с предыдущим годом рост расходов консолидированного бюджета по отрасли "Образование" составил 11,6%, "Социальная политика" - 19,7%, "Здравоохранение" - 5,7%.
Для предотвращения влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики из республиканского бюджета выделены субсидии на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности, туризма, транспорта, агропромышленного комплекса.
Обеспечены отсутствие просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы, публичным обязательствам и безопасный уровень долговой нагрузки на республиканский бюджет.
Рыночная долговая нагрузка на республиканский бюджет по итогам прошедшего финансового года составила 23,4% к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений из других уровней бюджетной системы Российской Федерации, что ниже уровня 2020 года на 2,1%.
В 2021 году проведена значительная организационная работа для обеспечения привлечения в 2022 - 2023 годах бюджетного кредита на реализацию инфраструктурных проектов в сумме 2 875,1 млн. рублей. Льготные бюджетные кредиты из федерального бюджета на развитие инфраструктуры предоставляются Республике Бурятия по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет.
Указанные средства бюджетного кредита будут направлены на инфраструктурное развитие г. Улан-Удэ и реконструкцию тепломагистрали N 3.
В 2022 году планируется вложить средства республиканского бюджета в сумме 1 800,0 млн. рублей, высвобождаемые в результате проведенной реструктуризации бюджетных кредитов перед Российской Федерацией, в строительство автомобильной дороги в целях реализации нового инвестиционного проекта - строительство горно-обогатительного комбината "Озерный" на базе месторождения полиметаллических руд Озерное.
III. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
1. Основные направления налоговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления налоговой политики Республики Бурятия на 2023 - 2025 годы сохраняют преемственность уже реализуемых мер по повышению эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического развития, увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия и предусматривают:
1) совершенствование регионального налогового законодательства в соответствии с федеральным законодательством;
2) реализацию механизмов налогового стимулирования в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития республики;
3) повышение эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) Республики Бурятия;
4) содействие малому и среднему бизнесу для развития предпринимательской деятельности;
5) формирование налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, в том числе за счет проведения комплексных кадастровых работ и формирования экономически обоснованной кадастровой стоимости недвижимого имущества, создание корректной налогооблагаемой базы, в том числе в рамках реализации Федеральных законов от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";
6) взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней в целях повышения качества налогового администрирования по налогам, формирующим доходную часть консолидированного бюджета республики;
7) укрепление доходной базы бюджета республики за счет мобилизации имеющихся резервов;
8) установление налоговых льгот и преференций представительными органами местного самоуправления на основе анализа их эффективности;
9) совершенствование нормативных актов муниципальных образований по местным налогам.
2. Основные направления бюджетной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Ключевой задачей бюджетной политики Республики Бурятия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов является эффективное управление государственными финансами в целях дальнейшего обеспечения сбалансированности и повышения долговой устойчивости бюджетной системы.
Основными направлениями бюджетной политики Республики Бурятия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов являются:
1) обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости республиканского бюджета путем ограничения дефицита бюджета и уровня долговой нагрузки в соответствии с условиями заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным Республике Бурятия, и о мерах по социально-экономическому развитию государственных финансов Республики Бурятия;
2) повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств;
3) обеспечение достижения целей и показателей региональных проектов (программ), разработанных в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
4) недопущение наличия просроченной кредиторской и дебиторской задолженности республиканского бюджета;
5) обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса;
6) повышение эффективности межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Республики Бурятия путем содействия в обеспечении сбалансированности местных бюджетов муниципальных образований, в том числе за счет проведения мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и увеличения налоговых и неналоговых доходов, реализации мероприятий, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами, а также предоставления бюджетных кредитов.
В условиях бюджетных ограничений продолжится реализация мер по совершенствованию подходов к стимулированию роста местных налогов, правил предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе субсидий, в целях эффективного их использования, подписание соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов и мониторинг за исполнением обязательств, принятых органами местного самоуправления.
Отдельной задачей представляется адаптация системы межбюджетных отношений при переходе Республики Бурятия к одноуровневой организации местного самоуправления, изменение подходов к организации бюджетного процесса на всех уровнях, что в свою очередь позволит обеспечить сбалансированность местных бюджетов в новых условиях;
7) предоставление мер социальной поддержки в полном объеме и индексация социальных выплат, продолжение работы по совершенствованию государственной социальной поддержки граждан на основе применения единых подходов адресности и нуждаемости;
8) создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории республики, в том числе путем повышения доступности финансовых ресурсов и инфраструктуры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие государственно-частного партнерства;
10) подбор и реализация новых инвестиционных проектов с высокой бюджетной эффективностью;
11) повышение эффективности работы по реализации проектов в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов;
12) осуществление поддержки мероприятий, направленных на стимулирование развития отраслей сельского хозяйства;
13) реализация мероприятий, включающих развитие коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры, направленных на повышение качества жизни населения;
14) повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Бурятия;
15) совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышение эффективности внутреннего финансового аудита;
16) повышение качества планирования и эффективности реализации государственных программ, обеспечение контроля за законностью, своевременностью, достижением целей, показателей и результатов от их реализации, реализации региональных проектов (программ), направленных на достижение целей федеральных и национальных проектов (программ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 12 октября 2022 г. N 824-р
Вступает в силу с 12 октября 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 14 октября 2022 г., в сетевом издании "Информационное агентство "Буряад унэн" от 14 октября 2022 г., на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 октября 2022 г. N 0300202210200003
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г. N 812-р настоящий документ признан утратившим силу с 25 сентября 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 1 июня 2023 г. N 396-р
Изменения вступают в силу с 1 июня 2023 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.