Письмо Министерства обороны РФ от 7 февраля 2021 г. N 174/79
В соответствии с решением Президента Российской Федерации и Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. N 362-р), продолжается работа по созданию в субъектах Российской Федерации учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" (далее - центры "Авангард") и центров юнармейской подготовки - Домов "ЮНАРМИИ" (далее - Дома "ЮНАРМИИ").
В настоящее время в субъектах Российской Федерации функционирует 23 центра "Авангард" и 60 Домов "ЮНАРМИИ".
В целях утверждения единых подходов к организации данной работы Минобороны России подготовлены Методические рекомендации по созданию в субъектах Российской Федерации центров "Авангард" и Домов "ЮНАРМИИ" (далее - методические рекомендации).
Прошу Вас поручить рассмотреть прилагаемые методические рекомендации и руководствоваться ими при организации работы по созданию указанных объектов учебно-материальной базы военно-патриотического воспитания молодежи.
Приложение: на 49 л.
Заместитель |
А. Картаполов |
Методические рекомендации
по созданию в субъектах Российской Федерации учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" и центров юнармейской подготовки - Домов "ЮНАРМИИ"
I. Введение
Военно-патриотическое воспитание молодежи и подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является одной из ключевых задач органов государственной власти, органов военного управления и структур гражданского общества.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" стратегические национальные приоритеты выводят на первый план формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, ответственности за будущее страны и готовности к защите интересов России.
Для решения указанных вопросов необходимо создание современной учебно-материальной базы, обеспечивающей применение передовых педагогических технологий в сфере военно-патриотического воспитания, что позволит внедрить новые формы работы, рассчитанные на различные группы молодежи.
Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом опыта создания учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" г. Москвы и Московской области, других подобных центров, открытых в субъектах Российской Федерации в 2020 году, а также действующих Домов "ЮНАРМИИ" в целях утверждения единых подходов к деятельности по совершенствованию системы методического, материально-технического и ресурсного обеспечения военно-патриотической работы.
II. Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард"
2.1. Общие положения.
Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард" (далее - центр "Авангард") - специализированный образовательно-воспитательный комплекс, деятельность которого направлена на организацию практических занятий по основам военной службы, реализацию образовательных программ военно-патриотического воспитания, а также разработку, апробацию и распространение инновационных форм и методов работы с молодежью в сфере военно-патриотического воспитания.
Центр "Авангард" представляет собой особый вид загородного стационарного детского лагеря с круглосуточным пребыванием, предусматривающий возможность ведения образовательной деятельности в круглогодичном режиме.
Цели:
подготовка к военной службе;
военно-патриотическое воспитание;
физическое развитие обучающихся;
повышение методического уровня специалистов по военно -патриотической работе с молодежью.
Задачи: создание условий для получения гражданами начальных знаний в области обороны, практического закрепления навыков, полученных в ходе подготовки по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования, а также реализация программ военно-патриотического воспитания.
Деятельность центра "Авангард" организуется в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 июля 2020 г. N 304-ФЗ);
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р "Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года" (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. N 362-р);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413);
совместный приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах".
Направления деятельности центра "Авангард":
1. Проведение учебных сборов по основам военной службы (основное направление).
Рекомендуемая продолжительность смены 5 суток.
2. Проведение военно-патриотических, в том числе юнармейских лагерей (смен) в период школьных каникул, а также других военно-спортивных мероприятий, игр и соревнований.
Рекомендуемая продолжительность - 12 суток.
3. Методическая подготовка организаторов военно-патриотической работы и преподавателей предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках дополнительного профессионального образования, а также проведение семинаров, конференций, форумов, слётов и т.д. Мероприятия методической подготовки рекомендуется проводить по отдельному плану совместно с реализацией программ по основным направлениям деятельности.
Примерный годовой цикл деятельности центра "Авангард":
Сроки проведения |
Реализуемая программа |
Продолжительность и количество смен |
Четвертая неделя сентября - третья неделя октября |
Учебные сборы по основам военной службы |
5 смен по 5 дней |
Четвертая неделя октября - первая неделя ноября |
Военно-патриотическая смена |
1 смена 12 дней |
Вторая неделя ноября - четвертая неделя декабря |
Учебные сборы по основам военной службы |
7 смен по 5 дней |
Первая-вторая неделя января |
Военно-патриотическая смена |
1 смена 12 дней |
Третья неделя января - третья неделя марта |
Учебные сборы по основам военной службы |
11 смен по 5 дней |
Четвертая неделя марта - первая неделя апреля |
Военно-патриотическая смена |
1 смена 12 дней |
Вторая неделя апреля - 31 мая |
Учебные сборы по основам военной службы |
7 смен по 5 дней |
1 июня - 31 августа |
Военно-патриотические смены |
8 смен по 12 дней |
1-21 сентября |
Профилактические работы |
21 день |
Выбор организационной формы при создании центра "Авангард" определяется в зависимости от особенностей субъекта Российской Федерации. Он может быть создан как обособленная организация (учреждение), в том числе в форме автономной некоммерческой организации, так и в виде структурного подразделения действующей организации, либо в других, приемлемых для регионов вариантах.
2.2. Рекомендации по строительству и оборудованию объектов центра "Авангард".
Требования к территории.
Для размещения центра "Авангард" рекомендуется рассматривать базу действующих загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием, турбаз и баз отдыха, а также региональных (зональных) центров подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания (имеющих условия для круглосуточного размещения курсантов). Кроме того, при выборе мест размещения следует учитывать наличие в непосредственной близости воинских частей, военных полигонов и военно-патриотических парков "Патриот".
Капитальное строительство новых объектов рекомендуется осуществлять с учетом климатических особенностей регионов. Технические решения должны соответствовать требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивать безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
При проектировании, строительстве и организации деятельности центра "Авангард" руководствоваться санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Не рекомендуется создание центра "Авангард" в распределенном формате с использованием сетевой формы организации деятельности.
Емкость центра рассчитывается с учетом количества юношей в регионе, ежегодно проходящих подготовку по основам военной службы по формуле:
Количества граждан в субъекте РФ, ежегодно проходящих
Количество мест подготовку по ОВС (среднее значение за 5 лет)
(емкость центра) = ------------------------------------------------------
40 (количество смен в год для проведения
учебных сборов)
Инфраструктура и учебно-материальная база должна включать в себя следующие основные объекты:
1. Административно-учебный корпус с зрительным залом.
2. Жилые модули для курсантов.
3. Жилой модуль для персонала.
4. Столовая.
5. Медицинско-бытовой комплекс (медпункт с изолятором и вещевой склад).
6. Крытый спортивный комплекс.
7. Открытые уличные спортивные площадки.
8. Строевой плац с трибуной и флагштоками.
9. Многофункциональная полоса препятствий.
Административно-учебный корпус
Состоит из блоков: административного, образовательного и досугового.
Административный блок
Предназначен для размещения рабочих мест административно-управленческого персонала лагеря, основных отделов и служб.
В свободных пространствах (холлах и рекреациях) предусмотреть размещение музейно-выставочных экспозиций, посвященных истории и современности Российской армии и материалов (экспонатов) поисковых экспедиций.
Административный блок рекомендуется соединять с образовательным и досуговым блоками теплыми переходами.
Образовательный блок
Предназначен для размещения учебных, учебно-вспомогательных и иных помещений, а также объектов инфраструктуры, используемых в ходе реализации образовательных программ.
Рекомендуемая емкость учебных помещений: 24 учебных места (курсанты объединяются в учебные взвода, численностью 24 человека, в составе 3 учебных отделений по 8 чел. Образовательный процесс рекомендуется организовывать в составе учебного взвода).
Размеры учебных помещений определяются в соответствии с действующими санитарными правилами.
При проектировании образовательного блока предусмотреть наличие следующих учебных помещений:
1. Учебный класс "Основы военной службы" - универсальный кабинет, предназначенный для проведения теоретических и практических занятий по предметам: "Тактическая подготовка", "Общевоинские уставы", "Радиационная, химическая и биологическая защита", "Оказание первой помощи", а также изучению основ обороны государства и воинской службы. Рекомендуется оборудовать несколько таких учебных классов из расчета количества учебных взводов, в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса и содержательного наполнения учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" Федерального компонента государственного стандарта общего образования, а также рекомендуемыми нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (Приложение N 1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы...).
Учебные классы "Основ военной службы" рекомендуется дополнительно оборудовать комплектами для военно-тактических игр "Лазертаг", которые использовать при проведении практических занятий по тактической подготовке.
2. Учебный класс "Теоретическая подготовка к стрельбе" предназначен для обучения правилам безопасного обращения с оружием, изучения боевых характеристик и устройства образцов вооружения, основ и правил стрельбы. Рекомендуется оборудовать кабинет массогабаритными моделями образцов стрелкового оружия.
3. Учебный класс "Мультимедийный интерактивный тренажер стрелкового оружия и средств ближнего боя", представляет собой электронный тир, оборудованный макетами стрелкового оружия с имитацией отдачи. Тренажерный комплекс позволяет моделировать условия выполнения учебных стрельб, а также различные "боевые ситуации" в форме интерактивной игры.
4. Учебный класс "Ориентирование, навигация, связь" -предназначен для обучения ориентированию на местности, теоретическим основам выживания в природной среде, правилам пользования навигационными приборами. Рекомендуется оборудование учебными образцами средств связи и навигационных приборов.
5. Учебный класс "Техническая подготовка" - предназначен для изучения основ устройства военной автомобильной техники, а также основ управления транспортными средствами с использованием тренажеров-симуляторов. Рекомендуется оборудовать кабинет автомобильными тренажерами и учебными комплектами (сборно-разборными моделями) основных узлов и агрегатов автомобилей.
6. Учебный класс "Основы робототехники и беспилотные летательные аппараты" - предназначен для изучения основ конструирования, программирования и управления современными роботизированными системами, в том числе применяемыми в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Все кабинеты должны быть оснащены современными электронными обучающими системами (ЭОС) и персональными компьютерами с доступом к сети Интернет.
Культурно-досуговый блок
Предназначен для организации досуга и творческой деятельности курсантов: просмотра кинофильмов и концертов; проведения творческих конкурсов; лекций; семинаров, мастер-классов, форумов; торжественных и протокольных мероприятий.
Жилые модули для курсантов
Предназначены для проживания переменного состава лагеря (курсантов). Количество определяется в соответствии с расчетной емкостью.
При проектировании жилого модуля рекомендуется оборудование спальных комнат блочного типа (по 4 человека в комнате, 2 комнаты в блоке (8 чел.), туалеты и душевые кабины.
Кроме того, в жилом модуле должны быть предусмотрены помещения для дежурных педагогических работников, помещения для дневного пребывания обучаемых, постирочная и гладильная комнаты, помещение для сушки одежды и обуви и другие помещения, определенные санитарными правилами.
Жилой модуль для персонала
Необходим для размещения сотрудников, пребывающих на территории лагеря круглосуточно (воспитатели, вожатые, дежурная смена поваров, дежурные врач, электрик, сантехник и др.). Рекомендуется оборудование спальных комнат блочного типа (по 2 человека в комнате, 2 комнаты в блоке (4 чел.) с туалетом и душевой кабиной.
Столовая
Устройство, содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений осуществляется в соответствии с СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Рекомендуется оборудование раздельных обеденных залов для курсантов и для преподавателей.
Медицинско-бытовой комплекс
Медицинский пункт с изолятором
Оборудования помещений медицинского назначения осуществляется в соответствии с СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" и СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Медицинская помощь оказывается в порядке, утвержденном приказом Минздрава России от 13 июня 2018 г. N 327н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха".
Состав и площади помещений медицинского пункта определяются медико-техническим заданием, согласованным с региональными органами власти в сфере здравоохранения.
Вещевой склад
Предназначен для организации хранения вещевого имущества, постельного белья и спортивного инвентаря (лыж).
Выдача вещевого имущества осуществляется со склада.
Крытый спортивный комплекс
Предназначен для проведения учебно-тренировочных занятий, спортивных игр и соревнований по баскетболу, волейболу, мини-футболу, гандболу, занятий борьбой, рукопашным боем, боксом, гимнастикой, отработки элементов акробатики (гимнастический зал) и силовой подготовки (тренажерный зал), спортивно-развлекательных мероприятий и эстафет по военно-спортивным видам спорта.
Оборудование осуществляется в соответствии с СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта".
В холлах рекомендуется предусмотреть места для установки столов для настольного тенниса (по 2 на этаж).
Открытые уличные спортивные площадки
Предназначены для организации учебного процесса по физической подготовке, проведению спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных занятий.
Оборудование осуществляется в соответствии с СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта".
Рекомендуемый состав уличных спортивных площадок:
универсальные спортивные площадки для игровых видов спорта (мини-футбол/хоккей, волейбол/баскетбол/стритбол). При оборудовании универсальных спортивных площадок предусмотреть возможность круглогодичного использования (в зимнее время в качестве площадки для игры в хоккей);
площадка для общефизической подготовки (гимнастический городок "воркаут");
площадка для игры в настольный теннис;
площадка с уличными спортивными тренажерами (строительные размеры 12 м х 12 м, рабочие размеры - 10 м х10 м).
Строевой плац
Строевой плац предназначен для проведения занятий по строевой подготовке, строевых смотров, общих построений и торжественных мероприятий.
Размеры плаца должны обеспечивать построение всех участников учебных сборов (тематических профильных смен).
Плац должен иметь ровную поверхность с твердым покрытием. На плацу устанавливаются трибуна, имеющая крышу от дождя (снега) и флагштоки (не менее 3). На плацу наносится специальная разметка для обозначения линий для построения и прохождения торжественным маршем, строевых площадок, мест расположения линейных. Вся разметка наносится белой люминесцентной краской.
По периметру плаца устанавливаются специальные стенды с зеркалами и плакатами с информацией о правилах ношения формы одежды, выполнения строевых приемов. Плац должен быть хорошо освещен и радиофицирован.
Тактическое учебное поле
Тактическое учебное поле предназначено для практических занятий отделения и взвода по тактической подготовке, в том числе проведения военно-тактических игр с использованием электронных имитаторов стрельбы "Лазертаг".
На тактическом учебном поле размещаются элементы инженерного оборудования (окопы, траншеи, блиндажи, укрытия) и участки инженерных заграждений.
В непосредственной близости от тактического учебного поля рекомендуется размещение площадок для отработки нормативов по общевоинским дисциплинам: РХБ защите, инженерной подготовке, связи, военной топографии и другим.
Многофункциональная полоса препятствий
Трасса для проведения экстремальных забегов с препятствиями по пересеченной местности (аналог трассы "Гонка Героев", оборудованной с учетом возрастных особенностей школьников), а также для проведения военно-тактических игр на местности.
Рекомендуется размещать по периметру центра "Авангард".
Общее количество препятствий: 18 шт.
Общее количество специализированных площадок: 9 шт.
Протяженность трассы 2 100 м.
Оборудование конструкций препятствий осуществляется согласно типовым решениям, применяемым при строительстве комплексных полос препятствий в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждены НГШ ВС РФ - ПЗ МО РФ 31 марта 2017 г.) с учетом возрастных особенностей школьников, в соответствии с альбомом (приложение N 4).
Многофункциональная полоса препятствий включает в себя следующие элементы:
1. "Марш-бросок" (преодоление участка полосы препятствий).
Представляет собой прямой участок трассы маршрута протяженностью 200 м и шириной 10-12 м, оборудованный препятствиями "Наклонная стена", "Заборы вверх-вниз", "Бревна горизонтальные", "Завал из бревен".
2. "К вершине!" (альпинистская подготовка).
Прямой участок трассы, с установленным на нем высотным препятствием "Спортивный снаряд".
3. Площадка "Зона заражения" (преодоление участка заражения).
Прямой участок трассы протяженностью до 70 м, с обозначением границ, оборудованный препятствиями "Колючая проволока на высоких кольях", "Горизонтальный переход", "Вертикальная стена с канатами".
4. Площадка "Сапер" (преодоление участка минного поля).
Прямой участок трассы шириной 12 м и длиной 70 м. Ширина прохода в минном поле 1,5 м. Минное поле обозначается ежами с натянутой между ними веревкой (препятствие "Противотанковые ежи"). Кроме того, на этапе дополнительно устанавливаются препятствия "Тоннель из труб" и "Барьеры".
5. Площадка "Азимут" (ориентирование на местности).
Представляет собой выровненную, очищенную от подлеска площадку размером 50 м на 70 м с естественным грунтом.
6. Площадка "Приказано выжить!" (проверка туристских навыков).
Выровненная, очищенная от подлеска площадка 40 м на 40 м, разделенная на три зоны:
установки палатки (40% площади);
разведения костра (40% площади);
вязания узлов (20% площади).
На площадке предусматривается оборудование образцов временных укрытий (шалаши, землянки и т.д.).
На этапе дополнительно устанавливаются препятствия "Сетка между деревьев", "Сетка горизонтальная переправа", "Пирамида", "Канатная переправа".
7. Площадка "Огневой контакт" (открытая стрелковая площадка с сектором для метания).
Площадка оборудуется на ровном участке местности 20 м на 50 м, разделенном на три галереи:
для стрельбы из пневматического оружия (20x20 м);
для метания гранат (20x20 м);
для метания холодного оружия (20x10 м).
Галереи между собой разделяются пулеприемными (защитными) и боковыми земляными валами в основном направлении стрельбы (в огневой зоне), исключающими поражение людей за указанными валами и необходимые зоны безопасности с внешним ограждением по периметру. Линия стрельбы оборудуется навесом от дождя, снега и солнца.
Галерея для стрельбы из пневматического оружия должна иметь линию огня (огневые позиции) и параллельно ей линию мишеней.
Количество направлений для стрельбы - 8. Ширина стрелкового места не менее 1,5 м.
Стрелковые места разделяются сетчатыми ширмами и оборудуются столиками для заряжания (разряжения) оружия.
Линия мишеней оборудуется 8 механическими стендами для биатлона (по 5 мишеней в каждом). Биатлонные установки съемные. Установки крепятся на стационарные стенды.
Галерея для метания учебных ручных гранат.
Количество направлений для метания - 4.
Линия мишеней - круги с двумя концентрическими зонами (внутренняя диаметром 2 м, внешняя - диаметром 4 м.). В центре круга устанавливается флажок высотой 20 см.
Позади линии мишеней устанавливаются улавливающие щиты.
Галерея для метания холодного оружия.
Количество направлений для метания - 4.
Линия мишеней - стенды для спортивного метания ножей из торцевого соснового бруса.
Конструкция состоит из 4 стендов для метания ножей.
Позади стендов устанавливаются улавливающие щиты.
8. Площадка "Полевая медицина" (оказание первой помощи, транспортировка раненного).
Прямой участок трассы протяженностью до 70 м, с обозначением границ, оборудованный препятствиями "Пирамида", "Полоса препятствий из шин", "Заборы во рву", "Рукоход с трубами".
9. Площадка "Уверенный прием" (организация радиосвязи).
Выровненная, очищенная от подлеска площадка 30 м на 50 м.
На удалении 40 м от зоны начала проведения этапа располагается "полевой узел связи".
10. Площадка "Тропа разведчика" (преодоление искусственных и естественных преград (болото, овраг, ручей, завал) с использованием туристских навыков).
Расчищенная от подлеска тропа сквозь лесной массив, шириной до 6 м и протяженностью не более 250 м, оборудованная препятствиями:
"Болото" - расстояние 10 м. по "кочкам" (автомобильные покрышки), расположенным в произвольном порядке. Максимальное расстояние между "кочек" -1 м;
"Завал (бурелом)" - условный завал (объемная паутина из веревок), высотой 1,5 м, шириной 4 м и длиной (глубиной) - 5 м;
"Параллельные веревки" натянутые на высоте 0,5 м и 1,5 м.
11. Площадка для военно-тактической игры "Ответный ход".
Выровненная, очищенная от подлеска площадка 50 м на 50 м. Границы площадки по всему периметру обозначаются оградительной сеткой и сигнальными столбиками. Включает в себя различного рода сооружения и заграждения, естественные (деревья, канавы и валуны) и искусственные препятствия (укрытия из ящиков из-под боеприпасов, пустые бочки для горючего и т.д.).
Опорный пункт оборудуется инженерными укреплениями и площадкой 3 м на 3 м, высотой 1,2 м со ступенями и флагштоком высотой 5 м.
2.3. Рекомендации по разработке образовательной программы центра "Авангард" и организации образовательного процесса.
Образовательный процесс в центре "Авангард" организуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего полного образования и нормативных документов, регламентирующих реализацию образовательных программ, дополнительное образование и детский отдых на основании устава и лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.
Основным направлением образовательной деятельности центра "Авангард" является проведение учебных сборов по основам военной службы, которые проводятся в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах".
Учебные сборы проводятся в соответствии с образовательной программой, которая разрабатывается с учетом требований к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности, обеспечивающих знание основ обороны государства и воинской службы (законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка), знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе, владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Образовательной программой должно быть предусмотрено проведение учебных занятий в течение 5 дней в объеме не менее 35 часов, а также мероприятий воспитательной и спортивной направленности в количестве 12 часов (приложение N 1 Примерный учебный и учебно-тематический план).
Допускается изменение количества учебных часов по отдельным предметам обучения в рамках общего количества учебных часов.
Занятия рекомендуется проводить в практико-ориентированном формате с использованием активных форм организации учебной деятельности (интерактивные игры, квесты, мастер-классы и др.).
При организации мероприятий воспитательной и спортивной направленности учитываются формы активности наиболее привлекательные для старшеклассников и ориентированные на формирование востребованных умений для успешной самореализации.
Обучение рекомендуется завершать проведением итогового комплексного занятия в форме суточной военно-тактической игры, в ходе которой обучающиеся продемонстрируют знания, умения, навыки и компетенции, сформированные в ходе обучения. При проведении военно-тактической игры рекомендуется задействовать многофункциональную полосу препятствий.
Для повышения интереса курсантов к прохождению сборов рекомендуется программу обучения объединять в единый сценарий с использованием различных игровых методик, которые позволят курсантам не только отработать на практике полученные знания, но и развить навыки коммуникации, кооперации и лидерства.
В целях профессиональной ориентации курсантов на воинские специальности рекомендуется предусмотреть в организационной структуре учебных подразделений (взводов, рот) условное распределение по родам и видам войск (Сухопутные войска, Воздушно-космические силы, Военно-Морской Флот, Воздушно-десантные войска, Ракетные войска стратегического назначения), а внутри отделений распределение по воинским специальностям (командиры отделений, стрелки, медики, разведчики, связисты, техники, специалисты по разминированию и специалисты-химики).
В программе следует предусмотреть проведение ежедневных (по 1 часу) практических занятий со специалистами, объединенными в сводные группы под руководством наставников по профильным военным специальностям. В качестве наставников рекомендуется привлекать действующих военнослужащих, в том числе участников боевых действий и награжденных государственными наградами.
Рекомендуется обеспечение курсантов центра "Авангард" единообразной формой одежды, которая должна быть сходной по покрою и материалам с полевой формой одежды военнослужащих. Кроме того, следует предусмотреть размещение на форме соответствующей символики. Образцы, утвержденные Министром обороны Российской Федерации представлены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям (приложение N 3).
Примерный алгоритм организации деятельности:
Не позднее двух недель до начала очередной смены органы управления образованием субъекта Российской Федерации направляют в центр "Авангард" уточненные списки участников сборов с указанием размеров одежды. На основании списков проводится распределение по учебным взводам и местам размещения, а также составляется расчет обеспечения формой.
Доставка участников осуществляется организованными колоннами автобусов в сопровождении экипажей ДПС за счет средств муниципалитетов. Решение организационных вопросов, связанных с заказом автобусов, заключением договоров, подготовкой документов в ГИБДД, обеспечение сопровождения возлагается на администрацию муниципальных образований. Органы управления образованием осуществляют контроль доставки участников на учебные сборы.
Рекомендуется заезд учащиеся осуществлять в воскресенье.
Администрация организует встречу. Участники передаются вожатым. Медицинскими работниками проводится первичный медосмотр, сбор справок. После проведения медосмотра, участники следуют на вещевой склад, где осуществляется выдача и подгонка обмундирования. Далее, происходит размещение в спальных корпусах (получение постельного белья, заправка кроватей, инструктаж по правилам общежития).
По завершению получения формы курсанты ужинают. После ужина в досуговом блоке административно-учебного корпуса проводится общий инструктаж (брифинг) по требованиям безопасности при проведении учебных сборов и вечерняя культурно-досуговая программа, направленная на командообразование и сплочение курсантов. Далее следуют вечерние мероприятия, согласно типового распорядка дня (приложение N 2).
Учебный процесс рекомендуется начинать с понедельника. Подъем участников сборов происходит в 7 часов, далее проводятся утренние мероприятия, согласно распорядку дня сборов: утренняя физическая зарядка, утренний туалет, медицинский осмотр, завтрак.
После завтрака организуется общее построение на плацу для подъема Государственного флага Российской Федерации и развода на занятия.
Рекомендуется проведение 4 часов занятий в первой половине дня (до обеда) и 3 часов после обеда.
Занятия проводятся в соответствии с расписанием, которое составляется на основании образовательной программы учебных сборов, расчета часов по предметам обучения и учебно-тематического плана, утверждаемого руководителем центра.
Для каждого учебного взвода рекомендуется составлять собственное расписание занятий и маршрутный лист перемещения по учебным точкам.
Продолжительность учебного часа 45 минут. Перерыв между занятиями 10 минут.
Организация учебных стрельб осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны...".
В завершение учебных сборов рекомендуется выдавать участникам сертификаты (свидетельства) о прохождении программы обучения.
Военно-патриотические профильные смены организуются и проводятся в период школьных каникул по образовательным программам, разрабатываемым отдельно. Содержание программ тематических профильных смен должно соотносится с образовательной программой учебных сборов, при этом иметь более игровой (развлекательный) характер.
2.4. Рекомендации по финансированию создания и эксплуатационному содержанию центров "Авангард".
Основными направлениями расходов являются строительство (реконструкция), приобретение оборудования и эксплуатационное содержание объектов инфраструктуры, всестороннее обеспечение деятельности, оплата трудозатрат персонала.
Центры "Авангард" создаются субъектами Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов или иных источников.
Финансирование расходов на содержание деятельности может осуществляться в рамках государственного задания на выполнение услуг по подготовке граждан к военной службе, а также в форме целевой субсидии (гранта).
III. Центр юнармейской подготовки - Дом "ЮНАРМИИ"
3.1. Общие положения.
Центр юнармейской подготовки - Дома "ЮНАРМИИ" (далее - Дом "ЮНАРМИИ") многопрофильный учебно-воспитательный комплекс, предназначенный для реализации программ дополнительного образования детей и подростков по основным направлениям деятельности движения "ЮНАРМИЯ".
Задачи Дома "ЮНАРМИИ":
1. Создать условия для самореализации личности путем включения в разнообразные виды деятельности.
2. Способствовать формированию и развитию у детей высоких духовно-нравственных качеств, навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности, чувства социальной ответственности, творческого потенциала, потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине.
3. Создать условия для воспитания у детей гордости за свою страну, уважения к Государственным символам Российской Федерации, Вооружённым Силам, их боевым традициям, военной профессии, способствовать формированию у обучающихся интереса к военной службе, военно-профессиональной ориентации.
4. Создать условия для совершенствования программно-методического обеспечения военно-патриотической работы, содействовать обобщению и распространению опыта в реализации различных направлений деятельности движения "ЮНАРМИЯ".
Дом "ЮНАРМИИ" осуществляют свою деятельность с учетом требований, предъявляемых к учреждениям дополнительного образования детей.
3.2. Организация Домов "ЮНАРМИИ"
Дом "ЮНАРМИИ" открывается при наличии соответствующего помещения, учебного и другого необходимого оборудования, обеспеченности педагогическими кадрами; строгом соблюдении санитарно-гигиенических, противоэпидемических требований и правил противопожарной безопасности.
Дом "ЮНАРМИИ" осуществляет свою деятельность по принципам клубных формирований, создаваемых и действующих на фондах базовой организации (как правило домов офицеров, офицерских клубов, домов культуры Российской Армии, региональных и зональных центров подготовки граждан к военной службе, муниципальных организаций дополнительного образования детей, организаций ДОСААФ России).
Деятельность клубных формирований осуществляется в соответствии с решением Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29 мая 2002 г. N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры".
Под базовой организацией Дома "ЮНАРМИИ" понимается организация (юридическое лицо), на материально-технической (организационной и иной) базе которой, создаются и действуют клубные формирования.
Под клубным формированием Дома "ЮНАРМИИ" понимается добровольное объединение детей и подростков, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в получении образовательных услуг, организации досуга и отдыха в свободное время.
Участниками клубных формирований Дома "ЮНАРМИИ" могут быть дети и подростки. По возрастному составу клубные формирования могут быть детские (объединяющие граждан от 8 до 13 лет) и молодёжные (объединяющие граждан от 14 до 18 лет).
Клубные формирования Дома "ЮНАРМИИ" создаются, переименовываются и ликвидируются на основании приказов базовой организации.
Лицензируемые виды образовательной деятельности клубные формирования осуществляют на основании лицензий базовой организации.
Клубные формирования Дома "ЮНАРМИИ" не являются юридическими лицами, и действуют от имени и за счёт создавших их базовой организации.
Клубные формирования создаются в базовой организации как специализированные структурные подразделения и действуют на основании утвержденных в установленном порядке положений.
Клубные формирования должны иметь наименования, указывающие на принадлежность к конкретному Дому "ЮНАРМИИ", на базе которого организуется работа и свою направленность (вид деятельности).
3.3. Рекомендуемая структура Дома "ЮНАРМИИ".
С учетом наиболее популярных у молодежи юнармейских проектов и опыта действующих Домов "ЮНАРМИИ" в качестве основных направлений кружков и секций рекомендуются:
курс молодого юнармейца (начальная военная подготовка и военно-тактические игры);
военная история (поисковая работа, историческая реконструкция и военная миниатюра);
техническое творчество (3D моделирование, робототехника, автодело, радиодело);
школа юных корреспондентов;
школа почетного караула;
стрельба (спортивная и практическая);
краеведение и туризм;
оказание первой помощи.
В качестве дополнительных направлений рекомендуется развивать секции по военно-прикладным видам спорта, кружки и студии художественного творчества, а также волонтерские и экологические центры.
База Дома "ЮНАРМИИ" может использоваться штабами региональных отделений движения "ЮНАРМИЯ" для обеспечения деятельности штабов местных отделений. В случае необходимости по решению штаба регионального отделения движения "ЮНАРМИИ" на базе детских коллективов Дома "ЮНАРМИИ" могут создаваться юнармейские отряды.
3.4. Руководство Домом "ЮНАРМИИ".
Дом "ЮНАРМИИ" работает под общим руководством регионального штаба движения "ЮНАРМИЯ", в тесном взаимодействии с органами власти, военным комиссариатом субъекта Российской Федерации, соединениями и воинскими частями, расположенными в непосредственной близости, а также образовательными (общеобразовательными учреждениями и организациями дополнительного образования детей) и спортивными организациями.
В своей деятельности Дом "ЮНАРМИИ" руководствуется законодательством Российской Федерации и типовым положением, утвержденным Главным штабом движения "ЮНАРМИЯ".
3.5. Содержание деятельности Дома "ЮНАРМИИ".
Дом "ЮНАРМИИ" реализует возложенные на него функции в процессе кружково-секционной, массовой и методической работы, осуществляемой всеми клубными формированиями.
3.5.1. Организация работы кружков и секций.
Организация занятий юнармейцев в клубных формированиях (кружках и секциях) является основной формой учебно-воспитательной работы Дома "ЮНАРМИИ".
Занятия должны способствовать решению конкретных воспитательных задач: формированию патриотических чувств и нравственных качеств личности; расширению и углублению объема знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательными программами школ; ознакомлению юнармейцев с достижениями отечественной и мировой науки, техники и технологии, литературы, искусства, спорта; формированию умения творчески применять знания на практике, воспитанию потребности в самообразовании.
Занятия в кружках и секциях ведутся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам по соответствующим направлениям, с учетом специфики региона и возможностей Дома "ЮНАРМИИ". В отдельных случаях по направлениям деятельности кружков и секций образовательные программы могут быть составлены руководителями кружков, согласованы соответствующими органами управления образованием и утверждены руководителем базовой организации.
Кружки создаются в соответствии с интересами детей и подростков, с учетом направлений деятельности движения "ЮНАРМИЯ" и возможностей базовой организации. Количество и направленность, создаваемых в базовой организации клубных формирований, не регламентируется.
Из общего числа клубных формирований Дома "ЮНАРМИИ" не менее 50% кружков и секций должно быть связано с военно-патриотическим направлением, техническим творчеством, и туристско-краеведческой работой.
Базовая организация осуществляет учёт созданных клубных формирований.
При условии максимального использования помещений базовой организации для занятий кружков и секций Дома "ЮНАРМИИ" могут организовывать клубные формирования (по согласованию) в помещениях общеобразовательных учреждений, школ-интернатов, детских домов и др.
Клубные формирования в зависимости от образовательных программ организуются как на весь учебный год, так и на более короткие сроки. Занятия кружков начинаются не позднее 15 сентября и заканчиваются, как правило, 31 мая следующего года.
В период летних школьных каникул кружки и секции работают по специальному расписанию, в том числе на базе юнармейских школьных лагерей дневного пребывания. Кроме того, работа клубных формирований может проводиться в форме лагерных сборов, походов, экскурсий и экспедиций, соревнований и др.
Расписание занятий кружков на неделю составляется с учетом рационального распределения свободного времени и занятости обучаемых с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических норм.
3.5.2. Массовая работа.
Дом "ЮНАРМИИ" организует и проводит различные региональные и муниципальные очно-заочные массовые мероприятия с участием юнармейцев, используя разнообразные средства непосредственного эмоционального воздействия с учетом возрастных особенностей детей и подростков:
массовые военно-патриотические мероприятия, приуроченные к государственным праздникам, дням воинской славы и памятным датам России;
организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие юнармейского движения, в том числе торжественные приемы новых участников в ряды движения "ЮНАРМИЯ";
массовые мероприятия, направленные на военно-профессиональную ориентацию молодежи, популяризацию военной службы;
физкультурные, спортивные и туристские, мероприятия, способствующие физическому развитию молодежи, укреплению их здоровья, в том числе месячники и декады оборонно-массовой работы;
мероприятия, обеспечивающие содержательный, активный досуг юнармейцев в выходные, праздничные дни и каникулярное время.
3.5.3. Методическая работа.
Методическая работа направлена на совершенствование содержания, форм и методов военно-патриотической работы с молодежью и распространение передового опыта деятельности юнармейских отрядов.
На базе Дома "ЮНАРМИИ" рекомендуется осуществлять обучение руководителей штабов местных отделений движения "ЮНАРМИЯ", кураторов юнармейских отрядов и юнармейского актива.
Методическая работа Дома "ЮНАРМИИ" должна содействовать повышению педагогического мастерства руководителей клубных формирований, внедрению инновационных педагогических технологий в сфере военно-патриотического воспитания.
3.6. Финансирование, материальная база, штаты Дома "ЮНАРМИИ".
Финансирование Дома "ЮНАРМИИ" может осуществляться:
за счет бюджетного финансирования на основании государственного (муниципального) заказа (задания) и соответствующего договора (соглашения) с заказчиком;
за счет имеющихся на эти цели специальных средств базовой организации;
за счёт добровольных пожертвований и иных поступлений в соответствии с действующим законодательством.
Занятия для детей в кружках и секциях, а также обеспечение их участия в массовых мероприятиях, рекомендуется осуществлять на безвозмездной основе.
Развитие учебно-материальной базы Дома "ЮНАРМИИ" и оснащение помещений в Доме "ЮНАРМИИ" оборудованием, расходными материалами для организации занятий, работы юнармейских творческих мастерских, а также обеспечение мультимедийным оборудованием для работы видеостудии Школы "Юных корреспондентов" может софинансироваться в том числе за счет средств федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" национального проекта "Образование".
Штаты Дома "ЮНАРМИИ" утверждаются руководителем базовой организации в соответствии с типовыми или индивидуальными штатами и штатными нормативами.
Приложение N 1
Учебный план
(примерный типовой для учебного взвода)
В день заезда с участниками проводятся: вводное занятие, распределение по ротам, инструктаж по требованиям безопасности, игра на местности "Разведай, расспроси, найди" (знакомство с инфраструктурой и территорией центра "Авангард") и интерактивная программа на знакомство и сплочение.
Учебно-тематический план
Предмет обучения |
Тема, содержание занятия |
Кол-во часов |
Место проведения |
Вид занятия |
День заезда в УМЦ "Авангард" | ||||
Вводное занятие с участниками сборов |
Ознакомление с порядком организации учебных сборов. Основы обеспечения безопасности на учебных сборах. Церемония открытия, ознакомление с условиями и порядком организации, распорядком дня, правилами поведения, условиями проживания, распределение по учебным ротам. Представление администрации центра, и педагогических работников (вожатых). Инструктаж по требованиям безопасности. Ответы на вопросы |
1* |
Зрительный зал АУК (административно-учебного корпуса) |
Практическое занятие |
1 - 4 день | ||||
Учебный модуль "НАУКА ПОБЕЖДАТЬ" (тактическая подготовка)
|
Интерактивная игра "Не числом, а уменьем!" Отделение и взвод в обороне и наступлении. Состав отделения и его вооружение |
1 |
Кабинет "Основы военной службы" |
Практическое занятие с использованием интерактивных макетов местности (симуляторов боевых действий) по выполнению тактических задач. |
Интенсив-тренинг "Комбат" Действия солдата в бою. Выбор и оборудование места для стрельбы. Смена огневой позиции (места для стрельбы). |
1 |
Тактическое поле (площадка военно-тактических игр) |
Практическое занятие по изучению действий в бою. Тактические перемещения с использованием электронных имитаторов стрельбы (лазертаг) |
|
|
Интенсив-тренинг "Встречный бой" Изучение тактических действий подразделения в различных условиях |
2 |
Тактическое поле (площадка военно-тактических игр) |
Практическое занятие. Соревнование по лазертагу между взводами. |
|
Игра "Аванпост" Обязанности наблюдателя. Выбор места наблюдения, оборудование и маскировка, оснащение укрытия. |
1 |
Тактическое поле (площадка военно-тактических игр) |
Практическое занятие с элементами игры на внимательность по изучению действий наблюдателя Подготовка разведчика |
Интенсив-тренинг по основам выживания "Последний герой" Ориентирование на местности. Правила безопасного пребывания на природе. Оборудование временных укрытий. Обустройство различных видов укрытий, костров. Преодоление искусственных и естественных препятствий в особых условиях. |
2 |
Кабинет "Связь, ориентирование и навигация" |
Практическое занятие Действия в условиях вынужденного автономного пребывания Изучение приемов и способов выживания в природной среде |
|
|
Тренинг "Никто кроме нас!" Основы воздушно-десантной подготовки. Назначение и устройство основных парашютных систем Российской Армии. Подготовка к совершению прыжка с парашютом. |
2 |
Кабинет "Основы военной службы" |
Практическое занятие Отработка норматива надеванию парашютных систем |
|
Мастер-класс "Сигнал" Системы спутниковой навигации. ГЛОНАС - глобальная навигационная система. Правила пользования навигационными приборами Современные средства связи и основы их применения. Возможности их применения в кризисных жизненных ситуациях |
1 |
Кабинет "Связь, ориентирование и навигация" |
Практическое занятие Работа с навигационными приборами и средствами связи в разных сценариях - поисковые работы, ЧС и т.п. |
ВСЕГО часов |
10 |
|
|
|
Учебный модуль "МЕТКИЙ СТРЕЛОК" (огневая подготовка) |
Квест "Арсенал Отечества" Требования безопасности при обращении с оружием. Назначение, боевые свойства и устройство основных образцов стрелкового оружия Вооруженных Сил Российской Федерации. (АК-12, АК-74, РПК-74, СВД, Пистолет Ярыгина, ПМ, РПГ-7). Работа частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение |
2 |
Класс теоретической подготовки к стрельбе |
Практическое занятие в форме игры-викторины на знание стрелкового оружия России (видов, назначения, боевых свойств и устройства основных образцов стрелкового оружия ВС РФ), а также выполнение норматива по разборке-сборке автомата Калашникова. |
|
Интерактивная программа "К бою!" Способы ведения огня из различных видов стрелкового оружия (АК-74, СВД, ПМ). |
4 |
Кабинет "Мультимедийный интерактивный тренажер стрелкового оружия и средств ближнего боя" |
Практическое занятие. Тренировка в выполнении стрельб из стрелкового оружия на интерактивном тренажере-симуляторе |
ВСЕГО часов |
6 |
|
|
|
Учебный модуль "ЮНЫЙ ТЕХНИК" (техническая подготовка) |
Квест "Броня России" Основные образцы военной техники Сухопутных войск. Эксплуатация, техническое обслуживание и правила вождения боевых машин. |
2 |
Кабинет технической подготовки. |
Практическое занятие в форме игры-викторины на знание основных образцов военной техники Сухопутных войск |
|
Практическое занятие "Автодром" Основы безопасности дорожного движения и управления автомобильным транспортом с использованием автомобильных тренажеров-симуляторов |
1 |
Кабинет технической подготовки. |
Отработка элементов вождения с использованием модульных тренажерных комплексов на динамической платформе (КАМАЗ, МАЗ, Урал) с использованием VR технологий |
|
Мастер-класс "Дрон-биатлон" Беспилотные летательные аппараты: виды, предназначение, применение в Вооруженных Силах Российской Федерации. |
1 |
Кабинет ""Военная робототехника и беспилотные летательные аппараты" |
Практическое занятие с элементами исследовательской деятельности по сборке простейших беспилотных летательных аппаратов и основам управления ими |
Мастер-класс "Боевая робототехника" Виды, предназначение, применение робототехники в боевых условиях и кризисных ситуациях (в т.ч. с участием гражданских лиц). |
1 |
Кабинет ""Военная робототехника и беспилотные летательные аппараты" |
Практическое занятие с элементами исследовательской деятельности по сборке простейших роботизированных систем и основам управления ими |
|
ВСЕГО часов |
5 |
|
|
|
Учебный модуль "СТАТЕН В СТРОЮ - СИЛЕН В БОЮ" (строевая подготовка) |
Мастер-класс "Школа Почетного караула" Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Отставить", "Головные уборы снять (одеть)". Повороты на месте. Движение строевым шагом, изменение направления движения. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выполнение передвижений в составе подразделения. |
1 |
Строевой плац |
Практическое занятие по изучению основных строевых приемов. |
ВСЕГО часов |
1 |
|
|
|
Учебный модуль "ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ" (военно-медицинская подготовка) |
Тренинг по оказанию первой помощи пострадавшим "Живи!" Основы оказания первой помощи. Средства индивидуального медицинского оснащения, их аналоги из подручных средств |
1 |
Кабинет "Основы военной службы" |
Практическое занятие. Выполнение приемов оказания первой помощи при неотложных состояниях |
|
Тренинг по основам тактической медицины Эвакуация раненых в том числе в городских условиях. Первая помощь пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций. |
1 |
Кабинет "Основы военной службы" |
Практическое занятие. Изучение способов розыска и эвакуации раненых |
ВСЕГО часов |
2 |
|
|
|
Учебный модуль "ЗАКОН ВОИНСКОЙ ЖИЗНИ" (общевоинские уставы) |
Квест "Караул - задача боевая!" Караульная служба. Состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование |
1 |
Кабинет "Основы военной службы" |
Практическое занятие по основам несения караульной службы и обеспечения антитеррористической безопасности |
ВСЕГО часов |
1 |
|
|
|
Учебный модуль "ПУТЬ К ПОБЕДЕ"** (физическая подготовка) |
Тренировка по преодолению общевойсковой полосы препятствий (без выполнения нормативов) В зимнее время - лыжная подготовка или занятия в крытом спортивном комплексе (при неблагоприятных погодных условиях) |
1 |
Спортивные площадки |
Практическое занятие. Базовые упражнения с минимальным риском травматизма |
ВСЕГО часов |
1 |
|
|
|
Учебный модуль "БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА" (радиационная, химическая и биологическая защита) |
Квест "Сталкер" Современные средства индивидуальной защиты военнослужащих и гражданских лиц. Современные средства РХБЗ разведки. Правила пользования и техника безопасности. Защита в чрезвычайных ситуациях, в том числе при пандемии. |
2 |
Кабинет "Основы военной службы" |
Практическое занятие Игра по теоретическим вопросам организации гражданской обороны и практической отработке действий в условиях радиационного, химического и биологического заражения Методы защиты при чрезвычайных ситуациях, пандемии. |
ВСЕГО часов |
2 |
|
|
|
5 день | ||||
Итоговое комплексное занятие |
Военно-тактическая игра на местности "Операция "АВАНГАРД" |
7 |
Многофункциональная полоса препятствий |
Практическое занятие. Выполнение заданий квеста Демонстрация обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, сформированных в ходе обучения по основам военной службы |
Торжественное закрытие учебных сборов |
Награждение победителей. Прохождение торжественным маршем и с песней |
1 **** |
Строевой плац (зрительный зал административно-учебного корпуса). |
Подведение итогов сборов, награждение и вручение документов о прохождении учебных сборов. |
ВСЕГО часов |
7 |
|
|
|
ИТОГО |
35 |
|
|
------------------------------
* - вводное занятие не входит в общее количество учебных часов сборов.
**- вопросы по темам: размещение военнослужащих; распределение времени и внутренний порядок; распорядок дня и регламент служебного времени изучаются интегрировано, во время вводного занятия и повседневной жизнедеятельности в УМЦ "Авангард" с включением проверки знаний в итоговое комплексное занятие.
***- вопросы по темам: комплексы вольных упражнений N 1 и N 2, нормативы физической подготовки военнослужащих изучаются интегрировано в часы утренней физической зарядки и спортивно-массовой работы
****- торжественное закрытие не входит в общее количество учебных часов сборов.
------------------------------
Приложение N 2.
Распорядок дня учебных сборов
Приложение N 3
Форма одежды курсантов центра "АВАНГАРД"
Форма одежды сотрудников центра "Авангард"
Приложение N 4
Альбом типовых решений оборудования многофункциональной полосы препятствий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства обороны РФ от 7 февраля 2021 г. N 174/79
Опубликование:
-