Определение Верховного Суда РФ от 14 октября 2022 г. N 308-ЭС22-18404 по делу N А63-9011/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2021, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2022 по делу N А63-9011/2021
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к АО "Газпром газораспределение Ставрополь" (далее - общество) об обязании совершить юридически значимые действия по принятию в собственность сетей газоснабжения общей протяженностью 5952,36 п.м: пункта редуцирования газа ГСГО-МВ-ОО г. Саратов с регуляторами давления газа РДБК1-50/35 - 2 шт.; подземного газопровода среднего давления Д - 159 мм, протяженностью L - 93,0 п.м, подземного газопровода среднего давления Д - 159 мм, протяженностью L - 363,7 п.м, подземного газопровода среднего давления Д - 160 мм, протяженностью L - 160 п.м, подземного газопровода среднего давления Д - 57 мм, протяженностью L - 5,9 п.м, подземного газопровода среднего давления Д - 159 мм, протяженностью L - 32,16 п.м, подземного газопровода среднего давления Д - 159 мм, протяженностью L - 2251,2 п.м, подземного газопровода среднего давления Д - 108 мм, протяженностью L - 236,1 п.м, подземного газопровода среднего давления Д - 133 мм, протяженностью L - 12,0 п.м, подземного газопровода среднего давления Д - 89 мм, протяженностью L - 531,6 п.м, подземного газопровода среднего давления Д - 76 мм, протяженностью L - 1876,3 п.м, подземного газопровода среднего давления Д - 40 мм, протяженностью - 390,4 п.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь", АО "Ставропольгоргаз", Бурцев Б.В., администрация города Ставрополя и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2022, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в соответствии с абзацем четвертым части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Однако, Федеральный закон N 131-ФЗ согласно его преамбуле и в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его существования. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органом местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Конституционный суд также обращал внимание на то, что содержание термина "организация", используемая в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности. В противном случае допускалась бы возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательства, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере газоснабжения определяются в системе правого регулирования (включающий, помимо Федерального закона N 131-ФЗ, специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ, по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Специальный законом в области газоснабжения является Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по содержанию газового оборудования, находящегося на территории города Ставрополя и функционирующее для организации газоснабжения объектов, не являющихся муниципальной собственностью, каким являются спорные газопроводы, указанные в исковом заявлении.
Объекты газораспределительной системы являются ограниченными в обороте вещами и могут находиться исключительно в собственности газораспределительных организаций.
Системное толкование статьи 128 и пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что владение, пользование и распоряжение отдельным объектом гражданских прав влечет возникновение права собственности на этот объект.
Газопровод является составной частью сети газораспределения и используется газораспределительной организацией с целью обеспечения стабилизации газоснабжения конкретных потребителей.
Газораспределительная организация осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием указанных объектов газоснабжения для поставки ресурса конечному потребителю и получает выгоду от их эксплуатации.
В настоящее время сети газоснабжения используются АО "Газпром газораспределение Ставрополь" для поставки ресурсов конечному потребителю.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, в комитет поступило заявление Бурцева Б.В. об отказе от права собственности на подводящие сети газоснабжения, расположенные по адресу: город Ставрополь, 214 квартал. Согласно данному заявлению Бурцев Б.В. является собственником перечисленного в иске газопровода, однако права на указанные выше сети газоснабжения в установленном порядке прав в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы.
Полагая, что у комитета отсутствуют правовые основания для внесения записи в ЕГРН о бесхозяйном имуществе в связи с отказом от права собственности в отношении указанных сетей, вместе с тем, отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом, комитет письмом от 05.10.2020 N 08/11-6954с сообщил Бурцеву Б.В. об отсутствии возможности принять подводящие сети газоснабжения в муниципальную собственность города Ставрополя.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что ГРП является составной частью сети газораспределения и сети газопотребления, а не самостоятельной недвижимой вещью и используется с целью обеспечения стабилизации газоснабжения конкретных потребителей, ответственность за использование и содержание данного газового оборудования несут потребители, газификация которых осуществляется через ГРП, данные сети газоснабжения используются обществом для поставки ресурса конечному потребителю, комитет обратился в суд с иском.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Государственная регистрации прав проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Судами установлено, что строительство указанных выше сетей газопотребления осуществлялось в 2010-2014 годах в целях газификации жилых домов, расположенных в городе Ставрополе. Работы по возведению сетей газопотребления выполнялись подрядной организацией ООО "СтройГаз", заказчиком строительства сетей газопотребления выступало ЖСНП "Патриот" в лице председателя Бурцева Б.В., что подтверждается техническими условиями на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе от 29.01.2010 N 000000078, техническими условиями на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе от 07.02.2010 N 000000130, техническими условиями на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе от 14.06.2010 N 000000557, техническими условиями на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе от 20.02.2010 N 000000181, техническими условиями на подключение строящегося (реконструируемого) объекта к газораспределительной системе от 06.05.2014 N 000000473; актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 17.06.2010, актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 18.07.2011, актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 07.12.2012, актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 30.05.2013. актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 15.05.2014; договором N 16-01-000183/18 о техническом обслуживании газопроводов и аварийно-диспетчерском обеспечении от 21.08.2018. ЖСНП "Патриот" право собственности на вышеуказанные сети газоснабжения не зарегистрировало. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.01.2017 ЖСНП "Патриот" ликвидировано по решению суда.
Спорные сети газоснабжении не имеют собственника и в соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса обладают признаками бесхозяйной вещи.
Исходя и положений статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система становится собственностью газораспределительной организации, если она получена в процессе приватизации, либо создана газораспределительной организацией, либо приобретена газораспределительной организацией на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях.
Поскольку спорные сети газоснабжения не имеют собственника, они не могут быть переданы АО "Газпром газораспределение Ставрополь" в собственность на основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса.
Суды, приняв во внимание отсутствие в действующем законодательстве норм права об обязанности общества, в отсутствие его волеизъявления, принять в собственность газопроводы, а также отсутствие у истца титула собственника либо иного законного права на распоряжение сетями газоснабжения, правомерно отказали в иске.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 октября 2022 г. N 308-ЭС22-18404 по делу N А63-9011/2021
Текст определения опубликован не был