Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.Е.В., К.О.А., А.Р.А., Е.С.М., Е.Д.С. к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части нормативных правовых актов, установил:
административные истцы К.Е.В., К.О.А., А.Р.А., Е.С.М., Е.Д.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе, в котором с учетом уточнений (л.д. 235-240 т. 1) просят признать не действующими Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, и Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в той мере, в какой часть земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отнесена к функциональной зоне транспортной инфраструктуры и к территории общего пользования.
Требования мотивированы тем, что К.Е.В., К.О.А., А.Р.А., Е.С.М., Е.Д.С., являясь участниками общей долевой собственности на жилой дом, 1897 года постройки, по адресу: <адрес>, также пользуются земельным участком, предоставленным для эксплуатации дома и поставленного на кадастровый учет в 2006 году. К.Е.В. обратились в комитет по земельным ресурсам и землеустройству с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако ДД.ММ.ГГ им было отказано в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка цели эксплуатации, а также в связи с частичным расположением участка на землях общего пользования. Такое градостроительное планирование и зонирование, установленное оспариваемыми нормативными правовыми актами, противоречит требованиям статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым территориальные зоны должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также земельный участок может быть отнесен только к одной территориальной зоне. При этом территория общего пользования распространяется на часть жилого дома, возведенного задолго до принятия оспариваемых актов, а соблюдение нормативов ширины <адрес> не может являться основанием для нарушения прав истцов.
В процессе рассмотрения дела судом в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию <адрес>.
В судебное заседание административные истцы К.Е.В., А.Р.А., Е.С.М., Е.Д.С. не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный истец К.О.А., ее представитель Ф.М.Ф., представитель административного истца К.Е.Ю. - А.О.В. при рассмотрении дела административные исковые требования поддержали по изложенным в уточненном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула К.К.В. в судебном заседании возражала против возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях (л.д. 40-42 т. 1, 230-232 т. 2), из которых следует, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушена. Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (далее Генеральный план г. Барнаула) относит испрашиваемый земельный участок частично к функциональной зоне общественно-деловой застройки, частично - к зоне транспортной инфраструктуры. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (далее Правила землепользования г. Барнаула), данный земельный участок полностью расположен в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой застройки, по земельному участку проходит красная линия, в связи с чем часть участка отнесена к территории общего пользования, а именно дороге <адрес>, которую планируется расширять. Тем самым Правила землепользования г. Барнаула соответствуют Генеральному плану г. Барнаула. При этом границы функциональной определены красными линиями, установленными Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа города Барнаула, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 06 сентября 2019 года. Нахождение части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования не свидетельствует о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов градостроительному законодательству, а несоответствие планируемого использования части территории городского округа фактическому землепользованию не является основанием для признания нормативных правовых актов недействующими, поскольку приоритет публичной цели устойчивого развития территории обуславливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями ст.ст. 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора Ф.Ю.Н. об отсутствии оснований для признания недействующими оспариваемых частей Генерального плана г. Барнаула и Правил землепользования г. Барнаула, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края (л.д. 65-77 т. 2).
Согласно фрагменту Генерального плана г. Барнаула - Карта функциональных зон, земельный участок по адресу: <адрес>, находится частично в многофункциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и частично в зоне транспортной инфраструктуре (л.д. 195-196 т. 1).
Согласно фрагменту Генерального плана г. Барнаула - Карта транспортной инфраструктуры, указанный земельный участок частично находится на дороге <адрес> (л.д.197-198 т.1).
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (л.д. 189-200 т. 1). В настоящий момент В Правила землепользования г. Барнаула внесены изменения решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ (л.д. 61-65 т. 3).
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования Правил землепользования г. Барнаула вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой застройки городского центра (СОД-1) (л.д.233 т.2). По данному земельному участку, в том числе и под жилым домом, проходит красная линия <адрес>.
Также в судебном заседании установлено, что К.Е.В., К.О.А., А.Р.А., Е.С.М., Е.Д.С. являются участниками общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес> (л.д. 214-220 т. 2). Данный жилой дом возведен в 1897 году, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ. В настоящее время к основному дому (литера А, а1, I, II, Г, Г1, Г2, Г3,Г4) возведены пристрои (литера A1, А2), которые являются самовольными строениями (л.д. 189, 190-194).
Земельный участок по <адрес> в г. <адрес> 900 кв. м. поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, ему присвоен кадастровый ***, участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения домов индивидуальной жилой застройки (л.д. 213 т. 2). Жилой дом полностью расположен на этом земельном участке (л.д. 16 т. 1). Схема данного участка утверждена распоряжением руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГ ***, при этом в распоряжении указано, что часть земельного участка расположена в границах красных линий (л.д. 224об т. 2).
На обращение К.Е.В. в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГ получен отказ в связи с тем, что согласно Правилам землепользования <адрес> испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой застройки, а также на территории общего пользования (л.д. 34-35 т. 1).
