Как проводится выездная налоговая проверка?
В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном данным Кодексом. Выездная налоговая проверка проводится вне места нахождения налогового органа, то есть по месту нахождения налогоплательщика, объекта налогообложения или источника объекта налогообложения.
Согласно ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании выносимого руководителем (его заместителем) налогового органа решения, форма которого разрабатывается и утверждается МНС России.
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки приведена в приложении N 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок, утвержденному приказом МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318.
Таким образом, вынесенное налоговым органом решение о проведении выездной налоговой проверки должно соответствовать установленной МНС России форме.
Объектом выездной проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его деятельности, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность налогоплательщика.
При этом налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное ограничение не распространяется на выездные налоговые проверки, которые проводятся:
- в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
- вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего выездную налоговую проверку.
В соответствии с п.1 Порядка назначения выездных налоговых проверок в решении о проведении выездной налоговой проверки должен указываться период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который проводится проверка.
Учитывая вышеизложенное, налоговой проверкой охватывается период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а не налоговый период, установленный для уплаты отдельных видов налогов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что НК РФ ограничивает право налоговых органов проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период лишь в течение одного календарного года.
Согласно п.1 ст.87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Таким образом, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку по тем налогам и за тот период, по которым в предыдущих календарных годах уже проводилась проверка, с соблюдением срока, установленного ст.87 НК РФ.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено в ст.89 НК РФ. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.
Учитывая, что НК РФ не устанавливает критериев исключительности, случаи, требующие увеличения продолжительности выездной налоговой проверки, устанавливаются вышестоящим налоговым органом самостоятельно на основании имеющейся у них информации.
Датой начала проверки считается дата предъявления руководителю организации или индивидуальному предпринимателю решения о проведении проверки, а датой окончания - дата подписания акта налоговой проверки лицами, проводившими ее.
При этом НК РФ не возлагает на налоговые органы обязанности по доказыванию налогоплательщику необходимости увеличения срока проведения выездной налоговой проверки.
Кроме того, НК РФ не устанавливает обязанности вышестоящего налогового органа по вынесению каких-либо решений либо обязанности налогового органа, вынесшего решение о проведении выездной налоговой проверки, по внесению в него изменений в связи с увеличением продолжительности выездной налоговой проверки.
В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
1 августа 2002 г.
"Налоговый вестник", N 8, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1