В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях эффективного управления государственным долгом Магаданской области Правительство Магаданской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Магаданской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор |
С.К. Носов |
Утверждены
постановлением Правительства
Магаданской области
от "14" октября 2022 г. N 813-пп
Основные направления долговой политики Магаданской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Магаданской области на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годов разработаны в целях реализации ответственной долговой политики Магаданской области (далее - долговая политика) и повышению эффективности управления государственным внутренним долгом Магаданской области.
II. Итоги реализации долговой политики Магаданской области
Долговая политика в 2021 году была направлена на снижение долговой нагрузки областного бюджета, поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Магаданской области (далее - соглашения о реструктуризации).
Сокращение показателя по объему государственного долга с 44,3% в 2020 году до 36% в 2021 году связано со снижением государственного долга (на 881,9 млн рублей) и увеличением налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по сравнению с предыдущим годом (на 4 351,0 млн рублей).
За 2021 год Магаданская область исполнила установленные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов значения показателей по государственному долгу и коммерческим заимствованиям:
- отношение общего объема государственного долга к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений составило 36%, что на 22 процентных пункта меньше значения, установленного соглашениями о реструктуризации;
- отношение общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений составило 22,8%, что на 21,2 процентных пункта меньше значения, установленного соглашениями о реструктуризации.
Структура государственного долга на начало 2022 года выглядит следующим образом:
4 448,0 млн рублей или 36,5% - бюджетные кредиты из федерального бюджета;
7 330,0 млн рублей или 60,2% - коммерческие кредиты;
400,0 млн рублей или 3,3% - государственные ценные бумаги.
Расходы на обслуживание государственного долга сократились по сравнению с 2020 годом на 46,8% и составили 267,9 млн рублей или 0,5% от суммы расходов областного бюджета без учета субвенции.
Соблюдение ограничений, установленных статьями 107 и 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации по верхнему пределу долга и объему расходов на обслуживание долга проводилось посредством анализа данных ограничений.
Репутация Магаданской области подтверждается оценками независимых экспертов кредитного рейтингового агентства Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (Акционерное общество) (далее - АКРА (АО). В 2021 году АКРА (АО) подтвердило кредитный рейтинг Магаданской области на уровне ВВВ - (КЦ), прогноз финансового состояния "Стабильный" и ее облигаций - на уровне ВВВ - (КИ).
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Магаданской области
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Магаданской области на 2023 - 2025 годы, являются:
- дополнительные соглашения, заключенные в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- реализация инфраструктурных проектов на территории Магаданской области за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета;
- рост расходов областного бюджета по исполнению Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- требования бюджетного законодательства Российской Федерации.
Полнота отражения долговых обязательств, эффективность использования бюджетных средств, прозрачность управления государственным долгом Магаданской области, совершенствование стандартов раскрытия информации о государственном долге Магаданской области будут являться принципами долговой политики.
IV. Цели и задачи долговой политики Магаданской области
Целью долговой политики Магаданской области на ближайшие три года будет являться обеспечение потребности в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения Магаданской областью обязательств по его погашению и обслуживанию, позволяющем при этом решать задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации.
Задачами долговой политики Магаданской области являются:
- оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований, в том числе диверсификация долгового портфеля с учетом конъюнктуры финансового рынка в целях сокращения расходов на его обслуживание;
- своевременное исполнение долговых обязательств Магаданской области;
- обеспечение финансирования дефицита областного бюджета, при недостаточности собственных источников, путем привлечения ресурсов на финансовых рынках на благоприятных для региона условиях;
- обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Магаданской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, прошедших отбор в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
- осуществление контроля за показателями долговой устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории Магаданской области (предельными значениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации);
- сохранение долговой нагрузки на управляемом уровне;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
- формирование положительной кредитной истории Магаданской области и, как следствие, снижение издержек, связанных с привлечением и обслуживанием государственного долга Магаданской области.
V. Инструменты реализации долговой политики Магаданской области
Для реализации долговой политики Магаданской области предполагается использование следующих инструментов:
реализация плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов консолидированного бюджета Магаданской области и сокращению государственного долга Магаданской области на 2019 - 2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Магаданской области от 28 сентября 2018 г. N 174-рп "Об утверждении Плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов консолидированного бюджета Магаданской области и сокращению государственного долга Магаданской области на 2019 - 2024 годы";
определение оптимального набора инструментов государственных заимствований и благоприятного периода привлечения заемных ресурсов:
- привлечение временно свободных средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений Магаданской области в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
- привлечение кредитов от кредитных организаций с учетом ограничений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
- привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации по ставке 0,1% годовых позволит снизить сроки и объемы пользования кредитами от кредитных организаций и, как следствие, обеспечить выполнение целевого показателя, установленного бюджетным законодательством, по расходам на обслуживание государственного долга;
- привлечение долгосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета (сроком до 15 лет) по ставке не более 3% годовых для реализации в регионе инфраструктурных проектов, прошедших отбор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- привлечение долгосрочных заемных средств (до десяти лет) в виде эмиссии государственных ценных бумаг для диверсификации государственного долга по видам заимствований и кредиторам, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры;
- принятие обоснованных решений по привлечению заемных средств на основе анализа текущего и ожидаемого исполнения областного бюджета, ситуации на финансовом рынке;
- взаимодействие с рейтинговыми агентствами по определению уровня кредитного рейтинга региона, что является важным значением для участников рынка, оценивающих платежеспособность эмитента.
VI. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Магаданской области
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
- риск недостаточного поступления доходов в областной бюджет - вероятность недостаточного поступления доходов в областной бюджет может привести к неисполнению расходных обязательств региона и осложнить выполнение соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
- риск рефинансирования долговых обязательств региона - вероятность невозможности осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств региона;
- риск роста процентных ставок на рынке заимствований - вероятность увеличения суммы расходов на обслуживание государственного долга, связанная с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
- риск значительного превышения процентных ставок по ценным бумагам - вероятность превышения в будущих периодах стоимости выпущенных ценных бумаг над текущей стоимостью рыночных заимствований, отсутствие гарантированной возможности досрочного погашения;
- риск снижения ликвидности рынка заимствований - вероятность неполучения заемных средств на финансирование дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств связано с отказом кредитных организаций и инвесторов (потенциальных приобретателей государственных облигаций Магаданской области) предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Магаданской области от 14 октября 2022 г. N 813-пп "Об утверждении основных направлений долговой политики Магаданской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 28 октября 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 17 октября 2022 г. N 4900202210170010