Поскольку Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула не устанавливают функциональную зону и одну территориальную зону в районе земельного участка административных истцов, допускающие размещение жилой застройки, суд приходит к выводу о праве, суд приходит к выводу о праве К.Е.В., К.О.А., А.Р.А., Е.С.М., Е.Д.С. с учетом статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 15 статьи 24, части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Так как Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула являются нормативными правовыми актами, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории г. Барнаула Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71. Порядок принятия данных нормативных правовых актов не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2018 года, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 02 июня 2017 года N 821, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Кроме того, процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов судом проверена, нарушений порядка принятия и обнародования нормативных правовых актов не установлено. Так, вступившими в законную силу решениями Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу ***а-745/2019 по административному иску К.Н.А. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края" (оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГ *** от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** по административному иску К.В.И. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части решения от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула", решения от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес>") также не установлено нарушений порядка принятия нормативных правовых актов (л.д.229-235 т.1, л.д.67-76 т.3).
По данным основаниям нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа; иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района (части 1,6, пункты 3,9 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 указанного кодекса).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
В силу статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 9 и 10 статьи 31, части 1 статьи 34 ГрК РФ, генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.
Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (пункты 4 и 5 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Вместе с тем названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.
В данном случае, как указывалось выше, земельный участок по адресу: <адрес>, согласно фрагменту Генерального плана г. Барнаула - Карта функциональных зон находится в многофункциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и в зоне транспортной инфраструктуре, а согласно фрагменту карты градостроительного зонирования Правил землепользования г. Барнаула - в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой застройки городского центра (СОД-1), в которой в силу части 1.2 статьи 62 Правил землепользования г. Барнаула к условно-разрешенным видам использования относится использование для индивидуального жилищного строительства.
При этом граница функциональной зоны смешанной и общественно-деловой застройки совпадает с красной линией <адрес>, установленной Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа <адрес>, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ (л.д. 169, 223-226 т. 1).
Согласно Постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** дорога по <адрес> автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - <адрес> Алтайского края как магистральная улица районного значения транспортно-пешеходная.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В силу частью 3 статьи 50 Правил землепользования г. Барнаула земельные участки в границах территорий общего пользования могут быть предоставлены для размещения объектов улично-дорожной сети: размещения автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).
Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана соответствуют положениям статей 9 и 23 ГрК РФ.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе они не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование исходит из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Учитывая наличие Проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - <адрес> Алтайского края, определившего красные линии, местоположение дороги и территорий общего пользования, в границах которых будет осуществлено строительство (реконструкция) дорог, в том числе по испрашиваемому земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, который к настоящее время не оспаривается административным истцом, суд считает, что определение границы функциональной зоны относительно дороги <адрес> соответствует требованиям градостроительного законодательства.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на расположение одного земельного участка в двух функциональных зонах.
Тем самым суд не усматривает противоречий между оспариваемыми нормативными правовыми актами в части соответствия функциональной зоны транспортной инфраструктуры и зоны общего пользования. Граница данных зон соответствует красной линии <адрес>, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 статьи 34 ГрК РФ. Градостроительный регламент территориальной зоны предусматривает размещение жилого дома, что отвечает законным интересам административных истцов, являющихся собственниками жилого дома, расположенного на этом земельном участке.
Также суд учитывает, что под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Частью 4 статьи 30 данного кодекса предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ также предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В соответствии с частями 1,15 статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков. Каждый градостроительный регламент действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (части 1-3 статьи 36 указанного кодекса).
Под территориями общего пользования для целей градостроительной деятельности понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
В силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов в границах территорий общего пользования не распространяется.
Перечень территориальных зон (30 видов), выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа - города Барнаула, приведен статье 48 Правил землепользования г. Барнаула.
Таким образом, установленная в отношении части земельного участка административных истцов зона общего пользования не является отдельной территориальной зоной.
Такое градостроительное зонирование также не противоречит положениям части 3 статьи 9, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
В силу пункта 3 статьи 49 Правил землепользования г. Барнаула действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе, в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, скверов, пляжей, автомобильных дорог, набережных, закрытых водоемов, бульваров и других подобных территорий) (пункт 2 части 4 статьи 49, статья 50 Правил землепользования и застройки г. Барнаула).
Кроме того, согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, суд критически относится к доводам административных истцов о противоречии Правил землепользования г. Барнаула части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) и части 4 статьи 30 ГрК РФ, предусматривающих отнесение земельного участка к одной территориальной зоне.
Также не является основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими то обстоятельство, что часть земельного участка, расположенная под жилым домом, находится на территории общего пользования, что нарушает требования статьи 34 ГрК РФ, а также
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VIII ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
При этом суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***).
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в оспариваемой части Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление К.Е.В., К.О.А., А.Р.А., Е.С.М., Е.Д.С. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 21 июля 2021 г. N 3а-650/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании