Информационное письмо Банка России от 21 октября 2022 г. N ИН-03-59/126
В целях формирования единообразной практики применения Федерального закона от 07.10.2022 N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) Банк России сообщает следующее.
1. Руководствуясь статьей 1 Федерального закона, отмечаем, что действие Федерального закона распространяется на лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации; лиц, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, или лиц, находящихся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", при условии их участия в специальной военной операции; лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее при совместном упоминании - военнослужащие), а также на членов семьи указанных лиц (далее - члены семьи военнослужащего), определенных в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее при совместном упоминании - заемщик).
Банк России обращает внимание, что право заемщиков, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 1 Федерального закона, обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода может быть реализовано как в отношении договоров потребительского кредита (займа), в том числе обязательства по которым обеспечены ипотекой, так и в отношении кредитных договоров (договоров займа), в том числе обязательства по которым обеспечены ипотекой, заключенных в целях осуществления заемщиком - индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности. В связи с чем представляется, что действие Федерального закона также распространяется на микрофинансовые организации предпринимательского финансирования вне зависимости от форм собственности таких организаций.
В связи с поступающими в Банк России жалобами заемщиков отмечаем, что в силу прямого указания пункта 3 части 1 статьи 1 Федерального закона с требованием о предоставлении льготного периода вправе обратиться лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), заключившее контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
2. Руководствуясь частью 4 статьи 1 Федерального закона, отмечаем недопустимость отказа в реализации права заемщика на предусмотренный статьей 1 Федерального закона льготный период в связи с обращением заемщика с использованием средств подвижной радиотелефонной связи независимо от того, предусмотрен ли такой способ взаимодействия кредитным договором (договором займа).
С требованием о предоставлении льготного периода по кредиту (займу) может обратиться любое лицо при предъявлении им оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации документов, подтверждающих полномочия действовать от имени и в интересах заемщика, в том числе оформленной в простой письменной форме доверенности.
3. В соответствии с частью 14 статьи 1 Федерального закона запрос документов, подтверждающих участие военнослужащего в специальной военной операции, является правом, а не обязанностью кредитора.
При наличии достаточных оснований полагать, что военнослужащий является участником специальной военной операции (в том числе в случае зачисления на открытый кредитором клиенту-военнослужащему (владельцу счета) банковский счет денежного довольствия военнослужащего), кредиторам рекомендуется воздержаться от запроса подтверждающих документов.
4. Федеральным законом не установлены ограничения на предоставление запрошенных кредитором документов, подтверждающих участие военнослужащего в специальной военной операции, третьими лицами.
Также отмечаем, что Федеральным законом не установлен перечень документов, подтверждающих участие военнослужащего в специальной военной операции. По мнению Банка России, соответствующие обстоятельства могут подтверждаться выпиской из приказа командира военной части, выпиской из приказа военного комиссариата о призыве на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и иными документами.
5. Члены семьи военнослужащего при предъявлении ими требования о предоставлении льготного периода по заключенным ими кредитным договорам (договорам займа) обязаны приложить документы, подтверждающие статус члена семьи военнослужащего (часть 7 статьи 1 Федерального закона).
По мнению Банка России, такими документами могут являться:
для супруга (супруги) - свидетельство о заключении брака;
для несовершеннолетних детей - свидетельство о рождении или свидетельство об усыновлении (удочерении);
для детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, - свидетельство о рождении или свидетельство об усыновлении (удочерении) и справка, подтверждающая факт установления инвалидности и выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
для детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, - свидетельство о рождении или свидетельство об усыновлении (удочерении) и справка с места учебы, подтверждающая обучение по очной форме;
для иждивенцев - акт органа опеки и попечительства о назначении военнослужащего опекуном или попечителем, решение суда об установлении факта нахождения лица на иждивении военнослужащего;
иные документы.
6. В соответствии с частью 18 статьи 1 Федерального закона в течение срока действия льготного периода на размер основного долга, входящего в состав текущей задолженности заемщика перед кредитором по кредитному договору (договору займа), в том числе с лимитом кредитования, за исключением кредитного договора (договора займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, на день установления льготного периода, начисляются проценты по процентной ставке, равной двум третям от рассчитанного и опубликованного Банком России в соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона N 353-ФЗ 1 среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых, установленного на день направления заемщиком требования, указанного в части 2 статьи 1 Федерального закона, но не выше процентной ставки, предусмотренной условиями кредитного договора (договора займа), действовавшими до установления льготного периода.
В связи с тем что по кредитам (займам) индивидуального предпринимателя, оформившего кредит (заем) в целях осуществления предпринимательской деятельности (за исключением кредитного договора или договора займа, обязательства по которому обеспечены ипотекой), а также по отдельным видам договоров потребительского кредита (займа), в том числе предоставленным в иностранной валюте, среднерыночные значения полной стоимости кредита (займа) не рассчитываются, Банк России полагает, что по указанным договорам в течение льготного периода проценты начисляются по процентной ставке, не превышающей предусмотренную условиями договора, действовавшими до предоставления заемщику льготного периода.
7. В соответствии с частью 20 статьи 1 Федерального закона к регулируемым им отношениям применяется ряд положений статьи 6 Федерального закона N 106-ФЗ 2, в частности, положения части 17 статьи 6, в соответствии с которой после установления льготного периода исполнение обязательств кредитора по предоставлению денежных средств заемщику приостанавливается на весь срок действия льготного периода.
Отмечаем, что в случае заключения заемщиком с кредитором нескольких кредитных договоров (договоров займа) правило о приостановлении в силу положений Федерального закона предоставления денежных средств заемщику на весь срок действия льготного периода применяется лишь в отношении тех кредитных договоров (договоров займа), по которым заемщику предоставлен льготный период.
8. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 20.10.2022 N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" отмечаем, что получение от Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) в соответствии с частью 3 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона подтверждения факта мобилизации является достаточным основанием для подтверждения установления льготного периода (для лиц, призванных по частичной мобилизации).
В этом случае кредиторам рекомендуется воздержаться от дополнительного запроса документов у заемщика.
В то же время полагаем возможным отметить, что неполучение от ФНС России подтверждения факта мобилизации само по себе не является основанием для отказа в предоставлении льготного периода.
9. В соответствии с частью 8 статьи 1 Федерального закона заемщик вправе определить дату начала льготного периода, которая не может быть установлена ранее 21.09.2022, при этом заемщик вправе обратиться с соответствующим требованием не позднее 31.12.2023 (часть 2 статьи 1 Федерального закона).
В системной взаимосвязи данные положения определяют, что заемщик вправе потребовать установление льготного периода с 21.09.2022, но не ранее даты мобилизации или начала участия в специальной военной операции военнослужащего, независимо от даты обращения с соответствующим требованием (но не позднее 31.12.2023), в том числе если ранее кредитор отказал заемщику в предоставлении льготного периода или льготный период был признан неустановленным. В такой ситуации при условии представления заемщиком документов, подтверждающих участие военнослужащего в специальной военной операции, условия договора подлежат изменению с указанной заемщиком даты, в том числе в части отмены начисленных процентов, пени (штрафов, неустойки) и иных последствий невнесения заемщиком платежей в период с даты начала льготного периода до даты обращения с требованием о его предоставлении (с учетом установленных Федеральным законом ограничений максимальной продолжительности льготного периода).
Также отмечаем, что в случае внесения заемщиком в указанный период платежей такие платежи направляются кредитором на погашение обязательств заемщика по возврату сумм основного долга в силу императивных требований законодательства Российской Федерации (часть 20 статьи 1 Федерального закона, часть 16 статьи 6 Федерального закона N 106-ФЗ).
Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Первый заместитель |
Д.В. Тулин |
------------------------------
1Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
2Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ЦБ дал разъяснения по применению Закона об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) мобилизованными и участниками военной операции, а также членами их семей.
Кредитные каникулы в т. ч. предоставляются по бизнес-кредитам для ИП, включая займы в микрофинансовых организациях. Эта норма также касается ИП-добровольцев.
Заемщики вправе обращаться за каникулами по телефону, даже если такой способ взаимодействия не предусмотрен кредитным договором (договором займа). Представителю заемщика для обращения достаточно простой письменной доверенности.
Кредитор вправе, но не обязан запрашивать документы об участии в военной операции. При наличии достаточных оснований полагать, что военнослужащий является участником военной операции, запрашивать документы не рекомендуется. Среди таких оснований зачисление на счет клиента денежного довольствия военнослужащего.
Документы об участии также могут представить третьи лица. Среди возможных документов выписка из приказа командира военной части, выписка из приказа военкомата о мобилизации.
При обращении за каникулами по кредитам членов семьи они должны представить документы, подтверждающие статус члена семьи военнослужащего. Приведен перечень таких документов.
В течение каникул применяется ставка в 2/3 среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа). Если такое значение не рассчитывается, то ставка не должна превышать ту, что действовала до предоставления каникул.
Следует учитывать, что исполнение обязательств кредитора по предоставлению заемщику денежных средств приостанавливается на весь срок каникул.
Дату начала каникул заемщик устанавливает сам, но не ранее 21 сентября 2022 г. и не ранее даты мобилизации или начала участия в военной операции. Обратиться за каникулами можно до конца 2023 г.
Информационное письмо Банка России от 21 октября 2022 г. N ИН-03-59/126
Опубликование:
сайт Банка России (cbr.ru) 21 октября 2022 г.
Вестник Банка России, 26 октября 2022 г. N 52
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 1-14 ноября 2022 г. N 41