Решение Алтайского краевого суда от 21 декабря 2021 г. N 3а-1030/2021
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Х." к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании в части решения от 18 декабря 2020 года N 511 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Х." потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2021 год", установил:
общество с ограниченной ответственностью "Х." (далее - ООО "Х.", Общество, регулируемая организация) обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление по тарифам, орган регулирования, тарифный орган), требуя с учетом уточнения признать недействующим Приложение к решению от 18 декабря 2020 года N 511 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Х." потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2021 год". В обоснование административных исковых требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом произведена корректировка необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию потребителям Коротоякского, Новоильинского, Хабарского сельсоветов Алтайского края на 2021 год. Данного решение принято управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов без учета актуализированных схем теплоснабжения в части объемов полезного отпуска тепловой энергии, в должной мере не учтены расходы на приобретение угольного топлива, на прочие покупаемые энергетические ресурсы, на холодную воду и неподконтрольные расходы; неправильно применена корректировка необходимой валовой выручки по результатам 2019 года. Кроме того, Общество своевременно обратилось в уполномоченный орган с заявлением о корректировке тарифов с приложением обосновывающих материалов, однако дело об установлении тарифов открыто на основании результатов проверки финансовой деятельности (т. 1 л.д. 6-21, т. 2 л.д. 168-179).
В судебном заседании представители административного истца Я.М.М. и Н.М.А. поддержали административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, и в письменных (т. 2 л.д. 40-48, т. 3 л.д. 190-193, 205-207).
Представители административного ответчика Е.Н.В. и И.Л.А. в судебном заседании возражали против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административные исковые заявления и дополнительных письменных возражениях (т. 1 л.д. 137-149, т. 3 л.д. 97-134).
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились и об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетеля, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы административного дела и материалы тарифного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон о теплоснабжении) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу статей 1 и 2 Федерального закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Тарифы подлежат обязательному государственному регулированию. Регулируемыми видами деятельности являются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Федерального закона о теплоснабжении).
Постановлением Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также Правила регулирования цен (тарифов)).
Установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (пункта 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7 и пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона о теплоснабжении).
В соответствии с положением об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года N 695, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 Основ ценообразования, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 19 Основ ценообразования.
Как усматривается из материалов административного дела, 06 мая 2020 года в Управление по тарифам поступило заявление о корректировке долгосрочного тарифа на 2021 год на тепловую энергию, поставляемую ООО "Х.", методом индексации установленных тарифов (т. 2 л.д. 18-20).
Согласно пункту 12 регулирования цен (тарифов) открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования, в том числе в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилам
В соответствии с пунктом 4 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07 июня 2013 года N 163, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
Из представленных материалов усматривается, что затраты, заявленные Обществом на 2021 год, не соответствуют составу имущества и долгосрочным параметрам регулирования, согласованным в рамках реализации концессионного соглашения от 27 ноября 2018 года N 130-с, в связи с чем органом регулирования правомерно открыто дело о корректировке цен (тарифов) на 2021 года для ООО "Х." методом индексации установленных тарифов на основании результатов проверки хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) для Общества.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18 декабря 2020 года N 511 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Х." потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2021 год" (далее также Решение N 511) произведена корректировка необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию с изложением отдельных позиций приложения 2 к решению органа регулировании от 04 декабря 2018 года N 367 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Х." потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2018-2027 годы" согласно приложению к данному решению.
При этом приложением к Решения N 511 утверждены одноставочные тарифы на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, на период с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 2598,33 руб./Гкал), на период с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 2766,77 руб./Гкал; для населения на период с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 3118 руб./Гкал (с НДС), на период с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 3320,12 руб./Гкал (с НДС) (т. 2 л.д. 3-5).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным в соответствии с пунктом 4.7 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года N 695, на установление тарифов на тепловую энергию (мощность; при наличии необходимого кворума правления Тарифного органа, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядка опубликования, и по этим основаниям не оспаривается (т. 1 л.д. 156-250, т. 2 л.д. 6-17).
Проверив доводы сторон на предмет соответствия решения тарифного органа требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу, с учетом материалов тарифного дела и представленных в ходе рассмотрения дела доказательств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона о теплоснабжении тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат государственному регулированию.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона о теплоснабжении определено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии со следующими принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (п. 1); обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (п. 2); стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения (п. 4); обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов (п. 5).
Пунктами 3, 4 Основ ценообразования (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность).
Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов (пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона о теплоснабжении.
Согласно пункту 39 Правил регулирования цен (тарифов) решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования принимается в соответствии с пунктами 13-35 данных Правил.
В силу пункта 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания)
Пунктом 7 Методических указаний установлено, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
При этом расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения (пункт 8 Методических указаний).
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования (пункт 9 Методических указаний).
Исходя из представленных материалов, ООО "Х." являлось единой теплоснабжающей организацией для объектов, подключенных к системам централизованного отопления на территории Хабарского, Новоильинского, Коротоякского сельсоветов Хабарского района Алтайского края в соответствии с постановлением Администрации Хабарского района Алтайского края от 17 апреля 2018 года N 162-р.
Как следует из Результатов проверки хозяйственной деятельности ООО "Х." на 2021 года в рамках долгосрочного периода 2018-2027 года от 16 ноября 2020 года N 72-рп (далее - Результаты проверки хозяйственной деятельности, т. 1 л.д. 212-240), при корректировке тарифов на 2021 год в связи с отсутствием надлежащего обоснования снижения объема полезного отпуска тепловой энергии и несвоевременной актуализацией схемы теплоснабжения, Управлением по тарифам принят объем полезного отпуска тепловой энергии на уровне установленного в тарифе на 2020 года в размере 18,933 тыс. Гкал.
Вместе с тем, вопреки требованиям вышеприведенных нормативных актов, тарифным органом в должной мере не учтено, что постановлением Администрации Хабарского района от 03 ноября 2015 года N 562 "Об утверждении схемы теплоснабжения на территории Хабарского сельсовета" утверждена схема теплоснабжения Хабарского сельсовета, актуализированная постановлением Администрации Хабарского района от 10 апреля 2018 года N 146/1 на 2019 год.
Постановлением Администрации Хабарского района от 27 октября 2016 года N 468 "Об утверждении схемы теплоснабжения на территории Новоильинского сельсовета" утверждена схема теплоснабжения Новоильинского сельсовета, актуализированная постановлением Администрации Хабарского района от 29 августа 2019 года N 355.
Постановлением Администрации Хабарского района от 27 октября 2016 года N 466 "Об утверждении схемы теплоснабжения на территории Коротоякского сельсовета" утверждена схема теплоснабжения Коротоякского сельсовета", актуализированная постановлением Администрации Хабарского района от 29 августа 2019 года N 354.
Указанные схемы, опубликованные на официальном сайте администрации Хабарского района Алтайского края, содержат данные том, что величина полезного отпуска тепловой энергии составляет 16,743 тыс. Гкал (для Хабарского сельсовета 11,604 тыс. Гкал, для Новоильинского сельсовета 3,358 тыс. Гкал и для Коротоякского сельсовета 1,781 тыс. Гкал).
Кроме того, решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 декабря 2019 года N 572 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Х." потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2020 год" утверждены одноставочные тарифы на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 2380,26 руб./Гкал (без НДС), на период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 2598,33 руб./Гкал (без НДС); для населения на период с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 2856,31 руб./Гкал (с НДС), на период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 3 118 руб./Гкал (с НДС). При принятии данного решения тарифный орган установил, что в суммарном размере объем полезного отпуска на 2020 год составит 18,933 тыс. Гкал.
Однако вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 19 марта 2021 года по административному делу N 3а-5/2021 признано недействующим с даты принятия Приложение к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 декабря 2019 года N 572 " "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Х." потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2020 год". В судебном постановлении указал, что установление регулирующим органом объема полезного отпуска в размере 18,933 тыс. Гкал повлекло принятие не соответствующего действующему законодательству решения об установлении тарифов на тепловую энергию (т. 2 л.д. 136-167).
На основании изложенного, разрешая настоящий публичный спор, суд также констатирует неправильное определение Управлением по тарифам объема полезного отпуска, что привело принятие не соответствующего пункту 22 Основ ценообразования и пунктам 7-9,18 Методических указаний решения об установлении Обществу тарифов на тепловую энергию.
Необходимой валовой выручкой (далее также НВВ) признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).
Согласно пункту 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Расходы на приобретение энергетических ресурсов, в том числе затраты на топливо, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34-38 и 66 Основ ценообразования (пункт 61 Основ ценообразования).
В частности расходы на топливо рассчитываются как произведение нескольких величин, в частности плановой (расчетной) цены на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемой органом регулирования с использованием источников информации о ценах (тарифах) и расходах в порядке, предусмотренном пунктом 28 Основ ценообразования.
В обоснование заявленных расходов на топливо ООО "Х." представило договор поставки от 19 октября 2020 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Т.", по условиям которого Общество обязуется оплатить уголь марки ДР, калорийностью 5100 ккал/кг, по цене 2625 рублей за тонну (без НДС). Данный договор заключен по результатам протокола заседания закупочной комиссии по проведению конкурса в электронной форме закупки от 07 октября 2020 года.
Согласно Результатам проверки хозяйственной деятельности регулирующий орган самостоятельно рассчитал планируемые расходы на топливо в части приобретения угля в размере 2196,35 рублей за тонну с использованием официальной статистической информации, содержащейся в Единой межведомственной информационно-статистической системе, о фактической стоимости единицы топлива в 2016-2018 годах с учетом прогнозных индексов изменения цен на 2020-2021 годы.
В соответствии с письменными возражениям регулирующего органа, затраты на уголь рассчитаны им на основе пункта 30 Основ ценообразования.
Между тем при определении плановых (расчетных) значений цен и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28-31 Основ ценообразования (пункты 24, 32 Методических указаний).
В частности, последовательность использования источников информации о ценах (тарифах) при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) органом регулирования определена пунктом 28 Основ ценообразования.
Также как пунктом 29 Основ ценообразования установлена последовательность использования источников информации о ценах (тарифах) при определении обоснованности фактических значений расходов (цен).
При отсутствии данных, указанных в пункте 29 указанного документа, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли (пункт 30 Основ ценообразования).
Указанные источники информации упорядочены по приоритету применения в соответствии со степенью детальности процедур, обеспечивающих установление экономически обоснованных цен. Экономическая обоснованность цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов, обеспечивается проведением конкурсных процедур.
Таким образом, названные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.
В данном случае тарифным органом не обоснована невозможность применения цен, установленных в договоре Общества на поставку угля, заключенного по результатам проведения открытого конкурса. Сведений о том, что уполномоченным органом было установлено нарушение процедуры торгов, порядка заключения договора, в материалы дела не представлено.
Таким образом, избранный Управлением по тарифам способ расчета расходов на топливо не соответствует требованиям пунктов 28-31 Основ ценообразования, что привело к установлению экономически необоснованного тарифа.
Ссылки органа регулирования на превышение цены на уголь среднерыночных расценок в Алтайском крае и определение поставщика в отсутствие конкуренции не могут быть приняты во внимание, поскольку тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются в индивидуальном порядке в отношении конкретной организации, обосновывающей определенный размер затрат, решение об учете либо отклонении которых принимается на основе анализа ее хозяйственной деятельности и представленных документов. Кроме того, Федеральный закон от 18 июля 2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не содержит запрета на осуществление закупки у единственного поставщика.
Расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены (пункт 38 Основ ценообразования).
Вопреки доводам административного истца, при расчете скорректированной НВВ корректировка плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов осуществляется в случаях и в порядке предусмотренных пунктом 50 Методических указаний, то есть объемы используемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя корректируются при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 118 Методических указаний, в соответствии с указанным пунктом.
В случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период (расчетный период регулирования), то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы (расчетные периоды регулирования) включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования), с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации (пункт 118 Методических указаний)
Согласно форме статистической отчетности N 46-ТЭ, которая предоставляется в составе документов в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) при подаче заявки на установление тарифов на очередной период регулирования, фактический объем отпуска тепловой энергии ООО "Х." по показаниям приборов учета в 2019 году составил 53 процента.
Поскольку регулируемой организацией не представлено материалов, свидетельствующих о наличии оснований для корректировки плановых значений указанных расходов на 2021 год, Управление по тарифам правомерно приняло их на уровне объема, учтенного при установлении долгосрочных тарифов Общества на 2018-2027 годы в размере 755,55 тыс. Квтч, признав экономически обоснованными расходы на покупную электрическую энергию в размере 3842,48 тыс. руб.
Как указывалось выше, плановые (расчетные) значения расходов (цен) определяются органом регулирования на основе источников информации о ценах (тарифах) и расходах, в том числе на основе установленных на очередной период регулирования цен (тарифов) для соответствующей категории потребителей, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию (подпункт "а" пункта 28 Основ ценообразования).
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулированию подлежат: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на техническую воду, тариф на транспортировку воды, тариф на подвоз воды, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Исходя из письменных возражений Управления по тарифам, на 2021 год тарифы на холодную воду на территории Хабарского района Алтайского края органом регулирования не установлены, обоснование цены на холодную воду ООО "Х." не представлено, в связи с чем расходы на холодную воду при корректировке тарифа не учтены.
Подобный подход органа регулирования суд находит правильным, поскольку в силу пунктов 15, 16 Правил регулирования цен (тарифов) обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность.
Расчет предполагаемой цены на холодную воду, произведенный Обществом на основании решения Управления по тарифам Алтайского края от 10 августа 2016 года N 180 "О корректировке тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "К." потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2017 год", не может быть принят, так как данное решение утратило силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 25 декабря 2017 года N 756.
Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц общество с ограниченной ответственностью "К." прекратило деятельность 29 ноября 2017 года.
Суд также отмечает, что согласно разделу II Результатов проверки хозяйственной деятельности в составе неподконтрольных расходов в тарифе на 2020 год и в корректировке на 2021 года органом регулирования не учтены расходы по статье "амортизация основных средств и нематериальных активов".
Как следует из материалов тарифного дела, административным истцом для расчета амортизации основных средств были представлены реестр неподконтрольных расходов, договор от 19 октября 2019 года N 10 на поставку котла водогрейного, счет-фактура от 31 июля 2019 года N 20, оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 и 02.
Кроме того, по утверждению законного представителя ООО "Х." в адрес эксперта Управления по тарифам 18 ноября 2020 года направлены инвентарная карточка (ОС-6) и акт ввода в эксплуатацию (ОС-1).
В силу пункта 32 Правил регулирования цен (тарифов) протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает, в том числе основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), а также основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.
Вместе с тем, в нарушение требований пунктов 32 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) в протоколе заседания Правления тарифного органа от 18 декабря 2020 года N 52/5 отсутствуют выводы относительно экономической необоснованности заявленных административным истцом расходов на амортизацию основных средств, а также не указаны основания, по которым регулирующий орган не применил данные расходы при расчете тарифов (т. 1 л.д. 242-245).
Из пункта 43 Основ ценообразования, пункта 29 Методических указаний следует, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Пунктом 39 Методических указаний предусмотрено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с приложением 4.10 к названным методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.
В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н, учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств, открываемых на каждый инвентарный объект.
Таким образом, орган регулирования не принял заявленный административным истцом размер расходов по статье "расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов" без надлежащего экономического обоснования.
Вопреки доводам представителя административного ответчика в рассматриваемом случае тарифному органу при недостаточности обосновывающих документов следовало предложить Обществу представить необходимые материалы, чего сделано не было.
Проверяя доводы ООО "Х." о необоснованной корректировке необходимой валовой выручки по результатам 2019 года в размере 1155,88 тыс. руб., суд исходит из следующего.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях.
Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения (пункт 52 Методических указаний.
В пунктах 53 и 56 Методических указаний приведены формулы для расчета размера корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в i-м году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы; а также операционных расходов и расходов на приобретение энергетических ресурсов, определяемых на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, фактической суммарной экономии от снижения операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Согласно Результатам проверки хозяйственной деятельности, фактическая величина необходимой валовой выручки в 2019 года, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, составит 46868,48 тыс. руб. Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Х.", на 1 полугодие 2019 года установлены в размере 2212,83 руб./Гкал (без учета НДС) и на 2 полугодие 2019 года - 2380,26 руб./Гкал (без учета НДС). Фактический объем полезного отпуска за 2019 год составил 15,835 тыс. Гкал, выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности - 36057,30 тыс. руб. Следовательно, размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам 2019 года составляет 11558,79 тыс. руб.
В целях сглаживания роста тарифов на последующие периоды Управление по тарифам перераспределило размер данной корректировки с отнесением суммы в размере 10402,91 тыс. руб. на 2022-2027 годы долгосрочного периода регулирования.
Таким образом, корректировка НВВ проведена тарифным органом в соответствии с требованиями приведенных нормативных правовых актов, в связи с чем утверждение административного истца об обратном безосновательно.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет одного вида затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки.
С учетом того, что на 2021 год объем полезного отпуска и отдельные расходы определены административным ответчиком с нарушением действующего законодательства в сфере тарифного регулирования, административные исковые требования о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта в части подлежат удовлетворению, нормативный правовой акт следует признать недействующим в соответствующей части со дня его принятия, учитывая ограниченный срок действия оспариваемого нормативного правового акта.
С учётом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Х." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Приложение к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18 декабря 2020 года N 511 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Х." потребителям Хабарского района Алтайского края, на 2021 год".
Взыскать с управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пользу общества с ограниченной ответственностью "Х." судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 11 января 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 21 декабря 2021 г. N 3а-1030/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании