Решение Приморского краевого суда от 17 июня 2022 г. по делу N 3а-26/2022
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Рогалева А.Е.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.А.,
представителя заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Меркуловой Елены Анатольевны к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация Дальнереченского городского округа Приморского края, краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", Голикова Наталья Владимировна об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень объектов на 2019 год).
Данное распоряжение 26 декабря 2018 года размещёно на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru) и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 28 марта 2022 года N 163-ри.
В Перечень объектов на 2019 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (пункт 5393).
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень объектов на 2020 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30 декабря 2019 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 1(1735) -1 января 2020 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 17 мая 2022 года N 361-ри.
В Перечень объектов на 2020 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (пункт 5294).
Меркулова Е.А. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ей на праве собственности принадлежал объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>. Указала, что объект недвижимости включен в Перечень объектов на 2019 год (пункт 5393) и в Перечень объектов на 2020 год (пункт 5294), при этом торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не имеет, административно-деловым и торговым центром (комплексом) не является, не используется для осуществления хозяйственной деятельности. Мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N уполномоченным органом не проводились, решений об определении вида фактического использования до принятия нормативных правовых актов, не принималось. Включение указанного объекта недвижимости в соответствующие Перечни объектов на 2019 и 2020 годы нарушает её права и законные интересы в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере. До 18 января 2017 года она являлась индивидуальным предпринимателем. После прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя она обратилась в администрацию Дальнереченского городского округа с заявлением об исключении нежилого помещения из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на которое получила отказ. Полагает, что подобный подход к определению вида фактического использования нежилого помещения противоречит положениям пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и положениям постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па).
Просит: исключить пункт 5393 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри (в редакции от 26 декабря 2019 года N 1048-ри), признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения;
исключить пункт 5294 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри (в редакции от 26 декабря 2019 года N 1048-ри), признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
До рассмотрения дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию Дальнереченского городского округа Приморского края, исключив её из числа административных ответчиков; привлёк к участию в деле в качестве заинтересованных лиц министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности Приморского края, краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" (далее - КГКУ "УЗИ"), Голикову Н.В. нынешнего собственника нежилого помещения с кадастровым номером N.
В судебное заседание административный истец Меркулова Е.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просила рассмотреть административное дело в её отсутствие.
Представители заинтересованных лиц министерства экономического развития Приморского края, администрации Дальнереченского городского округа Приморского края, КГКУ "УЗИ", заинтересованное лицо Голикова Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Заинтересованным лицом министерством экономического развития Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений от 25 декабря 2018 года N 281-ри утверждён Перечень объектов на 2019 года, распоряжением департамента земельных и имущественных отношений от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов на 2020 год, в которые был включён объект недвижимости с кадастровым номером N, принадлежащий Меркуловой Е.А. До 1 января 2020 года Перечень формировался, в том числе на основании сведений, представленных департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (с 1 января 2020 года - министерство экономического развития Приморского края) о нежилых помещениях, назначение которых по данным ФГБУ "ФКП Росреестра", а также информации, предоставленной органами местного самоуправления Приморского края, предусматривает размещение офисов. Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края направил в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Перечень офисных объектов на 2020 год. Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края письмом от 25 октября 2018 года N 29/4174, а также письмом от 1 октября 2019 года N 29/4323 направил в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Перечни офисных объектов на 2019, 2020 годы, в представленных Перечнях отсутствуют данные об объекте недвижимости с кадастровым номером N. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Заинтересованным лицом администрацией Дальнереченского городского округа Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, где указали, что поскольку административный истец являлась индивидуальным предпринимателем, объект недвижимости, принадлежавший ей на праве собственности с кадастровым номером N включён в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. До 2021 года заявления об исключении объекта недвижимого имущества из Перечня объектов от Меркуловой Е.А. не поступало, в связи с чем, объект недвижимости с кадастровым номером N включён в Перечни объектов на 2019-2020 годы. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Заинтересованным лицом КГКУ "УЗИ" представлены письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя; указали, что в соответствии с пунктом 3.1 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па и согласно пункту 2.3.43 Устава КГКУ "УЗИ" - КГКУ "УЗИ" осуществляет деятельность по обеспечению проверочных мероприятий по определению вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения согласно графику мероприятий, утвержденному Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения. Вместе с тем, министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в 2018, 2019, 2020 годах в график мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения объект недвижимости с кадастровым номером N (Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Ленина д. 72), не включался, в связи с чем, осмотр указанного объекта недвижимости сотрудниками КГКУ "УЗИ" не проводился.
Заинтересованное лицо Голикова Н.В. ранее представила ходатайство с просьбой рассмотреть административное дело в её отсутствие.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинникова Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объёме, поддержала доводы, изложенные в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что, согласно пункту 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (после 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) в 2019 и 2020 годах формировал и утверждал Перечни объектов на 2020 и 2021 годы, в том числе на основании Перечня торговых объектов, представленного департаментом лицензирования и торговли Приморского края и Перечня офисных объектов, представленного департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края. Объект недвижимости с кадастровым номером N был включен в Перечни объектов на 2019 и 2020 годы на основании информации, представленной департаментом лицензирования и торговли Приморского края. Меркулова Е.А. не обращалась с заявлением о проведении мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N. Кроме того, на момент формирования и утверждения Перечней, предложения от других лиц, указанных в постановлении Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па в министерство не поступали, таким образом, у министерства отсутствовали основания инициировать проведение обследования объекта недвижимости с кадастровым номером N.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумов Д.Ю. поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях на административное исковое заявление, из которых следует, что в соответствии постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, министерство промышленности и торговли Приморского края (до 1 января 2020 года департамент лицензирования и торговли Приморского края) уполномочено формировать и направлять ежегодно в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) Перечень торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. На основании полученных данных департамент земельных и имущественных отношений Приморского края формирует и утверждает, в том числе, на основании перечня торговых объектов, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. При формировании Перечня указанных объектов использовалась информация, предоставленная муниципальными образованиями Приморского края, собственниками объектов недвижимого имущества, которая в дальнейшем обрабатывалась сотрудниками департамента лицензирования и торговли (по состоянию на 2019 год). Департаментом лицензирования и торговли ежегодно направлялись запросы главам муниципальных образований Приморского края в целях формирования Перечня торговых объектов на очередной налоговый период на подведомственной им территории. Письмом Администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от 29 июня 2018 года N 1-15/4274 сведения об объекте недвижимости - нежилое помещение, расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, кадастровый номер N представлены в департамент лицензирования и торговли Приморского края для включения в Перечень на 2019 год. Письмами департамента лицензирования и торговли Приморского края от 2 ноября 2018 года N 21-05-55/6358, от 30 октября 2019 года N 21-05-55/4697 о направлении Перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, на 2020 год соответственно, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N направлены в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края для дальнейшего включения в Перечень. Просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.А., представителя заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Рогалева А.Е., полагавшего, что основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов Перечней объектов на 2019 и 2020 годы недействующими отсутствуют, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно подпункту 2 статьи 15, абзацу первому пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу действовавшего до декабря 2020 года пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Такой порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 приведенного Кодекса.
Действовавший до декабря 2020 года пункт 3 статьи 402 НК РФ предусматривал, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Приморского края от 5 июля 2019 года N 525-КЗ "О единой дате начала применения на территории Приморского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2020 года установлена единая дата начала применения на территории Приморского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Вместе с тем, Законом Приморского края от 26 ноября 2014 года N 499-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О налоге на имущество организаций" определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий);
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Решением Думы Дальнереченского городского округа Приморского края от 11 ноября 2014 года N 94 "О налоге на имущество физических лиц на территории Дальнереченского городского округа" (действовавшем до 1 января 2020 года) установлен и введен в действие на территории Дальнереченского городского округа налог на имущество физических лиц, согласно пункту 4 которого установлены налоговые ставки и предусмотрено, что в случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговая ставка устанавливается в размере 0,5 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (в редакции Решения Думы Дальнереченского городского округа от 8 сентября 2017 года N 59).
Решением Думы Дальнереченского городского округа Приморского края от 15 октября 2019 года N 92 "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен на территории Дальнереченского городского округа налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости с 1 января 2020 года (пункты 1, 7); установлена ставка налога в размере 0,5% в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с действовавшей на момент принятия оспариваемых в части Перечней редакцией пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па департамент земельных и имущественных отношений являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края - в министерство промышленности и торговли Приморского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Меркулова Е.А. на основании договора купли-продажи от 12 июля 2005 года являлась собственником объекта недвижимости - нежилого помещения в здании (лит. А2), площадью 34,3 кв. м, с кадастровым номером N, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес> (этаж N 1), о чём в Едином государственном реестре недвижимости 12 июля 2005 года сделана регистрационная запись N 25-25-15/005/2005-349.
В настоящее время собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N на основании договора купли продажи от 29 марта 2021 года является Голикова Н.В., о чём в Едином государственном реестре недвижимости 7 апреля 2021 года сделана регистрационная запись N N-25/062/2021-3.
Административный истец, являясь собственником указанного выше нежилого помещения, несла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Данное распоряжение 26 декабря 2018 года размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
В пункт 5393 Перечня объектов на 2019 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30 декабря 2019 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 1(1735).
В пункт 5294 Перечня объектов на 2020 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к их форме, порядку принятия, опубликования и к введению их в действие.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей в период утверждения Перечней объектов на 2019, 2020 годы) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты, в данном случае нежилые помещения, перечисленные в вышеуказанных правовых нормах, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Исходя из свидетельства о государственной регистрации права от 12 июля 2005 года на момент приобретения Меркуловой Е.А. нежилого помещения по адресу: Приморский край, г. <адрес>, оно имело назначение: "складское".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 7 апреля 2021 года недвижимости объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: по адресу: Приморский край, г. <адрес>, имеет вид: помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение в здании (лит. А.2)
Как следует из технической документации в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, представленной в материалы дела КГКУ "УЗИ": в техническом паспорте на нежилые помещения (вид объекта учета) магазин (наименование объекта учета), расположенные по адресу: по адресу: Приморский край, г. <адрес>, составленном Отделением N 2 Филиала по Приморскому краю ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ" по состоянию на 21 января 2013 года, в разделе сведения о принадлежности указано, что данный объект поставлен на учет 22 февраля 2013 года, субъект права: Меркулова Елена Анатольевна.
Из поэтажного плана нежилого помещения по адресу: г. <адрес>, и экспликации к нему следует, что нежилое помещение находится в здании на 1 этаже и состоит из торгового зала площадью 32,3 кв. м (основная площадь) и санузла, - 1,8 кв. м (вспомогательная площадь), итого: 34,1.
Идентичную копию технического паспорта на указанный объект недвижимости с наименованием объекта учета "магазин" представила по запросу суда нынешний собственник нежилого помещения Голикова Н.В.
В представленной технической документации имеется копия проекта 2012 года о переводе централизованного отопления на автономное отопление в магазине "Твой джинс", расположенном по улице Ленина д. 72 в г. Дальнереченске, составленного ООО Дальсервис проект" по заказу Меркуловой Е.А. (площадь нежилого помещения - 34,3 кв. м).
Нежилое помещение с кадастровым номером N, находится на первом этаже 5-этажного многоквартирного жилого дома (Приморский край, г. Дальнереченск, ул. Ленина д. 72), расположенном на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 8000 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир строение. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Дальнереченск, Ленина, д. 72, с видом разрешенного использования: под жилую застройку, категория земель: земли населенных пунктов.
Согласно Акту осмотра нежилого помещения от 5 марта 2021 года, представленному в материалы дела представителем заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края, комиссия в составе главного специалиста 1 разряда финансового отдела администрации Дальнереченского городского округа Суровцевой Н.В., главного специалиста 1 разряда отдела предпринимательства и потребительского рынка администрации Дальнереченского городского округа Симоновой Т.Г., старшего государственного налогового инспектора ИФНС России N 9 по Приморскому краю Федоровой Л.А. произвели осмотр нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 34,3 кв. м, находящегося в собственности у Меркуловой Е.А., расположенного по адресу: г. <адрес> на предмет осуществления какой-либо деятельности. В результате проведенных действий установлено: нежилое помещение по состоянию на 5 марта 2021 года не эксплуатируется (ранее эксплуатировалось как магазин "Твой джинс") по причине закрытия предпринимательской деятельности Меркуловой Е.А.
Согласно договору купли-продажи от 29 марта 2021 года Меркулова Е.А. продала нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 34,3 кв. м, по адресу: Приморский край, г. <адрес>, Голиковой Н.В., право собственности Голиковой Н.В. на данный объект недвижимости зарегистрировано Едином государственном реестре недвижимости 7 апреля 2021 года.
Административным ответчиком в материалы дела представлен акт обследования помещения при определении его фактического использования для целей налогообложения: нежилого помещения, расположенного по адресу: Приморский край, г. <адрес>, с кадастровым номером N, составленный по состоянию на 20 апреля 2021 года должностными лицами КГКУ "УЗИ", в котором содержится вывод, что нежилое помещение общей площадью 34,3 кв. м, находящее в собственности Голиковой Н.В. не используется.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, определяет типы торговых предприятий, относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Таким образом, на момент утверждения оспариваемых в части Перечня объектов на 2019 год (пункт 5393) и Перечня объектов на 2020 год (пункт 5294) в технической документации в отношении нежилого помещения по адресу: Приморский край, г. <адрес>, указано, что наименование нежилого помещения - магазин (в составе имеется торговый зал).
Объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> включён в Перечни на 2019 и 2020 годы на основании информации предоставленной уполномоченным органом исполнительной власти - департаментом лицензирования и торговли Приморского края.
При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись достаточные основания для включения указанного нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечень объектов на 2019 год и в Перечень объектов на 2020 год.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 6 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па в целях формирования Перечня объектов, Перечня Торговых объектов министерство промышленности и торговли, уполномоченный орган используют информацию, содержащуюся в ЕГРН, документы технического учета (инвентаризации) и (или) сведения о таком учете (инвентаризации), полученные в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти (в том числе их территориальных органов), органов исполнительной власти Приморского края, в том числе подведомственных органам исполнительной власти Приморского края организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, собственников объектов недвижимого имущества.
В случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего постановления, сведений, позволяющих определить, что объект недвижимого имущества является административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом), министерство промышленности и торговли вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (пункт 7).
Таким образом, у министерства имущественных и земельных отношений Приморского края отсутствовали основания для проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания.
Довод административного истца Меркуловой Е.А. о том, что с 18 января 2017 года она снята в налоговом органе с учета в качестве индивидуального предпринимателя и после этого нежилое помещение с кадастровым номером N не подлежало включению в Перечни объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, не может являться основанием для удовлетворения административного иска, поскольку в период утверждения и действия оспариваемых в части Перечней объектов на 2019 и 2020 годы Меркулова Е.А. являлась собственником указанного нежилого помещения, соответствующего условиям, установленным требованиями подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения в Перечни объектов на 2019 и 2020 годы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При установленных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований Меркуловой Е.А. о признании недействующими пункта 5393 Перечня объектов на 2019 год, и пункта 5294 Перечня объектов на 2020 год не имеется.
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Меркуловой Елены Анатольевны о признании недействующим пункта 5393 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри; признании недействующим пункта 5294 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри со дня принятия указанных распоряжений - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит министерством имущественных и земельных отношений Приморского края размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 17 июня 2022 г. по делу N 3а-26/2022
Текст решения опубликован не был