Решение Калининградского областного суда от 8 августа 2022 г. N 3а-142/2022
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Т." к Правительству Калининградской области об оспаривании генерального плана муниципального образования "Янтарный городской округ", утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2021 года N 370, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне "Зона лесов" и его исключения из границ населенных пунктов, установил:
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2021 года N 370 утвержден генеральный план муниципального образования "Янтарный городской округ", который размещен на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru 1 июля 2021 года и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
ООО "К." и ООО "Т." обратились в суд соответственно 26 апреля 2022 года и 17 июня 2022 года с самостоятельными административными исками к Правительству Калининградской области об оспаривании указанного генерального плана в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне "Зона лесов" и его исключения из границ населенных пунктов.
Административный исковые требования обоснованы тем, что на основании договора на передачу в аренду городских земель от 6 мая 2002 года, соглашений от 3 июня 2003 года и от 25 апреля 2007 года о передаче прав и обязанностей по договору, заключенных на срок с 6 мая 2002 года по 6 мая 2051 года, земельный участок с кадастровым номером N из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - под проектирование и строительство многоквартирного шестиэтажного жилого дома со встроенными гаражами, площадь - 7500 кв. м, местоположение: <адрес>, принадлежал на праве аренды с 27 июня 2007 года ООО "К.", которое по соглашению от 30 марта 2022 года, зарегистрированному в установленном порядке 8 апреля 2022 года, передало права и обязанности арендатора земельного участка ООО "Т.".
Со времени образования в 2002 году указанного земельного участка его территория была включена в состав земель поселений (населенных пунктов) и предназначена для размещения объектов капитального строительства.
Так, генеральным планом городского округа, утвержденным решением окружного совета депутатов от 6 декабря 2012 года N 13, данная территория не исключалась из границ населенных пунктов и была отнесена к функциональной зоне жилой застройки.
Действующими до настоящего времени правилами землепользования и застройки, утвержденными решением окружного совета депутатов от 25 декабря 2012 года N 26, земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне "Зона застройки среднеэтажными жилыми домами" (индекс Ж-3).
Однако постановлением Правительства Калининградской области утвержден генеральный план муниципального образования "Янтарного городского округа" в новой редакции, при этом земельный участок с кадастровым номером N исключен из границ населенных пунктов по основанию его отнесения к землям лесного фонда и в этой связи рассматриваемая территория отнесена к функциональной зоне "Зона лесов".
Как указывали административные истцы, такое градостроительное решение не основано на законе, поскольку, как стало известно на стадии публичных слушаний по проекту генерального плана, образованный до 1 января 2016 года из состава земель поселений (населенных пунктов) земельный участок с кадастровым номером N включен согласно Лесному плану Калининградской области, утвержденному Указом Губернатора Калининградской области от 29 декабря 2018 года N 218, в 93 квартал Светлогорского участкового лесничества Калининградского лесничества без учета положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", после чего во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-3022/2021 Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области исключены из Государственного лесного реестра сведения об отнесении данного земельного участка к землям государственного лесного фонда.
Кроме того, по мнению административных истцов, генеральный план муниципального образования в оспариваемой части не отвечает закрепленным в статье 2, части 1 статьи 9 ГрК РФ целям обеспечения устойчивого развития территорий и нарушает баланс частных и публичных интересов без объективных к тому оснований, в том числе, в отсутствие значимых общественных и иных публичных интересов.
Определением от 20 июня 2022 года дела по административным искам ООО "К." и ООО "Т." об одном предмете соединены в одно производство.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство градостроительной политики Калининградской области и Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Представитель ООО "К." и ООО "Т." - Т.А.Г. заявила ходатайство о прекращении производства по делу в части требований ООО "К." в связи с переходом права аренды земельного участка к ООО "Т.", при этом заявленные ООО "Т." административные исковые требования поддержала, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель Правительства Калининградской области и Министерства градостроительной политики Калининградской области - И.В.С., не возражая против прекращения производства по делу в части административных исковых требований ООО "К.", просила в административном иске ООО "Т." отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 2 л.д. 16-25).
Представитель Рослехоза направил письменные пояснения по делу, суть которых сводится к тому, что на стадии согласования проекта генерального плана выявлено пересечение земель лесного фонда с землями населенных пунктов в части территории выдела 6 квартал 93 Светлогорского участкового лесничества Калининградского лесничества и такое пересечение не устранено до настоящего времени, а генеральный план в оспариваемой редакции не согласован Рослесхозом в установленном порядке (т. 2 л.д. 135-137).
Определением от 8 августа 2022 года прекращено производство по делу в части административных исковых требований ООО "К.".
Выслушав объяснения представителей сторон и Министерства градостроительной политики Калининградской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Законом Калининградской области от 7 июня 2004 года N 402 муниципальное образование "Поселок Янтарный" наделен статусом городского округа, в состав городского округа включены поселок городского типа Янтарный, поселки Покровское и Синявино.
В последующем статус муниципального образования "Янтарный городской округ" не изменялся.
Частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
1 января 2017 года вступил в силу Закон Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", которым полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы, утверждению правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесению изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
Статьей 2 названного Закона предусмотрены переходные положения, согласно которым документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, разработка которых была начата до вступления в силу настоящего Закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Решениями окружного совета депутатов муниципального образования "Янтарный городской округ" от 6 декабря 2012 года N 13 и от 25 декабря 2012 года N 26 утверждены соответственно генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа.
Проект генерального плана муниципального образования "Янтарный городской округ" в новой редакции подготовлен на основании приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 17 декабря 2019 года N 473, то есть после вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19.
В соответствии с положениями статей 9, 25 ГрК РФ в целях согласования 17 июля 2020 года проект генерального плана был размещен в ФГИС ТП (карточка согласования проекта NN), уведомления о доступе к проекту генерального плана и документов по его обоснованию были направлены 17 июля 2020 года Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в Минэкономразвития России, уполномоченные органы исполнительной власти Калининградской области и главам муниципальных образований (т. 1 л.д. 232-237).
22 июля 2020 года Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области направлен в администрацию городского округа проект генерального плана для организации и проведения публичных слушаний.
Решением окружного совета депутатов от 4 августа 2020 года N 49 проведение публичных слушаний назначено на 8 сентября 2020 года, данное решение официально опубликовано в газете "Наш Янтарный" 7 августа 2020 года (т. 1 л.д. 225-228).
Согласно протоколу от 8 сентября 2020 года в публичных слушаниях принял участие, помимо иных лиц, представитель ООО "К.", высказавшийся против отнесения земельного участка с кадастровым номером N к землям лесного фонда (т. 1 л.д. 221-223).
Из заключения от 8 сентября 2020 года о результатах публичных слушаний следует, что предложение ООО "К." о недопустимости отнесения данного земельного участка к землям лесного фонда было поддержано организатором публичных слушаний с учетом наличия права долгосрочной (49 лет) аренды на данный земельный участок, предназначенный для строительства жилых домов (т. 1 л.д. 218-220).
Заключение о результатах публичных слушаний официально опубликовано в газете "Наш Янтарный" 25 сентября 2020 года (т. 1 л.д. 214-216).
В процессе согласования проекта генерального плана получены заключения о несогласии с проектом от Министерства обороны России, Рослесхоза и Минприроды России, при этом в заключении Рослесхоза от 30 июля 2020 года N АВ-03-31/14521 указано, что проектом генерального плана не предусмотрено увеличение площади земель населенных пунктов за счет участков земель лесного фонда, однако ФГБУ "Рослесинфорг" проведено графическое наложение материалов лесоустройства на границы населенных пунктов городского округа и выявлено, что земли лесного фонда пересекаются с землями населенных пунктов на площади 12,4 га, в том числе поселок городского типа Янтарный - 8,4 га, пос. Покровское - 2,5 га и пос. Синявино - 1,5 га (т. 1 л.д. 185-188).
Замечания Минобороны России, Минприроды России и Рослесхоза не были урегулированы на согласительном совещании по урегулированию разногласий по замечаниям федеральных органов исполнительной власти на проекты документов территориального планирования муниципальных образования в Минэкономразвития России от 19 октября 2020 года N 10-Д27 (т. 1 л.д. 200-205).
Согласно Сводному заключению Минэкономразвития России от 21 октября 2021 года N 34725-ОТ/Д27и проект генерального плана муниципального образования "Янтарный городской округ" не согласован ввиду получения заключений о несогласии с проектом от Министерства обороны России, Рослесхоза и Минприроды России (т. 1 л.д. 198-199).
В соответствии с частью 9 статьи 25 ГрК РФ в целях урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки Минэкономразвития России сводного заключения от 21 октября 2020 года N 34725-ОТ/Д27 о несогласии с проектом генерального плана приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 27 октября 2020 года N 455 создана согласительная комиссия.
В дальнейшем проект генерального плана был откорректирован, в связи с чем 26 ноября 2020 года Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области доработанный проект направлен в администрацию городского округа откорректированный проект генерального плана для организации и проведения публичных слушаний.
Решением окружного совета депутатов от 22 декабря 2020 года проведение публичных слушаний назначено на 26 января 2021 года, данное решение официально опубликовано в газете "Наш Янтарный" 7 августа 2020 года (т. 1 л.д. 225-228).
Согласно протоколу от 26 января 2021 года в публичных слушаниях вновь принял участие представитель ООО "К.", высказавшийся против отнесения земельного участка с кадастровым номером N к землям лесного фонда (т. 1 л.д. 166-168).
Из заключения от 26 января 2021 года о результатах публичных слушаний следует, что предложение ООО "К." о недопустимости отнесения данного земельного участка к землям лесного фонда было одобрено организатором публичных слушаний с учетом наличия права долгосрочной (49 лет) аренды на данный земельный участок, предназначенный для строительства жилых домов (т. 1 л.д. 162-164).
Заключение о результатах публичных слушаний официально опубликовано в газете "Наш Янтарный" 19 февраля 2021 года (т. 1 л.д. 159-161).
Принимая во внимание, что высказанные в ходе публичных слушаний или общественных обсуждений мнения и предложения правообладателей в силу частей 11, 18, 21 статьи 5.1 ГрК РФ подлежат рассмотрению организатором публичных слушаний или общественных обсуждений с включением в протокол публичных слушаний либо общественных обсуждений и соответствующее заключение по итогам проведения публичных слушаний и общественных обсуждений и сами по себе не являются безусловным основанием для изменения проекта документа территориального планирования (часть 12 статьи 25 ГрК РФ), суд приходит к выводу о том, что в данном случае процедура проведения публичных слушаний не нарушена.
Как следует из материалов дела, доработанные материалы проекта генерального плана также были размещены в ФГИС ТП и рассмотрены уполномоченными федеральными органами.
При этом Рослесхоз в письме от 11 декабря 2020 года N АВ-03-27/24820 вновь указал на несогласование проекта генерального плана по основанию выявленного пересечения границ земель лесного фонда с землями населенных пунктов на площади 0,1 га в выделе 6 квартала 93 Светлогорского участкового лесничества Калининградского лесничества, указав при этом координаты местоположения пересечения границ земель лесного фонда с землями населенных пунктов в поселке городского типа Янтарный (т. 1 л.д. 182-184).
Из протокола согласительной комиссии от 18 декабря 2020 года следует, что, по мнению согласительной комиссии, замечания Рослесхоза устранены в полном объеме, проект рекомендовано представить на утверждение (т. 1 л.д. 189-193).
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2021 года N 370 утвержден генеральный план муниципального образования "Янтарный городской округ", данное постановление подписано Губернатором Калининградской области, который исполняет полномочия председателя Правительства Калининградской области, и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 1 июля 2021 года, вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
Таким образом, оспариваемый в части генеральный план принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы нормативного правового акта, порядка официального опубликования и введения в действие.
По основаниям нарушения процедуры принятия генеральный план не оспаривается.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что ООО "Т." принадлежит на праве долгосрочной аренды земельный участок с кадастровым номером N, который генеральным планом исключен из границ населенных пунктов и отнесен к функциональной зоне "Зона лесов", у ООО "Т." как правообладателя указанного участка имеется законное право на обращение в суд с настоящим административным иском.
Проверив в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 КАС РФ соответствие генерального плана в оспариваемой части нормативным правовым актам, обладающем большей юридической силой, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пунктам 1, 3, 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
При этом положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, помимо прочего, параметры функциональных зон (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а на указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются, в частности, границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон (пункты 2, 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
Из содержания статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался о том, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановление от 22 апреля 2014 года N 12-П, Постановление от 28 марта 2017 года N 10-П; определения от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 6 октября 2015 года N 2317-О, от 25 февраля 2016 года N 242-О, от 23 июля 2020 года N 1653-О, от 17 декабря 2020 года N 2861-О, от 25 марта 2021 года N 583-О, от 20 июля 2021 года N 1536-О и др).
По настоящему делу установлено, что на основании постановления администрации муниципального образования "Поселок Янтарный" от 13 марта 2002 года N 74 был предоставлен по договору аренды, заключенному на срок с 6 мая 2002 года по 6 мая 2051 года, земельный участок площадью 0,75 га, расположенный в <адрес> на площадке, свободной от застройки, из состава земель поселений, в целях размещения и организации базы туризма и отдыха, с правом строительства зданий, сооружений, коттеджей (т. 1 л.д. 11-16).
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 3 февраля 2003 года, регистрационная запись N 39-01/02-26/2003-020.
По соглашению от 25 апреля 2007 года права и обязанности по указанному договору аренды переданы ООО "К." (т. 1 л.д. 21-22).
25 апреля 2008 года между администрацией муниципального образования и ООО "К." заключено соглашение, по условиям которого указанный участок предоставлен под проектирование и строительство многоквартирного шестиэтажного жилого дома со строенными гаражами (т. 1 л.д. 23).
9 апреля 2007 года в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером N из состава земель населенных пунктов, а в последующем - сведения об установленном виде разрешенного использования - под проектирование и строительство многоквартирного шестиэтажного жилого дома со строенными гаражами, что подтверждено выпиской из ЕГРН (т. 2 л.д. 32-35).
В период предоставления данного участка на территории муниципального образования действовал генеральный план пос. Янтарный, утвержденный постановлением Главы администрации (Губернатора) Калининградской области от 6 декабря 1996 года N 881 "Об утверждении генерального плана пос. Янтарный".
ОГКУ "Государственный архив Калининградской области" предоставил по запросу Министерства градостроительной политики Калининградской области названное постановление с отметками о согласовании генерального плана, справкой управления архитектуры и градостроительства администрации области и заключением комитета по земельным ресурсам и землеустройству Калининградской области о согласовании проекта генерального плана, при этом отмечено на необходимость разработки границ населенных пунктов в порядке, определенном приказом Госстроя России от 22 декабря 1993 года N 18-58; иные приложения к названному решению (в частности, графическая часть генерального плана) в государственном архиве отсутствуют (т. 2 л.д. 82-86).
Представитель Правительства Калининградской области и Министерства градостроительной политики Калининградской области в судебном заседании указал на отсутствие генерального плана в редакции 1996 года в распоряжении уполномоченных органов власти Калининградской области.
В дальнейшем решением окружного совета депутатов муниципального образования "Янтарный городской округ" от 6 декабря 2012 года N 13 был утвержден генеральный план городского округа, который действовал до вступления в силу 12 июля 2021 года оспариваемого в части генерального плана, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2021 года N 370.
Генеральным планом городского округа 2012 года земельный участок с кадастровым номером N не включен в перечень участков, подлежащих исключению из границ населенных пунктов либо включению в границы населенных пунктов и был отнесена к функциональной зоне "Зона многоквартирных жилых домов малой и средней этажности" (т. 1 л.д. 82).
Соответственно установленному функциональному зонированию рассматриваемая территория отнесена правилами землепользования и застройки, утвержденными решением окружного совета депутатов от 25 декабря 2012 года N 26, к территориальной зоне "Зона застройки среднеэтажными жилыми домами" (индекс Ж-3), о чем имеется соответствующее указание в выданном ООО "К." градостроительном плане земельного участка от 13 апреля 2020 года, в котором земельный участок практически в полном объеме, за исключением минимальных отступов от красных линий в 3 м, отображен как место допустимого размещения зданий, строений, сооружений (т. 1 л.д. 24-31).
Генеральным планом, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2021 года N 370, земельный участок с кадастровым номером N исключен из границ населенного пункта и отнесен к функциональной зоне "Зона лесов" (т. 1 л.д. 81).
В соответствии с пунктом 41 положения о территориальном планировании в составе генерального плана функциональная зона "Зона лесов" предназначена для размещения земель государственного лесного фонда.
На основании пункта 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Одновременно пунктом 8.1 части 8 этой же статьи предусмотрено, что материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы лесничеств.
В текстовой части материалов по обоснованию генерального плана муниципального образования "Янтарный городской округ" содержатся указание о том, что земельный участок с кадастровым номером N как относящихся к землям лесного фонда подлежит исключению из границ населенного пункта с отнесением к землям лесного фонда (т. 1 л.д. 151-152).
При этом в нарушение пункта 8.1 части 8 статьи 23 ГрК РФ в материалах по обоснованию генерального плана отсутствует карта границ лесничеств.
В то же время, на основании части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Полномочия по принятию решений об установлении и изменении границ лесничеств, расположенных, помимо прочего, на землях лесного фонда и землях населенных пунктов, а также осуществление государственной инвентаризации лесов и ведение государственного лесного реестра отнесены согласно статье 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, помимо прочих государственных полномочий, следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений:
- разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов;
- ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации (согласно Федеральному закону от 4 февраля 2021 года N 3-ФЗ - до 1 января 2023 года);
- проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса, то есть за исключением проектирования лесничеств и эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов (согласно Федеральному закону от 4 февраля 2021 года N 3-ФЗ - до 1 января 2022 года).
Из подпунктов 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, следует, что федеральным органом, уполномоченным на рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а также на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции, является Рослесхоз, наделенный соответствующими полномочиями до настоящего времени.
Судом установлено, что на стадии проведения согласования проекта генерального плана Рослесхоз располагал материалами лесоустройства Калининградской области 2002 года.
Выполненные по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области материалы лесоустройства 2017 года, которые предполагали значительное изменение площади и границ лесничеств, были направлены Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области в ФГБУ "Рослесинфорг" только в 2021 году и, соответственно, не учитывались Рослесхозом и Минприроды России на стадии согласования проекта генерального плана муниципального образования "Янтарный городской округ".
Из предоставленных Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области оригиналов планшетов Светлогорского участкового лесничества Калининградского лесничества видно, что по материалам лесоустройства 2002 года 93 квартал Светлогорского участкового лесничества состоял из 15 выделов (N 1-15), а материалами лесоустройства 2017 года предусмотрено включение в 93 квартал Светлогорского участкового лесничества других земель, образующих выделы N 16-25.
При этом, исходя из местоположения земельного участка с кадастровым номером N, его территория не была включена в границы 93 квартала Светлогорского участкового лесничества по материалам лесоустройства 2002 года.
В дальнейшем по материалам лесоустройства 2017 года предполагалось включение рассматриваемой территории в границы 22 выдела (в незначительной части) и в основном - в границы 23 выдела 93 квартала Светлогорского участкового лесничества.
На основании материалов лесоустройства 2017 года, которые не были в разумные сроки направлены в Рослесхоз либо подведомственное ему ФГБУ "Рослесинфорг" для решения вопроса об изменении границ лесничеств, в том числе Светлогорского участкового лесничества Калининградского лесничества, Указом Губернатора Калининградской области от 29 декабря 2018 года N 218 утвержден Лесной план Калининградской области, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
В Лесном плане Калининградской области в таблице 5 приводятся сведения о распределении площади лесов, расположенных на землях лесного фонда, в таблице 6 - лесов, расположенных на землях населенных пунктов.
При этом, несмотря на то, что муниципальное образование было наделено статусом городского округа в 2004 году, в таблице 5 "Сведения о распределении лесов, расположенных на землях лесного фонда" отсутствует указание на наличие лесов на землях лесного фонда на территории муниципального образования "Янтарный городской округ" по состоянию на 1 января 2009 года, а имеются сведения о наличии таких лесов по состоянию на 1 января 2018 года.
В таблице 6 "Сведения о распределении площади лесов, расположенных на землях населенных пунктов" вообще отсутствует указание на наличие лесов на землях населенных пунктов на территории муниципального образования "Янтарный городской округ".
При наличии в Лесном плане Калининградской области таких сведений относительно наличия лесов на землях лесного фонда и землях населенных пунктов в границах муниципального образования "Янтарный городской округ" в ситуации, когда материалы лесоустройства 2017 года не были направлены в уполномоченные федеральные органы и, следовательно, не принималось решения об изменении границ лесничеств на основании этих материалов лесоустройства, Лесной план Калининградской области 2018 года сам по себе не является безусловным основанием для исключения земельного участка с кадастровым номером N из границ населенных пунктов.
Кроме того, на основании материалов лесоустройства 2017 года в государственный лесной реестр (далее - ГЛР) внесены сведения об отнесении данной территории к землям лесного фонда с установлением категории защитных лесов - леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).
На основании пункта 3 части 1 статьи 114 Лесного кодекса РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся, помимо прочих, леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).
Из приведенной нормы следует, что само по себе отнесение определенного земельного участка к категории защитных лесов не является безусловным основанием для исключения соответствующего земельного участка из границ населенных пунктов при том, что защитные леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий, включая земли населенных пунктов.
Коме того, на землях, указанных в части 2 статьи 23 Лесного кодекса РФ, на которых расположены леса, в силу статьей 67, 67.1 Лесного кодекса РФ проводится лесоустройство в соответствии с правилами, установленными Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122, которой предписано, в частности, установить динамику состояния лесов и местоположение границ земель, на которых расположены леса, а также таксационные показатели лесных насаждений в городских лесах, лесах, расположенных в лесопарковых зонах, лесах, расположенных в зеленых зонах, в зависимости от типа ландшафта, рекреационной оценки, эстетической оценки, стадии рекреационной дигрессии и т.д., после чего при необходимости осуществить проектирование мероприятий по формированию лесов лесопаркового типа и их благоустройству.
Каких-либо достоверных данных о проведении мероприятий, предусмотренных Лесоустроительной инструкцией, в целях выявления действительного наличия на рассматриваемой территории защитных лесов, определения категории и назначения лесов (при наличии), административным ответчиком не представлено.
Указание в ГЛР об основаниях отнесения рассматриваемой территории к защитным лесам на лесистость территории, исходя из Лесоустроительной инструкции, явно недостаточно (т. 1 л.д. 92).
Более того, из представленного Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области таксационного описания видно, что отдельные кварталы, дополнительно по материалам лесоустройства 2017 года включенные в выдел 93 квартала Светлогорского участкового лесничества, представляет собой территорию с зелеными насаждениями (либо без таковых), ценность которых применительно к лесному законодательству не установлена.
Например, выделы 18, 19 и 21 площадью соответственно 0,9 га, 0,3 га и 0,3 га представляют собой пустыри при отсутствии сведений о наличии леса применительно к положениям статьи 23 Лесного кодекса РФ и Лесоустроительной инстанции.
В отношении защитных лесов, расположенных в выделе 23 квартала 93, таксационное описание имеет указание на наличие на площади выдела 0,8 га выявленных 10 берез толщиной ствола 20 см (т. 1 л.д. 93-94).
В любом случае на стадии разработки и согласования проекта генерального плана надлежало учесть нормы вступившего в силу 11 августа 2017 года Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Названным Федеральным законом статья 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" изложена в новой редакции, при этом в силу части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу части 6 этой же статьи положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
На основании части 12 названной статьи земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Принимая во внимание, что с 2002 года земельный участок с кадастровым номером N отнесен к землям поселений (населенных пунктов), право долгосрочной аренды на такой участок возникло до 1 января 2016 года, при этом ни образование земельного участка, ни зарегистрированное в ЕГРН право аренды не оспорено в установленном порядке, принадлежность такого земельного участка к категории земель населенных пунктов обусловлена прямым указанием приведенных положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ независимо от того, что на основании материалов лесоустройства 2017 года в ГЛР внесены сведения об отнесении данной территории к защитным лесам.
Суд также учитывает и то обстоятельство, что на стадии согласования проекта генерального плана муниципального образования "Янтарный городской округ" Рослесхоз, давая заключение о несогласовании проекта, предоставил перечень лесных кварталов (выделов), включенных в территорию проектируемых границ населенных пунктов по материалам лесоустройства 2022 года, а именно: выдел 6 квартала 93 Светлогорского участкового лесничества, площадь пересечения - 0,1 га, а также координаты местоположения пересечения границ земель лесного фонда с границей населенного пункта (т. 1 л.д. 182-184).
Из сопоставления материалов лесоустройства 2002 и 2017 годов видно, что выдел 6 расположен на значительном удалении от выдела 23, при этом выдел 23 по материалам лесоустройства 2002 года, как указано выше, в 93 квартале по материалам лесоустройства 2002 года вообще отсутствует.
После ознакомления с проектом генерального плана ООО "К." обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером N к землям лесного фонда.
Из предоставленных арбитражным судом материалов (т. 1 л.д. 113-146) видно, что к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Рослесхоз, который указал, что применительно к территории земельного участка с кадастровым номером N не установлено пересечение земель населенных пунктов с землями лесного фонда, сославшись в обоснование своей позиции на выполненное филиалом "Рослесинфорг" картографическое наложение материалов лесоустройства земель лесного фонда на границы спорного участка и дополнительно представив фрагмент планшета по материалам лесоустройства 2002 года, в котором обозначено пересечение земель лесного фонда с землями населенных пунктов только в части выдела 6 квартала 93 Светлогорского участкового лесничества (т. 1 л.д. 141-146).
Кроме того, ООО "К." представило заключение кадастрового инженера по результатам сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером N и границ контура, указанного в заключении Рослесхоза о несогласовании проекта генерального плана.
Согласно заключению кадастрового инженера земельный участок с кадастровым номером N расположен в кадастровом квартале N, а контур пересечения границ земель лесного фонда и границ населенных пунктов - в кадастровом квартале N на расстоянии свыше 700 метров от границы земельного участка с кадастровым номером N (т. 1 л.д. 133-140).
Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-3022/2021 от 5 июля 2022 года Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области обязано привести в соответствие сведения Государственного лесного реестра по сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером N, исключив из Государственного лесного реестра сведения об отнесении указанного земельного участка к землям государственного лесного фонда.
Данное решение вступило в законную силу и исполнено.
При этом из выписок из государственного лесного реестра, представленных Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области следует, что в порядке исполнения указанного решения исключены из государственного лесного реестра сведения о расположении земельного участка с кадастровым номером N частично в выделе 22 (0,127 га) и частично - в выделе 23 (0,518 га) квартала 93 Светлогорского участкового лесничества (т. 1 л.д. 84-91).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности доводов Правительства и Министерства градостроительной политики Калининградской области о правомерном исключении земельного участка с кадастровым номером N из границ населенных пунктов и отнесении к функциональной зоне "Зона лесов".
С учетом фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что генеральный план городского округа в оспариваемой части не может быть признан
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
На основании пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные ООО "Т." административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "Т." удовлетворить.
Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу генеральный план муниципального образования "Янтарный городской округ", утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2021 года N 370, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне "Зона лесов" и исключения указанного земельного участка из границ населенных пунктов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 8 августа 2022 г. N 3а-142/2022
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании