Решение Алтайского краевого суда от 22 сентября 2022 г. N 3а-1652/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.С.Н. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, установил:
Решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула (далее также - Правила землепользования и застройки).
Решение опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 31 декабря 2019 года N 195 (5088), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 30 января 2020 года с присвоением номера государственной регистрации ***.
Решениями Барнаульской городской Думы от 4 декабря 2020 года N 611, от 28 мая 2021 года N 685, от 28 апреля 2022 года N 876, 30 августа 2022 года в Правила землепользования и застройки г. Барнаула внесены изменения.
Решения опубликованы в газете "Вечерний Барнаул" 09 декабря 2020 года N 184 (5272), 29 мая 2021 года N 74 (5358), 30 апреля 2022 года N 62 (5540), 03 сентября 2022 N 129 включены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 15 января 2021 года с присвоением номера государственной регистрации ***, 18 июля 2022 года с присвоением номера государственной регистрации ***, 01 июля 2021 года с присвоением номера государственной регистрации *** соответственно.
Б.С.Н. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 13, 14, т. 1)
Собственником земельного участка <адрес> является <данные изъяты> (л.д. 17-30, т. 2).
Б.С.Н., с учетом уточнения требований, обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утв. решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, в части установления территориальной зоны Ж-2 на земельных участках <адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что градостроительный регламент территориальной зоны Ж-2 предусматривает возможность застройки среднеэтажными многоквартирными домами, что позволило на участке по адресу <адрес> строительство многоэтажного многоквартирного дома. Б.С.Н. ссылается на несоответствие установленного использования территории фактически сложившемуся землепользованию согласно пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также полагает, что оспариваемая территориальная зона нарушает её права на благоприятную окружающую среду.
Барнаульская городская Дума в письменных возражениях полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, указывая на соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта, его соответствие требованиям действующего законодательства, отсутствие доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В процессе рассмотрения дела судом на основании статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель административного истца Б.С.Н. - Г.А.Л. административный иск поддержал.
Представитель Барнаульской городской Думы О.Е.А. возражала против удовлетворения требований по доводам письменных возражений.
Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> - З.Х.Н. полагала требования не обоснованными, а нормативный правовой акт не нарушающим права и законные интересы административного истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Алтайского края Т.Я.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, административный истец владеет земельным участком по адресу: <адрес>, земельным участком <адрес> владеет <данные изъяты>.
Согласно фрагментам приложения 4 "Карта функциональных зон" Генерального плана города Барнаула 2019 года и приложения 1 "Карта градостроительного зонирования. Карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории" Правил землепользования и застройки города Барнаула 2019 года земельные участки административного истца и заинтересованного лица полностью находятся в функциональной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный) и территориальной зоне Ж-2 (зоне застройки среднеэтажными многоквартирными домами) (л.д.62-65).
Предусмотренный статьей 59 Правил землепользования и застройки города Барнаула 2019 года регламент территориальной зоны Ж-2 предусматривает размещение среднеэтажной жилой застройки, малоэтажной многоквартирной жилой застройки, индивидуальных жилых домов.
Полагая, что строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке по <адрес> нарушает права административного истца на благоприятные условия проживания последняя обратилась в суд с настоящим иском с учетом положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта судом проверена, нарушений порядка принятия и обнародования нормативного правового акта не установлено. Вступившими в законную силу решениями Алтайского краевого суда по административному делу *** по административному иску К.Н.А. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" (оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 июня 2020 года ***), по административному делу *** по административному иску А.Ю.И. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула", решения от 25 декабря 2019 года N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула" (оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 года ***), по административному делу *** по административному иску К.В.И. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула", решения от 25 декабря 2019 года N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула", также не установлено нарушений порядка принятия нормативного правового акта.
Утверждение представителя административного истца о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений проекта Правил землепользования и застройки в части недоведения до Б.С.Н. информации о начале таких слушаний не основано на нормах закона.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (ч. 5 и ч. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч. 10 и ч. 11 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч. 12, ч. 13 и ч. 14 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч. 15 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (ч. 15 ст. 31 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (ч. 12 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.4 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 марта 2018 года N 96 оповещение о начале общественных обсуждений не позднее чем за семь дней до дня размещения на сайте комитета проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула" и размещению на сайте комитета организатором общественного обсуждения.
Как усматривается из материалов дела, оповещение о начале проведения общественных обсуждений проекта Правил землепользования и застройки размещено в газете "Вечерний Барнаул" от 19 октября 2019 года N 158 (5050), на официальном сайте г. Барнаула 21 октября 2019 года (л.д. 139-142, т. 1).
Таким образом, требования закона в части оповещения о публичных слушаниях проекта оспариваемого нормативного правового акта были соблюдены, обязанности направлять каждому жителю муниципального образования такое оповещение градостроительное законодательство не содержит.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 1, 2, 4 статьи 30, частей 3, 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа является документом территориального планирования, обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.
Из представленного административным ответчиком фрагмента Приложения 4 "Карта функциональных зон" Генерального плана города Барнаула следует нахождение земельных участков по адресам: <адрес> и <адрес>, в функциональной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный).
Из фрагмента Приложения 1 Правил землепользования и застройки города Барнаула следует нахождение указанных земельных участков в территориальной зоне Ж-2 (зоне застройки среднеэтажными многоквартирными домами).
В соответствии с частью 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В силу положений раздела 5 "Производственная территория" СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в жилых зонах рекомендовано размещать объекты: многоквартирные жилые здания (многоэтажные, средней и малой этажности), отдельно стоящие и блокированные; высотные жилые здания согласно; одноквартирные жилые дома согласно (малой этажности, индивидуальные и блокированные); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты сервисного бытового и коммунального обслуживания населения; здания для временного проживания; гаражи (гаражи-стоянки) и стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; религиозные организации для населения; многофункциональные здания и комплексы.
При планировочной организации жилых зон рекомендовано предусматривать их дифференциацию по типам застройки, ее этажности и плотности, местоположению с учетом историко-культурных, природно-климатических и других местных особенностей. Тип и этажность жилой застройки определяются в соответствии с социально-демографическими, национально-бытовыми, архитектурно-композиционными, санитарно-гигиеническими, противопожарными и другими требованиями, предъявляемыми к формированию жилой среды, а также с возможностью развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и обеспечения противопожарной безопасности.
Согласно данным справочной системы ДубльГис, на территории в районе расположения земельного участка административного истца расположены как индивидуальные жилые дома 1,2,3 этажные, так и многоквартирные жилые дома среднеэтажной застройки 5, 8 этажей (по адресам: <адрес>).
Генеральный план города Барнаула в части установленной функциональной зоны административным истцом не оспорен.
К основным видам разрешенного использования земельных участков в функциональной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами в статье 59 Правил землепользования и застройки отнесена среднеэтажная жилая застройка, к вспомогательным видам - малоэтажная многоквартирная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, территориальное зонирование в районе земельного участка административного истца и заинтересованного лица соответствует функциональному зонированию согласно генеральному плану, что исключает наличие правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований в части установленной на земельных участках <адрес>, территориальной зоны.
Довод административного истца о несоответствии территориального зонирования фактическому землепользованию подлежит отклонению, поскольку в силу прямого указания в статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации фактическое землепользование не является единственным фактором, подлежащим учету при определении границ территориальных зон.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
При этом в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
На основании вышеприведенных норм и установленных по административному делу обстоятельств административные исковые требования не подлежат удовлетворению, что исключает и возмещение административному истцу судебных расходов.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административные исковые требования Б.С.Н. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим решения от 25 декабря 2019 года N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" в части распространения территориальной зоны застройки среднеэтажными многоквартирными домами на земельные участки по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 22 сентября 2022 г. N 3а-1652/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании