Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Магаданской области
от "14" октября 2022 г. N 809-пп
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Магаданской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Магаданской области обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
1.2. Разработка и установление обязательных требований осуществляются Правительством Магаданской области, его структурными подразделениями, органами исполнительной власти Магаданской области, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (далее - уполномоченные органы).
1.3. Обязательные требования устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Магаданской области и органов исполнительной власти Магаданской области (далее - нормативный правовой акт).
2. Установление обязательных требований
2.1. Уполномоченные органы устанавливают обязательные требования с соблюдением принципов, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ), в соответствии с настоящим Порядком.
2.2. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами должны быть определены:
- содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
- лица, обязанные соблюдать обязательные требования;
- в зависимости от объекта установления обязательных требований: осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
- лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
- результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
- формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
- органы исполнительной власти Магаданской области, структурные подразделения Правительства Магаданской области, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
2.3. Проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области от 01 июня 2022 г. N 485-пп "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Магаданской области и экспертизы нормативных правовых актов Магаданской области".
2.4. Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 01 марта, либо с 01 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, за исключением нормативных правовых актов, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Магаданской области, а также нормативных правовых актов, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности, эпидемий, эпизоотии, техногенных аварий и катастроф.
2.5. Нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шести лет со дня его вступления в силу.
По результатам оценки применения обязательных требований, порядок проведения которой установлен разделом 3 настоящего Порядка, может быть принято решение о продлении срока действия нормативного правового акта не более чем на шесть лет.
2.6. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
2.7. Уполномоченные органы дают официальные разъяснения, установленных ими обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
2.8. Официальные разъяснения обязательных требований утверждаются руководителем уполномоченного органа.
2.9. Деятельность лиц, обязанных соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица), и действия их работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
2.10. Уполномоченные органы обеспечивают информирование контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, их правах и обязанностях, полномочиях органов исполнительной власти Магаданской области, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
2.11. Информирование контролируемых лиц осуществляется, в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
2.12. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются правовым актом уполномоченного органа.
2.13. Руководства по соблюдению обязательных требований, которые влияют на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению на официальном сайте органа исполнительной власти Магаданской области, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор), в региональной информационной системе "Открытый регион" (далее - официальный сайт).
2.14. Руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
2.15. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
3. Оценка применения обязательных требований
3.1. Целью оценки применения обязательных требований является комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
3.2. Процедура оценки применения обязательных требований включает следующие этапы:
а) формирование проекта перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и подлежащих оценке (далее - перечень), его публичное обсуждение, доработка перечня с учетом результатов его публичного обсуждения, утверждение уполномоченным органом и опубликование на официальном сайте;
б) формирование проекта доклада, его публичное обсуждение на официальном сайте, доработка проекта доклада с учетом результатов его публичного обсуждения, подписание доклада и опубликование его на официальном сайте;
в) проведение оценки фактического воздействия нормативного правового акта в порядке, установленном Правительством Магаданской области.
3.3. Перечень формируется уполномоченным органом и содержит нормативные правовые акты, действующие в соответствующей сфере общественных отношений. Включение в перечень нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с требованиями пункта 3.4 настоящего Порядка.
В случае если обязательное требование установлено нормативным правовым актом, принятым совместно несколькими уполномоченными органами, подготовка перечня осуществляется одним из уполномоченных органов по согласованию с соответствующими уполномоченными органами.
3.4. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, и срок действия которых составляет от 4 до 6 лет, включаются в проекты перечней на очередной год, предшествующий году подготовки уполномоченным органом проекта доклада (далее - доклад), но не ранее чем за 3 года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в проект перечня на очередной год, предшествующий году подготовки уполномоченным органом доклада, но не ранее чем за 2 года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет менее 3 лет, включаются в проект перечня на очередной год, предшествующий году подготовки уполномоченным органом доклада, но не ранее чем за 1 год до окончания срока их действия.
3.5. В целях публичного обсуждения проекта перечня уполномоченный орган не позднее 1 сентября года, предшествующего году подготовки уполномоченным органом доклада, размещает на официальном сайте проект перечня с одновременным извещением контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц, включая органы государственной власти, интересы которых затрагиваются регулированием, установленным нормативным правовым актом Магаданской области (далее - иные заинтересованные лица).
3.6. Срок публичного обсуждения проекта перечня не может быть менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.7. Уполномоченным органом в целях публичного обсуждения проекта перечня при необходимости могут проводиться совещания и иные мероприятия с участием контролируемых и иных заинтересованных лиц.
3.8. Уполномоченный орган рассматривает все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта перечня, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения, дорабатывает (при необходимости) проект перечня с учетом поступивших предложений и в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения на официальном сайте размещает сводку предложений.
3.9. Доработанный перечень, утвержденный руководителем уполномоченного органа, подлежит опубликованию на официальном сайте в срок не позднее 01 декабря года, предшествующего году подготовки уполномоченным органом доклада.
3.10. Уполномоченный орган проводит оценку достижения целей введения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, представленных в утвержденном перечне, а также целей, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, и готовит доклад, включающий комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, представленных в утвержденном перечне.
3.11. Источниками информации для подготовки доклада являются:
а) результаты мониторинга применения обязательных требований;
б) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
в) результаты анализа судебной практики по вопросам применений обязательных требований;
г) обращения, предложения и замечания контролируемых лиц;
д) предложения органов исполнительной власти Магаданской области, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
е) иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа, позволяют оценить результаты применения обязательных требований.
3.12. В доклад включается следующая информация:
а) общая характеристика оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
б) результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта;
в) выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту.
3.13. Общая характеристика оцениваемых обязательных требований должна включать следующие сведения:
а) перечень нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требованиях, включая сведения о внесенных в нормативные правовые акты изменениях (при наличии);
б) период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии);
в) сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группа общественных отношений), на регулирование которых направлены соответствующие обязательные требования;
г) цели введения обязательных требований.
3.14. Оценка применения и достижения целей введения обязательных требований должна содержать следующую информацию:
а) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ;
б) информация о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
в) сведения об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
г) количество и анализ содержания обращений лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, в уполномоченные органы, связанных с применением обязательных требований;
д) количество и анализ содержания вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов Магаданской области, содержащих обязательные требования, и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в части разъяснений обязательных требований;
е) иные сведения, которые позволяют оценить результаты применения обязательных требований и достижение целей их установления.
3.15. Выводы и предложения по итогам оценки применения и достижения целей введения обязательных требований должны содержать применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту один из следующих выводов:
а) о целесообразности дальнейшего применения обязательного требования без внесения изменений в нормативный правовой акт;
б) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт (с описанием предложений);
в) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования и отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений.
3.16. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
а) несоответствие обязательных требований принципам Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям государственных программ и национальных проектов Российской Федерации;
б) недостижение обязательными требованиями целей их введения;
в) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
г) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
д) наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
е) наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
ж) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
3.17. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования и необходимости отмены (признании утратившим силу) нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, его отдельных положений может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 3.16. настоящего Порядка, а также при выявлении хотя бы одного из следующих случаев:
а) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких или одном нормативном правовом акте;
б) отсутствие у уполномоченного органа предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению соответствующих обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
3.18. В целях публичного обсуждения проекта доклада уполномоченный орган не позднее 01 марта года, следующего за годом подготовки уполномоченным органом перечня, размещает проект доклада на официальном сайте с одновременным извещением контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц.
Срок публичного обсуждения проекта доклада не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.19. Уполномоченный орган рассматривает предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на официальном сайте.
Сводка предложений подписывается руководителем уполномоченного органа и приобщается к проекту доклада.
3.20. Уполномоченный орган дорабатывает (при необходимости) проект доклада по предложениям, поступившим в ходе публичного обсуждения проекта доклада, и направляет проект доклада в министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области (далее - Минэкономразвития Магаданской области).
3.21. Минэкономразвития Магаданской области в течение 15 рабочих дней со дня поступления проекта доклада, оценивает его на предмет соблюдения процедуры оценки применения обязательных требований и требований к содержанию доклада, в том числе в части полноты и обоснованности представленных сведений, выводов и предложений по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований.
3.22. В случае соблюдения уполномоченным органом требований к процедуре оценки применения обязательных требований и содержанию проекта доклада Минэкономразвития Магаданской области в срок, указанный в пункте 3.21 настоящего Порядка подготавливает заключение о результатах рассмотрения проекта доклада и направляет его в адрес уполномоченного органа.
3.23. В случае если по результатам рассмотрения проекта доклада Минэкономразвития Магаданской области сделан вывод о несоблюдении уполномоченным органом требований настоящего Порядка при подготовке проекта доклада, Минэкономразвития Магаданской области в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта доклада письменно уведомляет уполномоченный орган о несоблюдении требований настоящего Порядка с указанием нарушенных требований.
3.24. В случае, указанном в пункте 3.23 настоящего Порядка, уполномоченный орган дорабатывает проект доклада с учетом замечаний Минэкономразвития Магаданской области, в том числе проводит процедуры, предусмотренные пунктами 3.10, 3.18-3.20 настоящего Порядка (начиная с невыполненной процедуры), и при необходимости дорабатывает проект доклада по их результатам, после чего повторно направляет проект доклада в Минэкономразвития Магаданской области для повторного рассмотрения в соответствии с требованиями настоящих Правил.
3.25. Уполномоченный орган на основании содержащихся в проекте доклада выводов и предложений, заключения Минэкономразвития Магаданской области в отношении каждого представленного в проекте доклада нормативного правового акта в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения принимает одно из следующих решений:
- о возможности продления срока действия нормативного правового акта, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт (в отношении нормативных правовых актов, срок действия которых не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений;
- о проведении в отношении указанного нормативного правового акта оценки фактического воздействия в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области.
3.26. Подписанный руководителем уполномоченного органа доклад и принятое в соответствии с пунктом 3.25 настоящего Порядка решение размещаются уполномоченным органом на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.