Решение Алтайского краевого суда от 7 октября 2021 г. N 3а-1091/2021
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "О." к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании нормативных правовых актов, установил:
решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов *** от ДД.ММ.ГГ (далее - решение ***) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на территории Алтайского края на 2020-2024 годы.
Подпунктом 6 приложения 2 к решению *** установлена необходимая валовая выручка АО "О." на 2020 год - 37 433,16 тысяч рублей, на 2021 год - 49 966,61 тысяч рублей, на 2022 год - 49 451,01 тысяч рублей, на 2023 год - 48 941,59 тысяч рублей, на 2024 год - 48 438,29 тысяч рублей.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов *** от ДД.ММ.ГГ (далее - решение ***) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальными сетевым организациями на территории Алтайского края на 2020-2024 годы.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов *** от ДД.ММ.ГГ (далее - решение ***) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края на 2020-2024 годы.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов *** от ДД.ММ.ГГ "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***" (далее - решение ***), решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов *** от ДД.ММ.ГГ "О внесений изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***" (далее - решение ***), решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов *** от ДД.ММ.ГГ "О внесений изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ДД.ММ.ГГ ***" (далее - решение ***) в связи с корректировкой необходимой валовой выручки (далее - НВВ) в решения ***,***,*** внесены изменения.
Акционерное общество "О." в лице филиала "З." (далее - АО "О.", Общество) обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими решения ***, решения ***, решения *** в части установления необходимой валовой выручки на 2021 год.
Полагает, что расчет и корректировка НВВ на 2021 год произведены управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее Управление, тарифный орган) с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГ ***-э (далее - Методические указания), поскольку необоснованно исключены в полном объеме планируемые расходы по статье "Аренда помещений", а также неподконтрольные расходы по статье "Аренда производственных помещений" за 2019 год.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Алтайского края и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца К.Т.В. поддержала исковые требования по изложенным в административном иске и дополнительных пояснениях основаниям (л.д. 6-19, т. 1, л.д. 15-18, т. 4).
Представитель административного ответчика Г.В.А. в удовлетворении административных исковых требований просила отказать, полагала, что оспариваемые решения Управления являются законными по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 59-71, т. 1, 147-152, т. 3).
Представители заинтересованных лиц ПАО "Р.С." - П.М.В., АО "С." - Гилев Р.В. полагали заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению (л.д. 60-64, л.д. 121-123, т. 1).
Заинтересованные лица ОАО "Р.", ООО "Б.", Правительство Алтайского края, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю будучи надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, об отложении рассмотрения дела не просили.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел настоящее административное дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения административных требований, исследовав письменные материалы административного и тарифного дел, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с абзацем 5 пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
В силу положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги. В соответствии с пунктами 4.2 Положения Управление по тарифам устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального уровней таких цен (л.д. 74-116, т. 1).
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Руководитель органа регулирования является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.
Аналогичные положения содержатся в порядке деятельности правления, утвержденном приказом управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***-пр "О правлении управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов". Этим же приказом утвержден состав правления в количестве семи человек, являющихся работниками управления, в том числе начальник управления (л.д. 117-166, т. 1).
Как установлено при рассмотрении дела, АО "О." является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или ином установленными федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии в рамках заключенных договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе на территории Алтайского края в зоне деятельности филиала "Забайкальский". Основными видами деятельности общества являются, в том числе: передача и распределение электрической энергии; эксплуатация, ремонт, обслуживание, диагностика электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими (экспертное заключение - л.д. 12 тарифного дела).
Из обстоятельств дела следует, что ДД.ММ.ГГ АО "О." обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, в котором просило установить НВВ на содержание сетей и оплату потерь в размере 75330,31 тыс. руб.
На основании этого заявления, поступившего в орган регулирования ДД.ММ.ГГ, Управлением по тарифам было открыто дело о корректировке НВВ и тарифов на 2021 год, о чем было извещен директор филиала "З.". ДД.ММ.ГГ АО "О." направило скорректированное предложение о размере НВВ, а ДД.ММ.ГГ направило особое мнение к проекту расчета размера НВВ на 2021 год (л.д. 39-40, т. 2).
Решением Управления по тарифам от ДД.ММ.ГГ *** в приложении 2 решения *** от ДД.ММ.ГГ в позиции "6" в строке "2021" в графе "НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь" прежнее цифровое значение заменено значением "41578,02" (л.д. 174-175, т. 1).
Решением Управления по тарифам от ДД.ММ.ГГ *** в таблице 2.1 Приложения к решению *** в строке 6 столбца "НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь..." прежнее цифровое значение заменено значением "41578,02" (л.д. 186-204, т. 1).
Решением Управления по тарифам от ДД.ММ.ГГ *** внесены изменения в таблицу 5 приложения к решению *** в части установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов АО "О." и ПАО "М.", ОАО "Р.", АО "С.", ООО "Б." (176-185,т. 1).
Общество полагает, что при корректировке тарифа на 2021 год планируемые затраты на 2021 год по статье "Аренда помещений" и выпадающие расходы по статье "Аренда производственных помещений" на 2019 год в размере 2287,59 тыс. руб. и 2236,95 тыс. руб. необоснованно исключены регулирующим органом из НВВ.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).
К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
В силу пункта 1 части 3.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" торги (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс) относятся к конкурентным закупкам.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 223-ФЗ).
Положением о закупках для нужд АО "О. предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок, к конкурентным способам относятся: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, конкурентный предварительный отбор, запрос цен по результатам конкурентного предварительного отбора, к неконкурентным способам закупки относятся: предварительный отбор, запрос цен по результатам предварительного отбора, сравнение цен, закупка у единственного поставщика (п. 5.1 Положения) (л.д. 164-194, т. 1 - тарифного дела).
В обоснование расходов по аренде нежилых помещений АО "О." представило в Управление по тарифам копии договоров аренды N СИБ/1 от ДД.ММ.ГГ, ***БК-2019 от ДД.ММ.ГГ с ИП Н.А.С., копию договора субаренды от ДД.ММ.ГГ с ООО "У. м.", копию договора аренды N Н/Б-1 от ДД.ММ.ГГ с ООО "У." (л.д. 6-10, 14-19, 31-38, 55-59, т. 8 - тарифного дела). Решениями Центральной закупочной комиссии Общества проведение закупок по аренде нежилых помещений осуществлено способом у единственного поставщика, т.е. без проведения торгов. Факт того, что договоры аренды нежилых помещений заключены Обществом без проведения торгов не оспаривался представителем административного истца в ходе судебного разбирательства (л.д. 206 об., т. 3)
Таким образом, в силу вышеприведенных положений у органа регулирования отсутствовали основания для применения абзаца третьего пункта 29 Основ ценообразования для включения в состав прочих расходов Общества расходов на аренду нежилых помещений.
Применение Управлением по тарифам иных источников информации о ценах на аренду помещений в порядке последовательности также не представлялось возможным ввиду отсутствия такой информации.
Направление Обществом в адрес Управления по тарифам расчета средней рыночной цены аренды помещений исходя их нескольких объявлений, размещенных на сайте Avito нельзя отнести к исследованию рыночных цен.
Довод представителя административного истца о том, что при отсутствии данных о цене аренды помещений регулирующему органу следовало воспользоваться официальной статистической информации, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Как усматривается из ответа Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай формирование информации о цене аренды нежилых помещений не входит в Федеральный план статистических работ, утв. Правительством РФ от ДД.ММ.ГГ ***-р. Суд критически относится к утверждению представителя административного истца о том, что любая информация о стоимости аренды нежилых помещений, размещенная в сети интернет может использоваться в качестве официальной статистической информации.
Относительно доводов административного истца о необоснованном исключении из размера НВВ фактически понесенных расходов по статье "Аренда производственных помещений" на 2019 год, суд исходит из следующего.
Как усматривается из пояснений представителя Управления по тарифам корректировка по указанной статье затрат должна была производиться с учетом положений п. 28 Основ ценообразования (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ ***), т.е. исходя из представленных документов о величине амортизации, налогов и других обязательных платежей. Поскольку обществом представлены договоры аренды, содержащие сведения об арендной плате без разбивки на указанные величины, иные документы, подтверждающие начисление амортизации, налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством не представлены вовсе, регулирующих орган обоснованно не учел расходы по аренде в качестве экономически обоснованных.
Такой подход Управления по тарифам к определению данной статьи затрат противоречит действующему законодательству, поскольку в соответствии с п. 28 Основ ценообразования с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, которые вступили в силу ДД.ММ.ГГ и соответственно подлежали применению при вынесении оспариваемых решений, расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков подлежали определению регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 настоящего документа, согласно которому при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Вместе с тем указанное обстоятельство не может служить основанием к удовлетворению требований административного истца, поскольку им не соблюдены требований указанного пункта о чем указано выше.
Пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, признав оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в ходе судебного разбирательства противоречий между оспариваемыми решениями и нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не установлено, то административные исковые требования АО "О." не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества "О." к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующими в части решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов *** от ДД.ММ.ГГ "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***", решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов *** от ДД.ММ.ГГ "О внесений изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***", решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов *** от ДД.ММ.ГГ "О внесений изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ДД.ММ.ГГ ***", возложении обязанности принять заменяющие нормативные правовые акты отказать.
Апелляционные жалобы, представление могут быть поданы через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 7 октября 2021 г. N 3а-1091/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании