Решение Калининградского областного суда от 19 мая 2022 г. N 3а-105/2022
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Р. О.А. об оспаривании нормативного акта Постановления Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39, установил:
Р. О.А. обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником квартиры N в многоквартирном жилом доме <адрес>. Для обслуживания указанного дома 15 ноября 2016 года сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок N на основании проекта межевания <адрес>, утв. постановлением администрации ГО "Город Калининград" N 1437 от 31 августа 2015 года. В силу закона у нее и прочих собственников помещений дома N возникло право общей долевой собственности на указанный земельный участок. В дальнейшем после принятия Правил землепользования и застройки ГО "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов от 25 декабря 2017 года N 339, данный участок оказался в двух территориальных зонах, что противоречит закону. Она неоднократно обращалась в органы власти с заявлениями об изменении Правил землепользования и застройки в этой части, однако, данные обращения были оставлены без удовлетворения. Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах нарушает ее права как собственника жилого помещения, поскольку препятствует узакониванию его реконструкции, вступлению в программу благоустройства придомовых территорий. Из пояснений представителя администрации ГО "Город Калининград", данных в ходе судебного заседания по гражданскому делу, находившемуся в производстве Центрального районного суда г. Калининграда, следует, что в перспективе планируется изъятие части земельного участка для строительства детского сада, однако, в настоящее время подтвержденных данных об изъятии земельного участка N для государственных (муниципальных) нужд не имеется. Просит признать недействующими Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов от 25 декабря 2017 года N 339, в действующей редакции, в части расположения земельного участка N в двух территориальных зонах.
Представитель административного истца Р. О.А. М. М.К. заявленные административные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика администрации ГО "Город Калининград" А. Э.Л. полагала необходимым в удовлетворении заявленных административных требований отказать. Согласно письменным возражениям, земельный участок N расположен в границах территории, применительно к которой постановлением администрации ГО "Город Калининград" N 8 от 15 января 2014 года утверждена документация по планировке территории "Проект планировки с проектом межевания в его составе территории в границах <адрес>". Данным правовым актом определено место размещения социально значимого объекта - детского дошкольного учреждения, площадь территории для которого при вместимости 240 мест (с перспективным расширением до 315 мест) не может быть менее 12 000 кв. м. с определением зоны "объекты делового, общественного и коммерческого назначения". Указанные решения учтены положением о территориальном планировании Генерального плана ГО "Город Калининград", утвержденного решением Городского Совета депутатов Калининграда N 225 от 06.07.2016, а также в Правилах землепользования и застройки ГО "Город Калининград", утвержденных решением Городского Совета депутатов Калининграда N 339 от 25.12.2017. Размещения объектов социального назначения в требуемых границах не нарушает нормы законодательства и не препятствует собственникам МКД в пользовании домом и земельным участком. Зона проведена по границе существующих построек при МКД и наложена на существующие садовые-огородные насаждения. При необходимости данная часть земельного участка может выкуплена для муниципальных нужд в соответствии с существующим законодательством на момент выкупа (по проекту строительство запланировано до 2035 года) либо произведена мена с собственниками на близлежащие участки муниципальной собственности. Права граждан на получение образовательных услуг целого микрорайона и обязанность муниципалитета предоставить такое право с установленным нормативным радиусом 300 м доступности к учреждению, не могут быть поставлены в зависимость от желаний и реализации прав собственников двухквартирного жилого дома. Земельный участок может быть собственниками размежеван на две части с учетом территориальных зон, таким образом, препятствия к реконструкции дома будут устранены. Главой городского округа "Город Калининград" 15.06.2021 издано постановление N 7 "О проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", которое вместе с проектом изменений в Правила были опубликованы в газете "Гражданин" N 35 (2248) от 17 июня 2021 года и размещены на сайте администрации ГО "Город Калининград" в разделе направления деятельности/строительство/общественные обсуждения, публичные слушания/изменения в Правила землепользования и застройки. Согласно протоколу общественных обсуждений от 26.07.2021 истец в общественных обсуждениях не участвовала и свои предложения (замечания) не представляла. Заключение о результатах общественных обсуждений от 28.07.2021 было опубликовано в газете "Гражданин" N 46 (2259) от 29 июля 2021 и размещено на сайте администрации в том же разделе. Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят и опубликован в установленным порядке.
Представитель административного ответчика Правительства Калининградской области, заинтересованное лицо М. О.В., будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Ходатайство представителя Правительства Калининградской области об отложении дела слушанием оставлено без удовлетворения.
Заслушав представителя административного истца, представителя администрации ГО "Город Калининград", заключение прокурора о необходимости удовлетворить административный иск, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
В части 2 статьи 85 ЗК РФ также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Установлено, что Р. О.А. является собственником квартиры N доме NN по <адрес>, площадью 50,2 кв. м.
31 августа 2015 года постановлением администрации ГО "Город Калининград" N 1437 утвержден проект межевания территории <адрес>. Указанным проектом предусмотрено формирование земельного участка для обслуживания дома NN по ул. <адрес>.
15 ноября 2016 года сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок N площадью 1961 кв. м., на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>.
Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград" утверждены решением городского Совета депутатов от 25 декабря 2017 года N 339. В первоначальной редакции Правил земельный участок N, согласно Карте градостроительного зонирования, относился к двум территориальным зонам - ОС "Зона размещения объектов социального значения" и Ж-4 "зона застройки индивидуальными жилыми домами".
Постановлением Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39 в Правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград" были внесены изменения.
Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 4 февраля 2022 года.
В соответствии с пунктом 2 постановления данный документ вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Калининградской области от 29 января 2022 года N 39 подписано Губернатором Калининградской области, что отвечает положениям части 3 статьи 18 Уставного Закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области" при том, что Губернатор Калининградской области непосредственно исполняет обязанности Председателя Правительства Калининградской области.
Форма оспариваемого нормативного акта соответствует положениям статей 42, 48 Устава Калининградской области (Закон Калининградской области от 18 января 1996 года N 30 "О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области) и части 1 статьи 18 Уставного Закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области".
Порядок опубликования нормативных правовых актов, определенный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и Законом Калининградской области от 15 июля 2014 года N 339 "О размещении (опубликовании) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) правовых актов органов государственной власти и должностных лиц Калининградской области..." соблюден.
Проведение общественных обсуждений по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа в период с 17 июня 2021 года по 29 июля 2021 года назначено постановлением главы городского округа "Город Калининград" от 15 июня 2021 года N 7, которое официально опубликовано в газете "Гражданин", выпуск от 17 июня 2021 года N 35 (2248) и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа.
Экспозиция проекта была организована в период с 25 июня 2021 года по 14 июля 2021 года в МКУ "Центр документационного обеспечения деятельности администрации городского округа "Город Калининград" в здании администрации городского округа "Город Калининград" на пл. <адрес>.
Проект и информационные материалы к нему размещены в газете "Гражданин", выпуск от 17 июня 2021 года, а также на официальном сайте администрации городского округа и на информационных стендах в помещениях ГКУ Калининградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" на <адрес>.
Таким образом, установленная процедура принятия и официального опубликования правил землепользования и застройки городского округа соблюдена.
В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39 Правил землепользования и застройки ГО "Город Калининград" земельный участок N оказался расположен в границах двух территориальных зон - Ж-3 "Зона застройки малоэтажными жилыми домами" и О-2 "Зона объектов социального назначения".
Генеральным планом городского округа "Город Калининград" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474) земельный участок N отнесен к двум функциональным зонам - зоне застройки малоэтажными жилыми домами (планир.) и зоне специализированной общественной застройки (планир.). Согласно Сводной карте планируемого размещения всех объектов местного значения городского округа, являющейся составной частью генерального плана, на участке территории, отнесенной к зоне специализированной общественной застройки, частично накладывающемся на земельный участок N, планируется размещение дошкольной образовательной организации.
Отнесение земельного участка к двум территориальным зонам прямо запрещено приведенными выше правовыми нормами (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, ч. 2 ст. 85 ЗК РФ), влечет неопределенность режима землепользования, в связи с чем Постановление Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39 "О внесении изменения в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" подлежит отмене в части отнесения к территориальным зонам Ж-3 "Зона застройки малоэтажными жилыми домами" и О-2 "Зона объектов социального назначения" земельного участка N. При этом суд также принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт принят позже постановки на кадастровый учет земельного участка N, планируемое размещение объекта социальной инфраструктуры не согласуется с использованием участка в качестве придомовой территории.
Оспоренный нормативный акт подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу, так как он применялся и на основании него были реализованы права граждан и организаций.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление Р. О.А. удовлетворить.
Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу Постановление Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года N 39 "О внесении изменения в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в части отнесения к территориальным зонам Ж-3 "Зона застройки малоэтажными жилыми домами" и О-2 "Зона объектов социального назначения" земельного участка N.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 19 мая 2022 г. N 3а-105/2022
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании