Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства Севастополя
от 20.10.2022 N 516-ПП
Порядок
организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области благоустройства
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает механизм организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области благоустройства (далее - региональный государственный контроль).
2. Предметом регионального государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, государственными органами города Севастополя, органами местного самоуправления в городе Севастополе и гражданами правил благоустройства территории города Севастополя, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также требований к созданию, содержанию, использованию, учету, охране и восстановлению зеленых насаждений, содержанию территорий зеленых насаждений, установленных законами города Севастополя и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
3. Исполнительным органом города Севастополя, уполномоченным осуществлять региональный государственный контроль, является Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент).
4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных мероприятий, являются директор Департамента и его заместители.
5. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля, являются государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы города Севастополя в Департаменте, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий, контрольных мероприятий (далее - должностные лица).
6. Объектами регионального государственного контроля являются:
- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области благоустройства, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
- результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
- объекты благоустройства, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.
7. Учет объектов регионального государственного контроля обеспечивает Департамент путем использования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля
8. Региональный государственный контроль осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющей выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
9. При осуществлении регионального государственного контроля в соответствии с системой оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты могут быть отнесены к четырем категориям риска (значительный, средний, умеренный и низкий).
10. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения объектов регионального государственного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - критерии риска) согласно приложению к настоящему Порядку.
11. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Департамент использует индикаторы риска нарушения обязательных требований, перечень которых утверждается Правительством Севастополя.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Профилактические мероприятия, проводимые при осуществлении регионального государственного контроля
12. При осуществлении регионального государственного контроля Департамент проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование
13. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Департаментом в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Обобщение правоприменительной практики
14. Департамент ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты осуществления регионального государственного контроля (далее - доклад о правоприменительной практике).
Департамент обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, проект доклада о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Департамента для публичного обсуждения. Срок обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике составляет 10 рабочих дней после дня его опубликования.
По результатам публичного обсуждения Департамент при необходимости дорабатывает проект доклада о правоприменительной практике.
15. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Департамента и размещается на официальном сайте Департамента в срок не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения доклада о правоприменительной практике. Размещение доклада о правоприменительной практике осуществляется не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
Объявление предостережения
16. В случае наличия в Департаменте сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
17. Предостережение содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
18. Составление и оформление предостережения осуществляются в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения Департаментом сведений о готовящихся нарушениях либо признаках нарушения обязательных требований, сам документ направляется контролируемому лицу в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 21, частями 9 и 9.1 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
19. Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Департамент возражение в отношении предостережения.
20. В возражении в отношении предостережения указываются:
- наименование контролируемого лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
- идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
- дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
- обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Документы, обосновывающие позицию, изложенную в возражении, прикладываются к возражению контролируемым лицом.
21. В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения Департамент рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.
22. По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения Департамент принимает одно из следующих решений:
- удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;
- отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.
23. Департамент информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 21, частями 9 и 9.1 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
24. Департамент осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
Консультирование
25. Должностные лица Департамента осуществляют консультирование при поступлении обращений от контролируемых лиц и их представителей:
- по телефону - в часы работы Департамента по вопросам сообщения контролируемым лицам контактных данных контрольного органа, графика работы, досудебного порядка подачи и рассмотрения жалоб контролируемых лиц;
- на личном приеме - согласно графику личного приема граждан в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по вопросам проведения в отношении контролируемого лица профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий;
- в ходе проведения профилактических визитов, контрольных (надзорных) мероприятий - при взаимодействии должностных лиц с контролируемыми лицами и их представителями по вопросам проведения в отношении контролируемого лица соответствующего мероприятия;
- при направлении контролируемыми лицами в письменной форме или в форме электронного документа запросов о предоставлении письменных ответов - в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
26. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) организация и осуществление регионального государственного контроля;
б) порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Порядком;
в) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих требования законодательства в области благоустройства.
27. По итогам консультирования информация в письменной форме предоставляется контролируемым лицам и их представителям только в случаях поступления запросов, указанных в абзаце пятом пункта 25 настоящего Порядка, по вопросам, предусмотренным пунктом 26 настоящего Порядка.
28. Время устного консультирования не должно превышать 15 минут.
29. Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется директором Департамента, заместителем директора Департамента и должностными лицами.
30. При консультировании контролируемых лиц на личном приеме контролируемое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, удостоверяющую полномочия представлять интересы контролируемого лица.
31. Департамент информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на официальном сайте Департамента.
32. Департамент осуществляет учет консультирований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
33. В случае поступления пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, имеющих значение для неопределенного круга контролируемых лиц, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента письменного разъяснения, подписанного директором Департамента либо лицом, исполняющим его обязанности.
Профилактический визит
34. Должностное лицо проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
35. Уведомление о проведении профилактических визитов составляется в письменной форме и содержит следующие сведения:
- дату, время и место составления уведомления;
- наименование органа, осуществляющего региональный государственный контроль;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) контролируемого лица;
- дату, время и место проведения профилактического визита;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица и его подпись.
36. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 21, частями 9 и 9.1 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
37. Обязательный профилактический визит проводится в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного риска, продолжительностью не более одного рабочего дня в присутствии контролируемого лица либо его представителя.
38. Департамент обязан предложить контролируемым лицам проведение профилактического визита в срок не позднее чем в течение одного года с момента начала их деятельности.
39. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
40. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
IV. Контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые при осуществлении регионального государственного контроля
41. При осуществлении регионального государственного контроля проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
- документарная проверка;
- выездная проверка.
42. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся со следующей периодичностью:
1) в отношении объектов регионального государственного контроля, отнесенных к категории значительного риска, одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- документарная проверка - один раз в три года;
- выездная проверка - один раз в три года;
2) в отношении объектов регионального государственного контроля, отнесенных к категории среднего риска, одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- документарная проверка - один раз в пять лет;
- выездная проверка - один раз в пять лет;
3) в отношении объектов регионального государственного контроля, отнесенных к категории умеренного риска, одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- документарная проверка - один раз в шесть лет;
- выездная проверка - один раз в шесть лет;
4) в отношении объектов регионального государственного контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
43. При осуществлении регионального государственного контроля проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, требующие взаимодействия с контролируемым лицом:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) выездная проверка;
4) документарная проверка.
44. При осуществлении регионального государственного контроля проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, не требующие взаимодействия с контролируемым лицом:
1) выездное обследование;
2) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
45. В случаях, предусмотренных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 43 настоящего Порядка.
В случаях, предусмотренных в части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 44 настоящего Порядка.
Виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по основаниям, предусмотренным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, определяются поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора. Если эти виды не определены поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пунктах 43 и 44 настоящего Порядка.
46. Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется:
- в случаях, предусмотренных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием обращений (заявлений) контролируемых лиц, информацией от государственных органов города Севастополя, органов местного самоуправления в городе Севастополе, из средств массовой информации, содержанием сведений, полученных Департаментом иными способами, предусмотренными Федеральным законом N 248-ФЗ, сведениями об отклонении объекта регионального государственного контроля от параметров, утвержденных индикаторами риска нарушения обязательных требований, или о соответствии таким параметрам;
- в случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, - содержанием поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, требования прокурора.
V. Контрольные (надзорные) действия, совершаемые в рамках регионального государственного контроля
47. В ходе инспекционного визита допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте дислокации (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
48. В ходе рейдового осмотра допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
49. В ходе выездной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
50. Выбор между проведением таких контрольных мероприятий, как выездная проверка или рейдовый осмотр осуществляется исходя из количества пользователей на объекте контроля: в случае наличия на объекте контроля одного контролируемого лица проводится выездная проверка, в случае наличия нескольких контролируемых лиц - рейдовый осмотр.
51. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
52. В ходе выездного обследования допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов регионального государственного контроля.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта регионального государственного контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
По результатам проведения выездного обследования решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, не принимаются.
53. Срок проведения выездного обследования одного объекта регионального государственного контроля (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
54. При наблюдении за соблюдением обязательных требований должностными лицами Департамента осуществляется сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Департамента, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
55. При наблюдении за соблюдением обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
56. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Департаментом могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с пунктом 43 настоящего Порядка;
2) решение об объявлении предостережения;
3) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 67 настоящего Порядка.
57. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами Департамента, осуществившими проведение контрольного (надзорного) мероприятия, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
58. Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится в соответствии с частями 2 и 3 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ и на основании форм, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
59. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано с органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
VI. Требования к отдельным контрольным (надзорным) мероприятиям и контрольным (надзорным) действиям
60. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
61. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.