В целях реализации абзаца девятого пункта 1 статьи 93.3, пункта 2.1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 31, ст. 3823; 2021, N 27, ст. 5056), постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований" (Собрание законодательства Российской Федерации 2020, N 9, ст. 1206; 2021, N 37, ст. 6528), постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 31, ст. 5902) приказываю:
1. Утвердить Временный порядок организации работы при осуществлении Федеральным казначейством государственного финансового контроля за использованием бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - Временный порядок) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 11 января 2022 года.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства Э.А. Исаева.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального казначейства
от 10 января 2022 г. N 1
Временный порядок организации работы при осуществлении Федеральным казначейством государственного финансового контроля за использованием бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов
I. Общие положения
1.1. Настоящий Временный порядок организации работы при осуществлении Федеральным казначейством государственного финансового контроля за использованием бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - Порядок, бюджетные кредиты), устанавливает временные правила внутренней организации работы Федерального казначейства при осуществлении контроля за использованием бюджетных кредитов.
Целью разработки настоящего Порядка является реализация подпункта "д" пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 2 мая 2021 г. N Пр-753, абзаца девятого пункта 1 статьи 93.3, пункта 2.1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 31, ст. 3823; 2021, N 27, ст. 5056), постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований" (Собрание законодательства Российской Федерации 2020, N 9, ст. 1206; 2021, N 37, ст. 6528), постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 31, ст. 5902).
1.2. В целях осуществления контроля Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства направляет предложения в центральный аппарат Федерального казначейства в части обеспечения:
создания и ведения реестра бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - Реестр бюджетных кредитов);
оценки реализуемости целей инфраструктурного проекта в установленные сроки;
оценки финансовой эффективности и целесообразности инвестиций с учетом востребованности проекта;
оценки результативности предоставления бюджетного кредита по итогам реализации инфраструктурных проектов;
оценки рисков невозврата кредита и влияния проекта на финансовое состояние субъекта Российской Федерации.
1.3. Контроль за бюджетными кредитами осуществляется с учетом следующих этапов:
контроль и анализ использования бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
выявление рисков, признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, а также отклонений от контрольных точек, установленных в рамках соглашения, заключенного между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем седьмым пункта 8 Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190 (далее - Правила использования бюджетных кредитов);
оценка использования бюджетных кредитов;
осуществление контрольных мероприятий.
1.4. Контроль за бюджетными кредитами в рамках настоящего Порядка осуществляется для выявления и минимизации следующих рисков:
неэффективного, нецелевого, неправомерного использования бюджетных средств;
недостижения запланированных показателей;
неисполнения/ненадлежащего исполнения государственного контракта, завышения цен, срыва сроков исполнения обязательств;
иных рисков при использовании бюджетных кредитов.
1.5. Инструментами и источниками информации (сведений) в целях осуществления контроля являются:
отчеты в Министерство финансов Российской Федерации о направлении средств бюджетного кредита согласно абзацу десятому пункта 8 Правил использования бюджетных кредитов;
данные государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - Электронный бюджет);
данные Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС);
официальные сайты федеральных органов исполнительной власти, региональные информационные системы, общероссийские официальные сайты Российской Федерации и справочно-информационные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 6 Правил использования бюджетных кредитов;
информация (сведения), формируемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках соглашений, заключенных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем седьмым пункта 8 Правил использования бюджетных кредитов;
информация (сведения) об объекте контроля, находящаяся в распоряжении участников контроля и участников межведомственного взаимодействия, содержащая, в том числе признаки возможных нарушений;
сведения о результатах санкционирования операций, связанных с реализацией инфраструктурных проектов (выписки из лицевого счета, уведомления, содержащие информацию, позволяющую идентифицировать распоряжение, не принятое к исполнению, а также содержащее дату и причину отказа), внутреннего государственного финансового контроля;
информация о результатах казначейского сопровождения (причины отказа в осуществлении операций по результатам проверки документов);
иные источники информации (сведений), в том числе обращения организаций и граждан.
1.6. Реестр бюджетных кредитов формируется и ведется Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства в электронном виде.
1.7. Управление развития информационных систем обеспечивает создание и техническую поддержку ведения Реестра бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в соответствии с порядком создания (развития) информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство, после доведения лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.
1.8. Управление информационной инфраструктурой обеспечивает эксплуатацию функционала по ведению Реестра бюджетных кредитов в соответствии с порядком, предусмотренным приказом Федерального казначейства от 28 сентября 2018 г. N 294 "Об утверждении Регламента ввода в эксплуатацию и эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе".
II. Термины и определения
2.1. В настоящем Порядке используются термины, определения и сокращения, которые применяются в бюджетном законодательстве Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2.2. В настоящем Порядке применяются следующие термины, определения и сокращения:
2.2.1. Контроль за использованием средств бюджетных кредитов - сбор и анализ информации о предмете и деятельности объекта контроля на системной и регулярной основе, в том числе непрерывный сбор и анализ данных Электронного бюджета, ЕИС, Автоматизированной системы Федерального казначейства (далее - АСФК), государственных информационных систем, владельцем, оператором или пользователем которых является объект контроля, также сбор и анализ данных информационных систем, владельцем и (или) оператором которых являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также организации, являющиеся владельцами и (или) операторами информационных систем (далее - информационные системы), об отображаемых в указанных системах операциях и действиях объектов контроля по использованию бюджетных кредитов, в целях недопущения нарушений в финансово-бюджетной сфере.
2.2.2. ЦАФК - центральный аппарат Федерального казначейства.
2.2.3. МКРУ ФК - Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства.
2.2.4. ТОФК - управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
2.2.5. Предмет контроля - соблюдение условий предоставления и использования бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, условий соглашений об их предоставлении, условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются указанные бюджетные кредиты, подлежащие использованию по направлениям, указанным в пункте 3 Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1189 (далее - Порядок отбора инфраструктурных проектов) (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 31, ст. 5901).
2.2.6. Соглашение - соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении бюджетного кредита.
2.2.7. Контрольные точки - устанавливаемые в рамках соглашения, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем седьмым пункта 8 Правил использования бюджетных кредитов, ключевые моменты (события), а также переход на новый этап (стадию) инфраструктурного проекта (мероприятия), источником финансового обеспечения которого является бюджетный кредит.
2.2.8. Участники контроля:
а) структурные подразделения ЦАФК:
- Контрольно-аналитическое управление в финансово-бюджетной сфере;
- Контрольно-ревизионное управление в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования;
- Контрольно-ревизионное управление в сфере развития экономики;
- Контрольно-ревизионное управление в сфере институтов развития и государственных активов;
- Контрольно-ревизионное управление в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности, судебной системе и оборонном комплексе;
б) МКРУ ФК, ТОФК.
2.2.9. Чек-лист является приложением N 1 к Порядку и содержит информацию в целях осуществления контроля, указанного в пункте 1.3. Порядка, для выявления и минимизации рисков, указанных в пункте 1.4. настоящего Порядка.
2.2.10. Инфраструктурный бюджетный комитет (далее - ИБК) - рабочая группа, создаваемая в ТОФК на основании приказа ТОФК и ответственная за исполнение Порядка в пределах компетенции.
Функции по руководству ИБК возлагаются на заместителя руководителя ТОФК, курирующего деятельность по контролю в финансово-бюджетной сфере, либо на руководителя ТОФК.
В состав ИБК входят начальники (либо лица, их замещающие) контрольно-ревизионных отделов, Организационно-аналитического отдела, Отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов, Отдела казначейского сопровождения, Отдела ведения федеральных реестров, Отдела функционирования контрактной системы (либо иных структурных подразделений, выполняющих функции указанных отделов) и других структурных подразделений ТОФК по решению руководителя ТОФК.
2.2.11. Ответственный секретарь ИБК - назначенный приказом ТОФК сотрудник Организационно-аналитического или Контрольно-ревизионного отдела ТОФК.
При отсутствии в структуре ТОФК Организационно-аналитического или Контрольно-ревизионного отделов, ответственный секретарь ИБК назначается из представителей структурного подразделения по решению руководителя ТОФК.
2.2.12. Инфраструктурный бюджетный штаб (далее - ИБШ) - координационный орган, создаваемый в МКРУ ФК на основании приказа МКРУ, возглавляемый руководителем (заместителем руководителя) МКРУ ФК.
2.2.13. Аналитический код бюджетного кредита - девятизначный цифровой код, формируемый ИБШ в соответствии порядком, установленным Минфином России.
ИБШ также формирует трехзначный цифровой код инфраструктурного проекта и четырехзначный цифровой код мероприятия инфраструктурного проекта на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусмотренного пунктом 6 Правил использования бюджетных кредитов.
2.2.14. Идентификатор - формируемый Отделом казначейского сопровождения (либо иными структурными подразделениями, выполняющими функции указанных отделов) двадцатипятизначный цифровой код государственного (муниципального) контракта, партнерского соглашения, договора (соглашения), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты.
III. Контроль и анализ использования бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов
3.1. При поступлении информации из Министерства финансов Российской Федерации о заключении соглашения о предоставлении бюджетного кредита и опубликовании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего детализированный перечень мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурного проекта, ИБШ формирует аналитический код бюджетного кредита, код инфраструктурного проекта и код мероприятия инфраструктурного проекта, указанные в пункте 2.2.13 Порядка, и вносит данные (общую информацию) по каждому бюджетному кредиту с детализацией по каждому инфраструктурному проекту (мероприятию) в Реестр бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Отдел казначейского сопровождения (либо иные структурные подразделения, выполняющие функции указанных отделов) формируют идентификатор, указанный в пункте 2.2.14 Порядка, с учетом присвоенных ИБШ кодов инфраструктурного проекта и мероприятий, входящих в состав инфраструктурного проекта.
3.2. ИБК осуществляет мониторинг информации о реализации инфраструктурных проектов в соответствии с инструментами и источниками информации (сведений), указанными в пункте 1.5 Порядка.
3.3. ИБК по соответствующему субъекту Российской Федерации заполняет чек-лист, указанный в пункте 2.2.9 Порядка.
3.4. ИБК в целях мониторинга и контроля реализации инфраструктурных проектов, в том числе обеспечения исполнения абзаца шестого пункта 8 Правил использования бюджетных кредитов, формирует Отчет об использовании средств бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, который является приложением N 2 к настоящему Порядку.
3.5. ИБК ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет посредством автоматизированной системы документооборота LanDocs в ИБШ чек-лист, указанный в пункте 3.3 Порядка и Отчет об использовании средств бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, указанный в пункте 3.4 Порядка.
IV. Выявление рисков, отклонений от контрольных точек и признаков нарушений законодательства Российской Федерации
4.1. Контроль осуществляется по направлениям, определенным разделом 3 Порядка отбора инфраструктурных проектов.
4.2. ИБК осуществляет мониторинг достижения контрольных точек, установленных в рамках соглашения, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем седьмым пункта 8 Правил использования бюджетных кредитов.
4.3. ИБШ выявляет риски, признаки нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и отклонения при достижении контрольных точек, а также по результатам анализа соответствующих отчетов, предоставляемых согласно абзацу десятому пункта 8 Правил использования бюджетных кредитов (по мере необходимости).
4.4. ИБШ не позднее десяти рабочих дней после окончания квартала предоставляет информацию в ЦАФК о ходе реализации инфраструктурных проектов.
4.5. ИБШ может дополнительно запрашивать у ИБК информацию (сведения), необходимые для осуществления контроля, указанного в пункте 1.2 Порядка.
4.6. В случае выявления (установления) признаков нарушения законодательства Российской Федерации, а также выявления риска неисполнения соглашения о предоставлении бюджетного кредита и/или нереализации инфраструктурного проекта, а также рисков, указанных в настоящем Порядке, ИБК не позднее двух рабочих дней направляет информацию о признаках нарушений и/или о выявленных рисках в ИБШ.
4.7. В случае признания ИБШ риска неисполнения соглашения о предоставлении бюджетного кредита и/или нереализации инфраструктурного проекта или признака нарушений ИБК осуществляет дополнительный анализ данных и сведений по расходам на инфраструктурные проекты согласно чек-листу.
4.8. В случае выявления (установления) признаков нарушения законодательства Российской Федерации, а также выявления (признания) риска неисполнения соглашения о предоставлении бюджетного кредита и/или нереализации инфраструктурного проекта или иных рисков, указанных в настоящем Порядке, ИБШ в течение двух рабочих дней формирует и направляет в ЦАФК предложения о применении мер реагирования:
проведение контрольного мероприятия;
направление информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры;
направление информации в Правительство Российской Федерации (президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации);
иные меры реагирования в пределах компетенции, в том числе осуществление анализа проектно-сметной документации на предмет достоверности сметной стоимости объектов с привлечением специалистов Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России".
4.9. ЦАФК по результатам рассмотрения предложений о мерах реагирования, в том числе направляет соответствующие поручения в МКРУ ФК, ТОФК.
V. Оценка использования бюджетных кредитов
5.1. Контрольно-ревизионное управление ЦАФК осуществляет оценку реализуемости целей инфраструктурного проекта по мере необходимости.
5.2. Контрольно-ревизионное управление ЦАФК на основании результатов оценки реализуемости целей инфраструктурного проекта осуществляет оценку рисков реализации проекта.
5.3. Контрольно-ревизионное управление ЦАФК на основании результатов оценок, проведенных на основании пункта 5.2 Порядка, осуществляет оценку эффективности и целесообразности инвестиций с учетом востребованности инфраструктурного проекта по мере необходимости.
5.4. Результаты оценки ежегодно в срок до 1 июня года, следующего за отчетным, направляются в Правительство Российской Федерации (президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации), в Минфин России, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) и иным заинтересованным организациям по мере необходимости.
Приложение N 1 к Временному порядку
организации работы при осуществлении Федеральным
казначейством государственного финансового контроля
за использованием бюджетных кредитов, полученных
из федерального бюджета на финансовое обеспечение
реализации инфраструктурных проектов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального казначейства от 10 января 2022 г. N 1 "Об утверждении Временного порядка организации работы при осуществлении Федеральным казначейством государственного финансового контроля за использованием бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов"
Вступает в силу с 11 января 2022 г.
Опубликование:
-