Заполняем индивидуальную карточку
по единому социальному налогу
1. Информация о получателе дохода
2. Выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц
3. Налоговые льготы по единому социальному налогу
4. Начисление единого социального налога
5. Пример заполнения индивидуальной карточки по единому социальному
налогу
Налоговый кодекс РФ требует от плательщиков единого социального налога производить учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм самого налога, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Персональный учет единого социального налога должен проводиться по каждому работнику, который заключил с работодателем трудовой или авторский договор или договор гражданско-правового характера.
Если налогоплательщик выплачивает вознаграждение физическим лицам, с которыми он не заключал вышеуказанные договоры, то для этих физических лиц индивидуальные карточки не ведутся.
Форма налоговой карточки по единому социальному налогу и правила ее заполнения установлены в приказе МНС России от 21.02.02 N БГ-3-05/91 "Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения".
Индивидуальная карточка ведется как за каждый месяц, так и нарастающим итогом с начала отчетного года. В карточке все показатели отражаются в полных рублях и копейках.
Налогоплательщики имеют право изменять утвержденную форму индивидуальной карточки, добавляя, объединяя или выделяя отдельные графы, исходя из специфики предприятия.
Например, можно расшифровывать выплаты, не подлежащие налогообложению в федеральный бюджет и во все фонды, вводить дополнительные итоговые графы для сумм начисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование или добавлять графы для отражения тарифов страховых взносов для исчисления взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, которые применяются для каждого работника в зависимости от его пола и возраста.
1. Информация о получателе дохода
Заполнение индивидуальной карточки обычно начинается с определения налогового периода - года, за который она составляется.
Затем записываются "Сведения о работнике - получателе дохода".
В состав этих сведений входят фамилия, имя и отчество работника, которые пишутся полностью (без сокращений) и должны соответствовать документу, удостоверяющему личность.
Если у получателя доходов есть ИНН, то он записывается в карточку, причем ИНН должен соответствовать тем данным, которые указаны в Свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе данного физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.
Далее указываются страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, гражданство, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и его реквизиты (серия, номер, кем и когда выдан).
Ниже записывают пол, дату рождения и полный адрес места жительства в соответствии с документом, удостоверяющим личность.
В адресе обязательно указываются почтовый индекс, район, город, улицу, номера дома, корпуса, номер квартиры.
В соответствующие поля заносятся должность и группа инвалидности (если есть). Если при начислении выплат инвалидам используются льготы, то приводятся серия, номер и дата выдачи справки медико-социальной экспертизы, которая подтверждает инвалидность работника.
2. Выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц
Единый социальный налог платят все организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют различные выплаты физическим лицам.
Налогооблагаемая база включает в себя выплаты и другие вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по авторским, трудовым и гражданско-правовым договорам (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).
При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных или государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов единым социальным налогом облагается разница между доходами от предпринимательской или какой-либо другой профессиональной деятельности и расходами, связанными с получением вышеуказанных доходов. Если индивидуальный предприниматель перешел на упрощенную систему налогообложения, то объектом налогообложения будет валовая выручка (п.2 ст.236 НК РФ).
Налоговая база и сумма налога определяются для каждого работника отдельно. Сумма начисленных авансовых платежей по всем индивидуальным карточкам физических лиц, работающих у данного работодателя, должна быть равна общим авансовым платежам, которые он декларирует и уплачивает за любой отчетный или налоговый период.
Статья 242 НК РФ определяет дату выплаты, что очень важно для отнесения ее к тому или иному отчетному или налоговому периоду.
У организаций, индивидуальных предпринимателей датой выплат и вознаграждений считается день их начисления в пользу физического лица.
Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, но являющимися плательщиками налога, это дата выплаты вознаграждения физическому лицу.
А для доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности это день фактического получения соответствующего дохода.
В графе 2 записывается общая сумма выплат для данного работника по вышеуказанным договорам нарастающим итогом с начала года и за каждый календарный месяц.
При этом в графе 2 не отражаются:
- выплаты гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых российскими фондами поддержки образования и науки учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений;
- выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также по договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
В графе 3 указываются выплаты и вознаграждения, не являющиеся объектом налогообложения, если они в текущем отчетном или налоговом периоде не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль для организаций, а для индивидуальных предпринимателей и физических лиц не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (п.3 ст.236 НК РФ).
В графе 4 отражаются выплаты, не облагаемые единым социальным налогом во все фонды и в федеральный бюджет по ст.238 НК РФ.
К таким выплатам относятся, например, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
К необлагаемым выплатам Налоговый кодекс РФ причисляет также компенсационные выплаты (в пределах норм), связанные с возмещением вреда здоровью, увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск, а также суммы единовременной материальной помощи физическим лицам в связи со стихийным бедствием, смертью самого работника или членов его семьи и некоторые другие.
При оплате расходов на командировки не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных законодательством РФ.
Не облагаются также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы, например расходы на проезд до места назначения и обратно, по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу и регистрацию служебного заграничного паспорта (визы), а также расходы на обмен наличной валюты.
В графе 5 отражаются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физического лица по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, не облагаемым ЕСН в части, начисляемой ФСС РФ, в соответствии с п.3 ст.238 НК РФ.
В графе 6 указывается налогооблагаемая база по единому социальному налогу в федеральный бюджет, фонды ОМС и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России. Она определяется как сумма в графе 2 за вычетом сумм показателей, отраженных в графах 3 и 4.
В графе 7 отражается налогооблагаемая база по единому социальному налогу в ФСС РФ. Этот показатель определяется как разница между суммой графы 2 и суммами, указанными в графах 3, 4 и 5.
3. Налоговые льготы по единому социальному налогу
В графе 8 индивидуальной карточки отражаются налоговые льготы по ст.239 НК РФ.
Такие льготы имеют инвалиды I, II или III группы, если сумма выплат и других вознаграждений не превышает в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника. Налоговые льготы с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, получили также такие работодатели, как:
- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), если инвалиды (и их законные представители) составляют не меньше 80%, их региональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не меньше 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не меньше 25%;
- образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, научные, информационные организации, учреждения для помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, если общественные организации инвалидов - единственные собственники их имущества.
Но эти льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и/или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 884 "Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от налога на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса) ".
К этому перечню относятся шины для автомобилей, охотничьи ружья, яхты, катера (кроме катеров специального назначения), продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов), драгоценные камни и драгоценные металлы, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя и фарфора, икра осетровых и лососевых рыб, а также готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.
Налоговые льготы получили и индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
Освобождаются от уплаты налога в части соответствующих фондов иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся в России индивидуальными предпринимателями и не обладающие правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет фондов ОМС.
Не платят налог также организации с сумм, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством РФ или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет вышеуказанных внебюджетных фондов.
Следует также отметить, что согласно п.1 ст.245 НК РФ индивидуальные предприниматели и адвокаты не платят налог в части, начисляемой в ФСС РФ, если они не имеют наемных работников и не производят выплаты другим лицам по гражданско-правовым договорам. Поэтому индивидуальным предпринимателям и адвокатам не оплачиваются различные пособия, которые обеспечивает ФСС РФ.
В графе 9 отражаются налоговые льготы в соответствии с п.2 ст.245 НК РФ.
К организациям в Российской Федерации, которые пользуются данной льготой, относятся, например, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба налоговой полиции, Министерство юстиции, Государственный таможенный комитет и некоторые другие по денежному довольствию и другим выплатам, связанным с прохождением службы.
В графе 10 указываются налоговые льготы в соответствии с пунктами 3 и 4 ст.245 НК РФ.
Так, например, федеральные суды и органы прокуратуры не включают в налоговую базу по уплате налога в федеральный бюджет суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.
Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ не включают в налоговую базу для исчисления налога в федеральный бюджет суммы денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников органов налоговой полиции и таможенных органов РФ, переводимых с 1 июля 2002 г. на условия оплаты труда федеральной государственной службы. В таких организациях существует специальный порядок пенсионного и социального обеспечения.
4. Начисление единого социального налога
В графе 11 индивидуальной карточки рассчитывается налоговая база по единому социальному налогу в федеральный бюджет как разность между суммой выплат, отраженной в графе 6, и суммами налоговых льгот в графах 8, 9, 10.
В графе 12 карточки указывается налоговая база по единому социальному налогу в фонды обязательного медицинского страхования. Она определяется как разность между суммой в графе 6 и суммами налоговых льгот в графах 8, 9.
В графе 13 отражается налоговая база по единому социальному налогу в Фонд социального страхования РФ. Она равна разности между суммой выплат, отраженной в графе 7, и суммами налоговых льгот в графах 8, 9.
В графе 14 записывается сумма расходов по выплате всех видов пособий по социальному страхованию за счет страховых взносов в ФСС РФ.
За счет средств государственного социального страхования осуществляются, например, выплата пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, социального пособия на погребение, оплату путевок для работников и членов их семей.
В графе 15 отражается сумма начисленных авансовых платежей по единому социальному налогу в федеральный бюджет. Она определяется умножением налогооблагаемой базы, указанной в графе 11, на соответствующую ставку налога в федеральный бюджет, установленную для различных категорий налогоплательщиков статьей 241 НК РФ.
Затем сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В графе 16 и 17 указываются суммы начисленных авансовых платежей по единому социальному налогу в фонды обязательного медицинского страхования. Они определяются умножением налогооблагаемой базы, отраженной в графе 12, на соответствующие ставки налога, предусмотренные ст.241 НК РФ.
В графе 18 отражаются начисленные авансовые платежи по единому социальному налогу в Фонд социального страхования РФ по ставкам, установленным ст.241 НК РФ. Налогооблагаемая база отражена в графе 13.
Сумма налога в Фонд социального страхования РФ уменьшается на сумму произведенных расходов (графа 14) для данного работника (если таковые имели место) на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
В графах 19 и 20 записывают начисленные авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).
Согласно вышеназванному Федеральному закону N 167-ФЗ базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, отраженная в графе 6 индивидуальной карточки.
В том же Законе установлены тарифы страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии в зависимости от категории страхователя, пола и возраста физического лица.
При достижении страхователем суммы налога на каждого работника нарастающим итогом с начала года свыше 600 000 руб. применяется тариф страховых взносов в виде фиксированной ставки в рублях.
Ежемесячные авансовые платежи вычисляются как разница между суммой налога нарастающим итогом с начала года по отчетный месяц и суммой налога за период с начала года по месяц, предшествующий отчетному. При расчете авансовых платежей могут применяться регрессивные ставки налога.
5. Пример заполнения индивидуальной карточки
по единому социальному налогу
Рассмотрим пример составления индивидуальной карточки работника предприятия Ивановой Ирины Ивановны (год рождения 1972). В 2002 г. она работает по трудовому договору с окладом - 11 000 руб., ежемесячной премией - 15% и квартальной премией - 10% от оклада, начисленной за I квартал в апреле 2002 г. Иванова получает ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет в сумме 500 руб. (за счет ФСС). В марте месяце Иванова получила от предприятия единовременную материальную помощь, связанную со смертью члена семьи, в размере 2000 руб.
Ежемесячные выплаты Ивановой И. И. (в руб.):
январь | 11 000 + 11 000 х 0,15 = 12 650; |
февраль | 11 000 + 11 000 х 0,15 = 12 650; |
март | 11 000 + 11 000 х 0,15 + 2000 = 14 650; |
апрель | 11 000 + 11 000 х 0,25 = 13 750; |
май | 11 000 + 11 000 х 0,15 = 12 650; |
июнь | 11 000 + 11 000 х 0,15 = 12 650. |
Всего | 72 000. |
Расчет ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу (в руб.) за январь, февраль, май и июнь следующий:
на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет):
страховая часть (11%) | - | 12 650 х 0,11 = 1391,5; |
накопительная часть (3%) | - | 12 650 х 0,03 = 379,5. |
Всего | - | 1771; |
в федеральный бюджет (28% от налоговой базы - налоговый вычет):
12 650 х 0,28 - 1771 = 1771; | |
в ФФОМС: | 12 650 х 0,002 = 25,3; |
в ТФОМС: | 12650 х 0,034 = 430,1; |
в ФСС: | 12650 х 0,04 - 500 = 6. |
Так как материальная помощь по случаю смерти члена семьи не облагается единым социальным налогом (подп.3 п.1 ст.238 НК РФ), то за март начисляются те же авансовые платежи, что и за предыдущие месяцы.
Приложение N 1
к приказу МНС России
от 21.02.2002 N БГ-3-05/91
Индивидуальная карточка учета сумм
начисленного единого социального налога,
начисленных выплат и иных вознаграждений,
а также сумм налогового вычета за______ 2002__ год
Сведения о работнике - получателе дохода:
Ф.И.О. Иванова Ирина Ивановна
------------------------------------------------------------
(реквизиты указываются полностью)
ИНН 7756015673 Страховой номер 004-785-032-16
--------------- ------------------------------
Гражданство Россия
-------------------
Паспорт (либо иной документ, удостоверяющий личность):
серия 45 02 номер 706423
---------- --------------
Пол ж (м/ж) Дата рождения 14.08.1972 г.
