Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 6 сентября 2022 г. N 804
Критерии
формирования перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций
I. Общие положения
2. Настоящие Критерии и Требования предназначены для формирования Министерством просвещения Российской Федерации перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 375; 2022, N 16, ст. 2681), направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования (далее соответственно - перечень средств обучения и воспитания, средства обучения и воспитания, общеобразовательные организации), в целях его применения при расчете объема субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование (возмещение) расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходов), возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных проектов), связанных с реализацией указанных мероприятий.
II. Критерии формирования перечня средств обучения и воспитания
3. Критериями формирования перечня средств обучения и воспитания являются:
1) возможность формирования средств обучения и воспитания в функционально-связанные системы (модули) под конкретные виды деятельности обучающихся, соответствующие реализуемым образовательным программам начального общего, и (или) основного общего, и (или) среднего общего образования;
2) возможность использования средств обучения и воспитания для организации образовательной деятельности;
3) доступность использования средств обучения и воспитания всеми категориями обучающихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
4) безопасность использования средств обучения и воспитания.
III. Требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций
4. К основному оборудованию, включаемому в перечень средств обучения и воспитания, относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации (далее - Основное оборудование).
5. Оснащение общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, что предусматривает приобретение всего Основного оборудования, перечисленного в перечне средств обучения и воспитания.
6. Дополнительное вариативное оборудование, указанное в перечне средств обучения и воспитания (далее - Дополнительное вариативное оборудование), комплектуется субъектом Российской Федерации исходя из потребностей общеобразовательной организации при условии оснащения общеобразовательной организации всем Основным оборудованием за счет средств федерального бюджета и/или за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
7. Часть оборудования, указанного в перечне средств обучения и воспитания, именуется "Основное/Дополнительное вариативное оборудование" и оснащается в качестве Основного оборудования при наличии в соответствии с архитектурно-планировочными решениями проектной документации объекта общеобразовательной организации следующих предметных кабинетов и общешкольных помещений: снарядной при универсальном спортивном зале, плавательного бассейна, группы продленного дня, игровой для групп продленного дня, кабинета естествознания за счет средств федерального и/или консолидированного бюджетов.
8. При наличии в общеобразовательной организации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов оборудование из раздела 4 "Комплекс оборудования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью" перечня средств обучения и воспитания оснащается в качестве Основного оборудования (то есть является обязательным к приобретению для оснащения общеобразовательной организации).
9. В зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:
1) комплекс оснащения кабинетов, предназначенных для получения начального общего образования по образовательным программам начального общего образования: кабинеты начальных классов, музыки, мобильный компьютерный класс, кабинет учителя логопеда, кабинет школьного психолога, кабинет и игровая для группы продленного дня. Дополнительно к оснащению указанных кабинетов могут комплектоваться вариативные модули, включая мобильный компьютерный класс, лабораторию проектно-исследовательской деятельности для начальных классов;
2) комплекс оснащения кабинетов, предназначенных для получения основного общего и среднего общего образования по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования соответственно: кабинеты русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, географии, изобразительного искусства, музыки, физики, химии, биологии и экологии, естествознания, астрономии, математики, информатики, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, профильных классов, мобильный компьютерный класс (может быть организован на базе любого предметного кабинета).
10. Наряду с комплексами, указанными в пункте 9 настоящих Критериев и Требований, функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:
1) комплекса оснащения общешкольных помещений общеобразовательных организаций, включающего: входную зону, гардероб, библиотечно информационный центр, многофункциональный актовый зал, столовую и пищеблок, спортивный комплекс, кабинет учителя физической культуры, снарядную, плавательный бассейн, кабинет директора, кабинет административного работника, учительскую, коридоры и рекреации, рекреации для начальных классов, медицинский комплекс, серверную, туалеты, кабинет видео-конференц-связи и дистанционного обучения. Функциональное назначение указанного комплекса предполагает обеспечение безопасного содержания и ухода за детьми (питание, первичное медицинское обслуживание, информационное обеспечение, хранение личных вещей), проведение общешкольных мероприятий, реализацию образовательных проектов, создание единой информационной сети, управление и обеспечение безопасности общеобразовательной организации;
2) комплекса оснащения помещений внеурочной деятельности, который является вариативным и включает: студию искусства и дизайна, издательский центр, школьную телестудию и систему внутришкольного телевещания, школьную фотостудию, лабораторию прототипирования (цифровое производство). Основное функциональное назначение указанного комплекса - стимулирование интереса обучающихся к творчеству, их профориентация.
11. В зависимости от архитектурно-планировочных решений, предусмотренных проектной документацией объекта общеобразовательной организации, несколько кабинетов могут быть объединены в один. При этом такой кабинет, предназначенный для изучения нескольких дисциплин, должен иметь средства обучения и воспитания для каждой из них.
12. На базе образовательных программ основного общего и среднего общего образования общеобразовательная организация может иметь профильные направления. В зависимости от выбранного профиля образовательной программы может быть создан комплекс кабинетов - модуль, позволяющий сосредоточиться на изучении предметов, соответствующих определенному профилю: модуль для изучения естественнонаучных дисциплин и медико-биологический класс, модуль гуманитарного цикла, инженерно-технологический модуль.
13. Основное функциональное назначение модулей - обеспечение успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, формирование компетентностей применения современных технологий и работы с техникой и робототехникой, ознакомление с профильной средой, помощь в выборе будущей профессии.
14. Модуль для изучения естественнонаучных дисциплин может включать:
1) кабинет физики (включая оснащение кабинета физики, лаборантской), кабинет химии (включая оснащение кабинета химии, лаборантской), кабинет биологии и экологии (включая оснащение кабинета биологии и экологии, лаборантской), лаборатория, медико-биологический класс;
2) кабинет математики, кабинет информатики;
3) кабинет естествознания (включая кабинет естествознания, естественнонаучную лабораторию, лаборантскую), кабинет физики, кабинет основы безопасности и жизнедеятельности;
4) кабинет математики и информатики на базе стационарного или мобильного компьютерного класса;
5) иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.
15. Модуль гуманитарного цикла может включать:
1) кабинет русского языка, кабинет литературы, кабинет родного языка, кабинет родной литературы;
2) кабинет иностранного языка, кабинет второго иностранного языка, лингафонный кабинет или мобильный лингафонный кабинет;
3) кабинет истории, кабинет обществознания, кабинет географии, кабинет географии и экономики;
4) кабинет изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения;
5) иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.
16. Инженерно-технологический модуль может включать:
1) кабинет технологии для мальчиков (слесарная мастерская, столярная мастерская по выбору общеобразовательной организации), инженерно-технологический класс;
2) универсальная мастерская технологии работы с деревом, металлом и выполнения проектных работ обучающихся, лаборатория робототехники, 3 D-моделирования и прототипирования;
3) универсальная мастерская технологии работы с деревом, металлом и выполнения проектных работ обучающихся, инженерно-технологический класс;
4) иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.
------------------------------
1 С изменениями, внесенными решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 884 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru, 15 декабря 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 декабря 2012 г. N 247 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru, 5 декабря 2012 г.), от 25 декабря 2012 г. N 292 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru, 27 декабря 2012 г.), от 25 октября 2016 г. N 120 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 27 октября 2016 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 5 июня 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
2 С изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 июня 2012 г. N 90 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru, 26 июня 2012 г.), от 27 ноября 2012 г. N 239 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru, 3 декабря 2012 г.), от 10 июня 2014 г. N 90 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 19 июня 2014 г.), решением Совета Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2017 г. N 51 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 25 сентября 2017 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2017 г. N 175 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 22 декабря 2017 г.), от 11 января 2022 г. N 3 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 14 января 2022 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 5 июня 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
3 С изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 декабря 2012 г. N 276 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru, 14 декабря 2012 г.), решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2017 г. N 12 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 30 марта 2017 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 г. N 124 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 28 сентября 2017 г.), от 17 декабря 2019 г. N 221 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 19 декабря 2019 г.), от 23 июня 2020 г. N 80 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 29 июня 2020 г.), от 11 января 2022 г. N 4 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 14 января 2022 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 5 июня 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
4 С изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 декабря 2012 г. N 252 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru, 5 декабря 2012 г.), от 3 февраля 2015 г. N 8 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 4 февраля 2015 г.), от 29 июня 2021 г. N 77 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 2 июля 2021 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 5 июля 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
5 Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 5 июня 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
6 С изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993), от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35916), от 18 мая 2015 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный N 37714), от 31 декабря 2015 г. N 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828).
7 С изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915), от 31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828).
8 С изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749), от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828).