Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков - членов АРБ по вопросу исполнения Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в части норм, регулирующих приостановление исполнительного производства в отношении граждан, призванных на военную службу.
В настоящее время остро встал вопрос о приостановлении исполнительного производства в отношении граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично также в случае получения просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нужно отметить, что исполнительные производства о взыскании денежных средств по кредитным договорам составляют значительную часть всего объема исполнительных производств, находящихся на исполнении в Федеральной службе судебных приставов. Кредитные организации являются взыскателями по таким исполнительным производствам, и вопросы приостановления или прекращения исполнения по ним напрямую затрагивают их имущественные права.
Кроме того, в силу Федерального закона Федеральный закон от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 377-ФЗ) предусматривает приостановление исполнительных производств по взысканию денежных средств в рамках кредитных договоров по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, направленных на возврат просроченной задолженности по кредитному договору как военнослужащих, так и членов их семей.
В связи с этим вопросы приостановления исполнительных производств (в т. ч. по кредитным договорам), возбужденных в отношении мобилизованных/ призванных на военную службу граждан, приобретают особую значимость для кредитных организаций, в силу которой требуется понимание оснований принятия соответствующих решений судебными приставами-исполнителями и порядка определения окончания срока приостановления исполнительных производств.
Таким образом, в целях надлежащего исполнения требований Закона N 229-ФЗ банкам требуется разъяснение следующих вопросов.
1. Понимаются ли под указанными в части 2 статьи 40 Закона N 229-ФЗ должниками, проходящими военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, "военнослужащие", как они определены в статье 1 Закона N 377-ФЗ (или они таковыми понимаются только для целей Закона N 377-ФЗ, т. е. только в отношении исполнительных производств по обязательствам кредитного характера);
2. На основании каких документов судебный пристав-исполнитель будет принимать решение о приостановлении исполнительного производства в связи с тем, что должник призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации/ служит по контракту/ участвует в специальной военной операции;
3. При отсутствии у судебного пристава-исполнителя документов, подтверждающих мобилизацию должника/ участие в военных действиях, судебный пристав-исполнитель будет должен запрашивать соответствующие сведения самостоятельно в Министерстве обороны Российской Федерации/ органах управления войск национальной гвардии Российской Федерации/ воинских формированиях и других уполномоченных органах (далее - уполномоченные органы государственной власти);
4. Обязан ли судебный пристав-исполнитель проверять поступившие от должника подтверждающие его мобилизацию/ участие в военных действиях документы путем направления запроса в уполномоченные органы государственной власти;
5. Каков должен быть порядок действий судебного пристава-исполнителя в случае, если ответ на соответствующий запрос не поступит или в представлении запрошенной информации будет отказано со ссылкой на государственную/военную тайну/ иные законные основания;
6. С какого момента и на какой срок будет приостанавливаться исполнительное производство в связи с призывом должника по мобилизации/ участием в военных действиях? Приостановление будет производиться с момента получения соответствующего заявления должника или с момента, когда судебному приставу-исполнителю будут представлены уполномоченными органами государственной власти подтверждающие документы (либо с иного момента, когда судебному приставу-исполнителю станет достоверно известно о правовом статусе должника);
7. Вправе ли судебный пристав-исполнитель направлять запросы в уполномоченные органы государственной власти о статусе гражданина в случае, если с заявлением о приостановлении исполнительного производства обращаются близкие родственники военнослужащего? Какие лица могут подпадать под категорию "близких родственников военнослужащего" ("члены семьи", как они определены в статье 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"?);
8. Должен ли судебный пристав-исполнитель направлять запрос в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) и иные государственные органы с целью установления отношений родства или иждивенчества между военнослужащим и лицом, обратившимся за приостановлением исполнительного производства;
9. Должен ли судебный пристав-исполнитель периодически запрашивать сведения об участии должника в специальной военной операции в боевых действиях и сохранении оснований для приостановления исполнительного производства?
На основании изложенного, принимая во внимание важное практическое значение в оперативном разрешении вышеуказанных вопросов, просим Вас дать разъяснения по ним.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Министерством юстиции Российской Федерации по вопросам применения действующего законодательства.
Письмо аналогичного содержания направлено в адрес ФССП России.
Президент, академик РАН |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 12 октября 2022 г. N А-01/5-454 "О приостановлении исполнительных производств в отношении мобилизованных лиц"
Опубликование:
-