----------- ---------------
Адрес места жительства 121534, г. Москва, ул. Приорова, д.56, кв.134
-----------------------------------------------
Должность инженер
------------
Вид договора: трудовой, гражданско-правовой, авторский
---------------------------------------------
(нужное подчеркнуть)
N договора 23-Н дата назначения на должность (или дата
заключения договора) 01.03.2000
-------------
Наличие инвалидности нет Справка: серия
-------------- ------------
N Дата выдачи
--------------- ---------
Налоговая база | ||||||||
(3,1; 136)1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
январь | за месяц | 12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | ||||
с начала года |
12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | |||||
февраль | за месяц | 12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | ||||
с начала года |
25300,00 | 25300,00 | 25300,00 | |||||
март | за месяц | 14650,00 | 2000,00 | 12650,00 | 12650,00 | |||
с начала года |
39950,00 | 37950,00 | 37950,00 | |||||
апрель | за месяц | 13750,00 | 13750,00 | 13750,00 | ||||
с начала года |
53700,00 | 51700,00 | 51700,00 | |||||
май | за месяц | 12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | ||||
с начала года |
66350,00 | 64350,00 | 64350,00 | |||||
июнь | за месяц | 12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | ||||
с начала года |
79000,00 | 77000,00 | 77000,00 | |||||
июль | за месяц | |||||||
с начала года |
||||||||
август | за месяц | |||||||
с начала года |
||||||||
сен- тябрь |
за месяц | |||||||
с начала года |
||||||||
октябрь | за месяц | |||||||
с начала года |
||||||||
ноябрь | за месяц | |||||||
с начала года |
||||||||
декабрь | за месяц | |||||||
с начала года |
Налоговые льготы | Налоговая база для исчис- ления единого социального налога |
Начис- лено |
Начислено авансовых плате- жей по единому социальному налогу |
Начислено авансов. платежей по страх. взносам на обязат. пенсион. страхов. (налогов. вычет) |
||||||||
в том числе: | ||||||||||||
страховая часть трудовой пенсии |
накопит. часть трудовой пенсии |
|||||||||||
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | 500,00 | 1771,00 | 25,30 | 430,10 | 6,00 | 1391,50 | 379,50 | |||
12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | 500,00 | 1771,00 | 25,30 | 430,10 | 6,00 | 1391,50 | 379,50 | |||
12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | 500,00 | 1771,00 | 25,30 | 430,10 | 6,00 | 1391,50 | 379,50 | |||
25300,00 | 25300,00 | 25300,00 | 1000,00 | 3542,00 | 50,60 | 860,20 | 12,00 | 2783,00 | 759,00 | |||
12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | 500,00 | 1771,00 | 25,30 | 430,10 | 6,00 | 1391,50 | 379,50 | |||
37950,00 | 37950,00 | 37950,00 | 1500,00 | 5313,00 | 75,90 | 1290,30 | 18,00 | 4174,50 | 1138,50 | |||
13750,00 | 13750,00 | 13750,00 | 500,00 | 1925,00 | 27,50 | 467,50 | 50,00 | 1512,50 | 412,50 | |||
51700,00 | 51700,00 | 51700,00 | 2000,00 | 7238,00 | 103,40 | 1757,80 | 68,00 | 5687,00 | 1551,00 | |||
12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | 500,00 | 1771,00 | 25,30 | 430,10 | 6,00 | 1391,50 | 379,50 | |||
64350,00 | 64350,00 | 64350,00 | 2500,00 | 9009,00 | 128,70 | 2187,90 | 74,00 | 7078,50 | 1930,50 | |||
12650,00 | 12650,00 | 12650,00 | 500,00 | 1771,00 | 25,30 | 430,10 | 6,00 | 1391,50 | 379,50 | |||
77000,00 | 77000,00 | 77000,00 | 3000,00 | 10780,0 | 154,00 | 2618,00 | 80,00 | 8470,00 | 2310,00 |
Расчет ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу за апрель следующий:
на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет):
страховая часть (11%) | - | 13 750 х 0,11 = 1512,5; |
накопительная часть (3%) | - | 13 750 х 0,03 = 412,5; |
Всего | - | 1925; |
в федеральный бюджет (28% от налоговой базы - налоговый вычет):
13 750 х 0,28 - 1925 = 1925; | |
в ФФОМС: | 13 750 х 0,002 = 27,5; |
в ТФОМС: | 13 750 х 0,034 = 467,5; |
в ФСС: | 13 750 х 0,04 - 500 = 50. |
Всего за 6 месяцев 2002 г. сумма выплат Ивановой И. И. составила 79 000 руб., налогооблагаемая база - 77 000 руб., начислено авансовых платежей (в руб.):
на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет):
страховая часть (11%) | - | 77 000 х 0,11 = 8470; |
накопительная часть (3%) | - | 77 000 х 0,03 = 2310; |
Всего | - | 10780; |
в федеральный бюджет (28% от налоговой базы - налоговый вычет):
77 000 х 0,28 - 10 780 = 10 780; | |
в ФФОМС: | 77 000 х 0,002 = 154; |
в ТФОМС: | 77 000 х 0,034 = 2618; |
в ФСС: | 77 000 х 0,04 - 500 х 6 = 80. |
Индивидуальная карточка Ивановой И. И. за первую половину 2002 г. представлена на с.48-49.
Е. Капкова,
АКДИ "Экономика и жизнь"
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 8, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".