Решение Алтайского краевого суда от 21 апреля 2022 г. N 3а-783/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Г. Е.А. к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, установил:
Г. Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе о признании не действующими Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, в части установления территориальной производственной зоны (ПК-1), территориальной подзоны ПК-1.2 в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 22:63:020418 по адресу: г. <адрес>
В обоснование административных исковых требований указала, что является владельцем земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: г <адрес> (далее также - спорный земельный участок). Письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от 23 сентября 2021 года Г. Е.А. отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность на том основании, что Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447 (далее - Правила землепользования и застройки) спорный земельный участок отнесен к территориальной производственной зоне (ПК-1), территориальной подзоне ПК-1.2, где не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов. Установление данной территориальной зоны оспариваемым нормативным правовым актом противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает право административного истца на предоставление земельного участка в собственность.
В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула.
Административный истец Г. Е.А., ее представитель Ю. А.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы О. Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, в котором указано о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, на соответствие Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края Генеральному плану городского округа - город Барнаул.
Заинтересованное лицо Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, будучи надлежащим образом извещенными о дате и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора Ф. Ю.Н. об отсутствии оснований для признания недействующими оспариваемой части Правил землепользования г. Барнаула, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Г. Е.А. пользуется жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>. Согласно выписке из технического паспорта по состоянию на 17 марта 2021 года жилой дом состоит из Литеров А, А1 (л.д.23-28).
Письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от 23 сентября 2021 года Г. Е.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности в связи с нахождением земельного участка в территориальной ПК-1, подзоне ПК-1.2, градостроительный регламент которых не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов (л.д.29).
Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем индивидуальным жилым домом и (или) индивидуальным гаражом, в случае, если право собственности на такие индивидуальный жилой дом и (или) индивидуальный гараж возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, но на земельный участок не имеется правоустанавливающих документов.
Поскольку регламент территориальной производственной зоны, предусмотренный статьей 75 Правил землепользования и застройки города Барнаула, не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов, у административный истец с учетом положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе оспорить Правила землепользования и застройки города Барнаула в части территориального зонирования на земельном участке.
Правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам землепользования и застройки на территории г. Барнаула Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71. Порядок принятия данного нормативного правового акта не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2018 года, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 02 июня 2017 года N 821, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены.
Кроме того, процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов судом проверена, нарушений порядка принятия и обнародования нормативных правовых актов не установлено. Проект Правил землепользования г. Барнаула подготовлен на основании постановления главы города Барнаула от 05 сентября 2019 года N 1478, опубликованного в газете "Вечерний Барнаул" и на сайте администрации г. Барнаула 10 сентября 2019 года, прошел проверку на соответствие Генеральному плану и технических регламентам, прошел общественные обсуждения, доработанный проект Правил землепользования г. Барнаула был вновь опубликован на сайте администрации г. Барнаула, на основании постановления главы города Барнаула от 12 декабря 2019 года N 2074 проект Правил землепользования г. Барнаула направлен в Барнаульскую городскую Думу для принятия решения. Решение об утверждении Правил землепользования г. Барнаула принято на заседании представительного органа местного самоуправления большинством депутатов (28 депутат) от установленной ст. 35 Устава муниципального образования численности депутатов (40 депутатов), опубликовано в установленном порядке (газета "Вечерний Барнаул от 31 декабря 2019 года, на сайте г. Барнаула) и включено в регистр нормативных правовых актов 30 января 2020 года с присвоением номера RU22085218201900619.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 14 февраля 2020 года по административному делу N 3а-2/2020 по административному иску К. В.И. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула", решения от 25 декабря 2019 года N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула") также не установлено нарушений порядка принятия указанного нормативного правового акта.
По данным основаниям Правила землепользования и застройки административным истцом не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 1,2,4 статьи 30, частей 3,9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа является документом территориального планирования, обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно пунктам 2,4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.
Решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Согласно фрагменту Генерального плана г. Барнаула - Карта функциональных зон, а также информации Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, земельный участок по адресу г. <адрес> находится в производственной функциональной зоне (л.д.46-47).
Решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования - карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории, земельный участок по адресу г. <адрес> находится в производственной территориальной подзоне (ПК-1.2) (л.д. 48).
В соответствии с частью 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
В силу положений раздела 3 "Производственная территория" СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" промышленные предприятия, как правило, следует размещать на территории промышленных зон (районов) в составе групп предприятия (промышленных узлов) с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры, а в сельских поселениях в составе производственных зон. На территориях коммунально - складских зон (районов) следует размещать предприятия пищевой промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады, предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города.
Согласно представленным Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула письменным сведениям на запрос суда, согласующимися с данными справочной системы ДубльГис, на территории в районе расположения земельного участка административного истца (в функциональной производственной зоне) расположены хозяйственные корпуса, склады ОАО "С.".
Генеральный план города Барнаула в части функционального зонирования административными истцами не оспорен.
К основным видам разрешенного использования земельных участков в производственной территориальной зоне в статье 75 Правил землепользования и застройки отнесена производственная деятельность, к вспомогательным видам - складские площадки. Выделение в указанной статье в составе территориальной производственной зоны подзон ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 связано с размещением предприятий определенного класса опасности. В подзоне ПК-1.2 согласно части 2.7 статьи 75 Правил землепользования и застройки размещаются предприятия предельного III класса опасности.
Таким образом, территориальное зонирование в районе земельного участка административного истца соответствует функциональному зонированию согласно генеральному плану, что исключает наличие правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований в части установленной на земельном участке по адресу: ул. Пугачева, 32 в г. Барнауле, территориальной зоны.
Довод административного истца о несоответствии территориального зонирования фактическому землепользованию подлежит отклонению, поскольку в силу прямого указания в статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации фактическое землепользование не является единственным фактором, подлежащим учету при определении границ территориальных зон. На дату общественных обсуждений (протокол от 29 ноября 2019 года) и дату направления проекта Правил землепользования и застройки города Барнаула в Барнаульскую городскую Думу для рассмотрения (12 декабря 2019 года) земельный участок не был внесен в Единый государственный реестр недвижимости, права в отношении расположенного на земельном участке объекта недвижимости не зарегистрированы, объект является самовольной постройкой. Как следует из протокола общественного обсуждения, владельцы земельного участка по адресу: <адрес> не участвовали в общественном обсуждении, не предлагали изменение территориальной зоны в районе земельного участка, что также подтвердила представитель административного истца в предварительном судебном заседании. Кроме того, градостроительный регламент производственной территориальной зоны административными истцом также не оспаривался в ходе рассмотрения административного дела.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
При этом в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
На основании вышеприведенных норм и установленных по административному делу обстоятельств административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административные исковые требования Г. Е.А. к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447 оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение принято 22 апреля 2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 21 апреля 2022 г. N 3а-783/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании