Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Новокузнецка
от 16.09.2022 N 176
Среднесрочный прогноз
социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
|||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. Население | ||||||||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. человек |
546,993 |
542,223 |
537,147 |
532,129 |
532,134 |
528,247 |
528,262 |
525,367 |
525,377 |
Численность населения трудоспособного возраста |
тыс. человек |
316,654 |
312,833 |
315,817 |
313,456 |
313,456 |
312,250 |
312,254 |
310,206 |
310,218 |
Численность населения старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
130,311 |
130,458 |
128,486 |
126,540 |
126,541 |
125,078 |
125,080 |
123,262 |
123,262 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 человек населения |
8,3 |
8,1 |
9,0 |
10,1 |
10,7 |
10,8 |
11,6 |
11,8 |
12,0 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
15,6 |
17,5 |
13,2 |
13,1 |
13,0 |
12,2 |
12,1 |
11,5 |
11,4 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-7,3 |
-9,4 |
-4,2 |
-3,0 |
-2,4 |
-1,4 |
-0,6 |
0,3 |
0,6 |
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. человек |
-0,673 |
0,360 |
2,029 |
1,268 |
1,486 |
1,420 |
1,620 |
1,568 |
1,932 |
2. Промышленное производство | ||||||||||
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) |
млн рублей |
468444,8 |
728687,8 |
903416,3 |
997849,4 |
1010961,4 |
1082370,3 |
1107609,3 |
1174804,7 |
1214792,6 |
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,9 |
99,8 |
103,2 |
103,0 |
104,8 |
103,5 |
104,8 |
103,6 |
104,8 |
Добыча полезных ископаемых |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,3 |
105,3 |
99,9 |
100,0 |
104,0 |
102,0 |
102,1 |
101,0 |
101,4 |
Обрабатывающие производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,1 |
94,0 |
103,8 |
102,8 |
104,0 |
102,8 |
104,7 |
103,5 |
105,2 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
95,8 |
101,9 |
108,8 |
102,1 |
102,7 |
102,0 |
102,4 |
102,6 |
102,9 |
Водоснабжение; водоотведение; организация сбора и утилизации отходов; деятельность по ликвидации загрязнений |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
140,7 |
152,7 |
106,0 |
109,3 |
110,6 |
109,7 |
110,2 |
108,7 |
109,0 |
3. Строительство | ||||||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн рублей |
16467,3 |
25867,0 |
32400,0 |
35970,0 |
36700,0 |
39035,0 |
41700,0 |
41000,0 |
47500,0 |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
75,9 |
140,4 |
110,2 |
101,8 |
105,1 |
101,7 |
106,9 |
99,2 |
107,7 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
149,96 |
120,71 |
135,00 |
144,50 |
145,00 |
149,30 |
150,00 |
149,50 |
150,00 |
4. Торговля и услуги | ||||||||||
Оборот розничной торговли |
млн рублей |
105657,1 |
117123,5 |
120644,4 |
133062,3 |
135930,3 |
152488,7 |
153729,1 |
165197,4 |
171006,5 |
Объем платных услуг населению |
млн рублей |
23084,0 |
26623,1 |
28077,9 |
30505,2 |
31400,8 |
33807,0 |
35002,7 |
36874,3 |
36792,0 |
5. Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия | ||||||||||
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
7592 |
7108 |
7229 |
7373 |
7590 |
7447 |
7818 |
7521 |
8052 |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей) |
тыс. человек |
58,900 |
61,486 |
62,100 |
63,000 |
65,000 |
64,000 |
67,000 |
65,000 |
69,000 |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд рублей |
175,300 |
179,016 |
180,806 |
184,000 |
186,000 |
188,000 |
192,000 |
194,000 |
198,000 |
6. Инвестиции | ||||||||||
Инвестиции в основной капитал |
млн рублей |
33412,7 |
46985,1 |
33037,0 |
45544,3 |
46317,8 |
47077,5 |
48140,3 |
53763,0 |
54036,2 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
90,7 |
130,2 |
62,7 |
128,7 |
131,3 |
97,8 |
98,7 |
108,9 |
107,1 |
по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
собственные средства |
млн рублей |
14018,8 |
20011,0 |
20633,5 |
24628,7 |
25142,8 |
28290,1 |
27856,1 |
33215,1 |
33816,2 |
привлеченные средства, в том числе: |
млн рублей |
6033,3 |
16663,6 |
11013,0 |
9684,0 |
10178,5 |
8865,0 |
9276,1 |
9090,0 |
9509,8 |
заемные средства других организаций |
млн рублей |
911,6 |
1136,9 |
1200,0 |
1250,0 |
1300,0 |
1500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
бюджетные средства |
млн рублей |
3908,0 |
6982,3 |
7113,0 |
6224,0 |
6563,5 |
5050,0 |
5356,1 |
5220,0 |
5529,8 |
прочие |
млн рублей |
1030,3 |
2949,8 |
2500,0 |
2000,0 |
2100,0 |
2100,0 |
2200,0 |
2150,0 |
2250,0 |
7. Труд и занятость | ||||||||||
Численность населения в трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
316,654 |
312,833 |
315,817 |
313,456 |
313,456 |
312,250 |
312,254 |
310,206 |
310,218 |
Среднесписочная численность работников организаций |
тыс. человек |
168,186 |
165,973 |
163,370 |
161,089 |
161,603 |
157,229 |
157,991 |
153,785 |
154,721 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
рублей/месяц |
49098,00 |
48219,73 |
56173,61 |
59919,30 |
61854,49 |
64433,77 |
67899,91 |
69333,88 |
73571,25 |
Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций |
% к предыдущему году |
114,9 |
98,2 |
116,5 |
106,67 |
110,11 |
107,53 |
109,77 |
107,6 |
108,35 |
Реальная заработная плата работников организаций |
% к предыдущему году |
111,2 |
91,8 |
100,0 |
96,4 |
100,6 |
100,9 |
103,4 |
101,8 |
102,7 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. человек |
8,253 |
2,230 |
2,600 |
2,610 |
2,552 |
2,414 |
2,401 |
2,205 |
2,150 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн рублей |
88818,057 |
96038,077 |
110125,00 |
115828,074 |
119950,451 |
121570,284 |
128730,900 |
127950,132 |
136596,214 |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
% к предыдущему году |
102,8 |
108,1 |
114,7 |
105,2 |
108,9 |
105,0 |
107,3 |
105,2 |
106,1 |
8. Финансы | ||||||||||
Доходы, всего |
млн рублей |
21180,60 |
24558,00 |
26049,33 |
23080,52 |
23254,30 |
23395,58 |
23830,32 |
24361,50 |
24885,92 |
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
млн рублей |
6669,82 |
8115,90 |
8681,23 |
8746,52 |
8920,30 |
9390,08 |
9824,82 |
10331,40 |
10855,82 |
Налоговые доходы, всего, в том числе: |
млн рублей |
6010,45 |
6765,10 |
7321,30 |
7371,07 |
7499,90 |
7957,59 |
8389,32 |
8880,79 |
9401,72 |
налог на доходы физических лиц |
млн рублей |
3684,54 |
4299,40 |
4900,00 |
4951,00 |
5053,00 |
5510,00 |
5940,00 |
6430,00 |
6950,00 |
акцизы |
млн рублей |
37,70 |
49,70 |
47,50 |
47,50 |
49,85 |
49,90 |
50,30 |
50,35 |
50,37 |
налог на имущество физических лиц |
млн рублей |
129,90 |
137,30 |
139,00 |
139,10 |
143,40 |
143,41 |
143,50 |
144,00 |
144,30 |
транспортный налог |
млн рублей |
25,99 |
25,70 |
25,60 |
25,85 |
26,10 |
26,16 |
26,27 |
26,38 |
26,50 |
земельный налог |
млн рублей |
1333,07 |
1351,30 |
1355,00 |
1354,62 |
1367,20 |
1367,35 |
1367,45 |
1367,56 |
1367,65 |
Неналоговые доходы, всего |
млн рублей |
659,37 |
1350,80 |
1359,93 |
1375,45 |
1420,40 |
1432,49 |
1435,50 |
1450,61 |
1454,10 |
Безвозмездные поступления, всего |
млн рублей |
14510,78 |
16442,10 |
17368,10 |
14334,00 |
14334,00 |
14005,50 |
14005,50 |
14030,10 |
14030,10 |
Расходы, всего, в том числе: |
млн рублей |
20945,73 |
25110,00 |
25855,00 |
22879,20 |
23045,75 |
23181,50 |
23615,15 |
24141,90 |
24631,20 |
общегосударственные вопросы |
млн рублей |
563,67 |
608,30 |
580,70 |
570,00 |
572,00 |
576,00 |
580,00 |
585,00 |
590,00 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
млн рублей |
230,38 |
222,50 |
206,30 |
205,00 |
205,50 |
206,00 |
206,25 |
207,00 |
207,60 |
национальная экономика |
млн рублей |
3528,10 |
5542,40 |
5680,60 |
5100,00 |
5150,00 |
5180,00 |
5200,00 |
5230,00 |
5246,00 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
млн рублей |
3094,47 |
5735,90 |
4383,40 |
3350,00 |
3352,00 |
3352,00 |
3370,00 |
3400,00 |
3500,00 |
охрана окружающей среды |
млн рублей |
5,09 |
5,40 |
5,70 |
5,40 |
5,40 |
5,40 |
5,40 |
5,40 |
5,40 |
образование |
млн рублей |
9638,68 |
9991,70 |
10600,00 |
9380,00 |
9440,00 |
9710,00 |
10090,00 |
10580,00 |
10850,00 |
культура, кинематография |
млн рублей |
579,00 |
556,10 |
547,10 |
319,10 |
319,15 |
319,20 |
320,00 |
321,00 |
321,60 |
социальная политика |
млн рублей |
2157,39 |
1661,70 |
1903,70 |
1880,00 |
1882,00 |
1890,00 |
1895,00 |
1860,00 |
1900,00 |
физическая культура и спорт |
млн рублей |
974,67 |
606,10 |
1377,50 |
900,00 |
950,00 |
560,00 |
565,00 |
570,00 |
620,00 |
средства массовой информации |
млн рублей |
5,10 |
5,00 |
5,00 |
5,00 |
5,00 |
5,00 |
5,00 |
5,00 |
5,00 |
обслуживание государственного и муниципального долга |
млн рублей |
169,18 |
174,90 |
565,00 |
948,00 |
948,00 |
952,90 |
952,90 |
952,90 |
960,00 |
Дефицит (-), профицит (+) бюджета |
млн рублей |
234,87 |
-552,00 |
194,33 |
201,32 |
208,55 |
214,08 |
215,17 |
219,60 |
254,72 |
Пояснительная записка
по основным параметрам среднесрочного прогноза социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - прогноз) подготовлен на основе сценарных условий развития экономики страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.
В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа (далее также - муниципальное образование, городской округ, город Новокузнецк) за 2021 год, предварительные итоги социально-экономического развития города Новокузнецка за 2022 год.
Прогноз разработан в двух вариантах - консервативном (пессимистичный сценарий развития) и базовом (наиболее вероятный сценарий развития), с учетом влияния внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на развитие экономики, и индексов-дефляторов, рассчитанных Министерством экономического развития Российской Федерации.
1. Общая оценка социально-экономической ситуации в Новокузнецком городском округе
1.1. Промышленное производство.
Промышленное производство города Новокузнецка имеет высокий уровень концентрации - лидирующее положение в промышленном производстве занимают производство металлургическое (52,2% от объема отгруженных товаров в отчетном году), добыча полезных ископаемых (24,7% от объема отгруженных товаров в отчетном году), производство готовых металлических изделий (1,4% от объема отгруженных товаров в отчетном году).
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по полному кругу организаций в 2021 году составил 728687,8 млн рублей, что на 55,9% выше уровня 2020 года, в том числе по добыче полезных ископаемых - 179820,8 млн рублей, обрабатывающим производствам - 440307,1 млн рублей, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха - 17941,6 млн рублей; водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 90618,3 млн рублей. По-прежнему, наибольшую долю в структуре отгруженной продукции занимает металлургическое производство - 380720,1 млн рублей. Агрегированный индекс промышленного производства составил 99,8%.
На фоне кризиса угольной отрасли 2020 года в отчетном году угледобывающие предприятия города Новокузнецка вышли в положительную зону - индекс промышленного производства по виду деятельности "Добыча угля" составил 108,0%.
Особенностью формирования спроса на коксующиеся угли является зависимость от потребностей металлургического комплекса. В условиях крайне волатильной рыночной ситуации, обусловленной санкционным давлением на экономику России, на основе анализа темпов отгрузки промышленной продукции за прошедший период текущего года в прогнозном периоде темпы промышленного производства на 2022 год сохранены на уровне 100% с повышением по базовому варианту эффективности деятельности к 2023 году до 104,0%, в 2024 до 102,1% и в 2025 до 101,4%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" по итогам 2021 года составил 179,82 млрд рублей, что в действующих ценах превысило уровень 2020 года на 94,0%. В целом объем отгруженных товаров по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в 2022 году ожидается на уровне 259,169 млрд рублей, в прогнозном периоде запланирован ежегодный рост объема по каждому из вариантов прогноза.
В секторе обрабатывающих производств в 2021 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг составил 440,307 млрд рублей. Индекс промышленного производства предприятий составил 94,0%.
По-прежнему промышленное производство города Новокузнецка носит моноотраслевой характер. По итогам 2021 года 52,2% всей стоимости продукции промышленного производства создавалось металлургическими предприятиями, составляющими в структуре обрабатывающих производств 86,5%.
Прогнозируемые темпы производства по виду деятельности "Производство металлургическое" характеризуются следующими показателями: 2022 год - 104,0%, 2023 год - 103,0 - 104,1%, 2024 год - 102,9 - 105,0%, 2025 год - 103,5 - 105,4%.
По виду деятельности "Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях" индекс промышленного производства в 2021 году составил 90,7% к уровню 2020 года. Сегодня представителем фармацевтической отрасли города Новокузнецка производятся препараты 20 фармакотерапевтических групп в твердой и жидкой лекарственных формах, половина из которых входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Машиностроительная отрасль города Новокузнецка включает широкий перечень разнообразных видов выпускаемой машиностроительной продукции: горно-шахтное, горнорудное, транспортное, подъемно-транспортное, дорожно-строительное, коммунальное, сельскохозяйственное, химическое оборудование, приборы и весоизмерительная аппаратура, металлоконструкции для зданий, железнодорожных и автомобильных мостов.
По итогам 2021 года индекс промышленного производства по виду деятельности "Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки" составил 119,3%.
Химический комплекс города Новокузнецка - это химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, фармацевтика и нефтепереработка. Основные виды продукции химической промышленности - аммиак синтетический, удобрения минеральные, серная кислота в моногидрате, каустическая сода, синтетические смолы и пластические массы, капролактам и взрывчатые вещества.
По итогам 2021 года индекс промышленного производства по виду деятельности "Производство химических веществ и химических продуктов" составил 83,8%. Динамика промышленного производства ожидается на уровне 100,1% к 2022 году, 103,0 - 105,9% к 2023 году, 103,5 - 104,3% к 2024 году, 105,0 - 105,5% к 2025 году.
По виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" объем отгруженных товаров собственного производства по итогам 2021 года составил 17,941 млрд рублей, индекс промышленного производства - 101,9%. За 2021 год предприятиями отрасли произведено 3965,3 гигаватт-час электроэнергии, что ниже уровня 2020 года на 4,2%; 9599,2 тыс. Гкал пара и горячей воды, что выше уровня 2020 года на 5,9%.
В секторе водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений зарегистрирован рост индекса промышленного производства - 152,7% к уровню 2020 года.
В среднесрочной перспективе ожидается рост индекса промышленного производства по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" на уровне 106,0% в 2022 году, в диапазоне 109,3 - 110,6% к 2023 году, 109,7 - 110,2% к 2024 году, 108,7 - 109,0% к 2025 году.
1.2. Инвестиции.
В Новокузнецком городском округе по итогам 2021 года наблюдается подъем объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу отчитывающихся организаций, в том числе по объему инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, - 46985,10 млн рублей, или 130,27% по отношению к 2020 году.
Данный подъем обусловлен как вводом в эксплуатацию объектов долгосрочных инвестиционных проектов промышленных предприятий города Новокузнецка, так и объектов социального назначения.
Ограничительные меры, действовавшие в 2020 и 2021 годах, повлекли за собой замедление темпов инвестиционной активности. Активы субъектов малого предпринимательства в основном были направлены на поддержание функционирования действующего бизнеса.
В части роста объема инвестиций по субъектам крупного и среднего предпринимательства следует отметить такие виды деятельности, как:
- производство химических веществ и химических продуктов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (158,3% по отношению к 2020 году), - в 2021 году были продолжены инвестиционные проекты, направленные на выпуск лекарственных препаратов, позволяющие реализовывать мероприятия по импортозамещению;
- производство металлургическое (124,2% по отношению к 2020 году) - помимо вложений инвестиций в развитие и модернизацию непосредственного производства, реализуются мероприятия по внедрению современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также проектов природоохранного характера;
- производство электрического оборудования - в 7,6 раз по отношению к 2020 году;
- транспортировка и хранение (158,9% по отношению к 2020 году) - рост обусловлен обновлением транспортного парка города в целях улучшения экологической обстановки и качества перевозок;
- деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - в 2,7 раза по отношению к 2020 году.
Строительство, реконструкция объектов здравоохранения и их оснащение современным оборудованием обеспечили рост инвестиций по данному виду деятельности.
При анализе структуры источников финансирования инвестиций за период 2020 и 2021 годов отмечается рост соотношения привлеченных средств к собственным: в 2020 году соотношение составило 43%, в 2021 год - 78%. Также отмечается увеличение инвестиций за счет бюджетных средств, что обусловлено участием Новокузнецкого городского округа в национальных проектах.
2022 год стал переходным на новые реалии экономики страны. Инвестиционные проекты будут пересмотрены с учетом замены поставщиков, цен на сырье, комплектующих к оборудованию, переориентации на новый рынок сбыта, при этом возможна приостановка запланированных проектов.
По крупным и средним организациям объем инвестиционных вложений оценивается в размере 31,6 млрд рублей, что по отношению к 2021 году составит 79,2%.
На металлургических предприятиях города останутся приоритетные проекты, направленные на выполнение природоохранных мероприятий.
Рост инвестиций предполагается в социальной сфере: образование - 123,5%, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - 111,5%, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений - 112,7%, т.е. в сферах, ориентированных на достижение целей национальных проектов.
В свою очередь, при создании новых объектов социального значения или их реконструкции по проектам, направленным на обеспечение коммунальной инфраструктурой и транспортным сообщением, предполагается рост инвестиционных вложений "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 115%.
Дальнейшее прогнозирование инвестиций по базовому варианту на период 2023-2025 годов представляет собой динамику восстановления.
Планируемый вариант социально-экономического развития предусматривает максимальное привлечение бюджетных инвестиций в объекты социального значения, а также частных инвестиций как предприятий города, так и внешних инвесторов, не только в действующие отрасли, но и в новые производства.
Для привлечения инвесторов администрацией города Новокузнецка совместно с Правительством Кемеровской области - Кузбасса созданы и поддерживаются особые условия осуществления предпринимательской деятельности через статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) "Новокузнецк".
На конец 2021 года в реестре резидентов ТОСЭР "Новокузнецк" значилось 32 резидента, в период 2019-2021 годов объем инвестиций, вложенных резидентами ТОСЭР "Новокузнецк", составил 3,1 млрд рублей, создано 1674 рабочих места.
1.3. Строительство.
В 2021 году организациями всех форм собственности и населением города Новокузнецка построено 1398 квартир общей площадью 120,712 тыс. кв. м, что по отношению к 2020 году составило 80,5%.
Населением в отчетном периоде за счет собственных и заемных средств построено 1218 жилых домов общей площадью 110,650 тыс. кв. м, что составило 87% от значений 2020 год. В то же время доля построенного населением жилья возросла на 11,8% и составила 91,7% от общего объема введенного в городе жилья.
В дальнейшем планируется участие населения в строительстве жилья на уровне 80% в структуре жилищного строительства. Показатель ввода жилья на 2022 год оценивается в размере 135 тыс. кв. м, далее прогнозируется по базовому варианту рост до 150 тыс. кв. м.
На 01.01.2022 жилищный фонд в городе Новокузнецка составил 12871,8 тыс. кв. м, обеспеченность населения жильем - 23,7 кв. м на 1 жителя.
Особую позицию в оценке состояния жилищного фонда занимает ветхий и аварийный жилищный фонд. Реализация Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2019 N 199 "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019-2024 годы" (далее - адресная программа) на территории города Новокузнецка позволила улучшить свои жилищные условия 1146 семьям. За период реализации адресной программы признаны аварийными и подлежащими сносу 87,284 тыс. кв. м жилищного фонда.
Продление срока действия адресной программы позволит сократить площадь жилых помещений аварийного жилищного фонда и улучшить условия проживания жителей города Новокузнецка.
В целом оценочный и прогнозируемый объемы строительства по Новокузнецкому городскому округу остаются стабильными в сопоставимых ценах, но баланс обеспечивает рост промышленного строительства и цен на строительные материалы.
1.4. Потребительский рынок.
В городе Новокузнецке в 2021 году оборот розничной торговли составил 117,1 млрд рублей, что в выражении значения индекса физического объема оборота розничной торговли - 102,9% к уровню 2020 года. На 2022 год прогнозируется снижение данного показателя до уровня 92,8% по отношению к 2021 году, к 2025 году рост оборота розничной торговли ожидается в объеме 171,0 млрд рублей.
В течение 2021 года населению города Новокузнецка оказано платных услуг на общую сумму 26,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составляет 109,3% к 2020 году. В прогнозируемом периоде ожидается плавный рост объема платных услуг, оказываемых населению Новокузнецкого городского округа, который к 2025 году достигнет уровня 36,8 млрд рублей по базовому варианту.
1.5. Труд и занятость.
Численность работников предприятий Новокузнецкого городского округа за 2021 год составила 165,973 тыс. человек.
Сектор крупного и среднего бизнеса, который обеспечивает основную долю трудовых ресурсов города Новокузнецка, состоит из 125,11 тыс. работников. Количество работников малых предприятий за 2021 год составило 40,863 тыс. человек.
Фонд начисленной заработной платы за 2021 год составил 96038,0773 млн рублей, что на 7220,0203 млн рублей больше по сравнению с 2020 годом. 82,56% от общего фонда начисленной оплаты труда приходится на крупные и средние предприятия города Новокузнецка и составляет 79285,560 млн рублей.
Среднемесячная начисленная заработная плата в городе Новокузнецке за 2021 год составила 48219,72 рублей. В связи с повышением минимального размера оплаты труда, а также проведением индексации заработной платы на предприятиях Новокузнецкого городского округа на 2022 год прогнозируется ее повышение до 56173,61 рубля. На период 2023-2025 гг. предполагается уверенная тенденция к повышению среднемесячной начисленной заработной платы.
Выплаты социального характера в 2021 году составили 862,168 млн рублей, что на 131,99% выше по сравнению с 2020 годом. В прогнозируемом периоде ожидается тенденция к снижению выплат необязательного характера, установленных работодателем самостоятельно и выплачиваемых за его счет.
Ситуация с безработицей в отчетном 2021 году стабилизировалась. На конец декабря 2021 года статус безработного имели 2230 человек, и их процент составил 0,7% от численности населения в трудоспособном возрасте. В прогнозном периоде 2023-2025 гг. уровень безработицы, с учетом текущей социально-экономической ситуации, ожидается также на уровне 0,7% от численности населения в трудоспособном возрасте.
Определяющими факторами развития рынка труда в среднесрочной перспективе будут являться:
- нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста;
- ограниченные возможности развития и модернизация производства, а также медленное восстановление экономики;
- тенденция создания новых производств с применением технологий, не требующих большого количества обслуживающего персонала;
- наличие сектора самозанятых граждан.
1.6. Демография.
Численность постоянного населения Новокузнецкого городского округа по состоянию на 1 января 2022 года составила 539,863 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с началом 2021 года на 4,720 тыс. человек.
По итогам 2021 года общий коэффициент рождаемости составил 8,1 на 1000 человек населения или, 4397 родившихся человек, коэффициент смертности - 17,5 на 1000 человек населения, что составило 9477 умерших человек. Естественная убыль населения по итогам 2021 года составила -9,4 на 1000 человек населения, или 5080 человек.
В настоящее время в городе Новокузнецке происходит устойчивое сокращение численности населения, ключевыми факторами которого являются естественная убыль населения и миграционный отток населения.
Несмотря на то что в городе Новокузнецке наблюдается тенденция к сокращению количества женщин фертильного возраста, на долю которых приходится наибольшее число деторождений, учитывается, что последовательная реализация мероприятий по поддержке материнства и детства, осуществляемая на территории Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, будет способствовать повышению показателя количества рождаемости в городском округе. Таким образом, прогнозируется уверенный рост рождаемости в 2023-2025 гг.
В указанном прогнозируемом периоде учтены особенности демографических процессов города Новокузнецка, которые заключаются в естественной убыли населения при низких темпах миграционного прироста.
Ожидается, что в этом периоде демографический потенциал населения в городе Новокузнецке будет поддерживаться за счет усиления потоков внутрирегиональной и международной миграции.
С учетом основных демографических тенденций численность постоянного населения города Новокузнецка на 1 января 2023 года по базовому варианту составит 534,152 тыс. человек, на 1 января 2024 - 530,116 тыс. человек, на 1 января 2025 - 526,407 тыс. человек.
2. Перечень основных проблемных вопросов развития Новокузнецкого городского округа, сдерживающих его социально-экономическое развитие
Благодаря наличию механизмов эффективного взаимодействия администрации города Новокузнецка с предприятиями Новокузнецкого городского округа общее состояние экономики и социальной сферы Новокузнецкого городского округа в 2021 году характеризуется умеренно стабильным протеканием основных социально-экономических процессов.
Однако за пандемийным кризисом возникли новые условия функционирования экономики, обусловленные, прежде всего, санкционным давлением на Россию - ограничения на экспорт и импорт продукции, следующие за этим колебания цен на ключевых мировых рынках, необходимость перенастройки для предприятий механизмов делового взаимодействия, дефицит сырья или изменение условий его поставки, уход иностранных компаний и прочее. В социальной сфере на фоне этих событий ожидается снижение реальных доходов населения на фоне роста цен на продовольственные и непродовольственные товары и следующее за этим упрощение структуры потребления, возможен риск роста безработицы в связи со структурной перестройкой рынка труда.
Основными проблемами, оказывающими влияние на темпы социально-экономического развития Новокузнецкого городского округа, являются:
- зависимость деятельности промышленных предприятий города Новокузнецка от внешнеэкономических условий;
- сокращение численности населения города Новокузнецка на фоне усиления естественной убыли населения и незначительного миграционного прироста;
- разрыв в уровне оплаты труда работников отраслей экономики;
- низкие темпы жилищного строительства при параллельном старении жилищного фонда;
- высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры;
- высокий уровень техногенной нагрузки на окружающую среду.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области от 16 сентября 2022 г. N 176 "О среднесрочном прогнозе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.