Решение Алтайского краевого суда от 14 июня 2022 г. N 3а-782/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И. Л.К. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления, установил:
И. Л.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, в части установления территориальных зон открытых пространств (Р5) и озелененных территорий специального назначения (СН-3) в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 22:63:020203 по адресу: г. <адрес>
В обоснование административных исковых требований указала, что является владельцем земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: г. <адрес> (далее также - спорный земельный участок). Письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от 24 сентября 2021 года И. Л.К. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка на том основании, что Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447 (далее - Правила землепользования и застройки) спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне открытых пространств (Р5), частично к территориальной зоне озелененных территорий специального назначения (СН-3), где не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов. Установление данных территориальных зон оспариваемым нормативным правовым актом противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает право административного истца на предоставление земельного участка в собственность.
В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула.
Также в ходе рассмотрения дела административный истец представила уточненный иск, в котором дополнительно заявила требование о признании не действующим Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее также - Генеральный план), утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 в части установления функциональной зоны озелененных территорий специального назначения и функциональной зоны - иные зоны в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 22:63:020203 по адресу: г. <адрес>. В обоснование указано, что спорный земельный участок в соответствии с Генеральным планом расположен частично в функциональной зоне озелененных территорий специального назначения и частично в функциональной зоне - иные зоны, назначение которой не предполагает градостроительную деятельность, в том числе жилищное строительство. Таким образом, пункт 7.1 раздела 3 Положения о территориальном планировании Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края не соответствует критерию правовой определенности, поскольку градостроительным регламентом к видам разрешенного использования территориальной зоны открытых пространств (Р-5) и территориальной зоны озелененных территорий (СН-3) отнесены коммунальное обслуживание, гидротехнические сооружения, земли общего пользования, благоустройство территории, магазины, что является градостроительной деятельностью. При этом в соответствии с ранее действовавшими Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 года N 245, Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834, земельный участок административного истца находился в функциональной и территориальных зонах, допускающих жилищное строительство. Сведения о границах оспариваемых функциональных и территориальных зон в нарушение требований Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, следовательно, границы указанных зон не установлены.
В судебное заседание стороны, заинтересованное лицо не явились, извещены надлежаще.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора Т. Я.В. о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска, суд приходит к следующему.
Решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 07 сентября 2019 года N 134 (5026), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 11 декабря 2019 года с присвоением номера государственной регистрации RU22085218201900579.
Решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, в которые решением Барнаульской городской Думы от 04 декабря 2020 года N 611 внесены изменения.
Решение опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 31 декабря 2019 года N 195 (5088), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 30 января 2020 года с присвоением номера государственной регистрации RU22085218201900619.
В судебном заседании установлено, что И. Л.К. владеет жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: г. <адрес> 532, что подтверждается также справкой старшего УУП ОУУП и ПДН ОП по Октябрьскому району УМВД России по г. Барнаулу от 01 сентября 2021 года (л.д.24, т.1). Согласно выписке из технического паспорта по состоянию на 08 июля 2019 года жилой дом состоит из Литеров А, А1, которые являются самовольной постройкой (л.д.25-38, т.1).
Согласно фрагменту Генерального плана (карта функциональных зон), ответу Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула на запрос суда от 18 февраля 2022 года земельный участок по адресу: г. <адрес>, частично расположен в функциональной зоне озелененных территорий специального назначения, частично в иной функциональной зоне (л.д. 56-57, т.1).
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования - карта с отображением границ территориальных зон и территорий, земельный участок по адресу: г. <адрес>, частично расположен в территориальной зоне озелененных территорий специального назначения (СН-3), частично - в территориальной зоне открытых пространств (Р5) (л.д.58, т.1).
Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2, части 2 статьи 10 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Действие данной нормы продлено до 01 марта 2022 года Законом Алтайского края от 02 ноября 2020 года N 82-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
В целях реализации своего права на приобретение земельного участка в собственность И. Л.К. обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула с заявлением о предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на праве собственности, в удовлетворении которого 24 сентября 2021 года ей было отказано в связи с нахождением земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки частично в территориальной зоне открытых пространств (Р-5) и частично в зоне озелененных территорий специального назначения (СН-3) (л.д.11, т.1).
Предусмотренный статьями 73,81 Правил землепользования и застройки регламенты территориальных зон СН-3 и Р-5 не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов, как и установленные Генеральным планом функциональные зоны, то есть требования градостроительного законодательства исключают предоставление земельных участков административному истцу в собственность на основании вышеуказанной нормы закона края.
При таких обстоятельствах административный истец с учетом положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе оспорить нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления в части функционального и территориального зонирования, установленных на территории земельного участка находящегося во владении И. Л.К.
Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула являются нормативными правовыми актами, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории г. Барнаула Алтайского края, в связи с чем суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных п. 8 ч. 2 ст. 40 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71. Порядок принятия данных нормативных правовых актов не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2018 года, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 02 июня 2017 года N 821, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Кроме того, процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов судом проверена, нарушений порядка принятия и обнародования нормативных правовых актов не установлено. Так, вступившими в законную силу решениями Алтайского краевого суда от 24 декабря 2019 года по административному делу N 3а-745/2019 по административному иску К. Н.А. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" (оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 июня 2020 года N 66а-180/2020), от 14 февраля 2020 года по административному делу N 3а-2/2020 по административному иску К. В.И. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула", решения от 25 декабря 2019 года N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула") также не установлено нарушений порядка принятия нормативных правовых актов.
По данным основаниям нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частями 3-5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 1,2,4 статьи 30, частей 3,9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно пунктам 2,4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В силу части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.
Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.
Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено требование о принадлежности земельного участка к одной территориальной зоне.
Данное требование применительно к земельному участку по ул <адрес> в г. Барнауле не соблюдено. Обоснование возможности установления в данном конкретном случае на территории земельного участка двух территориальных зон административным ответчиком в ходе рассмотрения административного дела не представлено.
При этом корректировка Правил землепользования и застройки путем отнесения земельного участка к одной из установленных территориальных зон приведет к несоответствию Правил землепользования и застройки Генеральному плану в части нахождения земельного участка в двух функциональных зонах, в связи с чем Генеральный план также не может быть признан соответствующим закону в данной части.
Кроме того, суд находит не соответствующим требованиям градостроительного законодательства и каждую из установленных функциональных и территориальных зон в районе земельного участка административного истца по следующим основаниям.
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9.8 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 244, к функциональным зонам могут быть отнесены общественно-деловые зоны, жилые зоны, рекреационные зоны, производственные и коммунальные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, пригородные и иные функциональные зоны.
Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения могут определяться с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных обоснованных границ с учетом градостроительных ограничений.
В качестве параметров развития функциональных зон могут применяться такие показатели, как: максимально допустимый коэффициент застройки зоны (за исключением зон инженерной и транспортной инфраструктур и зон сельскохозяйственного использования); максимальная и средняя этажность застройки зоны (за исключением зон инженерной и транспортной инфраструктур и зон сельскохозяйственного использования); плотность населения (для функциональных зон, в которых возможно размещение жилья); площадь зоны; максимальное количество автомобильного транспорта в границах функциональной зоны; иные параметры, характеризующие количественные и качественные особенности функциональной зоны.
Определение видов функциональных зон и их назначения относится к полномочиям органов местного самоуправления. При этом в любом случае функциональное зонирование в документах территориального планирования должно отвечать критерию правовой определенности, что применительно к рассмотрению настоящего административного дела предполагает точное и ясное назначение территории в рамках той или иной функциональной зоны исходя из ее описания, перечня имеющихся или подлежащих размещению объектов, параметров зоны и любых иных критериев, позволяющих установить определенное органом местного самоуправления перспективное развитие данной территории, конкретизированное в дальнейшем в документах градостроительного зонирования.
Согласно Генеральному плану функциональная зона озелененных территорий специального назначения отнесена к группе функциональных зон специального назначения наряду с функциональной зоной кладбищ и функциональной зоной складирования и размещения отходов.
В силу пункта 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Поскольку виды функциональных зон не ограничены, в качестве таковых могут выделяться и зоны специального назначения, к которым исходя из части 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Установление функциональных зон исходя из размещения имеющихся или планируемых объектов не противоречит градостроительному законодательству. Соответствует действующему законодательству и выделение в зонах специального назначения и озелененных территорий.
Вместе с тем, нормы о территориальном планировании и градостроительном зонировании должны отвечать требованиям правовой определенности с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П, разъяснений пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", предполагающим, что правовая норма, исходя из принципа равенства всех перед законом, должна отвечать критериям ясности, недвусмысленности, не должна влечь ее неоднозначное понимание и возможное произвольное применение.
Применительно к документам территориального планирования соблюдение указанного принципа предполагает обоснование принявшим нормативный правовой акт органом того или иного функционального назначения территории и размера функциональной зоны с целью определенности развития территории исходя из имеющихся или подлежащих размещению объектов федерального, регионального или местного значения.
В текстовой части Генерального плана описание назначения, видов использования функциональной зоны озелененных территорий специального назначения не приведено.
Пунктом 7.1 раздела 3 "Параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов" Приложения 1 "Положение о территориальном планировании городского округа - города Барнаула" Генерального плана назначение иных зон указано "иные озелененные территории, не включенные в градостроительную деятельность", при этом какие - либо объекты, подлежащие размещению в данной зоне, федерального регионального или местного значения, не указаны, то есть в самом Генеральном плане города Барнаула долгосрочное развитие территории в иной функциональной зоне также не определено.
Кроме того, исходя из ответа Комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула от 29 марта 2022 года земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>532, частично входит в границы нормативно определенной в соответствии с СанПиН санитарно-защитные зоны промышленного предприятия и коммунально-складской организации III класса вредности. Граница данной санитарно-защитной зоны была определена совокупно от группы производственных и коммунально-складских объектов. Согласно информации, содержащейся на карте комплексной оценки территории, содержащейся в материалах по обоснованию Генерального плана, территория в районе рассматриваемого земельного участка отнесена: к территориям, ограниченно благоприятным для градостроительного освоения, с развитием просадочных грунтов (преимущественно I типа просадочности); к территориям, неблагоприятным для градостроительного освоения, территория отступа застройки от бровки неустойчивого склона. Кроме того, земельный участок не образован, границы земельного участка не учтены в Едином государственном реестре недвижимости (л.д. 84, т.1).
В соответствии с пунктом 12.17 Методических рекомендаций в целях обеспечения нормальной эксплуатации земельных и водных ресурсов, объектов капитального строительства, безопасности населения могут устанавливаться зоны негативного воздействия по ГО и ЧС, в которых вводятся особые условия землепользования.
Устанавливая в пункте 7.1 раздела 3 Положения о территориальном планировании Генерального плана города Барнаула назначение иной функциональной зоны как озелененных территорий, не вовлеченных в градостроительную деятельность, представительный орган местного самоуправления не учел, что зоны просадочности не исключают в целом строительство на данной территории, а предусматривают лишь необходимость принятия мер инженерной защиты при размещении новых населенных пунктов и строительстве новых объектов капитального строительства. Раздел 8 "Инженерная подготовка и защита территории" СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" также не запрещает строительство на территориях поселений, подверженных просадочности.
Установление иной функциональной зоны, не вовлеченной в градостроительную деятельность, не может быть в данном случае обосновано и наличием зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, поскольку в материалах по обоснованию Генерального плана не отнесены к территории, не подлежащей градостроительному освоению, и не является зоной с особыми условиями использования территорий, указанной в статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность представляет собой деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Исходя из понятий градостроительной деятельности и территориального планирования, территориальное планирование городского округа в генеральном плане предполагает развитие всей территории городского округа и осуществление градостроительной деятельности на всей территории городского округа с установлением особенностей назначения функциональных зон. Установление не вовлеченных в градостроительную деятельность территорий городского округа в документах территориального планирования (исключение в целом территории без определения особенностей ее развития и осуществления на этой территории градостроительной деятельности) не предусмотрено действующим законодательством.
