Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Пензенской области
20.10.2022 N 755-рП
Стратегия развития экспортной деятельности Пензенской области на период до 2030 года
1. Общие положения
Экспортная деятельность региона является одним из факторов его экономического роста: она стимулирует производство, способствует росту валового регионального продукта, является источником поступления средств в бюджет.
Настоящая Стратегия развития экспортной деятельности Пензенской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", с учетом положений государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, целей, задач и мероприятий, определенных национальными проектами "Международная кооперация и экспорт", "Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы", другими национальными проектами в части экспортной деятельности, а также стратегическими ориентирами, рекомендованными Стандартом по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт), утвержденным проектным комитетом по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт" (протокол от 30 июля 2020 г. N 6).
Стратегия дополняет и уточняет Стратегию социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 г., утвержденную Законом Пензенской области от 15 мая 2019 г. N 3323-ЗПО, и является основой для формирования государственных и муниципальных программ развития экспорта, перспективных и краткосрочных прогнозов экспортной деятельности.
Стратегия устанавливает цели, задачи, направления экспортной деятельности Пензенской области (далее - область, регион), диагностирует ее текущее состояние, содержит анализ перспективных зарубежных экспортных рынков, основных внутренних и внешних барьеров экспортной деятельности, определяет отраслевые и географические приоритеты развития экспортной деятельности, механизмы снижения препятствий при выходе на внешние рынки, источники роста несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг, инфраструктуру развития экспорта, ресурсное обеспечение реализации Стратегии, описывает инвестиционные экспортно ориентированные проекты и меры государственной поддержки.
Аналитический период Стратегии представлен 2016-2020 годами, базовым годом является 2020 год.
2. Цели, задачи и направления Стратегии
Целью Стратегии является создание в регионе условий, обеспечивающих устойчивые темпы роста экспорта, для достижения к 2030 году его объема не менее 686 млн. долларов США.
Цель Стратегии достигается посредством решения следующих задач:
- определение экспортного потенциала области по группам товаров и услуг;
- утверждение перспективных отраслевых и географических направлений экспорта товаров и услуг;
- установление целевых показателей для мониторинга эффективности экспортной деятельности;
- определение региональной инфраструктуры поддержки экспорта, выстраивание основ системы мотивации экспортеров;
- консолидация деятельности по развитию экспорта исполнительных органов Пензенской области, органов местного самоуправления, институтов развития и бизнеса Пензенской области.
Основными приоритетами Стратегии являются следующие комплексные направления:
- увеличение объемов экспорта в целом и несырьевой неэнергетической продукции в частности;
- отраслевая и географическая диверсификация пензенского экспорта;
- вовлечение новых предприятий, преимущественно субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в экспортную деятельность;
- совершенствование мер поддержки экспортно ориентированных предприятий;
- обеспечение выхода региональных производителей на зарубежные рынки;
- развитие межрегионального сотрудничества, кооперации, расширение и углубление связей с федеральными органами власти, институтами развития, торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах;
- развитие кадрового потенциала предприятий области посредством организации обучения в сфере экспортной деятельности;
- формирование и развитие транспортно-логистических систем, в том числе развитие нового направления экспорта Пензенской области и Республики Беларусь путем запуска совместного пилотного железнодорожного контейнерного маршрута Брест - Минск - Пенза - Достык - Алашанькоу - Ченду по доставке пензенской и белорусской продукции в город Ченду Китайской Народной Республики.
3. Анализ текущего состояния экспорта
Объем экспорта в валовом региональном продукте Пензенской области (далее - ВРП) с 2017 года по 2020 год увеличился на 2,1% и составил 5,9% (рисунок 1).
"Рисунок 1 - Доля экспортных поставок в валовом региональном продукте Пензенской области (2017-2020 гг.)"
В плане динамики экспорта область подвержена тенденциям, свойственным Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации в целом.
В общероссийском объеме экспорта доля региона составляет 0,12%, что определяет его 61 место среди субъектов Российской Федерации.
На территории Пензенской области отсутствуют значительные запасы природных ресурсов, поэтому практически весь экспорт региона является несырьевым неэнергетическим. Его совокупный объем в стоимостном выражении за аналитический период вырос в 2 раза и составил 403,5 млн. долл. США. По этому показателю в общероссийском рейтинге регионов область находится на 52 месте (в том числе на 57 месте по несырьевой продукции нижних пределов, на 51 месте по продукции средних и 31 месте по продукции верхних пределов).
Из 525 хозяйствующих субъектов, экспортировавших свою продукцию в 2020 году, 468 (89,1%) - это МСП (рисунок 2). Их доля в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта Пензенской области составила 38,5%.
"Рисунок 2 - Количество хозяйствующих субъектов, осуществлявших экспортную деятельность (2016-2020 гг.)"
Торговыми партнерами Пензенской области в 2020 году стали 98 стран (при экспорте - 88 стран, при импорте - 65), ведущие из которых - это страны дальнего зарубежья. Их доля в общем товарообороте составила 65,0%, в том числе в экспорте - 48,1%, в импорте - 81,9%. Наибольшие объемы продукции в 2020 году экспортировались в Казахстан, Беларусь, Украину, Японию.
"Рисунок 3 - Страны-импортеры товаров Пензенской области в 2020 году, %"
Состав пензенского экспорта традиционен и обусловлен структурой экономики региона, основными отраслями которой являются аграрный сектор и машиностроение.
В товарной структуре экспорта лидерами являются машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье: их доля в экспортных поставках региона в 2020 году составила более 70%. Экспортируются также древесина и целлюлозно-бумажные изделия, минеральные продукты, металлы и изделия из них, кожевенное сырье, пушнина и изделия из них, текстиль, текстильные изделия и обувь, продукция химической промышленности, каучук и другие товары (рисунок 4).
"Рисунок 4 - Экспорт Пензенской области по товарным группам в 2016-2020 гг., млн. долл. США"
4. Анализ отраслевых и товарных перспектив развития экспорта. Источники роста несырьевого неэнергетического экспорта товаров и услуг
Приоритетными экспортными нишами Пензенской области в части отраслевой структуры остаются те отрасли, которые, во-первых, обладают значительным потенциалом, и, во-вторых, предназначены быть основными драйверами увеличения несырьевого неэнергетического экспорта, а именно:
- агропромышленный комплекс (пищевая промышленность, животноводство);
- машиностроение (электронагревательные устройства, запорная арматура, фильтрующее оборудование и центрифуги, приборы автоматического регулирования, спецавтотранспорт, механические распылители, токарные станки, сигнальное оборудование, машины для уборки урожая и почвы, измерительные и контрольные приборы);
- лесопромышленный комплекс (деревообработка, целлюлозно-бумажное производство).
Основными точками роста несырьевого неэнергетического экспорта Пензенской области являются товары, вывоз которых увеличился в 2020 году по сравнению с 2019 годом: подсолнечное масло (в 4,5 раза), мясо и субпродукты (в 3,6 раза), сахар (в 3,1 раза), пшеница (в 2,6 раза), дрожжи и пекарские порошки (в 1,9 раза), сидр и другие сброженные напитки (в 1,9 раза), измерительные и контрольные приборы (в 1,8 раза), оборудование и центрифуги (на 58,5%), приборы автоматического регулирования (на 52,3%), спецавтотранспорт (на 51,6%), механические распылители (на 43,4%), мебель (на 39,9%), безалкогольные напитки (на 39,6%), ячмень (на 25,6%), лекарства (на 18,6%); воздушные насосы (на 15,2%), свинина (на 14,7%), деревянные строительные изделия (на 13%), алюминий и его сплавы (на 12,6%), бумага и картон (на 10,2%).
К числу перспективных направлений экспорта услуг можно отнести медицину (кардиология, онкология, офтальмология, травматология) в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" в части регионального проекта "Развитие экспорта медицинских услуг", который планирует увеличение числа пролеченных иностранных граждан с 0,08 тыс. человек в 2018 году до 128,0 тыс. человек к 2024 году, и образование: только в одном Пензенском государственном университете в настоящий момент обучаются порядка 2 тыс. студентов из почти 50 стран мира.
