Решение Алтайского краевого суда от 16 августа 2022 г. N 3а-1204/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску М.В.С. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления, установил:
М.В.С. обратилась в суд с административным иском к Барнаульской городской Думе о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, в части установления территориальной коммунальной зоны (ПК-2) в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: г. <адрес>.
В обоснование административных исковых требований указала, что является владельцем земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>. Письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от 15 февраля 2022 года М.В.С. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, на том основании, что Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447 (далее - Правила землепользования и застройки) земельный участок расположен в территориальной зоне (ПК-2), где не предусмотрено размещение жилых домов. Установление данной территориальной зоны оспариваемым нормативным правовым актом противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает право административного истца на предоставление земельного участка в собственность.
В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила заявленные требования, дополнительно заявила требование о признании не действующим Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее также - Генеральный план), утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 в части установления коммунально-складской функциональной зоны в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: г <адрес>.
В обоснование уточнённого административного иска указала, что земельный участок в соответствии с Генеральным планом расположен в коммунально-складской функциональной зоне, назначение которой не предполагает индивидуальное жилищное строительство. При этом в соответствии с ранее действовавшими Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 года N 245, Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834, земельный участок административного истца находился в функциональной и территориальных зонах, допускающих жилищное строительство. Определение границ функциональных зон по границам санитарно-защитной зоны возможно при наличии решения об установлении санитарно-защитной зоны, постановки их на кадастровый учет, чего в данном случае сделано не было.
В судебное заседание административный истец, представитель не явились, извещены надлежаще.
Представитель административного ответчика О.Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора У.И.Б. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска, суд приходит к следующему.
Решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 07 сентября 2019 года N 134 (5026), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 11 декабря 2019 года с присвоением номера государственной регистрации RU22085218201900579.
Решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, в которые решением Барнаульской городской Думы от 04 декабря 2020 года N 611 внесены изменения.
Решение опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 31 декабря 2019 года N 195 (5088), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 30 января 2020 года с присвоением номера государственной регистрации RU22085218201900619.
В судебном заседании установлено, что М.В.С. владеет жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: г. <адрес> что подтверждается также справкой УУП ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Барнаулу от 08 декабря 2021 года (л.д. 6). Согласно выписке из технического паспорта по состоянию на 15 февраля 2021 года жилой дом состоит из Литеров Б, Б1, которые являются самовольной постройкой (л.д. 9-21).
Согласно фрагменту Генерального плана (карта функциональных зон), ответу Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула на запрос суда от 12 мая 2022 года земельный участок по адресу: <адрес> расположен в функциональной коммунально-складской зоне (л.д. 40-41).
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования - карта с отображением границ территориальных зон и территорий, земельный участок по адресу: <адрес> расположен в территориальной коммунальной зоне (ПК-2) (л.д. 42).
Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2, части 2 статьи 10 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Действие данной нормы продлено до 01 сентября 2022 года Законом Алтайского края от 07 апреля 2022 года N 25-ЗС "О внесении изменения в статью 10 закона Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
В целях реализации своего права на приобретение земельного участка в собственность М.В.И. обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула с заявлением о предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на праве собственности, в удовлетворении которого 15 февраля 2022 года ей было отказано в связи с нахождением земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки частично в территориальной коммунальной зоне (л.д. 22-23).
Предусмотренный статьей 76 Правил землепользования и застройки регламент территориальной зоны ПК-2 не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов, как и установленные Генеральным планом функциональные зоны, то есть требования градостроительного законодательства исключают предоставление земельных участков административному истцу в собственность на основании вышеуказанной нормы закона края.
При таких обстоятельствах административный истец с учетом положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе оспорить нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления в части функционального и территориального зонирования, установленных на территории земельного участка находящегося во владении М.В.И.
Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула являются нормативными правовыми актами, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории г. Барнаула Алтайского края, в связи с чем суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71. Порядок принятия данных нормативных правовых актов не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2018 года, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 02 июня 2017 года N 821, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Кроме того, процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов судом проверена, нарушений порядка принятия и обнародования нормативных правовых актов не установлено. Вступившими в законную силу решениями Алтайского краевого суда от 24 декабря 2019 года по административному делу N 3а-745/2019 по административному иску К.Н.А. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" (оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 июня 2020 года N 66а-180/2020), от 14 февраля 2020 года по административному делу N 3а-2/2020 по административному иску К.В.И. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула", решения от 25 декабря 2019 года N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула") также не установлено нарушений порядка принятия нормативных правовых актов.
Также судом проверена процедура принятия решения от 04 декабря 2020 года "О внесении изменений и дополнений в решение Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края", существенных нарушений не установлено.
По данным основаниям нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 1, 2, 4 статьи 30, частей 3, 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа является документом территориального планирования, обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В силу части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.
Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.
Таким образом, согласно положениям части 3 статьи 9, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
При этом фактическое землепользование не исключает необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Из представленных административным ответчиком фрагментов Приложения 4 "Карта функциональных зон" Генерального плана города Барнаула следует нахождение земельного участка по <адрес>, в г. Барнауле в коммунально-складской функциональной зоне, а из фрагмента Приложения 1 Правил землепользования и застройки города Барнаула - в территориальной зоне ПК-2 (коммунальной зоне).
Таким образом, установленная в Правилах землепользования и застройки территориальная зона, в которой расположен земельный участок административного истца, полностью соответствует предусмотренной Генеральным планом зоне функционального назначения.
Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки территориальные зоны устанавливаются с учетом, в частности, положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (пункт 3 статьи 31, пункты 4, 5 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
При этом суд исходит из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который отмечал, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учёт потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 06 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О и от 25 февраля 2016 года N 242-О).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VIII Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственное использование.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон производственного использования могут включаться, в том числе коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли.
Постановлением Администрации Алтайского края от 09 апреля 2015 года N 129 утверждены нормативы градостроительного проектирования Алтайского края (далее - Нормативы градостроительного проектирования), разработанные в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края от 29 декабря 2009 года N 120-ЗС "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" на основании статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, социальных, национальных и территориальных особенностей Алтайского края.
На основании пункта 1.10 Нормативов градостроительного проектирования перечень видов функциональных зон в документах территориального планирования может включать в себя: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения.
Жилые зоны предусматриваются в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Не допускается размещать в жилых зонах объекты и осуществлять виды деятельности, не соответствующие требованиям настоящих нормативов (пункт 1.11 Нормативов градостроительного проектирования).
Как следует из пункта 1.14 Нормативов градостроительного проектирования, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
На территориях коммунально-складских зон следует размещать предприятия пищевой (пищевкусовой, мясной и молочной) промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады (холодильники, картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города (пункт 5.11 Нормативов градостроительного проектирования).
В силу требований пункта 5.7 Нормативов градостроительного проектирования в пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку, дошкольные и общеобразовательные организации, организации здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства. Территория санитарно-защитных зон не должна использоваться для рекреационных целей и производства сельскохозяйственной продукции. Режим использования территорий санитарно-защитных зон предприятий и объектов определяется в соответствии с действующим законодательством, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно положений раздела 3 "Производственная территория" СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" промышленные предприятия, как правило, следует размещать на территории промышленных зон (районов) в составе групп предприятия (промышленных узлов) с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры, а в сельских поселениях в составе производственных зон. На территориях коммунально-складских зон (районов) следует размещать предприятия пищевой промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады, предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города.
При этом, как предписывает пункта 5.5 Нормативов градостроительного проектирования, при подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территорий следует предусматривать мероприятия по защите населения от опасных воздействий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций на производственных и иных объектах.
Как следует из ответа Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от 30 мая 20222 года на судебный запрос, спорный земельный участок расположен в нормативно определенной в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 от границ земельных участков по адресам: <адрес>, с видами разрешенного использования "для размещения промышленных объектов", "для эксплуатации административно-производственных зданий и сооружений" (промышленные предприятия и коммунально-складские организации V класса вредности.
Согласно представленным стороной административного ответчика документам, на территории в районе расположения земельного участка административного истца (в функциональной коммунально-складской зоне) расположены производственные и складские объекты, по ул. <адрес> в отношении которых санитарно-защитные зоны подлежат установлению.
Наличие промышленных предприятий и коммунально-складских объектов также подтверждается данными программы Дубль Гис.
Из выписки из ЕГРЮЛ лиц в отношении Акционерного Общества Центральная заготовительная мастерская "Барнаульская", являющегося собственником здания и земельного участка по адресу <адрес>, следует, что основной вид деятельности юридического лица - это обработка вторичного неметаллического сырья.
В соответствии с пунктом 9.8 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 26 мая 2011 года N 244 к функциональным зонам могут быть отнесены общественно-деловые зоны, жилые зоны, рекреационные зоны, производственные и коммунальные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, пригородные и иные функциональные зоны.
Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения могут определяться с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных обоснованных границ с учетом градостроительных ограничений.
Санитарно-защитные зоны в проектах генеральных планах целесообразно учитывать как специальные территории с особым режимом использования, которые могут устанавливаться вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В этих зонах не следует предусматривать размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома, рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (пункт 12.5 Методических рекомендаций).
Таким образом, оспариваемые административными ответчиками положения Генерального плана города Барнаула соответствуют вышеприведенному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Установление в районе принадлежащего административному истцу земельного участка как территориальной коммунальной зоны, так и функциональной коммунально-складской зоны является обоснованным и соответствует нормативам градостроительного проектирования.
Довод административного истца о несоответствии территориального зонирования фактическому землепользованию подлежит отклонению, поскольку в силу прямого указания в статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации фактическое землепользование не является единственным фактором, подлежащим учету при определении границ территориальных зон. На дату общественных обсуждений (протокол от 29 ноября 2019 года) и дату направления проекта Правил землепользования и застройки города Барнаула в Барнаульскую городскую Думу для рассмотрения (12 декабря 2019 года) земельный участок не был внесен в Единый государственный реестр недвижимости, права в отношении расположенного на земельном участке объекта недвижимости не зарегистрированы, объект является самовольной постройкой. Как следует из протокола общественного обсуждения, владелец земельного участка по адресу: <адрес> не участвовал в общественном обсуждении.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
При этом в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Указание административного истца на то, что до настоящего времени границы территориальных зон не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, также не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в виду следующего.
Как предусмотрено пунктами 2, 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Поскольку, ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" не предусмотрено, что неисполнение обязанности по своевременному предоставлению документов по установлению территориальных зон в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН влечет незаконность такого установления документом территориального зонирования, суд находит такой довод представителя административного истца не основанным на нормах права.
На основании вышеприведенных норм и установленных по административному делу обстоятельств административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административные исковые требования М.В.С. о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 16 августа 2022 г. N 3а-1204/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании