В Беларуси созрели предпосылки
создания ювенальной юстиции
Одной из актуальных проблем современной Беларуси является создание ювенальной юстиции, иначе говоря, юстиции для несовершеннолетних правонарушителей. Необходимость практического решения этого вопроса подтверждена Вторым съездом судей Республики Беларусь в феврале 2002 г. Известно, что под ювенальной юстицией понимаются не только суды по делам лиц, не достигших 18 лет, но и целая система организационно-правовых и социально-психологических институтов и негосударственных структур, способных гарантировать оптимальное решение вопросов судебной защиты прав и законных интересов детей и подростков, обеспечение их безопасности, физического и психологического благополучия.
К сожалению, в нашей стране отсутствует исторический опыт специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних. В Российском государстве (в состав которого с конца XVIII века входили белорусские земли) первые суды по делам несовершеннолетних, так называемые "детские" суды, были учреждены, как известно, в 1910 году в Петербурге, Москве, Харькове и некоторых других городах. Однако на территории Беларуси они не действовали. Это объясняется тем, что все прогрессивные нововведения проводились здесь, как и на других окраинах Российской империи, с большим опозданием, а то и вовсе не осуществлялись. Между тем деятельность первых российских судов по делам несовершеннолетних оценивалась в специальной литературе весьма высоко. Этому в немалой степени способствовали научные исследования профессора П. Люблинского, изучившего практику деятельности американских судов для детей и подростков, созданных в штате Иллинойс в 1899 году, т.е. более 100 лет тому назад, с целью не столько судить, сколько находить решения, отвечающие интересам ребенка и общества.
После революции Советская власть на первоначальном этапе государственного строительства отказалась от судебной юрисдикции по делам несовершеннолетних, образовав для рассмотрения такого рода дел соответствующие комиссии. Затем долгие годы предложения о специализации судей по данной категории дел и тем более о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних не находили официальной поддержки в основном, думается, из-за карательной направленности уголовной политики, а также нежелания привлекать внимание к неблагополучию с детской преступностью.
Только в 1989 году, когда общество стало более открытым, а подростковая преступность продолжала расти, в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (ч.3 ст.23) было предусмотрено создание в союзных республиках специальных составов судов для рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних. Это в какой-то мере оживило научную мысль и в белорусской литературе, появились высказывания о необходимости создания судов по делам несовершеннолетних (в частности, автором этих слов). Эта идея нашла отражение в национальной Концепции судебно-правовой реформы 1992 года. В 1993 году принят Закон Республики Беларусь "О правах ребенка", ст.31 которого предусматривает рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних специализированными судами. Ввести такие суды нашу страну обязывают и международные стандартные правила ООН по вопросам отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г.
Принципиальное значение для практического решения этого вопроса имел Закон о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 13 января 1995 г. Статья 1 Закона предусматривает, что в системе общих судов могут быть образованы специализированные коллегии, а при наличии соответствующих условий - специализированные суды по делам несовершеннолетних, по семейным делам. Однако в нашей Республике в связи с произошедшими в ней глубокими социально-экономическими изменениями, значительным ростом и "омоложением" преступности, а также установкой на международные стандарты нельзя ограничиваться созданием специализированных коллегий или судов по делам несовершеннолетних. Решать эту проблему надо радикально, т.е. ставить вопрос о создании системы ювенальной юстиции, которая должна включать ювенальные суды, ювенальную прокуратуру и адвокатуру, службу квалифицированных психологов и социальных работников и иных специалистов, а также специальные воспитательные и пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних. При этом большая надежда возлагается на так называемое реабилитационное (восстановительное) правосудие или альтернативное судопроизводство, чтобы максимально оградить несовершеннолетних правонарушителей от вовлечения их в сферу официального правосудия. Как известно, восстановительное правосудие развертывается во многих странах мира (США, Англии, Австрии, Скандинавских странах), в том числе в союзной с нами России, и имеет целью примирение несовершеннолетнего правонарушителя с потерпевшим, возмещение ущерба жертве преступления.
Ознакомление с зарубежным опытом организации ювенальной юстиции (прежде всего французской моделью), а также ее российской теоретической концепцией и российским законопроектом "О ювенальной юстиции в Российской Федерации" (1996 г.) позволяет автору высказать свои суждения о модели построения ювенальной юстиции в Беларуси.
Учитывая кризисное состояние общества и государственную ориентацию на постепенное и поэтапное совершенствование системы правосудия было бы целесообразно на первом этапе становления белорусской ювенальной юстиции образовать специализированные коллегии по делам несовершеннолетних в областных и Минском городском судах, выделить судей по указанной категории дел в крупных районных (городских) судах, а также углубить специализацию по делам несовершеннолетних в органах прокуратуры и следствия, внедрить ее в работу коллегий адвокатов.
Следующим шагом могло бы стать создание в системе общих судов автономных, на двух уровнях, специализированных ювенальных судов, соответствующих прокуратур и адвокатур, служб социально-психологической помощи. В зависимости от тяжести правонарушения можно предусмотреть три возможных состава: один ювенальный судья - по малозначительным правонарушениям; ювенальный судья и два заседателя - по делам средней тяжести; суд присяжных (на уровне второго звена судебной системы) в составе ювенального судьи и пяти присяжных заседателей - по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет, если обвиняемый не признает себя виновным и заявляет соответствующее ходатайство. Отмечу, что из нового УПК Республики Беларусь, введенного в действие в январе 2001 г., исключена глава о производстве с участием присяжных заседателей (Законом от 11 мая 2000 г.). Но введение такого правового института в ювенальную юстицию страны крайне важно, ибо позволит усилить гарантии права обвиняемого на защиту, обеспечить высокое качество осуществления правосудия и досудебного производства по рассматриваемой категории дел.
В системе ювенального правосудия следует предусмотреть и апелляционную инстанцию в лице соответствующей коллегии Верховного Суда Республики Беларусь. В этой инстанции должно быть расширено участие педагогов, психологов, социологов и других специалистов; судьи должны иметь специальные знания в области возрастной педагогики и психологии либо стаж работы в системе ювенальной юстиции или работы с детьми и подростками.
Важность вопроса создания в Республике Беларусь ювенальной юстиции требует разработки ее национальной модели и принятия на этой основе соответствующего закона. Тем самым будут созданы правовые основания и механизмы реформирования судебной юрисдикции в отношении несовершеннолетних.
Важным для становления ювенальной юстиции в Беларуси стало принятие и введение в действие с января 2001 г. нового УПК. В нем последовательно проводится провозглашенный в международно-правовых актах принцип повышенной юридической защиты несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Согласно ст.430 УПК уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальными судами по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку. При Белорусском государственном университете создан и действует Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции. В нем, в соответствии с требованиями нового УПК, проходит специальную подготовку группа судей для работы в судах по делам несовершеннолетних.
В заключение хочу подчеркнуть, что, создавая систему ювенальной юстиции, следует учитывать специфику страны, ее исторические и культурные традиции, особенности национальной правовой системы. Все это должно быть учтено при наполнении институтов ювенальной юстиции конкретным содержанием, определении ее организационных и процессуальных форм, создании механизма ее взаимодействия с заинтересованными социально-правовыми и государственными структурами. Но самое главное, решая сложнейшие вопросы создания системы ювенальной юстиции, следует руководствоваться положениями ст.40 Конвенции ООН о правах ребенка, в которой сказано, что "государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе".
И. Мартинович,
профессор Белорусского госуниверситета,
доктор юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь
"Российская юстиция", N 8, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Беларуси созрели предпосылки создания ювенальной юстиции
Автор
И. Мартинович - профессор Белорусского госуниверситета, доктор юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь
"Российская юстиция", 2002, N 8, стр.49