5. Анализ перспективных зарубежных рынков
Приоритетными экспортными рынками для предприятий области традиционно выступают страны СНГ. В частности, Казахстан имеет спрос на мебель, древесину и изделия из нее, механическое оборудование и технику, алкогольные и безалкогольные напитки, фармацевтическую продукцию, электрические машины и оборудование, масла, жиры, пластмассу и изделия из них, какао-продукты, сахар и кондитерские изделия, Беларусь - на мебель и осветительную технику, бумагу и картон, масла и жиры, изделия из черных металлов, кондитерские изделия, какао-продукты, машиностроительную продукцию - механическое оборудование и технику, компьютеры, электрические устройства, аппаратуру связи.
Перспективным рынком для пензенского экспорта может и должна стать Юго-Восточная Азия, в первую очередь Китайская Народная Республика, предъявляющая спрос на мясо и пищевые мясные субпродукты, какао-продукты, древесину и изделия из нее. Предпосылками для наращивания экспорта в вышеобозначенных направлениях являются интеграционные процессы, наличие общих или близких границ, тесные исторические, социокультурные, экономические связи, растущие местные рынки.
Значительным экспортным потенциалом на Ближнем Востоке и в Северной Африке обладают пищевые продукты - масложировая продукция, мясо птицы, корма, халяльные фармацевтические препараты.
Потенциал развития экспорта в Европе и Северной Америке в перспективе ограничен действиями недружественных государств, в Центральной и Южной Африке - низким уровнем экономического развития большинства стран, удаленностью рынков, в Латинской и Южной Америке - отсутствием дефицита при наличии высокой конкуренции поставщиков из других стран. Развитие экспортной деятельности региона в Австралии и Океании практически невозможно из-за большой удаленности региона, его избыточности по многим конкурентоспособным российским товарам и высокой требовательности ключевых рынков.
6. Государственная поддержка экспортной деятельности
Исполнительные органы Пензенской области осуществляют поддержку и развитие экспортной деятельности посредством реализации региональных проектов и государственных программ (таблица 1).
Таблица 1
Меры государственной поддержки экспортной деятельности Пензенской области
N п/п |
Наименование меры поддержки (реквизиты нормативного правового акта) |
Государственная программа Пензенской области, объем финансирования мероприятий, тыс. рублей |
Раздел государственной программы, содержащий мероприятия по поддержке экспорта |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Субсидии на возмещение части затрат предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность (постановление Правительства Пензенской области от 27.11.2017 N 569-пП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность" (с последующими изменениями)) |
Государственная программа Пензенской области "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 21.10.2013 N 780-пП (с последующими изменениями) 2017 год - 5000,0; 2018 год - 3755,9; 2019 год - 3445,7; 2020 год - 2137,9; 2021 год - 0,0; 2022 год - 3630,3; 2023 год - 4000,0; 2024 год - 4000,0 |
Подпрограмма 1 "О развитии инвестиционного потенциала Пензенской области", мероприятие "Субсидии на возмещение части затрат предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность" |
2. |
Субсидии субъектам деятельности в сфере промышленности на возмещение части затрат на приобретение оборудования в целях модернизации производства (постановление Правительства Пензенской области от 28.08.2017 N 402-пП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности на возмещение части затрат на приобретение оборудования в целях модернизации производства" (с последующими изменениями)) |
Государственная программа Пензенской области "Развитие промышленности в Пензенской области и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 01.11.2013 N 810-пП (с последующими изменениями) 2017 год - 1483,4; 2018 год - 10000,0; 2019 год - 3139,4; 2020 год - 3360,0; 2021 год - 4766,3; 2022 год - 6000,0; 2023 год - 6000,0; 2024 год - 6000,0; 2025 год - 6000,0; 2026 год - 6000,0; 2027 год - 6000,0 |
Подпрограмма 1 "Стимулирование роста объемов промышленного производства, внедрения инноваций и технического перевооружения промышленности Пензенской области", мероприятие "Предоставление субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности на возмещение части затрат на приобретение оборудования в целях модернизации производства" |
3. |
Субсидия на возмещение части затрат на строительство и модернизацию элеваторов, а также приобретение техники и оборудования для их комплектации (постановление Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 354-пП "О порядке предоставления субсидий на реализацию государственной программы Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 N 691-пП (с последующими изменениями)) |
Государственная программа Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 N 691-пП (с последующими изменениями) 2019 год - 50000,0; 2020 год - 30000,0; 2021 год - 31290,0; 2022 год - 32635,5; 2023 год - 34013,8 |
Подпрограмма 5 "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие", мероприятие "Субсидии на возмещение части затрат на строительство и модернизацию элеваторов, а также приобретение техники и оборудования для их комплектации" |
4. |
Субсидия в форме имущественного взноса некоммерческой организации "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" в целях финансового обеспечения затрат, связанных с обеспечением деятельности Центра поддержки экспорта Пензенской области (постановление Правительства Пензенской области от 25.04.2019 N 240-пП "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Пензенской области субсидии в форме имущественного взноса некоммерческой организации "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение ее текущей деятельности") |
Государственная программа Пензенской области "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 21.10.2013 N 780-пП (с последующими изменениями) 2019 год - 433,7 (в том числе средства федерального бюджета 42939,5); 2020 год - 546,0 (в том числе средства федерального бюджета 54053,0); 2021 год - 752,2 (в том числе средства федерального бюджета 74470,7); 2022 год - 457,3 (в том числе средства федерального бюджета 45274,1); 2023 год - 477,9 (в том числе средства федерального бюджета 47310,2); 2024 год - 435,4 (в том числе средства федерального бюджета 43107,5) |
Подпрограмма 2 "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области", мероприятие "Предоставление субсидии в форме имущественного взноса некоммерческой организации "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" в целях финансового обеспечения затрат, связанных с обеспечением деятельности Центра поддержки экспорта Пензенской области" |
5. |
Субсидия на финансовое обеспечение деятельности (докапитализации) некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Пензенской области", созданной в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в целях предоставления льготных займов промышленным предприятиям Пензенской области, в том числе экспортно ориентированным" (постановление Правительства Пензенской области от 04.06.2021 N 317-пП) |
Государственная программа Пензенской области "Развитие промышленности в Пензенской области и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 01.11.2013 N 810-пП (с последующими изменениями) 2021 год - 40000,0 (в том числе средства федерального бюджета 40000,0); 2022 год - 40000,0 (в том числе средства федерального бюджета 40000,0); 2023 год - 40000,0 (в том числе средства федерального бюджета 40671,493); 2024 год - 40000,0; 2025 год - 40000,0; 2026 год - 40000,0; 2027 год - 40000,0 |
Подпрограмма 1 "Стимулирование роста объемов промышленного производства, внедрения инноваций и технического перевооружения промышленности Пензенской области", мероприятие "Финансовое обеспечение деятельности (докапитализация) некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Пензенской области", созданной в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона "О промышленной политике Российской Федерации" |
6. |
Субсидия на реализацию дополнительных мероприятий по финансовому обеспечению деятельности (докапитализации) некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Пензенской области" в целях предоставления грантов промышленным предприятиям Пензенской области, в том числе экспортно ориентированным (постановление Правительства Пензенской области от 27.04.2022 N 332-пП) |
Государственная программа Пензенской области "Развитие промышленности в Пензенской области и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 01.11.2013 N 810-пП (с последующими изменениями) 2022 год - 369,6 (в том числе средства федерального бюджета - 36594,8) |
Подпрограмма 1 "Стимулирование роста объемов промышленного производства, внедрения инноваций и технического перевооружения промышленности Пензенской области", мероприятие "Реализация дополнительных мероприятий по финансовому обеспечению деятельности (докапитализации) некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Пензенской области" |
7. Экспортно ориентированные инвестиционные проекты
В Пензенской области определены экспортно ориентированные инвестиционные проекты, реализация которых позволит создать необходимую инфраструктуру для увеличения объемов производства экспортной продукции, нарастить объемы экспорта приоритетных отраслей, в первую очередь, несырьевой неэнергетической направленности, создать транспортно-логистическую платформу для доставки региональной продукции на зарубежные рынки, увеличить долю пензенской продукции в общем объеме экспорта Российской Федерации, повысить узнаваемость продукции пензенских производителей на внешних рынках.
Перечень основных инвестиционных проектов, направленных на расширение производства экспортной продукции Пензенской области, будет отражен в структуре региональной программы развития экспорта Пензенской области до 2024 года (далее - региональная программа развития экспорта).
8. Инфраструктура экспортной деятельности
Поддержка экспортно ориентированных предприятий, стимулирование экспортной деятельности в регионе осуществляется посредством таких специализированных институтов развития, как Группа Российского экспортного центра и Центр поддержки экспорта Пензенской области.
Группа компаний Российского экспортного центра включает акционерное общество "Российский экспортный центр" (далее - Российский экспортный центр, центр), автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования "Школа экспорта" (далее - Школа экспорта), акционерное общество "Российский экспортно-импортный банк" (далее - РОСЭКСИМБАНК), акционерное общество "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (далее - ЭКСАР).
Российский экспортный центр предоставляет экспортерам субсидии на частичное возмещение затрат по регистрации за рубежом объектов интеллектуальной собственности, сертификации, омологации и транспортировке поставляемой продукции, обеспечению ее послепродажного обслуживания, участию в международных выставках и ярмарках. Центр содействует экспортерам в получении сертификатов, лицензий, деклараций соответствия и других документов, необходимых для поставки экспортных товаров за рубеж, в поиске контрагентов, участии в международных тендерах, консультирует по вопросам логистики, составления проекта экспортного контракта, оказывает услуги по аналитике и продвижению товаров на внешние рынки.
Школа экспорта обучает экспортеров и представителей региональных органов государственной власти основам внешнеэкономической деятельности и по программам экспортной акселерации, представляющим собой систему различных мер для выведения начинающих и некрупных экспортеров на зарубежные рынки.
РОСЭКСИМБАНК осуществляет кредитную поддержку экспорта, включая предэкспортное финансирование, кредиты иностранным покупателям и кредиты на развитие экспортно ориентированных проектов, гарантийную поддержку обязательств российских экспортеров по экспортным контрактам и финансовую поддержку экспортерам за счет организации схемы финансирования через подтвержденный аккредитив.
ЭКСАР предлагает страхование краткосрочной дебиторской задолженности экспортеров и экспортного контракта от рисков неисполнения иностранным покупателем своих обязательств, кредит на пополнение оборотных средств и отсрочку платежа экспортерам-МСП, подтвержденный аккредитив банкам и финансовым организациям, кредит покупателю и экспортный факторинг.
Центр поддержки экспорта Пензенской области является структурным подразделением некоммерческой организации "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области", который работает по принципу "одного окна" (центр "Мой бизнес"), и предоставляет комплекс информационных и консультационных услуг, технической и практической поддержки экспортно ориентированным МСП. В частности, центр осуществляет сопровождение экспортного контракта и экспортеров при работе с региональными и федеральными ведомствами, институтами поддержки экспорта, содействует начинающим экспортерам, размещению предприятия или его товара на международных электронных торговых площадках, приведению продукции или производственного процесса организации в соответствие требованиям, предъявляемым зарубежными рынками (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения), помогает в поиске и подборе иностранного покупателя, в продвижении продукции через зарубежные представительства, обеспечивает участие предприятий в семинарах, вебинарах, мастер-классах по вопросам экспортной деятельности, акселерационных программах, выставочно-ярмарочных мероприятиях в Российской Федерации и за ее пределами, организует международные, реверсные и межрегиональные бизнес-миссии.
9. Ключевые вызовы (барьеры) экспортной деятельности
Основными барьерами, оказывающими воздействие на динамику, объемы, направления, структуру экспортной деятельности региона, являются:
- зависимость от геополитической, глобальной экономической ситуации, внешней национальной политики, санкций недружественных государств;
- специфическое естественное географическое положение региона и связанное с ним слабое развитие экспортно-логистической инфраструктуры, влекущее сверхзатраты на транспортировку продукции до конечных потребителей;
- сложности процедур административного, налогового, таможенного администрирования - жесткие требования к валютному контролю, получению международных сертификатов, таможенного оформления, возврата экспортного НДС, акцизов;
- недостаточная осведомленность МСП о специфике зарубежных рынков, мерах поддержки эскпорта#;
- неразвитость регионального бренда.
Также предприятия-экспортеры области в ходе ежегодных выборочных опросов и рабочих совещаний отмечают следующие препятствия:
- протекционистская политика стран - потенциальных рынков сбыта;
- высокая стоимость финансовых ресурсов, привлекаемых под экспортные сделки и на разработку экспортно ориентированной продукции;
- высокие удельные затраты на продвижение продукции (участие в выставках, рекламные мероприятия, выпуск образцов для исследований и демонстрации, проведение маркетинговых исследований), омологацию и сертификацию продукции, регистрацию товарного знака за рубежом из-за относительно небольших объемов сбыта, необходимость проведения этих процедур для каждого конкретного рынка;
- отсутствие или недостаток систематизированной и доступной информации об эффективных инструментах продвижения продукции на целевых внешних рынках, включая особенности иностранного законодательства;
- нестабильная ценовая конъюнктура;
- высокая загруженность товаропроизводящей инфраструктуры;
- слабое развитие дилерских и сервисных сетей на зарубежных рынках.
10. Механизмы снижения препятствий при выходе на внешние рынки
Снижение барьеров при выходе пензенских предприятий на внешние рынки происходит посредством:
- организационно-правовых мероприятий - утверждения программных документов, развития инфраструктуры поддержки экспорта, взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по вопросам снятия торговых и административных барьеров конкретных экспортных рынков;
- финансово-экономических мер - бюджетного финансирования государственных и муниципальных программ развития экспорта Пензенской области, привлечения инвестиций в экспортную деятельность;
- мероприятий информационно-просветительского характера - образовательных курсов, семинаров, тренингов, специальных информационных ресурсов экспортной направленности (страниц официальных сайтов, аккаунтов в социальных сетях);
- отраслевой, межрегиональной, межправительственной кооперации и обмена опытом в продвижении товаров и услуг на внешние рынки;
- использования инструментов продвижения - обеспечения участия региональных компаний в зарубежных выставочно-ярмарочных кампаниях, организации бизнес-миссий, деятельности рабочих групп, рабочих встреч по вопросам развития внешнеторговой деятельности с представителями консульств зарубежных стран, взаимодействия с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом;
- заключения соглашений с государствами (их субъектами), представляющими интерес для внешней торговли. Пензенская область имеет договоры о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной сферах с Республикой Беларусь, ее Минской, Гомельской, Могилевской, Брестской, Витебской областями, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областями, городом Астаной Республики Казахстан, провинциями Ганьсу, Сычуань, Хубэй, Цзилинь, Цзянси Китайской Народной Республики, с автономным территориальным образованием Гагаузия Республики Молдова.
11. Целевые показатели реализации Стратегии
Целевые показатели Стратегии, прогнозные значения которых представлены в таблице 3, определяют рост к 2030 году несырьевого неэнергетического экспорта на 70%, количества экспортеров, являющихся субъектами МСП, на 25%, объема несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП на 70%.
Таблица 2
Значения целевых показателей на период до 2030 года
Показатель |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта товаров, млн. долл. США |
403,5 |
357,9 |
278,1 |
292,0 |
318,0 |
371,1 |
470,9 |
541,1 |
599,2 |
656,9 |
686,0 |
Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП, ед. |
468,0 |
475,0 |
267,0 |
280,0 |
305,0 |
356,0 |
402,0 |
462,0 |
511,0 |
561,0 |
585,0 |
Объем несырьевого экспорта субъектов МСП, млн. долл. США |
155,4 |
188,6 |
106,8 |
112,1 |
122,1 |
142,5 |
180,8 |
207,8 |
230,1 |
252,1 |
263,4 |
12. Ресурсное обеспечение Стратегии
Стратегия осуществляется за счет участия региона в реализации государственных программ Российской Федерации и национальных проектов, перечисленных в пункте 1, государственных программ Пензенской области, перечисленных в пункте 6, экспортно ориентированных инвестиционных проектов, перечисленных в пункте 7.
13. Механизмы реализации Стратегии
Выполнение Стратегии обеспечивают исполнительные органы Пензенской области, федеральные и региональные институты развития экспорта.
Координация реализации Стратегии возлагается на Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области, которое также осуществляет планирование, мониторинг, оценку результатов, корректирующие и предупреждающие действия в рамках Стратегии, предоставляет отчетность по ее исполнению.
В развитие, уточнение и дополнение Стратегии в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и утверждению региональной программы развития экспорта субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Российского экспортного центра от 18 июля 2022 г. N 203/РЭЦ, разрабатывается и утверждается региональная программа развития экспорта, представляющая собой комплексный план мероприятий по реализации Стратегии до 2024 года с прогнозом до 2030 года.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Пензенской области от 20 октября 2022 г. N 755-рП "О внесении изменений в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.