Решение Приморского краевого суда от 1 сентября 2022 г. по делу N 3а-341/2022
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.
при секретаре Перебейносове М.С.
с участием прокурора Бокиевец Я.В.,
представителя административного истца Каменецкой О.В.,
представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Пастухова П.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геомар" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, с привлечением в качестве заинтересованных лиц - Правительства Приморского края, администрации Находкинского городского округа, министерства экономического развития Приморского края, Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Данное распоряжение 24 декабря 2020 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости - нежилое помещение площадью 1096,50 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, включен в вышеназванный Перечень под пунктом 6079.
ООО "Геомар" обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости - нежилое помещение площадью 1096,50 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, включение которого в соответствующий Перечень, влечет за собой необходимость производить уплату налога на имущество в размере, исчисляемом исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Между тем, указанный объект недвижимости не является торговым объектом, объектом общественного питания и (или) объектом бытового обслуживания, не является административно-деловым центром.
В здании оборудованы рабочие места руководства и сотрудников предприятия, обеспечивающие производственный процесс. Здание составляет инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного, административного назначения, используется ООО "Геомар" для осуществления хозяйственной деятельности общества.
Наименование объекта как "здание - административный корпус" не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в Перечень на 2021 год.
Решения об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого в части нормативного правового акта не принималось, в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" при включении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый Перечень, процедура определения фактического использования данного объекта не проводилась.
Просит признать недействующим пункт 6079 распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри со дня его принятия.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении полном объеме.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что действия министерства земельных и имущественных отношений Приморского края по включению спорного объекта недвижимости в указанный Перечень, были законными и обоснованными, объект включен в Перечень на 2021 год на основании ранее утвержденного Перечня на 2020 год, на основании информации, представленной уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости данный объект относится к категории нежилого объекта с наименованием "здание - административный корпус" и расположен в пределах земельного участка с видом разрешенного использования "под здание офиса".
Представитель КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с пунктом 3.4 постановления Администрации Приморского края от 08.04.2015 N 105-па, мероприятия по определению вида фактического использования проводятся работниками организации в соответствии с Графиком мероприятий, Методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в течение срока действия Графика мероприятий. Вместе с тем, министерством в 2021 году в график мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> не включался, в связи с чем осмотр объекта недвижимости сотрудниками Учреждения не проводился ( отзыв прилагается)
Представитель заинтересованного лица администрации Находкинского городского округа в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно представленного письменного отзыва возражал против удовлетворения административного иска, указав, что включение в перечень объекта недвижимости с кадастровым номером N для определения налоговой базы как кадастровой стоимости отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ (отзыв прилагается).
Представитель заинтересованного лица - министерства экономического развития Приморского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, согласно представленного письменного отзыва выразить позицию по существу данного дела не представилось возможным поскольку с 2020 г. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, формируется без участия Минэкономразвития Приморского края (отзыв прилагается).
Представитель Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению (заключение прилагается), давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из положений статей 72, 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса РФ.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса РФ закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (действующего в период принятия нормативного акта), а также пунктом 5 постановления Правительства Приморского края от 3 февраля 2021 г. N 41-пп "О внесении изменения в постановление администрации Приморского края от 8 апреля 2015 г. N 105-ПА "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Данное распоряжение 24 декабря 2020 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год под пунктом 6079.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у Министерства земельных и имущественных отношений Приморского края на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Вместе с тем, оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества, в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для, размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.
Между тем, принадлежащее административному истцу здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
В судебном заседании установлено, что нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечень на основании ранее утвержденного Перечня на 2020 год, на основании представленных органом местного самоуправления сведений об отнесении объекта недвижимости к административно-деловому центру, исходя из содержащегося в Едином государственном реестре недвижимости наименования объекта как "здание - административный корпус".
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащий ООО "Геомар" объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование: "здание - административный корпус". Данные о виде разрешенного использования отсутствуют.
Вышеуказанное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N площадью 969,12 кв. м, имеющем вид разрешенного использования "под здание офиса".
Согласно техническому паспорту объект недвижимости "административный корпус", расположенный по адресу: <адрес>, имеет помещения: кабинеты, тамбур, коридоры, щитовые, сан. узел, буфет.
Однако назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определены, в связи с чем, нельзя сделать однозначный вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Само по себе наименование здания - "административный корпус", также не свидетельствует о размещении в нем офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения либо торговых центров (комплексов).
Согласно представленной выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Геомар" является погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.
Доказательств фактического использования помещений в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в судебное заседание также не представлено.
Таким доказательством мог бы являться акт обследования объекта недвижимого имущества, составление которого предусмотрено пунктом 6 Порядка (в действующей редакции), однако такой акт, как установлено судом, до утверждения Перечня на 2021 год административным ответчиком не составлялся.
Расположение спорного нежилого здания на земельном участке с кадастровым номером N площадью 969,12 кв. м, имеющем вид разрешённого использования "под здание офиса", однозначно не предусматривает размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, такой вид разрешенного использования земельного участка не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ без установления фактического использования здания, не может служить основанием для отнесения спорного здания к объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость. Кроме того, такой вид разрешённого использования как "под здание офиса" отсутствует как в Классификаторе видов разрешённого использования земельных участков, утверждённом (ранее действующим) приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, так и в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412. В связи с чем не является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемый Перечень.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ), суд считает, что спорный объект недвижимости не мог быть бесспорно отнесен к недвижимому имуществу, признаваемому объектом налогообложения и предусмотренного статьей 378.2 НК РФ, и не подлежал включению в Перечень на 2021 год.
Министерством имущественных отношений Приморского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объекта недвижимости ошибочно, основано на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 6079 Перечня объектов на 2021 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Геомар" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, об оспаривании в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Пункт 6079 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерством имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, признать недействующими со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 1 сентября 2022 г. по делу N 3а-341/2022
Текст решения опубликован не был