Решение Калининградского областного суда от 15 августа 2022 г. N 3а-152/2022
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "С.Л." об оспаривании нормативных актов Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 в части, установил:
ООО "С.Л." обратилось с административными исками в суд, указав, что Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, 27 декабря 2021 года N 199 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 г.г. соответственно. Пунктом 967 на 2021 год, пунктом 3711 на 2022 год включен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества - нежилое помещение N КН N площадью 199,7 кв. м, расположенное на цокольном этаже многоквартирного дома с N по адресу: <адрес>. Однако, данное здание не обладает перечисленными в ст. 378.2 НК РФ признаками объекта, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а именно ни его наименование, ни назначение, ни разрешенное использование земельного участка, на котором оно расположено, не позволяет отнести его к торговым, деловым центрам. Включение в Перечень объекта по критерию его фактического использования возможно только на основании акта его обследования, однако, такой документ отсутствует. Полагает включение в Перечень на 2021, 2020 год объекта КН N необоснованным, так как он не отвечает критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ. Просит признать недействующими п. 967 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, п. 3711 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "С.Л." Б.Е.С. заявленные административные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям. Представленный административным ответчиком технический паспорт не является актуальным, в настоящее время спорный объект имеет наименование "нежилое помещение". Обследование с целью определения его фактического использования не проводилось.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. административные исковые требования не признала и пояснила, что, согласно данным из открытых источников, в 2021-2022 г.г. нежилое помещение КН N используется как офис. На это указывает технический паспорт от 2003 года, в котором наименование объекта указано как "офис", технические характеристики помещения с тех пор не изменились. Кроме того, из рекламы, размещенной в сети Интернет следует, что в помещении N оказываются юридические услуги, что подтверждается обращениями граждан. Согласно письменному отзыву, Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" в подпункте 1 пункта 3 статьи 1.1. установлено, что при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади в отношении одного объекта недвижимого имущества по выбору налогоплательщика при условии, что объект недвижимого имущества и помещения в нем не переданы в пользование третьим лицам. С учетом изложенного ООО "С.Л." вправе воспользоваться налоговой льготой по налогу на имущество организаций за 2021 год и за 2022 год соответственно, что подтверждается письмом УФНС России по Калининградской области от 30.06.2022 N N Согласно постановлению Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения" Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. На объекте площадью с кадастровым номером N, принадлежащего ООО "С.Л." на праве собственности, располагается коммерческая организация, оказывающая юридические услуги (ОКВЭД: 69.10 - деятельность в области права). Исходя из данных открытых источников (обращение гражданина Ф.В.А. от 16.10.2020, выписки из ЕГРН, ЕГРЮЛ, сайты Интернета (например, <данные изъяты> Министерство правомерно включило в Перечень 2021 и 2022 годов спорный объект.
Представители заинтересованного лица Правительства Калининградской области в судебное заседание не прибыли, ходатайств не заявляли.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "С.Л." является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
Судом установлено, что ООО "С.Л." является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания N, площадью 199,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, пом. N, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Нежилое помещение N включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, п. 967 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, п. 3711 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 соответственно на 2021, 2022 г.г.
Согласно позиции административного ответчика, нежилое помещение N включено в Перечни на 2021-2022 г.г. в связи с тем, что в нем осуществляет деятельность коммерческая организация, оказывающая юридические услуги, то есть помещение фактически используется как офис, что подтверждается данными из открытых источников, в частности, обращением гражданина Ф.В.А. от 16 октября 2020 года, сведений о деятельности ООО "С.Л." в сети Интернет.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Суд приходит к выводу о том, Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного нежилого помещения условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечни, не представлено.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330 (ред. от 22.02.2019) "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения" налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении следующих объектов нежилого фонда: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес> имеет назначение и наименование "нежилое помещение", расположено в здании с кадастровым номером N, назначение здания: "многоквартирный дом".
Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под существующее здание".
В документах технического учета (инвентаризации) не содержится сведений, которые бы позволяли отнести принадлежащее административному истцу помещение к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Из экспликации помещения, содержащейся в техническом паспорте жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, изготовленного ФГУП "Р." Филиал по Калининградской области N 1 по состоянию на 25 мая 2006 года, указанное помещение имеет назначение - нежилое, из экспликации к плану помещения усматривается, что данное помещение состоит из отдельных помещений, имеющих следующие назначения: основное, вспомогательное, коридор, что также не позволяет сделать однозначный вывод об их офисном назначении.
Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка N, ни назначение нежилого помещения N не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением правительства Калининградской области от 1 июля 2016 года N 330 установлен порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок). Уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определено министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области.
В соответствии с п. 10 Порядка уполномоченный орган осуществляет формирование перечня объектов нежилого фонда, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 Порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда документы, предусмотренные пунктом 11 Порядка.
В случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 Порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (пункт 13 Порядка).
Таким образом, Порядком предусмотрено, что определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании информации о назначении объектов, о видах разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются объекты, а также результатов осмотра объектов.
Поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, ни разрешенное использование, ни назначение помещения согласно документам не позволяло отнести его к категории объектов, подлежащих включению в Перечень, фактическое использование его могло быть установлено только в результате обследования.
Однако, такое обследование в 2020-2021 г.г., то есть накануне издания оспариваемых нормативных актов, уполномоченным органом власти не проводилось.
Вопреки позиции Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, реклама об оказании юридических услуг в помещении N, а также заявления об этом граждан, основанием для отнесения его к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являться не может. Технический паспорт от 26 февраля 2003 года является неактуальным в связи с оформлением нового технического паспорта от 25 мая 2006 года, в котором помещение N указано как "нежилое", без отнесения к офисным помещениям.
Таким образом, основания для включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021, 2022 г.г., нежилого помещения КН NN, отсутствовали.
В этой связи нормативные акты п. 967 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, п. 3711 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и подлежат отмене.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций за налоговые периоды 2021-2022 г.г. и признание оспариваемых норм с момента вынесения вступления в законную силу настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня их принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования ООО "С.Л." удовлетворить.
Признать недействующими с даты принятия:
- п. 967 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177,
- п. 3711 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 15 августа 2022 г. N 3а-152/2022
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании