Письмо Минфина России от 22 июля 2022 г. N 02-07-10/71229
Вопрос
О формах первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета централизованной бухгалтерией.
Ответ
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение муниципального казенного учреждения о применении унифицированных форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета (далее - обращение) и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов, а также оценки конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" порядок ведения бюджетного учета и составления и представления бюджетной отчетности для организаций бюджетной сферы, к которым относится муниципальное казенное учреждение, устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Единые требования к ведению бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы устанавливаются федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256 (далее - СГС "Концептуальные основы"), иными федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н.
В соответствии с пунктом 14 СГС "Концептуальные основы", в случае если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному учреждению (централизованной бухгалтерии), совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета, составляет единую учетную политику при централизации учета.
В соответствии с пунктом 14 СГС "Концептуальные основы" и пунктом 7 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н, единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, требования по ведению бухгалтерского учета, включая требования по обязательному применению установленных законодательством Российской Федерации унифицированных форм первичных учетных документов для отражения фактов хозяйственной жизни и регистров бухгалтерского учета, в положениях единой учетной политики при централизации учета, не включаются в связи с безусловной обязанностью их применения согласно нормативным правовым актам.
Согласно пунктам 14 СГС "Концептуальные основы" в целях организации и ведения уполномоченными органами (централизованной бухгалтерией) бухгалтерского учета субъектов централизованного учета документами единой учетной политики при централизации учета, принимаемыми уполномоченными органами (централизованной бухгалтерией), определяются формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых субъектами централизованного учета для оформления фактов хозяйственной жизни, и формы регистров бухгалтерского учета, применяемых централизованной бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов.
Формы документов для организаций бюджетной сферы установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению".
Учитывая изложенное, применение самостоятельно разработанных форм, применяемых при ведении бюджетного учета вместо унифицированных первичных (сводных) учетных форм документов и регистров бухгалтерского учета, недопустимо.
Дополнительно обращаем внимание, что принятие правовых актов, формирующих единую учетную политику при централизации учета, предусматривает принятие правовых норм, устанавливающих права и обязанности для субъектов учета, полномочия которых по ведению бухгалтерского учета переданы уполномоченному учреждению (централизованной бухгалтерии), неисполнение которых согласно законодательству Российской Федерации влечет административную ответственность должностных лиц (установление нормативных правовых положений).
Учитывая изложенное, принятие таких актов муниципальным казенным учреждением требует, по мнению Департамента, дополнительной правовой оценки соответствующим уполномоченным муниципальным органом.
Заместитель |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если бухучет передан централизованной бухгалтерии, то она формирует единую учетную политику. Обязательное применение унифицированных форм первичных учетных документов и регистров бухучета в ней не прописывается, т. к. оно предусмотрено нормативными актами.
Применение субъектами централизованного учета собственных форм и регистров недопустимо. Неисполнение правовых актов, формирующих единую учетную политику, влечет административную ответственность должностных лиц.
Письмо Минфина России от 22 июля 2022 г. N 02-07-10/71229
Опубликование:
журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", октябрь 2022 г. N 10