Утверждение о том, что на данной территории размещение жилых домов не предусмотрено, не имеет значения, поскольку в оспариваемом Генеральном плане в целом отсутствует соответствующее действующее законодательству описание функционального назначения территории в районе земельного участка административного истца.
Правовая норма, исходя из принципа равенства всех перед законом, должна отвечать критериям ясности, недвусмысленности, не должна влечь ее неоднозначное понимание и возможное произвольное применение (правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П, разъяснения пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Установление оспариваемых функциональных зон не соответствует требованиям градостроительного законодательства, установление иной функциональной зоны не соответствует критерию определенности, носит произвольный характер, в связи с чем Генеральный план в части функционального зонирования в границах земельного участка административного истца подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу как противоречащий требованию определенности, пункту 3 части 5, частям 6,7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В отсутствие соответствующего градостроительным нормам функционального назначения территории в Генеральном плане установленное в Правилах землепользования и застройки территориальное зонирование в районе земельного участка административного истца также не может быть признано соответствующим закону.
Указывая в разделе 3 Положения о территориальном планировании Генерального плана города Барнаула на назначение иной функциональной зоны как территории, не вовлеченной в градостроительную деятельность, тем не менее, органы местного самоуправления применительно к той же территории в Правилах землепользования и застройки города Барнаула установили градостроительный регламент, при этом предусмотренные градостроительным регламентом территориальной зоны Р-5 виды разрешенного использования (коммунальное обслуживание, гидротехнические сооружения, земли общего пользования, благоустройство территории и др.) относятся именно к градостроительной деятельности на территории городского округа.
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (пункты 1.7, 4.1) предусматривают формирование системы открытых пространств применительно к ландшафтно-рекреационным территориям с размещением озелененных территорий, водоемов, сельскохозяйственных угодий. Наименование территориальной зоны Р-5 (зона открытых пространств) не соотносится с перечнем видов разрешенного использования, в которых озеленение отсутствует, как не предусмотрено таковое в виде конкретных мероприятий и в Генеральном плане города Барнаула.
Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года N 222 (далее - Правила), согласно пункту 1 которых санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
В силу пунктов 3,14 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении санитарно - защитной зоны в отношении объектов 1 и 2 класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании заявления, к которому (в случае установления или изменения санитарно - защитной зоны) прилагается проект санитарно - защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно - эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно - защитной зоны.
В отношении объектов III - V класса опасности соответствующие полномочия по установлению, изменению, прекращению санитарно - защитных зон предоставлены территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Решение об установлении санитарно - защитных зон является основанием для внесения сведений о границах зон в государственный кадастр недвижимости (п. 23 Правил, п. 3 ч. 2 ст. 7, ст. 10, п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), что, в свою очередь, влечет определение органом регистрации прав перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, если зона с особыми условиями использования территорий пересекает границы земельного участка (п. 2 ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами установлен определенный порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решение об установлении санитарно - защитной зоны. Установленные ограничения землепользования в санитарно - защитных зонах могу применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия санитарно-защитной зоны и включении в ее размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения.
Согласно ответу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 25 мая 2022 года, санитарно-защитные зоны ля производственных объектов, расположенных в районе земельного участка по адресу: г <адрес>, не устанавливались.
Устанавливая наименование территориальной зоны СН-3 как зоны озелененных территорий, в регламенте данной зоны орган местного самоуправления какие - либо объекта рекреационного значения не предусмотрел.
При таких обстоятельствах, Правила землепользования и застройки в части территориального зонирования земельного участка административного истца также подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования И. Л.К. удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу приложение 4 "Карта функциональных зон" Генерального плана городского округа - города Барнаула, утверждённого решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, в части распространения функциональной зоны озелененных территорий специального назначения и функциональной зоны - иные зоны на территорию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, приложение 1 "Карта градостроительного зонирования. Карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории" Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, в части распространения территориальной зоны открытых пространств (Р-5) и территориальной зоны озелененных территорий специального назначения (СН-3) на земельный участок по адресу: <адрес>, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте г. Барнаула в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 14 июня 2022 г. N 3а-782/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании