Решение Алтайского краевого суда от 16 сентября 2021 г. N 3а-1039/2021
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "П." к Ребрихинскому районному Совету народных депутатов Алтайского края о признании не действующим в части решения от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за использование находящихся на территории Ребрихинского района земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов", установил:
решением Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за использование находящихся на территории Ребрихинского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов" утверждены коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы.
Решение от ДД.ММ.ГГ *** опубликовано в периодическом издании "Знамя Труда" от ДД.ММ.ГГ, включено в регистр муниципальных правовых актов (л.д. 195-196,205, т. 1).
Решением от ДД.ММ.ГГ *** для земельных участков, занимаемых под объектами связи, коэффициент для расчета годовой арендной платы установлен в размере 10,55 (столбец 6 строки с 1 по 12, с 16 по 19, с 21 по 28, таблицы коэффициентов Приложения N 1, л.д. 148-149, т. 1).
Решение от ДД.ММ.ГГ *** опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов Ребрихинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ, включено в регистр муниципальных правовых актов (л.д. 205, т. 1).
Акционерное общество "П." (далее - АО "П.", Общество) является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами ***, предоставленных для размещения башен сотовой связи, на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГ ***, ДД.ММ.ГГ ***, ДД.ММ.ГГ ***, ДД.ММ.ГГ ***, ДД.ММ.ГГ *** и дополнительных соглашений к ним, заключенных с администрацией Ребрихинского района Алтайского края, арендная плата по которому исчисляется с применением коэффициента 10,55, установленного вышеуказанными решениями (л.д. 11об.-16, 94-124, т. 2).
АО "П." (с учетом уточнения требований) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за использование находящихся на территории Ребрихинского района земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***) в части коэффициента 10,55, установленного для расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории Ребрихинского района, государственная собственность на которые не разграничена для операторов сотовой связи.
В обоснование требований Общество ссылается на противоречие нормативного правового акта принципам определения арендной платы, закрепленным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", и на нарушение своих прав применением экономически необоснованного коэффициента.
Представитель административного истца Р.С.А. в судебное заседание не явился, о место и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, ранее участвовавший в судебных заседаниях путем использования системы видео-конференц-связи, поддерживал административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края и заинтересованного лица администрации Ребрихинского района Алтайского края Н.С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указал на соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта, пояснил, что оспариваемый коэффициент установлен по всем населённым пунктам Ребрихинского района. Административным истцом заключены договоры аренды в отношении земель, расположенных лишь в нескольких сельсоветах, признание недействующим коэффициента на всей территории района нарушит права муниципального образования на получение доходов от аренды в бюджет района. Полагал, что в случае удовлетворения требований, решение должно быть признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд, с учетом положений статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пунктов 1,3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
- Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
- органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Алтайского края порядок определения арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 2.2 указанного Положения (в редакции на дату принятия оспариваемого акта представительного органа местного самоуправления и внесения изменений в него) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы за полный год, руб.;
- общая площадь земельного участка, кв. м;
- удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Не урегулированные настоящим Положением отношения, связанные с определением размера арендной платы за использование земельных участков и установлением порядка, условий и сроков ее внесения, регулируются законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 Положения).
Оспариваемое решение в первоначальной редакции, а также в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***, приняты представительным органом местного самоуправления Ребрихинского района Алтайского края в пределах полномочий, предоставленных вышеуказанным постановлением Администрации Алтайского края, а также пунктом 6 статьи 25 Устава муниципального образования Ребрихинский район Алтайского края.
Требования Устава муниципального образования, Регламента Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края, утвержденного решениями Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и ДД.ММ.ГГ ***, к форме, порядку принятия и обнародования нормативного правового акта соблюдены. Решение от ДД.ММ.ГГ принято на сессии представительного органа местного самоуправления, на которой присутствовали 13 депутатов (из 19 избранных и установленной численности депутатов согласно Уставу 2015 года), из которых 13 депутатов проголосовали "за" принятие нормативного правового акта (л.д. 150-156, т. 1).
Решение от ДД.ММ.ГГ *** опубликовано в периодическом издании "Знамя Труда" от ДД.ММ.ГГ, решение от ДД.ММ.ГГ *** опубликовано в Сборнике муниципальных правовых актов Ребрихинского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ.
На дату разрешения административного дела в части оспариваемого коэффициента К решение от ДД.ММ.ГГ *** действует в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***.
Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГ *** "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое применяется в части основных принципов и к отношениям по определению арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от ДД.ММ.ГГ ***-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта об установлении ставок арендной платы, значений их коэффициентов должны проводиться, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика пояснил, что при принятии оспариваемого коэффициента требования постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** в части экономического обоснования не выполнены, экономическое обоснование на сессии депутатов было изложено устно.
Таким образом, установленный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент К в размере 10,55, используемый при расчете арендной платы за земельные участки под объектами связи не соответствует принципу экономической обоснованности, что свидетельствует о противоречии муниципального правового акта в оспариваемой части имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
На основании изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции до вынесения решения суда применялся, на его основе реализовывались права заинтересованных лиц, суд признает нормативный правовой акт не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в печатном издании органа местного самоуправления, каковым согласно статье 56 Устава муниципального образования Ребрихинский район Алтайского края, является газета "Знамя Труда".
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края, обладающего согласно части 8 статьи 21 Устава муниципального образования Ребрихинской район Алтайского края, правами юридического лица, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования акционерного общества "П." удовлетворить.
Признать решение Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за использование находящихся на территории Ребрихинского района земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов" в части коэффициента в размере 10,55, применяемого для расчета арендной платы в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "транспорт; связь; недропользования", недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Знамя Труда" Ребрихинского района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Ребрихинского районного Совета народных депутатов Алтайского края в пользу акционерного общества "П." судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 16 сентября 2021 г. N 3а-1039/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании