Постановление Администрации городского округа Саранск от 18 октября 2022 г. N 1457
"Об утверждении муниципальной программы "Развитие туризма"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа Саранск, руководствуясь постановлением Администрации городского округа Саранск от 18 января 2017 года N 80 "Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа Саранск и Методики оценки эффективности реализации муниципальных программ городского округа Саранск", Администрация городского округа Саранск постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие туризма".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы городского округа Саранск - Директора Департамента по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации городского округа Саранск.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава |
И.Ю. Асабин |
Утверждена
постановлением Администрации
городского округа Саранск
от 18 октября 2022 г. N 1457
Муниципальная программа
Городского округа Саранск "Развитие туризма" на 2022 - 2024 годы
Паспорт
муниципальной программы
Наименование программы |
Муниципальная программа городского округа Саранск "Развитие туризма" на 2022 - 2024 годы (далее - программа) |
Дата принятия решения о разработке программы, (наименование и номер соответствующего нормативно-правового акта) |
Постановление Администрации городского округа Саранск от 22 октября 2021 года N 1640 |
Ответственный разработчик программы |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
Ответственный исполнитель программы |
Управление потребительского рынка и предпринимательства Администрации г.о. Саранск |
Участники программы |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск Департамент городского хозяйства Администрации г.о. Саранск; Департамент перспективного развития Администрации г.о. Саранск; Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск; КУ г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" Управление по работе с гражданами старшего поколения Департамента по социальной политике Администрации г.о. Саранск Управление муниципальной службы Администрации г.о. Саранск Администрация Ленинского района г.о. Саранск Администрация Октябрьского района г.о. Саранск Администрация Пролетарского района г.о. Саранск МБУК "Дворец культуры г.о. Саранск" "Дом культуры "Луч" "Дом культуры "Заречье" МБУК: "ГДЦТ и К "Крошка" "Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 - 1945 гг." "ЦГБС для взрослых" "ЦГБС для детей "МАУК "Городские парки" МБУДО г.о. Саранск |
Программно-целевые инструменты |
1. Развитие туристской инфраструктуры. 2. Содействие реализации основных туристских мероприятий. 3. Информационное обеспечение развития туризма. 4. Кадровое обеспечение развития туризма. |
Цель программы |
Формирование эффективной и конкурентоспособной туристской отрасли, обеспечивающей экономическое и социально-культурное развитие городского округа |
Задачи программы |
1. Формирование доступной и комфортной туристской среды на территории г.о. Саранск и создание условий для развития туристской инфраструктуры. 2. Совершенствование единой системы информационного сопровождения туристской деятельности и продвижения туристского продукта г.о. Саранск на внутрироссийском и мировом туристских рынках 3. Привлечение частных инвестиций в туристскую отрасль. 4. Продвижение имиджа г.о. Саранск как туристически привлекательной дестинации. 5. Повышение культурно-образовательного уровня населения Республики Мордовия. 6. Увеличение внутреннего и въездного туристического потока. |
Целевые показатели (индикаторы) программы |
- число посещений информационной платформы "GoSaransk", в том числе из-за пределов региона; - количество благоустроенных общественных территорий; - доля благоустроенных общественных территорий от общего количества и площади общественных территорий; - посадка цветников, газонов; - посадка зеленых насаждений; - сохранение существующих и вновь посаженных зеленых насаждений за счет надлежащего ухода за ними; - наличие экспертного совета по рекламе; - организация мест для размещения сети фуд-траков и иных объектов питания в формате "стрит-фуд"; - количество торговых площадок по продаже сувенирной продукции; - наличие субъектов, принявших участие в конкурсах, грантах в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства"; - количество посетителей (Музей); - количество проведенных социально-значимых мероприятий; - разработка и утверждение нормативно-правового акта об утверждении календаря событийных мероприятий; - количество информационных материалов о туристской привлекательности и достопримечательностях в общественных местах города; - количество информационных материалов о туристской привлекательности и достопримечательностях города в социальных сетях и официальных сайтах; - подготовка и опубликование итогов ежегодного мониторинга состояния туристской отрасли; - наличие отдела по развитию туризма; - организация проведения обучающих семинаров, тренингов, круглых столов по вопросам туризма. |
Этапы и сроки реализации программы |
2022 - 2024 гг. без деления на этапы |
Ресурсное обеспечение программы |
Источник финансирования программы - средства бюджета г.о. Саранск. Общий объем финансирования программы составляет 10135,9 тыс. руб., в том числе: 2022 год - 1705,1 тыс. руб., 2023 год - 4215,4 тыс. руб., 2024 год - 4215,4 тыс. руб. Объемы и источники финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке исходя из имеющихся возможностей бюджета. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- увеличение объема оказываемых туристских услуг; - увеличение количества созданных объектов туристской инфраструктуры; - увеличение объема частных инвестиций, привлеченных в туристскую отрасль города; - увеличение количества созданных новых рабочих мест в туристской сфере; - рост численности туристов, размещенных в коллективных средствах размещения; - ежегодный прирост числа посещений информационной платформы "GoSaransk" из-за пределов региона; - увеличение доли туристических объектов, объектов туристического показа, туристических информационных центров, пунктов проката, включая детские и спортивные комплексы, оборудованных системой навигации; - увеличение численности специалистов в сфере туризма, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку. |
Система организации управления и контроль за исполнением программы |
Общее руководство и контроль за реализацией программы осуществляет Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск. Департамент городского хозяйства Администрации г.о. Саранск, Департамент перспективного развития Администрации г.о. Саранск, Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск, Администрация Ленинского района г.о. Саранск, Администрация Октябрьского района г.о. Саранск, Администрация Пролетарского района г.о. Саранск несут ответственность за реализацию основных мероприятий программы. Методическое обеспечение, координацию работ по разработке и реализации программы, общий контроль за ходом реализации программы осуществляет Управление экономики Администрации городского округа Саранск. Контроль за реализацией программы в части распределения бюджетных ассигнований на реализацию программы и их целевого использования осуществляет Департамент финансов Администрации городского округа Саранск. |
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния туристской сферы Городского округа Саранск, формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Мировой опыт показывает, что туристская сфера может стать одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики. Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. развитие туризма признано перспективной экономической специализацией для большинства российских регионов, в том числе и Республики Мордовия. Городской округ Саранск как столица региона располагает наилучшими возможностями для развития этого вида деятельности. Развитие сферы туризма создает условия для расширения предпринимательской активности, повышения уровня культурного развития, изучения краеведения и истории родного края, развития ремесленнической деятельности и в целом социально-экономического развития муниципальных образований. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости населения, оказывает стимулирующее воздействие на такие сферы экономической деятельности, как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание и др. В условиях недружественных акций в отношении нашей страны со стороны ряда стран, традиционно привлекавших туристов из России, для регионов открывается окно возможностей для переориентации этого потока.
В городском округе Саранск в целом сформированы условия для комфортного отдыха. Саранск 6 раз становился призером конкурса "Самый благоустроенный город России", а в 2011 г. занял 1 место среди городов I категории. Последние три года, согласно экологическому рейтингу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, он неизменно входит в пятерку самых экологически чистых городов страны. Город отличается высоким уровнем благоустройства и озеленения, доступностью среды для людей с ограниченными физическими возможностями, развитой и разноплановой спортивной инфраструктурой.
Другое преимущество городского округа Саранск в сфере развития туризма - удобное географическое положение и хорошо развитая транспортная инфраструктура. В ходе подготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 были реконструированы железнодорожные вокзалы Саранска и Рузаевки. (Город Рузаевка, расположенный в 20 км от Саранска, принимает до 30 поездов в сутки по направлениям в Москву и обратно, обладает широкой сетью железнодорожного сообщения с другими регионами России.) Автомобильное и железнодорожное сообщение с г. Москвой занимает менее 9 часов.
В 2018 г. в Саранске был введен в эксплуатацию новый аэропорт, имеющий статус международного, который располагает взлетно-посадочной полосой класса "В" габаритами 2802 м x 42 м, пригодной для приема-выпуска воздушных судов типов Боинг-737, А-320. Пропускная способность - 300 пасс/час в базовом режиме (прилет - 150 пасс/час, вылет - 150 пасс/час). Уровень комфортности обслуживания авиапассажирских перевозок - категории "Optimum" (ИАТА-10). Саранск связан авиасообщением с Москвой, Санкт-Петербургом, Краснодаром, Сочи, Казанью, Екатеринбургом, Ростовом-на-Дону, Калининградом, Минеральными Водами.
В городском округе функционирует более 41 средство коллективного размещения, включая отели под международными брендами категории 4 звезды: RadissonHotel&CongressCenterSaransk, MercureSaranskCenter, гостиницы "Меридиан", "Адмирал", гостиничный корпус ГАУ РМ "Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике". Гостей и туристов городского округа Саранск привлекают автобусно-пешеходная экскурсия "Саранск спортивный" (затрагивает основные спортивные объекты города - стадион "Старт", Ледовый дворец, Дворец водных видов спорта, Лыжно-биатлонный комплекс, Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике, крытый футбольный манеж, спортивный комплекс "Мордовия" и др.), экскурсионные маршруты "Шумбрат, Саранск!", "Добро пожаловать в Саранск!" и другие экскурсии, маршруты которых проложены от Саранска до близлежащих муниципальных районов Республики Мордовия ("Истоки земли мордовской", "Мордовия этническая", "Заповедный край", "Край колокольного звона" и др.).
В целях установления контактов и привлечения туристов в регион представители Мордовии участвуют в международных выставках ("Интурмаркет" и MetroExpo (Москва), международных онлайн-выставках: RussiaExpoDays, "Знай наше" и др.). Информация о возможностях отдыха в Мордовии представлена в англоязычном издании "Tourism&LeisureinRussia" ("Туризм и отдых в России"), регулярно размещается на национальном туристском портале Russia.Travel. В рамках участия в проекте "Гастрономическая карта России" материалы о национальной кухне народов Мордовии размещены в издании "Рооббол: кулинарное путешествие по 11 футбольным столицам России", в г. Саранске состоялся гастрономический фестиваль WelcomeFOODballCup (2018). Обеспечены съемки и выпуск этногастрономической телепередачи НТВ "Поедем, поедим!" о Мордовии. На информационных туристских ресурсах региона (turizmrm.ru (рус. и англ.), mordovmedia.ru) представлены рекламные и рекламно-информационные материалы о городском округе Саранск, туристские путеводители по городу, информационный буклет о городе-организаторе Саранске (SaranskHostCity), туристская карта г.о. Саранск, видеоматериалы (рекламные ролики о городском округе, популяризирующие достижения спортсменов Республики Мордовия и объекты спортивной инфраструктуры, проморолики о Саранске - городе-организаторе чемпионата мира по футболу - 2018), фильмы и проморолики отдельных субъектов туризма.
Условия для содержательного досуга создают учреждения культуры. В настоящее время в Саранске функционирует 12 музеев, в том числе всемирно известный Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И.Д. Воронина, Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 - 1945 гг., Музей мордовской народной культуры, Музейно-этнографический комплекс "Мордовское подворье", Музей А.И. Полежаева, Приволжский интерактивный центр-музей историко-патриотического воспитания детей и молодежи, Музей мореного дуба на базе ООО "Ростр", Музей спорта на стадионе "Мордовия-Арена" и др.
Театральную афишу города формируют Государственный музыкальный театр им. И.М. Яушева, Государственный русский драматический театр, Мордовский государственный национальный драматический театр и др. В столице республики ежегодно проводится ряд крупных событийных мероприятий: международные фестивали русских драматических театров "Соотечественники", джазовой музыки "Вейсэ-джаз" и др.
Привлечь внимание туристов могут расположенные в Саранске 9 памятников федерального значения: дом воеводы Каменицкого ("Пугачевская палатка"), памятник героям-стратонавтам П. Федосеенко, А. Васенко, И. Усыскину, монумент воинам-уроженцам Мордовии, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., памятник А.С. Пушкину, Иоанно-Богословская церковь (1693 г.), Иоанно-Богословская церковь в с. Макаровка (1707 г.), здание бывшей Трехсвятской церкви (1761 г.), Николаевская церковь (1802 г.).
Кроме того, на территории городского округа Саранск находится более 130 объектов историко-культурного наследия, памятников градостроительства и архитектуры и памятников искусства, включая Сторожевой вал Белгородско-Симбирской засечной черты (XVII в.), усадебный комплекс помещиков Полянских в с. Макаровка, памятник предводителю крестьянского восстания 1773 - 1775 гг. Е. Пугачеву (1985), памятник патриарху Никону (2006), памятник адмиралу Российского флота Ф.Ф. Ушакову (2006) и др.
Для паломников интерес могут представлять Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь; Кафедральный собор святого праведного воина Ф. Ушакова - один из самых больших православных храмов в Поволжье, вмещает в себя до 3000 прихожан; храмы - Казанской иконы Божией Матери, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; церкви - Трехсвятская (Казанская), Иоанно-Богословская, в честь Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи; часовня Александра Невского.
Привлекательными для туристов могут быть музейно-этнографический комплекс "Мордовское подворье" и реализуемые в городе традиционные национально-фольклорные праздники. В 2021 г. в столице республики впервые был проведен международный инклюзивный фестиваль "Удивительный мир тишины финно-угорской культуры", на котором собралось более 100 участников. Фестиваль получил поддержку Фонда президентских грантов.
Для сторонников активного отдыха в Саранске функционирует целая сеть спортивно-оздоровительный объектов: стадион "Мордовия Арена", стадион "Старт", Ледовый дворец Республики Мордовия, Лыжно-биатлонный центр Республики Мордовия, стадион водных видов спорта, крытый футбольный манеж, Дворец спорта, спорткомплекс "Мордовия", бассейн "Студенческий", стадион "Саранск" (футбольное поле с искусственным покрытием и поле с натуральным покрытием на 1675 зрительных мест), ФОК МГУ им. Н.П. Огарева, спортивный комплекс "Олимп", лыжные базы ОАО "Электровыпрямитель" и МГУ им. Н.П. Огарева, спортивно-оздоровительный клуб "Импульс", спорткомплекс "Саранск Арена".
Есть в черте города и водные объекты, пригодные для отдыха и проведения различных водно-спортивных мероприятий: водоемы стадиона "Старт" (расположен в центральной части города и предназначен для купания, катания на гребных лодках и катамаранах); "Зеленая роща"; "Лесное озеро"; на ул. Гончарова; "Луховское водохранилище" (р.п. Луховка); "Корчагинец" (пос. Озерный).
В настоящее время активно разрабатываются маршруты промышленного туризма, характеризующие экономический потенциал города. Набирает обороты также студенческий туризм. Перспективным направлением для развития туристической отрасли в городском округе Саранск станет создание комплекса "АРТ-ЗАВОД", расположенного на базе комплекса здания винных складов на улице Мокшанской. Воссозданное пространство может стать креативной площадкой для развития молодежного движения и создания бизнес-инкубатора для молодежи, а также создаст дополнительные туристические потоки в столицу республики.
Основными субъектами туристского рынка городского округа Саранск являются мелкие и средние организации. В настоящее время в городе насчитывается 21 туристическое агентство, однако лишь несколько туристских фирм занимаются продвижением регионального туристского продукта. С 2014 г. с целью развития этой деятельности в г. Саранске был открыт ГБУ "Туристско-информационный центр Республики Мордовия", предоставляющий населению актуальную информацию о достопримечательностях, исторических ценностях региона, проводимых мероприятиях, экскурсионных маршрутах, транспорте, развлечениях и др. Функционирует туристский портал Республики Мордовия со средней посещаемостью около 10 тыс. в месяц. В конце 2021 г. создана электронная информационная платформа "GoSaransk", на которой указываются проводимые в городе культурные мероприятия и объекты, доступные для посещения туристами.
Таким образом, выгодное географическое положение, существующая гостиничная инфраструктура, удобное железнодорожное, автомобильное и авиасообщение, множество исторических и культурных памятников, а также опыт проведения масштабных событийных мероприятий открывают широкие возможности для развития туристской отрасли Саранска. Однако для достижения поставленных целей и задач необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение туристской привлекательности Мордовии, опираясь на существующие региональные бренды (С.Д. Эрьзя, Ф.Ф. Ушаков, Ф.В. Сычков, М.М. Бахтин и др.), статус столицы Республики Мордовия как признанного центра финно-угорских народов России, спортивные достижения уроженцев Мордовии и объекты спортивной индустрии, объекты историко-культурного наследия и красоту мордовской земли, ее научный и промышленный потенциал.
В то же время развитие городской туристской отрасли сопряжено с необходимостью привлечения значительных по сумме инвестиционных средств для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, деятельность которых прямо или косвенно связана с въездным и внутренним туризмом. Пока региональные туроператоры ориентированы в основном на организацию выездного туризма. Ключевым условием формирования конкурентоспособного Саранска на внутрироссийском туристском рынке является системный подход к использованию и укреплению существующей туристской инфраструктуры, сохранению природных ресурсов и культурно-исторических памятников, развитию сферы развлечений и услуг, информационному сопровождению туристской деятельности на основе программно-целевого планирования, позволяющего осуществить полный цикл управления - от постановки задач до оценки результата и эффективности произведенных затрат. Применение данного подхода к решению развития туризма и рекреации в г.о. Саранск позволит объединить усилия и средства, упорядочить деятельность участников, что будет способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на эти цели.
Раздел 2. Приоритеты государственной и муниципальной политики в сфере туризма, цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации программы, сроки и этапы реализации программы
Приоритеты в сфере туризма и цели развития туристской отрасли городского округа Саранск определяются в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 10 мая 2017 г. N 31-З "О регулировании отдельных вопросов туристской деятельности на территории Республики Мордовия", Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, государственной программой Республики Мордовия "Развитие культуры и туризма" (утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. N 579), а также Стратегией социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025 года (утв. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 30 апреля 2013 г. N 1096).
Муниципальная программа городского округа Саранск "Развитие туризма" на 2022 - 2024 годы разработана в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
Основной целью программы является формирование эффективной и конкурентоспособной туристской отрасли, обеспечивающей экономическое и социально-культурное развитие городского округа Саранск.
Задачи:
1. Формирование доступной и комфортной туристской среды на территории г.о. Саранск и создание условий для развития туристской инфраструктуры.
2. Совершенствование единой системы информационного сопровождения туристской деятельности и продвижения туристского продукта г.о. Саранск на внутрироссийском и мировом туристских рынках.
3. Привлечение частных инвестиций в туристскую отрасль.
4. Продвижение имиджа г.о. Саранск как туристически привлекательной дестинации.
5. Повышение культурно-образовательного уровня населения Республики Мордовия.
6. Увеличение внутреннего и въездного туристического потока.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) программы и их значениях отражены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения
о целевых показателях (индикаторах) муниципальной программы и их значениях
N п/п |
Наименование целевого показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значения показателей |
||||
базовые значения |
по этапам реализации программы |
||||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||
1. |
Число посещений информационной платформы "GoSaransk", в том числе из-за пределов региона |
ед. |
0 |
240000 |
240000 |
250000 |
260000 |
2. |
Количество благоустроенных общественных территорий |
ед. |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
3. |
Доля площади благоустроенных общественных территорий к общей площади общественных территорий |
% |
46,7 |
49,6 |
51,8 |
54,1 |
56,3 |
4. |
Посадка цветников, газонов |
кв. м |
11718,8 |
12880,8 |
15317,2 |
13750,8 |
13750,8 |
5. |
Посадка зеленых насаждений |
шт. |
400 |
735 |
720 |
400 |
400 |
6. |
Сохранение существующих и вновь посаженных зеленых насаждений за счет надлежащего ухода за ними |
кв. м |
209658 |
209658 |
288286 |
350000 |
350000 |
7. |
Наличие экспертного совета по рекламе |
шт. |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
8. |
Организация мест для размещения сети фуд-траков и иных объектов питания в формате "стрит-фуд" |
ед. |
0 |
0 |
9 |
9 |
9 |
9. |
Количество торговых площадок по продаже сувенирной продукции |
ед. |
0 |
0 |
8 |
9 |
10 |
10. |
Наличие субъектов, принявших участие в конкурсах, грантах в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" |
ед. |
0 |
0 |
да |
да |
да |
11. |
Количество посетителей (Музей) |
чел. |
34269 |
35000 |
114304 |
115454 |
116004 |
12. |
Количество проведенных социально-значимых мероприятий |
ед. |
831 |
831 |
831 |
831 |
831 |
13. |
Разработка и утверждение нормативно-правового акта об утверждении календаря событийных мероприятий |
ед. |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
14. |
Количество информационных материалов о туристской привлекательности и достопримечательностях в общественных местах города |
ед. |
13 |
15 |
36 |
36 |
36 |
15. |
Количество информационных материалов о туристской привлекательности и достопримечательностях города в социальных сетях и официальных сайтах |
ед. |
0 |
0 |
12 |
12 |
12 |
16. |
Подготовка и опубликование итогов ежегодного мониторинга состояния туристской отрасли |
ед. |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
17. |
Наличие отдела по развитию туризма |
ед. |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
18. |
Организация проведения обучающих семинаров, тренингов, круглых столов по вопросам туризма |
ед. |
0 |
0 |
3 |
3 |
3 |
Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий программы
Мероприятия раздела 1 "Развитие туристской инфраструктуры" направлены на формирование благоприятных условий для развития туризма и создание комфортной городской среды с современной туристской инфраструктурой. Успешная реализация мероприятий данного раздела позволит создать благоустроенные, эстетически организованные общественные пространства и рекреационные зоны, удобные для повседневного отдыха жителей и гостей города, а также использования в продвижении на территории городского округа Саранск событийного, делового, культурно-познавательного и иных видов туризма. В конечном итоге проведение в жизнь данных мероприятий позволит оформить в центральной части города "туристский код" как отдельное пространство, включающее памятники истории и культуры, музеи, театры, спортивные объекты, пешеходные прогулочные зоны, велодорожки, систему навигации, единый дизайн вывесок и фасадов зданий.
Мероприятия раздела 2 "Содействие развитию основных туристских направлений" предполагает оказание содействия в проведении туристских мероприятий по приоритетным направлениям сферы туризма, имеющим перспективу развития на территории городского округа Саранск:
1) деловой туризм;
2) спортивный туризм;
3) событийный туризм;
4) этнический туризм;
5) культурно-познавательный туризм;
6) промышленный туризм;
7) детский туризм;
8) студенческий туризм.
В рамках реализации мероприятий раздела 3 "Информационное обеспечение развития туризма" осуществляется продвижение положительного имиджа городской территории посредством комплекса социально-экономических, правовых, культурных, научно-образовательных и других действий, направленных на развитие деловой активности, социально-экономической, культурной жизни и соответствующей инфраструктуры, квинтэссенцией которых становится создание локальных брендов и их продвижение.
В настоящее время Саранск позиционирует себя как динамично развивающийся научный, образовательный, промышленный, культурный и спортивный центр, носитель богатого исторического наследия, уникальной этнической культуры, городская агломерация с развивающимся комплексом предприятий наукоемкого производства, интенсивной строительной сферой. Сформировался и ряд неформальных брендов: "Мордовия - территория, благоприятная для инвестиций", "Мордовия аграрная", "Мордовия - территория спорта", "Мордовия - территория инновация", "Саранск - город-организатор чемпионата мира по футболу 2018 года". Наличие работающих брендов социально-экономического, культурного и спортивного характера и возможность формирования новых должны послужить созданию позитивного имиджа Саранска и увеличить его туристскую привлекательность.
Процесс продвижения городского округа Саранск в качестве туристской дестинации осуществляется на основе использования следующих информационных и организационных ресурсов: организации рекламных инфотуров, рекламно-информационных кампаний в СМИ, участия в туристских выставках, выставках-ярмарках, работы ГБУ "Туристско-информационный центр Республики Мордовия", проведения виртуальных экскурсий, организации новой информационной платформы и размещения информации на русском и иностранных языках в сети Интернет на туристских порталах и иных сайтах с анализом их посещаемости, создания нового теле- и кинопродукта на доступных каналах и в сетях. Предполагаемый итоговый результат - значительный рост туристского потока в столицу Мордовии.
Мероприятия раздела 4 "Кадровое обеспечение развития туризма" предполагает реализацию таких мер, как создание в структуре Департамента по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск отдела по развитию туризма; организация курсов повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки для специалистов, занятых в туристской сфере; организация обучающих семинаров и круглых столов по вопросам развития туризма.
Перечень основных мероприятий муниципальной программы приведен в таблице 2.
Таблица 2
Перечень
основных мероприятий муниципальной программы городского округа Саранск "Развитие туризма" на 2022 - 2024 годы
N п/п |
Основное мероприятие программы |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник программы |
Сроки исполнения |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия, мероприятия программы |
Связь с показателями программы |
|
начало реализации |
окончание реализации |
||||||
Раздел 1 "Развитие туристской инфраструктуры" | |||||||
1.1. |
Благоустройство общественных территорий |
КУ г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" |
2022 |
2024 |
Формирование и развитие современной, комфортной городской среды, привлекательной для туристов; внедрение велосипедного транспорта как альтернативы личному автотранспорту |
Снижение качества городской среды; отсутствие велосипедных дорожек |
Показатели 2, 3 |
1.2. |
Декоративное озеленение, посадка и содержание зеленых насаждений, удаление сухостойных, больных и аварийных деревьев |
КУ г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" |
2022 |
2024 |
Формирование и развитие современной, комфортной городской среды, привлекательной для туристов |
Снижение качества городской среды; недостаточное озеленение в центре города |
Показатели 4, 5, 6 |
1.3. |
Разработка и внедрение единого "дизайн-кода" для фасадов зданий, унифицированного дизайна оформления остановок, рекламных щитов |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами г.о. Саранск Департамент перспективного развития Администрации г.о. Саранск; |
2022 |
2024 |
Формирование и развитие современной, комфортной городской среды, привлекательной для туристов; создание эстетически организованного и узнаваемого пространства |
Снижение качества городской среды |
Показатель 7 |
1.4. |
Развитие сети уличных кафе (летних веранд при стационарных объектах общественного питания); развитие сети фуд-траков и иных объектов питания в формате "стрит-фуд" |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Обустройство туристских зон комфорта |
Снижение качества туристических услуг |
Показатель 8 |
1.5. |
Организация магазина сувенирной продукции |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Популяризация экологического туризма; создание площадки для проведения культурных мероприятий краеведческой направленности с участием молодежи |
Отсутствие мероприятий, направленных на повышение интереса учащихся общеобразовательных учреждений к краеведению |
Показатель 9 |
1.6. |
Обустройство площади Тысячелетия |
Департамент городского хозяйства Администрация г.о. Саранск, Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Формирование и развитие современной, комфортной городской среды, привлекательной для туристов |
Снижение качества городской среды |
Показатели 2,3 |
1.7. |
Предоставление площадок для продажи сувенирной продукции |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Приведение в надлежащий вид городских туристских маршрутов, по которым проводятся экскурсии |
Снижение туристского спроса; снижение качества туристских услуг |
Показатель 9 |
1.8. |
Организация участия заинтересованных субъектов в конкурсах, грантах в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Создание условий для привлечения туристов |
Недостаточные условия для привлечения туристов |
Показатель 10 |
1.9. |
Организация участия в конкурсе на лучшее предложение по проведению мероприятий туристической направленности |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Формирование и развитие современной, комфортной городской среды, привлекательной для туристов |
Снижение качества городской среды |
Показатель 10 |
Раздел 2 "Содействие развитию основных туристских направлений" | |||||||
2.1 |
Оказание содействия в проведении культурно-массовых мероприятий международного и регионального масштаба (Международный фестиваль "Вейсэ-джаз", Международный фестиваль-форум русских драматических театров стран ближнего и дальнего зарубежья "Соотечественники", Межрегиональный фестиваль народных промыслов и ремесел "Тев", Межрегиональный фестиваль-конкурс резчиков "Поющее дерево", Межрегиональный фестиваль-конкурс резчиков "Поющее дерево", Республиканский фестиваль "Шумбрат, Мордовия!", Новогодняя резиденция мордовского Деда Мороза "ЯкшамоАтя" и др.). |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск; Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Увеличение туристского потока, увеличение числа туристов, размещенных в КСР; возрастание сезонного спроса граждан из других регионов на КСР г.о. Саранск, сохранение и развитие культурной привлекательности г.о. Саранск; популяризация этнической культуры народов, проживающих в Республике Мордовия |
Снижение туристического потока; отсутствие актуальной информации о мероприятиях в сфере событийного туризма; недостаточное развитие событийного туризма |
Показатель 12 |
2.2 |
Городской фестиваль театров малых форм "Театральные подмостки" |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск; МБУК "Дворец культуры г.о. Саранск" |
2022 |
2024 |
Увеличение туристического потока, увеличение числа туристов, размещенных в КСР; популяризация классических произведений через постановки самодеятельных коллективов, приобщение молодого поколения к театральному искусству малых форм, возрождение и сохранение лучших традиций народного театра |
Снижение туристического потока; сокращение возможностей для самореализации граждан в рамках городской творческой самодеятельности и недостаточная информированность населения о городских культурных мероприятиях; недостаточное развитие событийного туризма |
Показатель 12 |
2.3 |
Городской фестиваль-конкурс народного и современного танца "Ендолня" |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Увеличение туристического потока, увеличение числа туристов, размещенных в КСР; популяризация народного и современного танца, предоставление площадки для развития и творческого роста самодеятельных авторов и исполнителей |
Снижение туристического потока; недостаточное развитие событийного (фестивального) туризма |
Показатель 12 |
2.4. |
Разработка и реализация комплекса мероприятий по развитию музеев и музейно-выставочных площадок |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск; |
2022 |
2024 |
Увеличение туристского потока, увеличение числа туристов, размещенных в КСР; развитие музейного туризма; формирование условий для повышения городской культуры |
Снижение туристического потока; недостаточное развитие музейного туризма |
Показатель 11 |
2.5. |
Организация цикла событийных мероприятий в летний туристский сезон |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Увеличение туристского потока, увеличение числа туристов, размещенных в КСР; создание условий для развития событийного туризма в летний период |
Снижение туристического потока; недостаточное развитие событийного туризма в летний период |
Показатели 11, 12 |
2.6. |
Организация цикла событийных мероприятий в зимний туристский сезон |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск; Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Увеличение туристского потока, увеличение числа туристов, размещенных в КСР; создание условий для развития событийного туризма в зимний период |
Снижение туристического потока; недостаточное развитие событийного туризма в зимний период |
Показатели 11, 12 |
2.7. |
Организация цикла мероприятий выходного дня "Выходные в Саранске" |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Увеличение туристского потока, увеличение числа туристов, размещенных в КСР; развитие событийного туризма |
Снижение туристического потока; недостаточное развитие событийного туризма |
Показатели 11,12 |
2.8. |
Обеспечение наличия уличных музыкантов и иных активностей в городском пространстве в вечернее время и выходные дни |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Формирование и развитие современной, комфортной городской среды, привлекательной для туристов |
Снижение туристического потока; падение туристской привлекательности г.о. Саранск; отсутствие узнаваемости города среди иногородних туристов |
Показатели 11,12 |
2.9. |
Реализация проекта "Туристический поезд" и развитие железнодорожного туризма |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Увеличение туристского потока, увеличение числа туристов, размещенных в КСР; развитие железнодорожного туризма |
Снижение туристического потока; отсутствие развития железнодорожного туризма |
Показатель 12 |
Раздел 3 "Информационное обеспечение развития туризма | |||||||
3.1. |
Формирование календаря событийных мероприятий |
Структурные подразделения Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Разработка годовой программы событий, обладающих потенциалом для привлечения туристов |
Отсутствие годовой программы событий, обладающих потенциалом для привлечения туристов |
Показатель 13 |
3.2 |
Модернизация и содержательное наполнение информационной платформы "GoSaransk", содействие ею продвижению за пределами Республики Мордовия |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск, Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Функционирование информационной платформы, содержащей актуальные сведения о культурной и событийной программе города; повышение уровня информированности туристов |
Недостаточная информированность туристов о культурных мероприятиях и объектах, доступных для посещения |
Показатель 1 |
3.3. |
Создание единой системы туристской навигации и ориентирования на территории города, установка в местах сосредоточения турпотока информационных стоек со ссылками в виде QR-кода на платформу "GoSaransk" и Туристский портал Республики Мордовии |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск, Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Повышение уровня информированности граждан о культурных мероприятиях и объектах, доступных для посещения |
Недостаточная информированность граждан о культурных мероприятиях и объектах, доступных для посещения |
Показатель 1 |
3.4. |
Организация размещения информации о туристской привлекательности города на рекламных поверхностях |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск, Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Повышение уровня информированности граждан о культурных мероприятиях и объектах, доступных для посещения |
Недостаточная информированность граждан о культурных мероприятиях и объектах, доступных для посещения |
Показатель 14 |
3.5 |
Продвижение туристского продукта г.о. Саранск через блогосферу, в т.ч. за пределами региона |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск, Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Продвижение туристского продукта в телекоммуникационной сети Интернет; повышение уровня информированности туристов |
Недостаточное продвижение туристского продукта в телекоммуникационной сети Интернет; недостаточная информированность туристов |
Показатель 15 |
3.6. |
Размещение информации в залах ожидания железнодорожного вокзала и аэропорта с использованием материалов о достопримечательностях и знаменитых людях г.о. Саранск и Республики Мордовия |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск, Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Ознакомление с историко-культурными традициями и наследием города; продвижение туристского продукта |
Недостаточная информированность о историко-культурных традициях и наследии города; недостаточное продвижение туристского продукта |
Показатель 14 |
3.7. |
Проведение регулярного мониторинга состояния туристской отрасли г.о. Саранск |
Структурные подразделения Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2023 |
Оперативное выявление основных тенденций и перспектив дальнейшего развития туристской отрасли |
Отсутствие актуальной информации об основных тенденциях и перспективах дальнейшего развития туристской отрасли |
Показатель 16 |
Раздел 4 "Кадровое обеспечение развития туризма" | |||||||
4.1. |
Создание отдела по развитию туризма Департамента по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Повышение эффективности управления по реализации мер, направленных на развитие основных туристских направлений г.о. Саранск, создание позитивного имиджа г.о. Саранск; проведение мониторинга туристской отрасли города |
Снижение эффективности управления по реализации мер, направленных на развитие основных туристских направлений г.о. Саранск, создание позитивного имиджа г.о. Саранск; проведение мониторинга туристской отрасли города |
Показатель 17 |
4.2 |
Организация курсов повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки для специалистов, занятых в туристской сфере, организация обучающих семинаров и круглых столов по вопросам развития туризма |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск, Управление муниципальной службы Администрации г.о. Саранск |
2022 |
2024 |
Рост числа специалистов с высокой профессиональной квалификацией, занятых в туристской сфере |
Отсутствие высокой профессиональной квалификации у части специалистов, занятых в туристской сфере |
Показатель 18 |
Раздел 4. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и (или) конечных результатов программы
Нормативно-правовые акты, направленные на реализацию целей и задач программы, будут приниматься по мере необходимости.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение программы и прогнозная оценка расходов за счет всех источников финансирования на реализацию программы
Ресурсное обеспечение программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Саранск. Объем финансирования мероприятий, определенных муниципальной программой, составляет 10135,9 тыс. руб., в том числе по годам:
2022 год - 1705,1 тыс. руб.,
2023 год - 4215,4 тыс. руб.,
2024 год - 4215,4 тыс. руб.
Объемы и источники финансирования программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке исходя из имеющихся возможностей бюджета (Таблица 3).
Таблица 3
Ресурсное обеспечение
реализации муниципальной программы "Развитие туризма" за счет средств бюджета городского округа Саранск, а также прогнозная (справочная) оценка расходов за счет всех источников финансирования
N п/п |
Наименование программы, подпрограммы программы, основного мероприятия программы, мероприятия подпрограммы |
Ответственный исполнитель, соисполнители, участники |
Источники финансирования |
Расходы, тыс. руб. |
|||
Всего |
в том числе |
||||||
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Муниципальная программа г.о. Саранск "Развитие туризма" |
МБ |
10135,9 |
1705,1 |
4215,4 |
4215,4 |
||
1. Раздел "Развитие туристской инфраструктуры" |
МБ |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
1.1 |
Реализация мероприятий по повышению безопасности населения на водных объектах, в том числе создание сезонных спасательных постов в местах массового купания населения |
Департамент городского хозяйства Администрации г.о. Саранск, КУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
1.2 |
Благоустройство общественных территорий |
КУ г.о. Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
1.3 |
Разработка и внедрение единого "дизайн-кода" для фасадов зданий, унифицированного дизайна оформления остановок, рекламных щитов |
Департамент перспективного развития Администрации г.о. Саранск; Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
1.4 |
Развитие сети уличных кафе (летних веранд при стационарных объектах общественного питания); развитие сети фуд-траков и иных объектов питания в формате "стрит-фуд" |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
1.5 |
Организация магазина сувенирной продукции |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
1.6 |
Обустройство площади Тысячелетия |
Департамент городского хозяйства Администрация г.о. Саранск; Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
1.7 |
Предоставление площадок для продажи сувенирной продукции |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
1.8 |
Организация участия заинтересованных субъектов в конкурсах, грантах в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
1.9 |
Организация конкурса на лучшее предложение по проведению мероприятий туристической направленности |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
2. Раздел "Содействие реализации основных туристских мероприятий" |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||||
2.1 |
Оказание содействия в проведении культурно-массовых мероприятий международного и регионального масштаба (Международный фестиваль "Вейсэ-джаз", Международный фестиваль-форум русских драматических театров стран ближнего и дальнего зарубежья "Соотечественники", Межрегиональный фестиваль народных промыслов и ремесел "Тев", Межрегиональный фестиваль-конкурс резчиков "Поющее дерево", Межрегиональный фестиваль-конкурс резчиков "Поющее дерево", Республиканский фестиваль "Шумбрат, Мордовия!", Новогодняя резиденция мордовского Деда Мороза "ЯкшамоАтя" и др.). |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск; Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
2.2 |
Городской фестиваль театров малых форм "Театральные подмостки" |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск; МБУК "Дворец культуры г.о. Саранск" |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
2.3 |
Городской фестиваль-конкурс народного и современного танца "Ендолня" |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
2.4 |
Разработка и реализация комплекса мероприятий по развитию музеев и музейно-выставочных площадок |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск; |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
2.5 |
Организация цикла событийных мероприятий в летний туристский сезон |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
2.6 |
Организация цикла событийных мероприятий в зимний туристский сезон |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск; Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
2.7 |
Организация цикла мероприятий выходного дня "Выходные в Саранске" |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
2.8 |
Обеспечение наличия уличных музыкантов и иных активностей в городском пространстве в вечернее время и выходные дни |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
2.9 |
Реализация проекта "Туристический поезд" и развитие железнодорожного туризма |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
|
3. Раздел "Информационное обеспечение развития туризма |
- |
8700,0 |
1500,0 |
3600,0 |
3600,0 |
|
3.1 |
Формирование календаря событийных мероприятий |
Структурные подразделения Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
3.2 |
Модернизация и содержательное наполнение информационной платформы "GoSaransk", содействие ее продвижению за пределами Республики Мордовия |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск, Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
МБ |
8700,0 |
1500,0 |
3600,0 |
3600,0 |
3.3 |
Создание единой системы туристской навигации на территории города, установка в местах сосредоточения турпотока информационных стоек со ссылками в виде QR-кода на платформу "GoSaransk" и Туристский портал Республики Мордовии |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск, Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
3.4 |
Организация размещения информации о туристской привлекательности города на рекламных поверхностях |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск, Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
3.5 |
Продвижение туристского продукта г.о. Саранск через блогосферу, в т.ч. за пределами региона |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск, Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
3.6 |
Размещение в залах ожидания железнодорожного вокзала и аэропорта с использованием материалов о достопримечательностях и знаменитых людях г.о. Саранск и Республики Мордовия |
Департамент по социальной политике Администрации г.о. Саранск, Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
|
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
3.7 |
Проведение регулярного мониторинга состояния туристской отрасли г.о. Саранск |
Структурные подразделения Администрации г.о. Саранск |
|
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
|||
4. Раздел "Кадровое обеспечение развития туризма" |
МБ |
1435,9 |
205,1 |
615,4 |
615,4 |
||
4.1 |
Создание отдела по развитию туризма Департамента по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск |
МБ |
1435,9 |
205,1 |
615,4 |
615,4 |
4.2 |
Организация курсов повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки для специалистов, занятых в туристской сфере, организация обучающих семинаров и круглых столов по вопросам развития туризма |
Департамент по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации г.о. Саранск, Управление муниципальной службы Администрации г.о. Саранск |
- |
Ресурсное обеспечение не предусмотрено |
Раздел 6. Анализ рисков реализации программы и описание мер по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы
При реализации программы осуществляются меры, направленные на предотвращение негативного воздействия рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
Финансово-экономическими рисками могут являться следующие: уменьшение доходной части городского бюджета вследствие уменьшения налогооблагаемой базы; повышение стоимости услуг, обусловленное ростом инфляции; возможные конфликты интересов партнерских структур; коррупционные риски (нецелевое использование денежных средств), недостаточный объем привлеченных внебюджетных источников.
Следствием сокращения финансирования планируемых мероприятий будет снижение эффективности реализации программных инициатив.
Инструментами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры:
- концентрация организационно-технических, финансовых, материальных и информационных ресурсов Администрации городского округа Саранск;
- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- привлечение внебюджетных средств в рамках механизмов государственно-частного партнерства;
- участие в реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
К группе административных рисков относятся неэффективные управленческие решения в ходе выполнения муниципальной программы, недостаточная координация и взаимодействие заинтересованных сторон при ее реализации, недостаточные оперативность, гибкость и адаптивность к изменениям внешних условий.
Это может привести к потере управляемости, нарушениям механизма управления в системе муниципальной программы, негативно отражающихся на сроках реализации, достижении ее цели, задач, плановых значений показателей (индикаторов), а также эффективности использования ресурсов и качества выполнения запланированных мероприятий.
Для минимизации экономических и административных рисков предусмотрено формирование эффективной системы управления реализацией муниципальной программы, предусматривающей:
- четкое распределение полномочий участников реализации муниципальной программы;
- повышение оперативности управленческих решений;
- заключение соглашений о взаимодействии между заинтересованными сторонами;
- создание системы мониторинга реализации муниципальной программы;
- регулярную публикацию отчетов о ходе реализации муниципальной программы;
- своевременную корректировку мероприятий муниципальной программы.
Кадровые риски могут быть вызваны дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере туризма и гостеприимства, а также смежных отраслях, в целом снижая эффективность работы и качество предоставляемых ими услуг.
Купирование рисков этой группы возможно за счет обеспечения притока высококвалифицированных кадров в индустрию туризма и гостеприимства и переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.
Риски, вызванные угрозой распространения COVID-19, могут повлиять на сроки реализации мероприятий муниципальной программы.
Для минимизации рисков предусмотрена координация действий исполнителей с санитарно-эпидемиологической службой региона.
Управление рисками реализации муниципальной программы будет осуществляться на основе:
- выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления соответствующими отраслями и смежными областями;
- подготовки и представления ежегодного отчета о ходе и результатах реализации муниципальной программы, который, при необходимости, может содержать предложения по ее корректировке.
Для обеспечения системного характера управления рисками и минимизации возможных отрицательных последствий предусмотрены следующие меры:
- привлечение к разработке муниципальной программы представителей научного и экспертного сообществ и обеспечение широкого обсуждения предлагаемых мероприятий;
- мониторинг ситуации, складывающейся при реализации мероприятий муниципальной программы, в ходе которого будут диагностироваться изменения условий реализации программы;
- обеспечение информационной прозрачности реализации муниципальной программы, регулярная публикация отчетов о ходе ее реализации.
Эти меры позволят своевременно выявлять возможные сбои, проводить оперативную корректировку конкретных механизмов и обеспечить достижение целей муниципальной программы.
Раздел 7. Механизм реализации муниципальной программы
Управление потребительского рынка и предпринимательства Администрации г.о. Саранск как ответственный исполнитель муниципальной программы несет ответственность за подготовку и реализацию программы в целом, осуществляет текущую работу по координации деятельности участников программы, обеспечивает их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий. Управление потребительского рынка и предпринимательства Администрации г.о. Саранск обеспечивает реализацию программы в рамках полномочий и в пределах средств, предусмотренных бюджетом городского округа Саранск на соответствующий год и на плановый период.
Участники программы формируют бюджетные заявки на ассигнования из бюджета городского округа Саранск для финансирования программы и в установленном порядке представляют их в Департамент финансов Администрации городского округа Саранск.
Участники программы заключают договоры для реализации мероприятий программы, принимают и оплачивают произведенную и доставленную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, необходимые для реализации программы, в соответствии с условиями соответствующих договоров. Договоры (контракты) с поставщиками (исполнителями) заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд.
Участники программы несут ответственность за реализацию мероприятий программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы.
Участники программы ежеквартально отчитываются перед Департаментом по экономической политике и взаимодействию с административными органами Администрации городского округа Саранск. Участники программы предоставляют информацию в Управление потребительского рынка и предпринимательства Администрации г.о. Саранск и заслушиваются на заседании Межведомственной комиссии по реализации мер, направленных на формирование современной конкурентоспособной туристской сферы городского округа Саранск.
Методическое обеспечение, координацию работ по разработке и реализации программы, общий контроль за ходом реализации программы осуществляет Управление экономики Администрации городского округа Саранск.
Контроль за реализацией программы в части распределения бюджетных ассигнований на реализацию программ и их целевого использования осуществляет Департамент финансов Администрации городского округа Саранск.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 18 октября 2022 г. N 1457 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие туризма"
Вступает в силу с 26 октября 2022 г.
Текст постановления опубликован в газете "Саранский Вестник" от 26 октября 2022 г. N 48
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2024 г. N 615
Изменения вступают в силу с 25 апреля 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 20 февраля 2024 г. N 270
Изменения вступают в силу с 29 февраля 2024 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 20 декабря 2023 г. N 1789
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Саранск от 9 января 2023 г. N 6
Изменения вступают в силу с 11 января 2023 г.