Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МЧС Республики Крым
от 21 октября 2022 года N 180-осн
Методические рекомендации по организации деятельности спасательных служб на территории Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Приказами МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований", от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне", от 14.11.2007 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", Законом Республики Крым от 30.10.2017 N 425-ЗРК/2017 "О гражданской обороне Республики Крым", Указом Главы Республики Крым от 21.07.2014 N 157-У "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Республике Крым", распоряжением Главы Республики Крым от 30.03.2015 N 84-рг "О спасательных службах", постановлением Совета министров республики Крым от 29.03.2022 N 176 "Об утверждении Положения о силах гражданской обороны Республики Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым" и определяют организацию руководства и основы функционирования спасательных служб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа МЧС России N 687 следует читать как "от 14 ноября 2008 г. "
1.2. Основные понятия, применяемые в настоящих Методических рекомендациях.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - ГО);
мероприятия по ГО - организационные и специальные действия, осуществляемые в области ГО в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
силы ГО - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования;
организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, организация, обеспечивающая выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне, - организация, осуществляющая деятельность в области гражданской обороны в интересах федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, подведомственная соответственно одному из указанных органов либо осуществляющая такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики;
спасательная служба - совокупность органов управления, сил и средств ГО, предназначенных для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
аварийно-спасательное формирование (далее - АСФ) - самостоятельные или входящие в состав спасательных служб структуры, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием и снаряжением;
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее - НФГО) - формирования, создаваемые организациями, в том числе входящими в состав спасательных служб, из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС;
нештатные аварийно-спасательные формирования - самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций;
неотложные работы при ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
1.3. Решение о создании спасательных служб принимают руководители ГО на региональном, местном и объектовом уровне. По решению руководителей ГО соответствующего уровня могут создаваться следующие спасательные службы: газоснабжения, защиты животных и растений, защиты культурных ценностей, инженерно-транспортная (автотранспортная, инженерная), коммунально-техническая, медицинская, оповещения и связи, снабжения горюче-смазочными материалами, торговли и потребительских ресурсов, убежищ и укрытий, энергоснабжения и другие службы. Вид и количество спасательных служб определяются в зависимости от характера и объема выполняемых задач в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения Республики Крым, планами гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований (далее - Планами ГО и защиты населения), планами ГО организаций, с учетом наличия соответствующей базы для их создания.
1.4. Распоряжения и указания руководителей спасательных служб по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями.
1.5. В состав спасательных служб входят органы управления, НФГО, АСФ и другие (штатные и нештатные) формирования, обеспечивающие решение стоящих перед спасательными службами задач.
1.6. Указания и инструкции органов управления в области ГО на соответствующем уровне обязательны для выполнения всеми руководителями спасательных служб.
1.7. Координацию деятельности и готовности спасательных служб осуществляют соответствующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области ГО (далее - органы ГО).
1.8. Организационная структура, состав и численность НФГО, АСФ и других формирований спасательных служб определяются органами (организациями), их создающими.
1.9. Спасательные службы являются составной частью сил ГО.
2. Задачи спасательных служб
2.1. Задачи, структура организация и повседневная деятельность спасательных служб определяются положениями о соответствующих службах, планами ГО и защиты населения, планами ГО организаций.
2.2. Общими задачами спасательных служб являются:
- выполнение мероприятий ГО в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в Республике Крым (Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании и организации) и профилем службы;
- создание и подготовка органов управления и формирований службы к выполнению мероприятий ГО;
- подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий ГО;
- управление подчиненными силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения АСДНР;
- организация и поддержание взаимодействия с органами управления ГО других служб, подразделениями Государственной противопожарной службы, спасательными воинскими формированиями МЧС России, привлекаемыми для выполнения задач на соответствующей территории;
- руководство рассредоточением сил и средств службы, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых созданы спасательные службы;
- учет сил и средств, входящих в состав спасательной службы и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;
- защита личного состава, техники и имущества спасательной службы от поражающих факторов современных средств поражения при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
2.3. В соответствии с профилем профессиональной деятельности на спасательные службы могут возлагаться задачи по обеспечению мероприятий ГО:
1) газоснабжения:
- подготовка и осуществление мероприятий по устойчивому функционированию объектов и систем газоснабжения в условиях военного времени и в ЧС;
- проведение аварийно-восстановительных работ на сооружениях и сетях газоснабжения;
2) защиты животных и растений:
- обеспечение устойчивости работы сельскохозяйственного производства в военное время и в условиях ЧС путем проведения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды и кормов;
- осуществление ветеринарной, фитопатологической разведки, ветеринарной обработки, лечение пораженных животных, обеззараживание посевов, пастбищ, продукции животноводства и растениеводства;
- срочное захоронение трупов животных;
3) защиты культурных ценностей:
- организация и проведение мероприятий, направленных на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры в мирное и военное время;
- заблаговременная подготовка эвакуации культурных ценностей в безопасные районы, организация накопления запасов тары, упаковочного материала, обеспечение подготовки баз хранения в безопасных районах, осуществление мер по повышению устойчивости зданий и сооружений объектов культуры;
4) инженерно-транспортная:
- создание запасов строительных материалов;
- инженерное обеспечение действий сил ГО при подготовке и проведении мероприятий ГО в мирное и военное время;
- подготовка и осуществление инженерных мероприятий в исходных районах, на маршрутах выдвижения сил ГО и на объектах проведения работ; организация и осуществление дорожно-мостового обеспечения действий сил ГО;
- ремонт и восстановление дорог и мостов при подготовке и проведении мероприятий ГО и ликвидации ЧС;
- вывоз в безопасные районы эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей, продовольствия и других материальных средств;
- подвоз рабочих смен организаций, продолжающих работу в военное время; транспортное обеспечение действий сил при проведении АСДНР в очагах поражения и районах ЧС;
- организация ремонта техники, вышедшей из строя в ходе выполнения мероприятий ГО;
- эвакуация поврежденной и неисправной техники с маршрутов движения и участков работ на сборные пункты поврежденных машин и ремонтные предприятия;
- организация снабжения ремонтных предприятий и формирований, служб запасными частями и ремонтными материалами;
- поддержание привлекаемой техники в исправном состоянии и постоянной готовности;
5) коммунально-техническая:
- осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сетей жилищно-коммунального хозяйства и ликвидация аварий на них;
- создание запасов дегазирующих и дезактивирующих веществ;
- проведение дегазации, дезактивации и дезинфекции зараженной техники и территорий;
- организация и проведение санитарной обработки населения и формирований, выходящих из очагов поражения, обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты;
- выполнение мероприятий по защите источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов;
- обеспечение водой населения, формирований и сил ГО;
- срочное захоронение трупов;
6) медицинская:
- планирование и осуществление медицинского обеспечения мероприятий ГО;
- организация и проведение лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- своевременное оказание помощи пораженным и больным в целях их излечения, возвращения к трудовой деятельности, максимального снижения инвалидности и смертности;
- предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
7) оповещения и связи:
- оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе и возникновении ЧС;
- обеспечение органов управления ГО средствами связи при подготовке и проведении мероприятий ГО в мирное и военное время;
- осуществление контроля за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения;
- поддержание в постоянной готовности средств связи к приему и передаче сигналов, распоряжений и информации в мирное и военное время;
- организация технического обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения и связи;
8) снабжения горюче-смазочными материалами:
- обеспечение горюче-смазочными материалами автотранспортных и других технических средств, привлекаемых к проведению мероприятий ГО;
- подготовка и поддержание в готовности к использованию стационарных и подвижных автозаправочных станций;
- осуществление мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования складов, баз и других объектов хранения горючих и смазочных материалов;
9) торговли и потребительских ресурсов (питания):
- разработка и осуществление мероприятий по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости;
- закладка продовольствия на пункты управления и в защитные сооружения ГО;
- обеспечение питанием и вещевым имуществом личного состава формирований, работающих в очагах поражения и районах ЧС, а также пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС населения;
- обеспечение формирований спецодеждой и рабочим инвентарем;
10) убежищ и укрытий:
- учет защитных сооружений ГО, заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
- распределение защитных сооружений ГО, заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
- осуществление контроля за накоплением фонда защитных сооружений ГО, заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства в мирное и военное время;
11) энергоснабжения:
- обеспечение устойчивости работы энергоносителей и объектов энергоснабжения в ЧС и в военное время;
- ликвидация аварий на объектах энергоснабжения и энергетических сетях;
- осуществление мероприятий по световой маскировке населенных пунктов и организаций;
- обеспечение работы автономных источников энергоснабжения при подготовке и проведении АСДНР формированиями в очагах поражения и районах ЧС.
3. Формирования спасательных служб
3.1. В состав спасательных служб могут входить НФГО, профессиональные АСФ, НАСФ и другие формирования (штатные и нештатные) в зависимости от выполняемых службами задач.
3.2. Количество и состав формирований спасательных служб определяется с учетом объемов и характера решаемых службами задач в мирное и военное время, а также особенностей местных условий.
3.3. Создание, комплектование и оснащение формирований спасательных служб осуществляется:
- НФГО - в соответствии с Типовым порядком создания НФГО, утвержденным Приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701;
- НАСФ - в соответствии с Порядком создания НАСФ, утвержденным Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999;
- других АСФ и формирований - в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами.
3.4. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
3.5. Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
3.6. Подготовка личного состава формирований спасательных служб осуществляется в соответствии с примерной программой курсового обучения в области ГО, утвержденной МЧС России от 20 ноября 2020 г. N 2-4-71-25-11 и на основании рабочих программ, разрабатываемых согласно профилю деятельности службы и утверждаемых руководителем спасательной службы.
3.7. Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут руководители служб, а также руководители организаций, на базе которых они созданы.
4. Порядок финансового обеспечения спасательных служб
4.1. Финансирование мероприятий ГО, включая подготовку и оснащение спасательных служб осуществляется соответственно:
- созданных исполнительными органами Республики Крым - за счет бюджета Республики Крым;
- созданных органами местного самоуправления - за счет средств местных бюджетов;
- созданных на базе организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности - за счет средств организаций.
4.2. Организация и функции спасательных служб определяются положениями о них, в соответствии с разработанным и утвержденным МЧС России, Примерным положением о спасательных службах.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым от 21 октября 2022 г. N 180-осн "Об утверждении Методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.