Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
распоряжением Губернатора
Белгородской области
от 07 октября 2022 г. N 507-р
Инвестиционная декларация
Белгородской области
I. Общее описание целей инвестиционного развития Белгородской области
Целью проводимой Правительством Белгородской области инвестиционной политики является обеспечение условий для устойчивого социально-экономического развития Белгородской области и повышения качества жизни за счет привлечения российских и зарубежных инвестиций.
Главной целью инвестиционного развития Белгородской области является увеличение реального роста инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета) в качестве вклада в достижение национальной цели развития на 70 процентов до 2030 года по сравнению с уровнем 2020 года.
Основными направлениями деятельности Правительства Белгородской области в части проведения инвестиционной политики являются:
- повышение экономического потенциала Белгородской области;
- формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе и улучшение условий ведения бизнеса за счет совершенствования механизмов привлечения инвестиций и повышения эффективности и стабильности мер государственной поддержки;
- обеспечение прозрачности Белгородской области как для внутренних, так и для внешних инвесторов и их равенства между собой, а также сбалансированности интересов региона, муниципальных образований области и субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, поддержание развития конкуренции;
- активное участие городских округов и муниципальных районов в инвестиционной деятельности, в том числе посредством поддержки и сопровождения реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов;
- привлечение квалифицированной рабочей силы в Белгородскую область за счет улучшения качества жизни в регионе.
II. Ключевые характеристики Белгородской области
Белгородская область образована в 1954 году и является одним из самых молодых и активно развивающихся регионов России.
Площадь Белгородской области - 27,1 тыс. кв. км.
Белгородская область на юге и западе граничит с Украиной, на юго-востоке - с Луганской Народной Республикой, на севере и северо-западе - с Курской, на востоке - с Воронежской областями Российской Федерации. Регион входит в состав Центрального федерального округа (ЦФО) Российской Федерации. Расстояние от Белгорода до Москвы составляет 657 км, основной путь проходит по автодороге федерального значения М-2 "Крым" (Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - государственная граница с Украиной), по железной дороге - 695 км.
Численность населения региона составляет 1,54 млн человек.
Городское население - 1,04 млн человек (67,6 процента), сельское население - 0,50 млн. человек (32,4 процента).
В состав Белгородской области входят:
Алексеевский район, Белгородский район, Борисовский район, Валуйский район, Вейделевский район, Волоконовский район, Грайворонский район, Губкинский район, Ивнянский район, Корочанский район, Красненский район, Красногвардейский район, Краснояружский район, Новооскольский район, Прохоровский район, Ракитянский район, Ровеньский район, Старооскольский район, Чернянский район, Шебекинский район, Яковлевский район;
город Белгород, город Алексеевка, город Валуйки, город Губкин, город Старый Оскол, город Шебекино.
Областной центр - город Белгород, крупный промышленный центр с развитым научно-культурным потенциалом, в котором проживает 391,7 тыс. человек. Город Белгород занимает 1-е место в группе "крупные города" по индексу цифровизации городского хозяйства в городах страны - "IQ городов" по итогам 2020 года.
Климат в Белгородской области умеренно континентальный (средняя температура в июле 18,8 °C - 20,1 °C, в январе 6,6 °C - 7,6 °C мороза, 527 - 629 мм - годовая сумма осадков).
Белгородская область - высокоразвитый индустриально-аграрный регион, экономика которого опирается на колоссальные богатства недр и уникальные черноземы.
На Белгородчине добывается треть всей российской руды, производятся марки стали и проката, соответствующие мировым стандартам.
По богатству и разнообразию минерально-сырьевых ресурсов и перспективам развития черной металлургии и промышленности строительных материалов Белгородская область занимает одно из первых мест среди центральных областей России, а такие полезные ископаемые, как железная руда, мел, цементный мергель, имеют общероссийское значение.
В области находится более 80 процентов запасов богатых железных руд бассейна Курской магнитной аномалии - 40,5 процента всех разведанных запасов этих руд России. По качественным показателям руды, в естественном виде или после 3 обогатительного передела, удовлетворяют всем ныне действующим технологиям металлургического производства, а также порошковой металлургии, производства ферритов, электронной и аккумуляторной промышленности, получения высококачественных минеральных красок.
Выявлены и в разной степени разведаны крупные месторождения бокситов, апатитов, минеральных подземных вод (радоновых и лечебно-столовых), многочисленные месторождения строительных материалов (мела, песка, глин и других). Известны проявления золота, графита и редких металлов, а также имеются геологические предпосылки для выявления платины, алмазов, углеводородного сырья и других полезных ископаемых.
Одно из основных богатств Белгородчины - это уникальные черноземы, которые составляют более 70 процентов земельных угодий области, что определило успешное развитие агропромышленного сектора. На душу населения приходится 1,4 гектара сельхозугодий, в том числе 1,1 гектара пашни.
Регион обладает совокупностью значительных конкурентных преимуществ для привлечения инвестиций, таких как: благоприятные природно-климатические, географические, социально-политические, демографические факторы, стабильный уровень жизни населения, высокий научный и технологический потенциал, развитая транспортная и инженерная инфраструктура, высококвалифицированные кадры, развитая законодательная база.
В Белгородской области производятся в общероссийском масштабе:
- 35,1 процента общероссийского производства концентрата железорудного;
- 21,2 процента свинины парной, остывшей или охлажденной, в том числе для детского питания;
- 15,0 процента комбикормов;
- 13,7 процента мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы;
- 15,1 процента молока сгущенного (концентрированного);
- 11,1 процента майонезов;
- 9,7 процента премиксов;
- 8,7 процента сахара белого свекловичного в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок;
- 3,0 процента портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных гидравлических цементов;
- 3,2 процента шоколада и кондитерских сахаристых изделий;
- 2,2 процента масла сливочного и паст масляных;
- 1,9 процента муки пшеничной и пшенично-ржаной.
Белгородская область, по оценке ведущих рейтинговых агентств, - один из лидеров среди субъектов Российской Федерации. Регион входит:
- в группу "Высокая инвестиционная привлекательность" (Национальное рейтинговое агентство);
- в ТОП-5 по минимальному уровню инвестиционных рисков (агентство RAEX);
- в ТОП-10 ("Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах Российской Федерации");
- в ТОП-7 по уровню качества жизни (РИА Рейтинг);
- в группу "Высший уровень по качеству проведения оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, затрагивающих инвестиционную и предпринимательскую деятельности" (Министерство экономического развития Российской Федерации);
- в группу "Высокий уровень достижения цифровой зрелости" (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
- в ТОП-20 по уровню инновационного развития (Высшая школа экономики).
Правительство Белгородской области ежегодно уделяет особое внимание мероприятиям по созданию экономических и совершенствованию организационных условий для ведения бизнеса, результатом проведения которых являются улучшение инвестиционного климата, формирование инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и властью, защита прав инвесторов, реализация крупных инвестиционных проектов на территории региона, создание новых технологичных производств и высокопроизводительных рабочих мест.
В результате ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей валовой региональный продукт вырос с 398,4 млрд. рублей в 2010 году до 999,1 млрд. рублей в 2020 году. По объему ВРП на душу населения область находится на 3 месте (после г. Москвы и Московской области) в Центральном федеральном округе и на 19 месте среди регионов Российской Федерации. По оценке, в 2021 году объем ВРП составил 1272,9 млрд. рублей.
2.1. Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс Белгородчины - один из наиболее мощных и конкурентоспособных сельскохозяйственных производственно-технологических кластеров России. Он соответствует самым высоким мировым стандартам и требованиям экологической и ветеринарной безопасности.
Белгородская область сегодня производит 4,6 процента общероссийского объема продукции сельского хозяйства.
С показателем 345,6 млрд. рублей регион занимает 3 место в Российской Федерации по производству валовой продукции сельского хозяйства.
Белгородская область - безусловный лидер по эффективности использования пашни - каждый гектар обрабатываемой пашни обеспечил производство сельхозпродукции на сумму более 230,0 тыс. рублей.
Локомотивом развития отрасли агропромышленного комплекса является животноводство. Мощный региональный мясной кластер ежегодно производит более 1,7 млн. тонн мяса - это свыше 1 тонны на каждого жителя области.
В 2021 году во всех категориях хозяйств произведено молока - 697,9 тыс. тонн (101,6 процента), яиц - 1622,0 млн. штук (101,1 процента по отношению к прошлому году).
В отрасли растениеводства в 2021 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 3063,7 тыс. тонн зерна при средней урожайности 44,9 ц/га. Подсолнечника получено 488,6 тыс. тонн со средней урожайностью 26 ц/га. Валовой сбор сои составил 517,3 тыс. тонн при средней урожайности 17 ц/га.
В 2021 году более 500 сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса воспользовались мерами государственной поддержки. Общая сумма государственных средств, направленных на развитие отрасли области в 2021 году, составила 4,76 млрд. рублей.
Стабильная государственная поддержка агропромышленного комплекса стимулирует инвестиционную активность. За последние годы сумма инвестиций в основной капитал, привлеченных на развитие агропромышленного комплекса области, ежегодно превышает 20 млрд. рублей.
Портфель инвестиционных проектов отрасли агропромышленного комплекса в настоящее время включает более 25 крупных значимых проектов стоимостью более 50,0 млрд рублей.
Сегодня Белгородская область - один из тех регионов, где в сельскохозяйственном производстве задействована вся имеющаяся пашня, а это 1,5 млн га.
В дальнейшем в развитии агропромышленного комплекса региона ставка делается на рациональное размещение и развитие перерабатывающих производств, объектов инфраструктуры хранения и транспортной логистики сельскохозяйственной продукции, комплексную технико-технологическую модернизацию действующих предприятий.
2.2. Промышленное производство
Промышленное производство является основой экономического потенциала Белгородской области.
Деятельность Правительства Белгородской области направлена на создание условий для устойчивого развития промышленных предприятий на базе внедрения инновационных ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, проведения технического перевооружения и реконструкции действующих производств, создания производств современного технологического уровня с высокой степенью переработки сырья, обеспечивающих повышение качества и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек производства.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности за 2021 год составил 1434,6 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в структуре отгруженной промышленной продукции занимают виды экономической деятельности: "Обрабатывающие производства" - 71,1 процента, "Добыча полезных ископаемых" - 25,8 процента. В общем объеме отгруженных товаров 37,5 процента приходится на предприятия, занятые производством пищевых продуктов, 20,9 процента - металлургическим производством.
Среди регионов Центрального федерального округа по объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг на душу населения Белгородская область занимает по видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых" - 1 место, "Обрабатывающие производства" - 5 место.
Наряду с развитием горно-металлургического кластера в промышленности успешно развиваются сформированный машиностроительный комплекс, биофармацевтический кластер и химическая промышленность.
Отрасль машиностроения занимает 3 место (7,8 процента) в структуре обрабатывающей промышленности региона после пищевой промышленности (52,7 процента) и металлургии (29,4 процента).
В 2021 году индекс отраслей машиностроения составил 129,7 процента к уровню 2020 года, объем отгруженных товаров достиг 79 млрд. рублей.
В структуре обрабатывающей промышленности региона производство прочей неметаллической минеральной продукции, биофармацевтика и химическая промышленность занимают 4 - 6 места (3,3 процента, 1,8 процента и 1,2 процента) соответственно. В 2021 году индекс производства по данным видам экономической деятельности к уровню 2020 года в сопоставимых ценах составил 101,9 процента, 121,7 процента и 142,0 процента соответственно, объем отгруженных товаров достиг 33,6 млрд. рублей, 18,3 млрд. рублей и 12,1 млрд. рублей соответственно.
За последние годы сумма инвестиций в основной капитал, привлеченных на развитие промышленного комплекса области, ежегодно превышает 40 млрд. рублей.
В целях обеспечения дальнейшего активного и стабильного роста промышленного производства предусмотрена реализация 27 инвестиционных крупных и значимых проектов на сумму более 407,8 млрд. рублей с созданием порядка 4,7 тысячи новых рабочих мест.
Значительный объем инвестиций будет направлен на реализацию проектов "зеленой металлургии" в горно-металлургическом кластере, обеспечивающих наращивание объемов производства продукции с более высокой долей добавленной стоимости, в то же время оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду.
Реализация проектов, согласно прогнозам, позволит объему отгруженной продукции к 2024 году по промышленным видам экономической деятельности достигнуть 1601,4 млрд. рублей, что в действующих ценах на 72,5 процента выше уровня 2020 года.
2.3. Транспортная инфраструктура
Протяженность автомобильных дорог Белгородской области составляет 21,8 тыс. км, из них федерального значения - 458 км, регионального или межмуниципального - 6,3 тыс. км и местного - 15 тыс. км.
Все региональные дороги имеют твердое покрытие.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (по состоянию на 1 января 2022 года) составляет 6339,87 км, в том числе:
- II категории (пропускная способность свыше 6000 авт./сут.) - 358,39 км;
- III категории (пропускная способность до 6000 авт./сут.) - 809,88 км;
- IV категории (пропускная способность до 2000 авт./сут.) - 4799,20 км;
- V категории (пропускная способность до 200 авт./сут.) - 372,40 км.
На всех участках транспортной инфраструктуры области, в том числе на удаленных дорогах, имеется стабильная мобильная телефонная связь (в технологии 2G покрытие автодорог сотовой связью составляет 94 процента, в технологии 3G - 86 процентов, в технологии 4G - 90 процентов). На территории области 740 предприятий осуществляют техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
В Белгородской области реализуется транспортная стратегия по внедрению и модернизации интеллектуальных транспортных систем. В области создан региональный Центр организации дорожного движения. За 2020 - 2021 годы реализации стратегии пропускная способность дорог в рамках Белгородской городской агломерации увеличилась на 10 процентов, на 11 процентов выросла скорость движения транспортного потока. По итогам 2021 года регион является одним из лидеров реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги".
На территории области действуют 314 АЗС и АГНКС, включая 39 объектов заправки транспортных средств природным газом. Основные операторы заправочных станций: АО "Белгороднефтепродукт", ЗАО "Осколнефтеснаб", ТК "Белнефть", ООО "Газэнергосеть Белгород", ООО "РН-Черноземье", ООО "Лукойл-Югнефтепродукт".
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 700 км. В границах области находятся 3 вокзала, 280 пассажирских платформ. Железнодорожный вокзал Белгорода - один из основных транспортных узлов Юго-Восточной железной дороги РЖД. Пассажиропоток в сутки составляет 2300 человек.
В области действуют 2 аэропорта:
- аэропорт в г. Белгород (аэропорт имени В.Г. Шухова), имеющий статус международного. В результате реализации проекта "Реконструкция аэропорта г. Белгорода" пропускная способность аэропорта увеличилась до 450 пассажиров в час. Протяженность взлетно-посадочной полосы - 2500 м. Аэропорт обеспечивает в круглосуточном режиме прием воздушных судов типа Ил-76, Ту-154, Ту-204, Ту-214, Boeing-737 всех модификаций, Airbus-319, Airbus-320, Airbus-321, Boeing-767-300ER. В 2021 году аэропорт обслужил более 500 тыс. пассажиров;
- аэропорт в г. Старый Оскол. Взлетно-посадочная полоса протяженностью 1800 м обеспечивает обслуживание пассажирских самолетов АН-24, ЯК-40, ЯК-42, Ан-30, Ил-114, Л-410, Ан-28, Ан-2, SAAB-2000, SAAB-340B, EMBRAER-120, ATR-42, ATR-72, а также вертолетов всех типов. Пропускная способность аэровокзала - до 37 пассажиров в час.
2.4. Топливно-энергетический комплекс
Уровень газификации Белгородской области - один из самых высоких в России и составляет 98,06 процента.
Основным видом топлива на территории области является природный газ. В настоящее время в области эксплуатируется 26490,81 км газопроводов, из них в собственности АО "Газпром газораспределение Белгород" - 21363,40 км, 767 газорегуляторных пунктов, 36004 шкафных газорегуляторных пункта.
Природный газ используют свыше 9,8 тысячи промышленных, коммунально-бытовых, сельскохозяйственных потребителей, а также отопительных котельных, около 600 тысяч абонентов.
Область является энергодефицитной: около 95 процентов используемой электроэнергии поступает из-за ее пределов. Потребление электроэнергии в энергосистеме Белгородской области в 2021 году составило 16335,25 млн кВт.ч. Производство электроэнергии - 805,64 млн кВт.ч. Получено из-за пределов области 15529,61 млн. кВт.ч.
В состав топливно-энергетического комплекса области входят АО "Белгородэнергосбыт", филиал ПАО "Россети Центр" - "Белгородэнерго", АО "Первая сбытовая компания", ООО "АльтЭнерго", филиал ООО "Газпром трансгаз Москва" "Белгородское ЛПУМГ", ООО "Газпром Межрегионгаз Белгород", АО "Газпром газораспределение Белгород", филиал ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация", ООО "Газэнергосеть Белгород" и их подведомственные структуры.
В филиале ПАО "Россети Центр" - "Белгородэнерго", ПАО "Квадра" - "Белгородская генерация" эксплуатируются:
- 52598,08 км линий электропередачи напряжением 0,4 - 110 кВ (по цепям);
- 59 подстанций с высшим классом напряжения 110 кВ;
- 123 подстанции с высшим классом напряжения 35 кВ;
- 13889 трансформаторных и распределительных подстанций 6 - 10 кВ.
Нефтепродуктообеспечение области осуществляется АО "Белгороднефтепродукт", дочерним предприятием НК "Роснефть", ООО "Лукойл-Черноземьенефтепродукт" и другими хозяйствующими субъектами.
Доставка дизельного топлива в область производится преимущественно нефтепродуктопроводом через филиал АО "Юго-Запад Транснефтепродукт" ЛПДС "Белгород", бензинов - железнодорожным и автомобильным транспортом.
2.5. Связь
На территории Белгородской области услуги сотовой связи предоставляют 4 федеральных оператора (МТС, Теле2, Билайн, Мегафон), что обеспечивает высокий уровень конкуренции. К настоящему времени сетью охвачена территория, на которой проживают более 90 процентов жителей области.
По волоконно-оптическим линиям связи подключено 214 социально значимых объекта, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет в соответствии с утвержденными требованиями.
На судебных участках мировых судей создана необходимая информационно-технологическая и телекоммуникационная инфраструктура для организации защищенного межведомственного электронного взаимодействия и приема исковых заявлений, направляемых в электронном виде.
На среднесрочную перспективу в Белгородской области запланировано осуществление комплексных работ по формированию ИТ-инфраструктуры в государственных (муниципальных) образовательных организациях, реализующих программы основного общего образования, для обеспечения безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет и создания условий для применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии со стандартом оснащения.
Продолжаются работы по развитию высокоскоростного доступа к сети Интернет на территории региона. В результате взаимодействия с операторами связи ежегодно увеличивается количество домохозяйств, подключенных к волоконно-оптической линии связи.
2.6. Инвестиции
За 2011 - 2020 годы в Белгородской области сформирована высокая инвестиционная база - введены производственные мощности и объекты транспортной и социальной инфраструктуры общей стоимостью более 1 трлн. рублей. В 2011 - 2018 годах ежегодный объем инвестиций в основной капитал превышал 120 млрд. рублей, в 2019 - 2021 годах - более 160 млрд. рублей. По данному показателю регион ежегодно входит в ТОП-5 (4 - 5 места) регионов - лидеров Центрального федерального округа.
Основной объем вложений направлен:
- на реконструкцию и расширение действующих и создание новых агропромышленных производств (птицеводство, свиноводство, молочное животноводство, овощеводство закрытого и открытого грунта, садоводство, пищевое производство);
- техническое перевооружение, модернизацию и цифровизацию предприятий горно-металлургического комплекса;
- активное развитие биофармацевтики;
- развитие машиностроения;
- производство строительных материалов;
- производство бумажных и ювелирных изделий;
- создание необходимой качественной инфраструктуры для бизнеса (дорожное строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, промышленные парки и бизнес-инкубаторы, международный аэропорт);
- жилищное строительство;
- строительство крупных объектов социальной сферы (современные и технически оснащенные школы, больницы, клиники, офисы семейного врача и фельдшерско-акушерские пункты, высокотехнологичные медицинские центры, физкультурно-оздоровительные комплексы, парки отдыха и развлечений).
В портфель проектов государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства, реализуемых на территории Белгородской области, по состоянию на 1 января 2022 года включено шесть проектов общей стоимостью более 2 млрд рублей в сферах образования, спорта и жилищно-коммунального хозяйства. Форма реализации проектов: концессионное соглашение. Строительство объектов планируется осуществлять за счет средств регионального, федерального бюджетов и частных инвесторов.
В Белгородской области на территории 22 муниципальных образований сформировано более 300 инвестиционных площадок, обеспеченных необходимыми ресурсами и инфраструктурой, для размещения новых производств.
Для удобства инвесторов площадки представлены на инвестиционной карте области, внедренной в инвестиционный портал региона (belgorodinvest.com). На портале агрегирована вся необходимая информация о регионе, реализован функционал "кабинет инвестора", в виде инфографики представлены экономические показатели области, документы, регламентирующие инвестиционные процессы в регионе, создан навигатор мер поддержки, размещены аналитические и новостные материалы.
Исполнительными органами Белгородской области строго соблюдаются сроки согласований, необходимые для осуществления инвесторами своих проектов, Правительством Белгородской области ежегодно ведется системная работа по сокращению и оптимизации сроков прохождения административных процедур.
По состоянию на конец 2021 года в Белгородской области созданы следующие инвестиционные структуры:
1. Пять промышленных парков: "Северный" (п. Северный), "Фабрика" (п. Северный), "Волоконовский" (п. Волоконовка), "Комбинат" (Ливенское сельское поселение), "Губкин" (г. Губкин). За период с 2009 по 2021 год 85 резидентами промышленных парков инвестировано в реализацию проектов более 6,0 млрд. рублей.
2. Территория опережающего социально-экономического развития в Губкинском городском округе (далее - ТОСЭР "Губкин").
На ТОСЭР "Губкин" зарегистрировано 37 резидентов, фактически создано более 937 новых рабочих мест и освоено 4,1 млрд. рублей инвестиций. Резидентам ТОСЭР "Губкин" с 2018 года предоставляются:
- льготные дифференцированные процентные ставки по налогу на прибыль - 5 процентов (первые 5 лет с момента получения прибыли) и 13 процентов (6 - 10 лет с момента получения прибыли), по налогу на имущество - 0 процентов (первые 5 лет) и 1,1 процента (последующие 5 лет);
- освобождение от уплаты земельного налога;
- земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов;
- льготы по арендной плате при аренде земельного участка и при его приобретении в собственность (15 процентов от кадастровой стоимости).
3. Научно-образовательный центр мирового уровня "Инновационные решения в АПК", который включает 74 участника (22 бизнес-партнера, 21 образовательная организация, 31 научная организация).
4. АНО "Центр Содействия Строительству Белгородской области", которая осуществляет сопровождение инвесторов в ходе прохождения всех этапов строительных работ от получения градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
5. Специализированная организация по привлечению инвестиций в регион - АО "Корпорация "Развитие" - осуществляет функции по взаимодействию с инвесторами, в том числе оказывает содействие инвесторам в получении мер государственной поддержки, реализации проектов по принципу "одного окна", а также осуществляет консультационную, методическую и организационную поддержку на всех этапах реализации инвестиционных проектов, в том числе путем содействия в подборе инвестиционных площадок.
Информация о режиме "одного окна" для инвесторов представлена на инвестиционном портале Белгородской области в разделе "Услуги для бизнеса" (belgorodinvest.com/uslugi-dlya-biznesa).
III. Государственные меры поддержки бизнеса, действующие на территории Белгородской области
3.1. Федеральные меры поддержки бизнеса
3.1.1. Общие меры поддержки бизнеса
3.1.1.1. Компенсация затрат на создание объектов инфраструктуры
Субсидия на новый инвестиционный проект | |
Получатели |
Юридические лица, реализующие новый инвестиционный проект |
Размер и вид меры поддержки |
Компенсация до 100 процентов фактически понесенных инфраструктурных затрат |
Форма предоставления |
Возмещение затрат в форме субсидии, налогового вычета. Стабилизационная оговорка |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 года N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705". Постановление Правительства Белгородской области от 30 августа 2021 года N 372-пп "Об утверждении Правил формирования перечня новых инвестиционных проектов". Постановление Правительства Белгородской области от 04 апреля 2022 года N 211-пп "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Белгородской области субсидий юридическим лицам на возмещение затрат по созданию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов" |
3.1.1.2. Льготы по налогу на прибыль
Региональный инвестиционный проект (далее - РИП) | |
Получатели |
Российская производственная организация, включенная в реестр РИП |
Размер и вид меры поддержки |
14 процентов - до 5 лет |
Форма предоставления |
Льготный налоговый режим |
Нормативные правовые акты |
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Закон Белгородской области от 30 июня 2017 года N 177 "О внесении изменений в закон Белгородской области "О льготах по налогу на прибыль организаций". Закон Белгородской области от 30 июня 2017 года N 178 "О порядке принятия решений о включении организации или об отказе во включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов и о порядке и условиях принятия решения о внесении изменений в данный реестр". Постановление Правительства Белгородской области от 30 июля 2018 года N 281-пп "Об утверждении административного регламента предоставления министерством экономического развития и промышленности Белгородской области государственной услуги "Принятие решений о включении или об отказе во включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, о внесении изменений в данный реестр" |
3.1.1.3. Специальный инвестиционный контракт - СПИК 1.0
Льготы по СПИК 1.0 | |
Получатели |
Промышленные предприятия |
Условия |
Минимальный объем инвестиций больше либо равен 750 млн. рублей без НДС. Срок СПИК 1.0 менее либо равен 10 годам |
Размер и вид меры поддержки |
Налоговые льготы: Налог на прибыль: - 14 процентов - в региональный бюджет; - 0 процентов - в федеральный бюджет. Налог на имущество: - 0,5 процента - первый год; - 1 процент - второй год; - 1,5 процента - третий год. Ускоренная амортизация (с коэффициентом менее либо равно 2). Статус: - "Российский производитель"; - "Единственный поставщик" (при бюджете более 3 млрд. рублей). Иные меры поддержки (предоставление земли в аренду без торгов, субсидиарные, информационные) |
Форма предоставления |
Благоприятный режим функционирования |
Нормативные правовые акты |
Закон Белгородской области от 27 ноября 2003 года N 104 "О налоге на имущество организаций". Закон Белгородской области от 18 сентября 2007 года N 142 "О льготах по налогу на прибыль организаций". Закон Белгородской области от 30 июня 2016 года N 87 "О промышленной политике в Белгородской области". Постановление Правительства Белгородской области от 28 мая 2018 года N 160-пп "Об утверждении Правил заключения Белгородской областью специальных инвестиционных контрактов" |
3.1.1.4. Льготы по налогам на прибыль и имущество организаций СПИК 2.0
Льготы по СПИК 2.0 | |
Получатели |
Промышленные предприятия, внедряющие современные технологии, для производства конкурентоспособной продукции |
Условия |
Внедрение современной технологии (из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации). Срок СПИК 2.0: - до 15 лет при инвестициях менее либо равных 50 млрд. рублей; - до 20 лет при инвестициях более 50 млрд. рублей |
Размер и вид меры поддержки |
Налоговые льготы: Налог на прибыль: - 14 процентов - в региональный бюджет; - 0 процентов - в федеральный бюджет. Налог на имущество: - 0,5 процента - первый год; - 1 процент - второй год; - 1,5 процента - третий год. Ускоренная амортизация (с коэффициентом менее либо равно 2). Статус: - "Российский производитель"; - "Единственный поставщик" (при бюджете более 3 млрд. рублей). Иные меры поддержки (предоставление земли в аренду без торгов, субсидиарные, информационные) |
Форма предоставления |
Благоприятный режим функционирования |
Нормативные правовые акты |
Закон Белгородской области от 27 ноября 2003 года N 104 "О налоге на имущество организаций". Закон Белгородской области от 18 сентября 2007 года N 142 "О льготах по налогу на прибыль организаций". Закон Белгородской области от 30 июня 2016 года N 87 "О промышленной политике в Белгородской области". Постановление Правительства Белгородской области от 28 мая 2018 года N 160-пп "Об утверждении Правил заключения Белгородской областью специальных инвестиционных контрактов" |
3.1.1.5. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК)
Компенсация затрат на создание объектов инфраструктуры и гарантия неухудшения условий реализации инвестпроекта | |
Получатели |
Юридические лица, реализующие новый инвестиционный проект |
Размер и вид меры поддержки |
1. Возмещение затрат (в форме субсидии или налогового вычета): - на создание инфраструктуры; - на уплату процентов по кредитам; - на уплату купонного дохода по облигационным займам; - на демонтаж жилых объектов военных городков. 2. Стабилизационная оговорка: Неприменение к инвестору законодательства, которое будет ухудшать его положение. Размер поддержки: - до 100 процентов возмещение затрат на сопутствующую инфраструктуру, демонтаж жилых объектов военных городков; - до 50 процентов Возмещение затрат на возмещение обеспечивающей инфраструктуры |
Форма предоставления |
Возмещение затрат в форме субсидии, налогового вычета. Стабилизационная оговорка |
Нормативные правовые акты |
Федеральный закон от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2022 года N 1602 "О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений" |
3.1.1.6. Промышленная ипотека
Льготное кредитование для приобретения объектов недвижимого имущества в целях осуществления промышленного производства | |
Получатели |
Промышленные предприятия, ОКВЭД которых относится к разделу "C", кроме осуществляющих деятельность в сфере: - добычи и торговли сырой нефтью, природным газом; - производства и торговли жидким топливом; - производства и торговли табачными изделиями и алкогольной продукцией |
Основные условия кредитования |
Льготная ставка по кредиту: 3 процента - для технологических компаний; 5 процентов - для прочих заемщиков (ставка устанавливается на период не более 7 лет, в дальнейшем действует рыночная процентная ставка, установленная при заключении кредитного договора). Срок кредитного договора - до 10 лет. Размер кредита - до 500 млн. рублей. Обеспечение - под залог приобретаемой недвижимости |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 года N 1570 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности" |
3.1.2. Меры поддержки промышленных предприятий
3.1.2.1. Компенсация затрат на оборудование
Субсидия затрат по приобретению нового оборудования | |
Получатели |
Промышленные предприятия, основной вид деятельности которых относится к разделу "Обрабатывающие производства" ОКВЭД, за исключением классов 10, 11, 12, 18, 19, групп 20.53, 20.59, 24.46, подгруппы 20.14.1 |
Размер поддержки |
До 10 млн рублей, но не более 20 процентов от суммы затрат |
Форма предоставления |
Компенсация понесенных затрат |
Порядок предоставления |
Конкурсный отбор |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2016 года N 194 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности". Постановление Правительства Белгородской области от 06 июня 2022 года N 347-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на условиях софинансирования расходных обязательств области за счет средств федерального бюджета промышленным предприятиям в рамках реализации мероприятия "Возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования" |
3.1.2.2. Гранты на компенсацию части затрат предприятиям промышленности по уплате процентов по кредитам, полученным на цели пополнения оборотных средств
Компенсация части затрат промышленных предприятий по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на пополнение оборотных средств | |
Получатели |
Промышленные предприятия, ОКВЭД которых относится к разделу "C", за исключением классов 10, 11, 12, 18, 19, групп 20.53, 20.59, 24.46, подгруппы 20.14.1 |
Размер и вид меры поддержки |
До 90 процентов затрат на уплату процентов, но не более размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты процентов по кредитному договору, и не более 50 млн. рублей |
Форма предоставления |
Компенсация понесенных затрат |
Порядок предоставления |
Заявительный порядок |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2022 года N 686 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных мероприятий по финансовому обеспечению деятельности (докапитализации) региональных фондов развития промышленности в рамках региональных программ развития промышленности". Постановление Правительства Белгородской области от 25 апреля 2022 года N 257-пп "Об утверждении Порядка предоставления в 2022 году субсидий из областного бюджета Микрокредитной компании Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства на реализацию мероприятия "Реализация дополнительных мероприятий по финансовому обеспечению деятельности (докапитализации) региональных фондов развития промышленности" |
3.1.3. Меры поддержки предприятий агропромышленного комплекса
3.1.3.1. Компенсация затрат на повышение продуктивности молочного скота
Субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве | |
Получатели |
Сельскохозяйственные товаропроизводители |
Размер и вид меры поддержки |
Компенсация до 100 процентов фактически понесенных затрат на производство и реализацию молока собственного производства |
Форма предоставления |
Субсидия, перечисляемая на расчетный счет |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 28 февраля 2022 года N 113-пп "Об утверждении Порядков предоставления субсидий из областного бюджета на условиях софинансирования расходных обязательств области за счет средств федерального бюджета на осуществление государственной поддержки сельскохозяйственного производства" |
3.1.3.2. Компенсация затрат на содержание крупного рогатого скота, за исключением племенного скота
Субсидия на содержание коров мясных пород, за исключением племенного скота | |
Получатели |
Сельскохозяйственные товаропроизводители |
Размер и вид меры поддержки |
Компенсация до 100 процентов фактически понесенных затрат на содержание коров специализированных мясных пород |
Форма предоставления |
Субсидия, перечисляемая на расчетный счет |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 28 февраля 2022 года N 113-пп "Об утверждении Порядков предоставления субсидий из областного бюджета на условиях софинансирования расходных обязательств области за счет средств федерального бюджета, на осуществление государственной поддержки сельскохозяйственного производства" |
3.1.3.3. Компенсация затрат на приобретение племенного скота
Субсидия на поддержку племенного животноводства | |
Получатели |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, включенные в перечень сельскохозяйственных организаций, утвержденный Правительством Белгородской области по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации |
Размер и вид меры поддержки |
Компенсация до 100 процентов фактически понесенных затрат на содержание племенного молочного поголовья сельскохозяйственных животных |
Форма предоставления |
Субсидия, перечисляемая на расчетный счет |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 28 февраля 2022 года N 113-пп "Об утверждении Порядков предоставления субсидий из областного бюджета на условиях софинансирования расходных обязательств области за счет средств федерального бюджета на осуществление государственной поддержки сельскохозяйственного производства" |
3.1.3.4. Софинансирование затрат на уплату страховых премий сельхозтоваропроизводителям
Субсидия на уплату страховых премий сельхозтоваропроизводителям | |
Получатели |
Страхователи - сельскохозяйственные товаропроизводители |
Размер и вид меры поддержки |
Софинансирование от 50 процентов до 80 процентов от суммы страховой премии |
Форма предоставления |
Перечисление на расчетный счет страховой организации |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 28 февраля 2022 года N 113-пп "Об утверждении Порядков предоставления субсидий из областного бюджета на условиях софинансирования расходных обязательств области за счет средств федерального бюджета на осуществление государственной поддержки сельскохозяйственного производства" |
3.1.3.5. Компенсация основных затрат для предприятий хлебопечения
Субсидия части затрат на производство и реализацию хлеба и хлебобулочных изделий | |
Получатели |
Предприятия хлебопекарной промышленности |
Размер и вид меры поддержки |
Возмещение части затрат из расчета 2500 рублей за 1 т произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий |
Форма предоставления |
Субсидия, перечисляемая на расчетный счет |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 01 февраля 2021 года N 34-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на условиях софинансирования расходных обязательств области за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий" |
3.1.4. Меры поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП)
3.1.4.1. Компенсация затрат экспортеров на участие в международных выставках
Софинансирование участия экспортера в международных выставках и деловых миссиях | |
Получатели |
Экспортно ориентированные субъекты |
Размер и вид меры поддержки |
От 50 процентов до 100 процентов, в зависимости от субъектности экспортеров и видов понесенных затрат |
Форма предоставления |
Перечисление средств на счет организаторов выставки |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 342 "О государственной поддержке акционерного общества "Российский экспортный центр", г. Москва, в целях развития инфраструктуры повышения международной конкурентоспособности" |
3.1.4.2. Финансирование затрат на участие в международных выставках
Компенсация затрат на участие в международных выставках | |
Получатели |
Экспортно ориентированные субъекты |
Размер и вид меры поддержки |
До 700 тыс. рублей субъектам МСП и до 2 млн. рублей экспортерам, не относящимся к субъектам МСП |
Форма предоставления |
Перечисление средств на счет экспортера |
Порядок получения |
Конкурсный отбор |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2316 "О государственной поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей в целях возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях" |
3.1.5. Меры поддержки IT-компаний
3.1.5.1. Льготное кредитование на цифровизацию бизнеса
Льготные кредиты для IT-компании | |
Получатели |
IT-компании, имеющие государственную аккредитацию, и (или) запись в реестре российского программного обеспечения/радиоэлектронной продукции, и (или) подтверждение на территории Российской Федерации производства не менее одного программного продукта |
Размер и вид меры поддержки |
Льготная ставка по кредиту от 1 процента до 5 процентов |
Форма предоставления |
Льготное кредитование |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 года N 1598 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий" |
3.1.6. Ипотека для IT-специалистов
Ипотека для IT-специалистов | |
Получатели |
Сотрудники аккредитованной IT-компании, со стажем работы на текущем месте более 3 (трех) месяцев и возрастом от 22 до 44 лет |
Размер и вид меры поддержки |
Ипотечный кредит со ставкой до 5 процентов и сроком до 30 лет |
Форма предоставления |
Ипотечное кредитование |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 года N 805 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вклада в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" |
3.1.7. Развитие рынка газомоторного топлива
3.1.7.1. Компенсация затрат на строительство объектов заправки транспортных средств природным газом
Субсидия на строительство объектов заправки транспортных средств природным газом | |
Получатели |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели |
Размер и вид меры поддержки |
До 36 млн. рублей |
Форма предоставления |
Компенсация понесенных затрат |
Порядок получения |
Конкурсный отбор |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики". Постановление Правительства Белгородской области от 02 августа 2022 года N 447-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на условиях софинансирования расходных обязательств области за счет средств федерального бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в рамках реализации мероприятия "Строительство объектов заправки транспортных средств природным газом" |
3.1.7.2. Компенсация затрат на переоборудование транспорта на природный газ (метан)
Субсидии на переоборудование транспорта на природный газ (метан) | |
Получатели |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели |
Размер и вид меры поддержки |
Размер субсидии рассчитывается с учетом вида транспортного средства и владельца |
Форма предоставления |
Компенсация понесенных затрат |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики". Постановление Правительства Белгородской области от 23 марта 2020 года N 91-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на условиях софинансирования расходных обязательств области за счет средств федерального бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в рамках реализации мероприятия "Переоборудование транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива в 2021 году и последующие годы" |
3.2. Региональные меры поддержки бизнеса
3.2.1. Общие меры поддержки бизнеса
3.2.1.1. Софинансирование затрат, связанных с сертификацией товаров (работ, услуг)
Софинансирование затрат субъектов МСП, связанных с сертификацией товаров (работ, услуг) | |
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
До 700 тыс. рублей, но не более 80 процентов от суммы затрат |
Форма предоставления |
Софинансирование затрат |
Порядок предоставления |
Конкурсный отбор |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.1.2. Софинансирование затрат, связанных с популяризацией товаров (работ, услуг)
Софинансирование затрат субъектов МСП, связанных с популяризацией товаров (работ, услуг) | |
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
До 300 тыс. рублей, но не более 80 процентов от суммы затрат |
Форма предоставления |
Софинансирование затрат |
Порядок предоставления |
Конкурсный отбор |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.1.3. Земельный участок без торгов
Предоставление земельных участков без проведения торгов | |
Получатели |
Инвесторы |
Размер и вид меры поддержки |
Аренда в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка с правом последующего выкупа |
Форма предоставления |
Получение статуса инвестиционного проекта, одобренного Инвестиционным советом при Губернаторе Белгородской области |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 27 апреля 2005 года N 93-пп "Об утверждении Порядка рассмотрения и одобрения Инвестиционным советом при Губернаторе Белгородской области инвестиционных проектов" |
3.2.1.4. Софинансирование затрат, связанных с получением инжиниринговых услуг
Софинансирование затрат субъектов МСП, связанных с получением инжиниринговых услуг | |
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
До 95 процентов от затрат |
Форма предоставления |
Софинансирование затрат |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.1.5. Льготные микрозаймы
Предоставление льготных микрозаймов субъектам МСП | |
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
До 5 млн. рублей на срок до 3 лет |
Форма предоставления |
Льготное микрокредитование |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.1.6. Компенсация затрат на оборудование
Предоставление субсидий субъектам МСП на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования для создания и расширения производства на территории Белгородской области | |
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
До 10 млн. рублей, но не более 75 процентов от суммы понесенных затрат |
Форма предоставления |
Компенсация понесенных затрат |
Порядок получения |
Конкурсный отбор |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 14 февраля 2022 года N 68-пп "О финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий "Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования для создания и расширения производства в сельской местности Белгородской области" и "Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования для создания и расширения производства в городских и иных поселениях Белгородской области" |
3.2.1.7. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений
Компенсация затрат на создание объектов инфраструктуры и гарантия неухудшения условий реализации инвестпроекта | |
Получатели |
Инвесторы, реализующие новые инвестиционные проекты |
Размер и вид меры поддержки |
Меры поддержки: 1. Возмещение затрат (в форме субсидии или налогового вычета): - на создание инфраструктуры; - на уплату процентов по кредитам; - на уплату купонного дохода по облигационным займам; - на демонтаж жилых объектов военных городков. 2. Стабилизационная оговорка: Неприменение к инвестору законодательства, которое будет ухудшать его положение. Размер поддержки: - до 100 процентов возмещение затрат на сопутствующую инфраструктуру, демонтаж жилых объектов военных городков; - до 50 процентов возмещение затрат на обеспечивающую инфраструктуру |
Форма предоставления |
Возмещение затрат в форме субсидии, налогового вычета. Стабилизационная оговорка |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 19 сентября 2022 года N 563-пп "Об утверждении порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых не является Российская Федерация, изменения и прекращения действия таких соглашений, особенности раскрытия информации о бенефициарных владельцах организации, реализующей инвестиционный проект". Постановление Правительства Белгородской области от 19 сентября 2022 года N 564-пп "Об оценке инвестиционных проектов, в отношении которых планируется заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений, на предмет эффективного использования средств бюджета Белгородской области". Распоряжение Правительства Белгородской области от 15 ноября 2021 года N 539-рп "Об утверждении перечня законов и иных нормативных правовых актов Белгородской области, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Распоряжение Правительства Белгородской области от 30 ноября 2020 года N 458-рп "Об определении органа исполнительной власти области, уполномоченного на подписание от имени Белгородской области соглашений о защите и поощрении капиталовложений" |
3.2.1.8. Компенсация части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, на инвестиционные цели и (или) пополнение оборотных средств
Субсидия на возмещение части затрат, связанных с уплатой в период с 28 февраля 2022 года по 15 декабря 2022 года процентов по кредитам (либо по траншам в рамках невозобновляемой кредитной линии), привлеченным в российских кредитных организациях на инвестиционные цели и (или) на пополнение оборотных средств | |
Получатели |
Предприятия обрабатывающих производств и строительства с суммой кредита до 50 млн. рублей |
Размер и вид меры поддержки |
0,75 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату подачи заявки на предоставление субсидии, но не более 15 процентов годовых от размера ссудной задолженности по кредитам за период, по которому понесены затраты, связанные с уплатой процентов по кредиту. Максимальный размер субсидии для одного получателя - не более 7,5 млн. рублей |
Форма предоставления |
Компенсация понесенных затрат |
Порядок получения |
Отбор в форме запроса предложений |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 28 марта 2022 года N 176-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на инвестиционные цели и (или) на пополнение оборотных средств" |
3.2.1.9. Компенсация затрат, связанных с уплатой комиссии за предоставление банковской гарантии на обеспечение аванса по государственным контрактам
Субсидия на возмещение части затрат, связанных с уплатой комиссии за предоставление банковской гарантии по государственному контракту | |
Получатели |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели |
Размер и вид меры поддержки |
50 процентов фактически понесенных затрат, связанных с уплатой комиссии за предоставление банковской гарантии, но не более 3 процентов от суммы банковской гарантии |
Форма предоставления |
Компенсация понесенных затрат |
Порядок получения |
Отбор в форме запроса предложений |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 04 апреля 2022 года N 209-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой комиссии за предоставление банковской гарантии на обеспечение аванса по государственным контрактам" |
3.2.1.10. Компенсация затрат, связанных с продвижением Товаров (работ, услуг) через торговые Интернет-площадки
Предоставление субсидий субъектам МСП на возмещение части затрат, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) через торговые Интернет-площадки | |
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
До 300 тыс. рублей, но не более 50 процентов от понесенных затрат |
Форма предоставления |
Компенсация понесенных затрат |
Порядок получения |
Конкурсный отбор |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 14 февраля 2022 года N 67-пп "О финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Белгородской области в рамках мероприятия "Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) через торговые Интернет-площадки" |
3.2.2. Поручительство Белгородского гарантийного фонда содействия кредитованию
3.2.2.1. Поручительство "Стандарт"
Поручительство по кредитным договорам и договорам займа, направленным на пополнение оборотных средств, приобретение внеоборотных активов, рефинансирование действующих кредитных обязательств | |
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
- до 49 млн. рублей; - до 70 процентов от суммы основного долга |
Форма предоставления |
Поручительство |
Порядок получения |
Заявительный характер |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.2.2. Поручительство "Экспресс"
Поручительство по кредитным договорам, договорам займа, направленным на пополнение оборотных средств и приобретение внеоборотных активов | |
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
- до 49 млн. рублей, до 18 месяцев; - до 50 процентов от суммы основного долга |
Форма предоставления |
Поручительство |
Порядок получения |
Заявительный характер |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.2.3. Поручительство "Старт"
Поручительство по кредитным договорам, договорам займа, направленным на пополнение оборотных средств и приобретение внеоборотных активов | |
Получатели |
Субъекты МСП, действующие менее 12 месяцев |
Размер и вид меры поддержки |
- до 25 млн. рублей; - до 50 процентов от суммы основного долга |
Форма предоставления |
Поручительство |
Порядок получения |
Заявительный характер |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.2.4. Поручительство "Лизинг"
Поручительство по договорам лизинга | |
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
- до 25 млн. рублей; - до 20 процентов от суммы основного долга |
Форма предоставления |
Поручительство |
Порядок получения |
Заявительный характер |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.2.5. Поручительство "Банковская гарантия"
Поручительство по договорам банковской гарантии, направленным на обеспечение исполнения обязательств в рамках предпринимательской деятельности | |
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
- до 49 млн. рублей; - до 70 процентов от суммы основного долга |
Форма предоставления |
Поручительство |
Порядок получения |
Заявительный характер |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.3. Информационно-консультационные услуги
3.2.3.1. Информационно-консультационные услуги, предоставляемые МКК Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства на бесплатной основе
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
Информационно-консультационные услуги |
Форма предоставления |
Проведение конференций, форумов, круглых столов и иных мероприятий, консультирование |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.3.2. Образовательные услуги, предоставляемые МКК Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства на бесплатной основе
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
Образовательные услуги |
Форма предоставления |
Организация и проведение программ обучения (семинары, тренинги, мастер-классы, вебинары и иные мероприятия) |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.3.3. Консультационные услуги, предоставляемые ОГБУ "Белгородский региональный ресурсный инновационный центр" на бесплатной основе
Получатели |
Субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
Консультационные услуги |
Форма предоставления |
Консультирование |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.3.4. Выявление и квалификационная оценка для включения в программы партнерства и мероприятия по "выращиванию" ОГБУ "Белгородский региональный ресурсный инновационный центр"
Получатели |
Субъекты МСП производственных видов экономической деятельности |
Размер и вид меры поддержки |
Выявление и квалификационная оценка для включения в программы партнерства и мероприятия по "выращиванию" |
Форма предоставления |
Включение в программы партнерства и мероприятия по "выращиванию" |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.4. Меры поддержки агропромышленного комплекса
3.2.4.1. Компенсация основных затрат для производителей отдельных продовольственных товаров
Субсидия на производство и реализацию отдельных продовольственных товаров | |
Получатели |
Производители хлеба, батона, лопатки свиной, фарша свиного, тушек цыплят-бройлеров, яиц куриных пищевых |
Размер и вид меры поддержки |
Компенсация до 100 процентов фактически понесенных затрат по ставкам за 1 кг (1 шт.) произведенной и реализованной продукции по ценам, не превышающим установленных нормативным правовым актом |
Форма предоставления |
Субсидия, перечисляемая на расчетный счет |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 25 октября 2021 года N 491-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на производство и реализацию в организации розничной торговли отдельных продовольственных продуктов" |
3.2.5. Меры поддержки резидентов индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков
3.2.5.1. Налоговые меры
Налог на имущество | |
Получатели |
Резиденты промышленных (индустриальных) парков, зарегистрированные в качестве юридических лиц не ранее 1 января 2018 года. Управляющие компании индустриальных (промышленных) парков |
Размер и вид меры поддержки |
0 процентов - в отношении вновь созданного и (или) приобретенного недвижимого имущества, не являвшегося объектом налогообложения ранее 1 января 2018 года, сроком на, 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию при условии создания индустриального (промышленного) парка не ранее 1 января 2018 года |
Форма предоставления |
Льготный налоговый режим |
Нормативные правовые акты |
Закон Белгородской области от 27 ноября 2003 года N 104 "О налоге на имущество организаций" |
3.2.5.2. Имущественные меры
Льготная аренда | |
Получатели |
Резиденты индустриальных (промышленных) парков |
Размер и вид меры поддержки |
Предоставление производственных площадей и помещений для создания (развития) производств |
Форма предоставления |
Имущественная поддержка |
Порядок предоставления |
Заключение Соглашения с управляющей компанией промышленного (индустриального) парка |
3.2.5.3. Финансовые меры. Компенсация затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков
Субсидия на возмещение части затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры промышленных (индустриальных) парков, включенных в перечень проектов, утвержденный актом Правительства Российской Федерации | |
Получатели |
Управляющие компании промышленных (индустриальных) парков |
Размер и вид меры поддержки |
50 процентов от суммы фактически понесенных затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию, объектов инфраструктуры индустриального (промышленного) парка, проектная документация на которые прошла государственную экспертизу достоверности сметной стоимости, и не более 15 млн. рублей на 1 гектар общей площади территории промышленного (индустриального) парка |
Форма предоставления |
Компенсация понесенных затрат |
Порядок получения |
Отбор в форме запроса предложений |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 27 декабря 2021 года N 664-пп "О мерах государственной поддержки управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, реализующих проекты по созданию, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков на территории Белгородской области" |
3.2.6. Меры поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП
3.2.6.1. Компенсация транспортных затрат на экспорт продукции
Субсидия на возмещение затрат на транспортировку продукции для организации экспортных поставок | |
Получатели |
Экспортно ориентированные субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
Не более 80 процентов от суммы расходов за вычетом налога на добавленную стоимость и не более 1 млн рублей |
Форма предоставления |
Компенсация понесенных затрат |
Порядок получения |
Конкурсный отбор |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 21 февраля 2022 года N 75-пп "О финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятия "Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на транспортировку продукции для организации экспортных поставок" |
3.2.6.2. Финансирование затрат на участие в международных выставках и ярмарках
Софинансирование участия в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях | |
Получатели |
Экспортно ориентированные субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
Не более 833 тыс. рублей на 1 субъекта МСП от суммы затрат по договору с организаторами выставки |
Форма предоставления |
Перечисление средств на счет организаторов выставки |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.6.3. Софинансирование услуг по сертификации экспорта товаров (работ, услуг)
Услуга по приведению продукции и (или) производственного процесса в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг) | |
Получатели |
Экспортно ориентированные субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
Софинансирование, не более 2 млн. рублей, до 80 процентов затрат |
Форма предоставления |
Перечисление средств на счет специализированной организации |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.6.4. Софинансирование услуг по размещению на международных электронных торговых площадках
Услуга на размещение субъектов МСП и (или) их товаров (работ, услуг) на международных электронных торговых площадках | |
Получатели |
Экспортно ориентированные субъекты МСП |
Размер и вид меры поддержки |
Софинансирование, до 600 тыс. рублей на 1 субъекта МСП |
Форма предоставления |
Перечисление средств на счет организаторам международных электронных торговых площадок |
Нормативные правовые акты |
Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 года N 162-пп "О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области" |
3.2.7. Меры поддержки IT-компаний
3.2.7.1. Налоговая ставка в размере 1 процент на УСН (доходы)
Снижение налоговой ставки на УСН (упрощенная система налогообложения (доходы) до 1 процента | |
Получатели |
Участники кластера информационных технологий Белгородской области |
Размер и вид меры поддержки |
Льготная налоговая ставка - 1 процент |
Форма предоставления |
Льготное налогообложение |
Нормативные правовые акты |
Закон Белгородской области от 14 июля 2010 года N 367 "Об установлении ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Белгородской области" |
IV. Приоритетные направления инвестиционного и инновационного развития Белгородской области
Основными приоритетными (направлениями) инвестиционного развития области являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), растениеводство (тепличное производство, садоводство, производство сои) и промышленность:
- горно-металлургический комплекс, научная деятельность в горно-металлургическом комплексе;
- глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, научная деятельность в агропромышленном комплексе;
- биофармацевтика и химическая промышленность;
- производство строительных материалов;
- производство машин и оборудования;
- утилизация твердых коммунальных отходов;
- развитие энергетики и рынка газомоторного топлива.
В числе инновационных приоритетов Белгородской области - развитие ESG (экология, социальная политика и корпоративное управление), медицина и информационные технологии.
Инвестиционная стратегия развития Белгородской области определена постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года".
Инвестиционные приоритеты развития области определены постановлением Правительства Белгородской области от 26 июля 2021 года N 285-пп "Об утверждении комплексного плана мероприятий, направленных на увеличение объема валового регионального продукта Белгородской области в 2 раза".
V. Инвестиционные обязательства Белгородской области
Белгородская область в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации устанавливает следующие гарантии безопасности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности:
- неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
- соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")";
- оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Белгородской области, в досудебном порядке областным межведомственным координационным советом по защите интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, развитию конкуренции и улучшению инвестиционного климата. Координационный совет является координационным и консультационно-совещательным органом при Губернаторе области для решения проблемных вопросов предпринимательства, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, разрешения разногласий и споров инвесторов с исполнительными органами Белгородской области, органами местного самоуправления и уполномоченными организациями по вопросам реализации мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, развития конкуренции;
- использование механизма обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля посредством подсистемы досудебного обжалования в государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности";
- общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Белгородской области, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую Федеральным законом тайну, для инвесторов;
- неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Белгородской области;
- обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Белгородской области;
- повышение уровня доходов населения Белгородской области;
- упрощение разрешительных процедур и сокращение сроков получения разрешительной документации, осуществляемых (оформляемых) в рамках полномочий исполнительных органов Белгородской области, городских округов, муниципальных районов;
- развитие системы "одного окна" в организации взаимодействия с инвестором при реализации инвестиционных проектов на территории Белгородской области;
- обеспечение права инвестора на свободный выбор контрагентов при реализации инвестиционного проекта и невмешательство в административно-хозяйственную деятельность инвестора.
Правительство Белгородской области обязуется предоставлять инвесторам, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений, меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", в том числе предусмотренные действующим законодательством Белгородской области.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Губернатора Белгородской области от 7 октября 2022 г. N 507-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.