Решение Калининградского областного суда от 31 января 2022 г. N 3а-11/2022
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С.Н.Р. об оспаривании нормативного акта Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", установил:
С.Н.Р. обратился в суд с административным иском, указав, что на основании решения Светлогорского городского суда Калининградской области от 22 июня 2011 года, определения Светлогорского городского суда Калининградской области от 02 марта 2012 года, а также договора дарения от 06 июля 2020 года является собственником 1411/10000 доли в праве на незавершенный строительством многоквартирный жилом дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, степень готовности дома составляет 20%. Одновременно он является участником долевого строительства указанного многоквартирного жилого дома. Этот объект расположен на земельном участке с кадастровым номером N общей площадью 1242 кв. м. На основании решения Светлогорского городского суда Калининградской области от 04 декабря 2020 года по делу N 2-980/2020 между Администрацией МО "Светлогорский городской округ" и ним был заключен договор аренды земельного участка N 05/03-2021 от 24 марта 2021 года с кадастровым номером N общей площадью 1242 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> В настоящее время он намерен достроить указанный дом. При подготовке разрешительной документации им был получен градостроительный план земельного участка РФ-39-2-18-0-00-2021-1221/П от 04 мая 2021 года, согласно которому земельный участок частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий: зона запрещения жилищного строительства (по материалам ГП) - 521 кв. м; санитарно-защитная зона - 521 кв. м, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского поселения "Город Светлогорск", утвержденными решением городского совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94. Кроме того, земельный участок N отнесен к территориальной зоне "Ж1.2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами", не предусматривающей размещение объектов малоэтажной многоквартирной застройки. Согласно ответам на его обращения в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, генеральным планом муниципального образования "Светлогорский городской округ" данный земельный участок отнесен к функциональной зоне "Зона застройки малоэтажными жилыми домами". Решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск". Приказом Агентства N 51 от 04 февраля 2020 года подготовлен проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Светлогорский городской округ", согласно которому в отношении спорного земельного участка отображена верная функциональная зона "Зона застройки малоэтажными жилыми домами" и отсутствуют спорные ограничения "зона запрещения жилищного строительства" и "санитарно-защитная зона". До настоящего времени указанный проект не утвержден. Таким образом, подготавливая проект новых Правил, уполномоченный орган признает несоответствие и недействительность ранее ошибочно установленной территориальной зоны "зона застройки ИЖД" и ограничений "зона запрещения жилищного строительства", "санитарно-защитная зона". Из ГПЗУ не следует, какими именно правоустанавливающими документами зафиксированы санитарно-защитная зона и зона запрещения жилищного строительства. Зона запрещения жилищного строительства и санитарно-защитная зона, а также санитарно-эпидемиологическое заключение и решение уполномоченного органа об установлении границ и режима зон в ГПЗУ не зафиксирован. Отображение в Правилах землепользования и застройки МО "Городское поселение Город Светлогорск" санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства, а также зоны застройки ИЖД, утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы. Правила землепользования и застройки МО "Городское поселение Город Светлогорск" приняты уполномоченным на дату их принятия органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ, официально опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не оспариваются. Правила землепользования и застройки городского поселения "Город Светлогорск" не могут противоречить Генеральному плану этого муниципального образования, определяющему, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий. Отображение в оспариваемых Правилах землепользования и застройки городского поселения "Город Светлогорск" санитарно-защитная зона и зона запрещения жилищного строительства, не утвержденных в установленном порядке, противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, поскольку отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом. Согласно пункту 25 Правил установления санитарно-защитных зон санитарно-защитная зона, зона запрещения жилищного строительства и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. При принятии Правил землепользования и застройки в 2012 году законодателями не было учтено фактическое использование территории, расположение на ней недостроенного многоквартирного жилого дома, поставленного на кадастровый учет в 2011 году. При определении границ территориальных зон и их параметров должно было быть учтено наличие объекта незавершенного строительства на участке территории кадастрового квартала N, поскольку и арендатор указанного земельного участка, и участники долевого строительства, и сособственники недостроя вправе в соответствии с приведенными выше нормами законодательства на его использование в соответствии с зарегистрированным в ЕГРН разрешенным использованием земельного участка. Нарушение прав административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами является производным от тех ограничений, которые устанавливаются в связи с нахождением земельного участка с кадастровым номером N в границах санитарно-защитной зоны и зоны запрещения жилищного строительства, поскольку именно установление режима зоны с особыми условиями использования территории регламентирует использование земельного участка, в том числе использование его для строительства многоквартирного жилого дома. Указанные ограничения противоречат существующему контуру зарегистрированного объекта незавершенного строительства - место допустимого расположения здания на земельном участке фактически меньше объекта недостроя. Просит признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления судебного решения в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", утвержденные решением городского совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94, в части установления санитарно-защитной зоны площадью 521 кв. м, зоны запрещения жилищного строительства в пределах земельного участка N, расположенного по адресу: <адрес> а также отнесения этого земельного участка к территориальной зоне "Ж1.2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами".
Представитель административного истца С.Н.Р. С.Е.С. поддержала заявленные административные исковые требования по изложенным выше основаниям и пояснила, что фактически участвующие в деле представители публичных образований не отрицают необходимости приведения градостроительного регламента Светлогорского городского округа в соответствие с его действующим генеральным планом. Отображение на карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки в границах земельного участка N санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства произведено незаконно, поскольку такие зоны уполномоченным органом не устанавливались. Зона запрещения жилищного строительства действующим законодательством не предусмотрена. Оспариваемые зоны с особыми условиями использования территории,
Административный ответчик Правительство Калининградской области надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, его представитель в судебное заседание не явился. Согласно письменному отзыву, относительно заявленных административных требований возражает. Оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в установленном порядке. В соответствии с материалами по обоснованию генерального плана санитарно-защитная зона отображена в отношении территорий производственных и коммунально-складских предприятий, в том числе, в отношении земельного участка N, в границах которого расположена центральная котельная. Отображение в Правилах зон с особыми условиями использования территорий является мерой по защите территории муниципального образования от возникновения негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не противоречит положениям ГрК РФ. Согласно ранее действовавшему Генеральному плану городского поселения "Город Светлогорск", утв. решением городского Совета депутатов от 27 сентября 2011 года N 55, в отношении земельного участка N была установлена функциональная зона "застройка индивидуальными жилыми домами коттеджного типа". В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", утвержденные решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94, земельный участок N находится в территориальной зоне "зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1.2)". Таким образом, на момент утверждения оспариваемых Правил территориальное зонирование соответствовало функциональному назначению участка. В последующем Постановлением Правительства Калининградской области Калининградской области от 11 февраля 2020 года N 59 утвержден генеральный план МО "Светлогорский городской округ", в соответствии с которым этот земельный участок отнесен к функциональной зоне "зона застройки малоэтажными жилыми домами". В настоящее время готовится проект Правил землепользования и застройки МО "Светлогорский городской округ" с учетом положений действующего генерального плана этого муниципального образования и сведениями ЕГРН. Административный истец является соарендатором земельного участка N вид разрешенного использования которого - строительство и дальнейшая эксплуатация многоквартирного блокированного жилого дома. Этот вид разрешенного использования не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412. Градостроительным регламентом вид разрешенного использования "блокированная жилая застройка" включен в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В границах земельного участка N находится объект незавершенного строительства со степенью готовности 20%, проектируемое назначение - жилое (21-квартирный дом галерейного типа, незавершенный строительством), площадь - 465,9 кв. м. Разрешительная документация на строительство этого объекта в настоящее время отсутствует. Его назначение - многоквартирный или блокированный жилой дом - не определено. В настоящее время в Светлогорском городском суде Калининградской области рассматривается исковое заявление администрации МО "Светлогорский городской округ" о признании объекта, расположенного на земельном участке N, самовольной постройкой, и его сносе.
Представитель заинтересованного лица Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области И.В.С. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что отображение на Карте зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства прав и законных интересов С.Н.Р. не нарушает.
Представитель заинтересованного лица администрации МО "Светлогорский городской округ" Щ.М.А. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснил, что рядом с земельным участком КН39:17:010025:50 находится котельная, от которой прежним генеральным планом была установлена санитарно-защитная зона.
Заинтересованное лицо филиал ОАО "РЖД" Калининградская железная дорога, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило, об отложении дела не ходатайствовало. Согласно письменным пояснениям, земельный участок с кадастровым номерам N, расположенный по адресу <адрес>, не имеет общих границ с территорией полосы отвода железной дороги. Калининградская железная дорога не располагает сведениями и документами об установлении санитарно-защитной зоны с объектом строительства на вышеуказанном земельном участке с N.
Заинтересованные лица ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО15, ФИО14, ФИО16, ФИО3, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили.
Заинтересованное лицо Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило, об отложении дела не ходатайствовало.
Заслушав представителя административного истца, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора о необходимости удовлетворить административные исковые требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", утв. решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94 в части отнесения к территориальной зоне к территориальной зоне "Ж1.2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами" земельного участка N и установления в отношении него санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В частности, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Светлогорский городской округ - муниципальное образование, образованное в соответствии с Законом Калининградской области от 30 марта 2018 года N 156 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Светлогорский муниципальный район", и организации местного самоуправления на объединенной территории".
Постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года N 59 утвержден Генеральный план МО "Светлогорский городской округ".
Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск" утверждены решением городского Совета депутатов от 22 декабря 2012 года N 94 и опубликованы в периодическом печатном издании "Официальный вестник еженедельника Светлогорского района "Вестник Светлогорска" N 6 (352) 21 февраля - 27 февраля 2013 года. Последние изменения в указанные Правила внесены Постановлением Правительства Калининградской области N 458 от 2 августа 2021 года.
Установлено, что С.Н.Р. является собственником 1411/10000 доли в праве на незавершенный строительством объект площадью 465,9 кв. м, расположенный по адресу <адрес> кадастровый N, степень готовности составляет 20%, наименование объекта - 21 квартирный жилой дом галерейного типа, незавершенный строительством, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Указанный объект недвижимого имущества N располагается в границах земельного участка N общей площадью 1242 кв. м, разрешенное использование - строительство и дальнейшая эксплуатация многоквартирного блокированного жилого дома, для многоквартирной застройки.
Данный земельный участок находится в аренде у С.Н.Р. на основании договора аренды земельного участка N 05/03-2021 от 24 марта 2021 года, заключенного с Администрацией МО "Светлогорский городской округ".
В соответствии с Картой существующих функциональных зон, являющейся частью генерального плана МО "Светлогорский городской округ", утв. Постановлением Правительства Калининградской области N 59 от 11 февраля 2020 года (в редакции Постановлением Правительства Калининградской области N 541 от 3 августа 2020 года), земельный участок N находится в функциональной зоне - зона застройки малоэтажными жилыми домами (сущ.).
Согласно ранее действовавшему генеральному плану МО городское поселение "Город Светлогорск", утв. решением городского Совета депутатов МО "Город Светлогорск" N 55 от 27 сентября 2011 года, земельный участок N относился к функциональной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа (сущ.).
Как следует из Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", утвержденных решением городского Совета депутатов от 22 декабря 2012 года N 94 (в действующей редакции), земельный участок N находится в территориальной зоне Ж1.2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, которая предполагает следующие основные виды разрешенного использования земельных участков, относящиеся к строительству или размещению жилых объектов: индивидуальные жилые дома 1-3 надземных этажа (включая мансардный) с земельными участками/142.2.1.1; блокированные жилые дома 1-3 надземных этажа (включая мансардный) с земельными участками/142.1.2.1.
Из изложенного следует, что действующим градостроительным регламентом размещение многоквартирных жилых домов в границах земельного участка N не предусмотрено.
Следовательно, Правила землепользования и застройки МО "Городское поселение "Город Светлогорск", утвержденные решением городского Совета депутатов МО "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94, противоречат Генеральному плану МО "Светлогорский городской округ", утвержденному Постановлением Правительства Калининградской области N 59 от 11 февраля 2020 года, в части отнесения к территориальной зоне Ж1.2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами земельного участка N.
Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Таким образом, Правила землепользования и застройки МО "Городское поселение "Город Светлогорск", утвержденные решением городского Совета депутатов МО "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94 в указанной части противоречат нормативному акту, имеющему большую юридическую силу - Генеральному плану МО "Светлогорский городской округ", утвержденному Постановлением Правительства Калининградской области N 59 от 11 февраля 2020 года и ГрК РФ, что является основанием для их отмены в указанной части.
Относительно довода Правительства Калининградской области о неопределенности наименования (назначения) неоконченного строительством объекта необходимо учесть следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ к жилым домам блокированной застройки относятся жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять.
В силу п. 6 Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. В то же время, жилым домом многоквартирным, согласно "Методическому пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004" (утв. Госстроем России), признается жилой дом, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы.
Поскольку количество квартир в объекте более 10, представляется невозможным отнесение его к жилым домам блокированной застройки, а не к многоквартирным домам.
При таких условиях нахождение земельного участка N в территориальной зоне, не предусматривающей строительство многоквартирных домов, препятствует окончанию строительства объекта N. Отсутствие разрешительной документации на строительство не свидетельствует об отсутствии нарушений прав административного истца как собственника этого объекта, поскольку несоответствие градостроительного регламента функциональному зонированию территории и виду разрешенного использования земельного участка является в настоящее время одной из причин, препятствующих ее оформлению.
Согласно Карте зон с особыми условиями использования территории, являющейся частью Правил землепользования и застройки МО "Городское поселение "Город Светлогорск", земельный участок N расположен в границах зон с особыми условиями использования территории - санитарно-защитной зоне и зона запрещения жилищного строительства.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, помимо иных, санитарно-защитные зоны (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
В статье 105 ЗК РФ приведен перечень видов зон с особыми условиями использования территории. К таковым, в частности, относятся санитарно-защитная зона (п. 18). Зона запрещения жилищного строительства ст. 105 ЗК РФ не предусмотрена.
В соответствии с ч. 10 ст. 26 Федерального закона 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
В силу п. 1 ч. 8 ст. 26 Федерального закона 03.08.2018 N 342-ФЗ до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с названной нормой Правительством Российской Федерации Постановлением от 03.03.2018 N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Требования, предъявляемые к санитарно-защитным зонам, порядок их установления определен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом положения названных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В отношении линейных объектов, к которым относятся железнодорожные пути, предусмотрены санитарные разрывы (п. 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом понятие санитарного разрыва не является идентичным понятию охранной зоны, к которой относятся территории, прилегающие с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Какая-либо документация об установлении санитарно-защитной зоны в границах земельного участка N участвующими в деле лицами, в том числе уполномоченными на учет, утверждение границ таких зон, представлена не была. В санитарно-защитную зону от центральной котельной, расположенной в границах планировочной структуры <адрес>, обозначенную на Карте зон с особыми условиями использования территории, относящуюся к материалам по обоснованию генерального плана МО "Светлогорский городской округ", утв. постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года N 59, земельный участок N не входит.
Из отзыва филиала ОАО "РЖД" Калининградская железная дорога следует, что земельный участок N, расположенный по адресу <адрес>, не имеет общих границ с территорией полосы отвода железной дороги. Калининградская железная дорога не располагает сведениями и документами об установлении санитарно-защитной зоны в границах этого земельного участка.
Вопросы установления размера и границ санитарно-защитной зоны, санитарного разрыва не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления; отображению же в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства.
В этой связи Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск" в части установления санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства в пределах земельного участка N также подлежат отмене.
Защита прав и законных интересов С.Н.Р. как арендатора земельного участка N может быть обеспечена лишь признанием недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки МО "Городское поселение "Город Светлогорск", утвержденных решением городского Совета депутатов МО "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94, в части отнесения к территориальной зоне "Ж1.2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами" земельного участка N и установления в его пределах зоны запрещения жилищного строительства.
Нормативный акт подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суд в законную силу, так как он применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление С.Н.Р. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", утвержденные решением городского Совета депутатов муниципального образования "Город Светлогорск" от 22 декабря 2012 года N 94 (в редакции, действующей на момент вынесения решения суда) в части:
- отнесения к территориальной зоне к территориальной зоне "Ж1.2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами" земельного участка N;
- установления санитарно-защитной зоны, зоны запрещения жилищного строительства в пределах земельного участка N.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования "Светлогорский городской округ".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 31 января 2022 г. N 3а-11/2022
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании