Решение Алтайского краевого суда от 14 октября 2021 г. N 3а-524/2021
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. В.П. к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления, установил:
М. В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе, требуя с учетом уточнений признать не действующими Генеральный план городского округа - города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, и Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, в той мере, в какой часть земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отнесена к функциональной зоне транспортной инфраструктуры и к территории общего пользования. В обоснование требований указано, что М. В.П. является собственником ? доли на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Административный истец обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, однако 23 декабря 2020 года в этом было отказано, поскольку земельный участок частично расположен в зоне смешанной и общественно-деловой застройки местного значения (СОД-2), а также частично находится на территории общего пользования. Такое градостроительное планирование и зонирование, установленное оспариваемыми нормативными правовыми актами, противоречит требованиям статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым территориальные зоны должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. При этом территория общего пользования распространяется на часть земельного участка, предоставленного собственникам жилого дома, возведенного задолго до принятия оспариваемых актов.
В судебном заседании представитель административного истца К. А.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном административном иске; представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула О. Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях, из которых следует, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушена. Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 относит испрашиваемый земельный участок частично к функциональной зоне общественно-деловой застройки, частично - к зоне транспортной инфраструктуры. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, данный земельный участок расположен в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой застройки, по земельному участку проходит красная линия, в связи с чем часть участка отнесена к территории общего пользования, а именно дороге по ул. Папанинцев, ширина которой в настоящее время меньше нормативной ширины. При этом границы функциональной определены красными линиями, установленными Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа города Барнаула, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула N 1494 от 06 сентября 2019 года. Нахождение части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования не свидетельствует о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов градостроительному законодательству, а несоответствие планируемого использования части территории городского округа фактическому землепользованию не является основанием для признания нормативных правовых актов недействующими.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном порядке. При этом представителем заинтересованного лица администрации г. Барнаула в письменных возражениях указано на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями ст.ст.150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителей сторон и заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Генеральный план г. Барнаула).
Согласно фрагменту Генерального плана г. Барнаула - Карта функциональных зон, земельный участок по адресу: г. Барнаул, ул. Папанинцев 179, находится частично в многофункциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и частично в зоне транспортной инфраструктуре (л.д.45-47, 161 т.1).
Решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Правила землепользования и застройки г. Барнаула), в которые решением Барнаульской городской Думы от 04 декабря 2020 года N 611 внесены изменения.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Барнаула вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой застройки городского центра (СОД-2) (л.д.5-6 т.3). По данному земельному участку проходят красные линии улицы Папанинцев.
Как следует из представленных материалов, М. В.П. является участниками общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, который возведен в 1963 году, поставлен на кадастровый учет 26 июня 2012 года. В настоящее время домовладение состоит из основного дома (литер А), пристроев (литер А1, А2, А3), возведение которых узаконено постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от 19 августа 1996 года, и пристроев (литер а, а1) (л.д.20-42 т.1).
По результатам рассмотрения обращения М. В.П. в комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, органом местного самоуправления принято решение об отказе о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, находящего по вышеуказанному адресу, в связи с тем, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Барнаула испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой застройки, а также на территории общего пользования (л.д.43-44 т.1).
Поскольку Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования и застройки г. Барнаула не устанавливают функциональную зону и одну территориальную зону в районе земельного участка, используемого административным истцом, допускающие размещение жилой застройки, суд приходит к выводу о праве М. В.П. с учетом статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 15 статьи 24, части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Учитывая, что Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования и застройки г. Барнаула являются нормативными правовыми актами, поскольку отвечают признакам нормативности, а именно: содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории г. Барнаула Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования и застройки г. Барнаула приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных п. 8 ч. 2 ст. 40 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71. Порядок принятия данных нормативных правовых актов не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2018 года, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 02 июня 2017 года N 821, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Таким образом, процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов судом проверена, нарушений порядка принятия и обнародования нормативных правовых актов не установлено, по данным основаниям нормативные правовые акты не оспариваются. Кроме того, вступившими в законную силу решениями Алтайского краевого суда от 24 декабря 2019 года по административному делу N 3а-745/2019 по административному иску К. Н.А. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" (оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 июня 2020 года N 66а-180/2020), от 14 февраля 2020 года по административному делу N 3а-2/2020 по административному иску К. В.И. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула", решения от 25 декабря 2019 года N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула") также не установлено нарушений порядка принятия нормативных правовых актов.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа; иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района (части 1,6, пункты 3,9 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 указанного Кодекса).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 9 и 10 статьи 31, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.
Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (пункты 4 и 5 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.
В данном случае, как указывалось выше, земельный участок по адресу: <адрес>, согласно фрагменту Генерального плана г. Барнаула - Карта функциональных зон находится в многофункциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и в зоне транспортной инфраструктуре, а согласно фрагменту карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Барнаула - в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой застройки городского центра (СОД-2), в которой в силу части 1.2 статьи 63 Правил землепользования и застройки г. Барнаула к условно-разрешенным видам использования относится использование для индивидуального жилищного строительства.
При этом граница функциональной зоны смешанной и общественно-деловой застройки совпадает с красной линией ул. Папанинцев, установленной Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа города Барнаула, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула N 1494 от 06 сентября 2019 года (л.д.7-8 т.3).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В силу частью 3 статьи 50 Правил землепользования и застройки г. Барнаула земельные участки в границах территорий общего пользования могут быть предоставлены для размещения объектов улично-дорожной сети: размещения автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).
Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана соответствуют положениям статей 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе они не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Учитывая наличие Проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, определившего красные линии, местоположение дороги и территорий общего пользования, в границах которых будет осуществлено строительство (реконструкция) дорог, в том числе по испрашиваемому земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, который к настоящее время не оспаривается административным истцом, суд считает, что определение границы функциональной зоны относительно дороги <адрес> соответствует требованиям градостроительного законодательства.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на расположение одного земельного участка в двух функциональных зонах.
Тем самым суд не усматривает противоречий между оспариваемыми нормативными правовыми актами в части соответствия функциональной зоны транспортной инфраструктуры и зоны общего пользования. Граница данных зон соответствует красной линии <адрес> в <адрес>, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Градостроительный регламент территориальной зоны предусматривает размещение жилого дома, что отвечает законным интересам административного истца, являющегося собственником жилого дома, расположенного на этом земельном участке.
Также суд учитывает, что под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Частью 4 статьи 30 данного Кодекса предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В соответствии с частями 1,15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков. Каждый градостроительный регламент действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (части 1-3 статьи 36 указанного Кодекса).
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
В силу пункта 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов в границах территорий общего пользования не распространяется.
Перечень территориальных зон (30 видов), выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа - города Барнаула, приведен статье 48 Правил землепользования г. Барнаула.
Таким образом, установленная в отношении части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, зона общего пользования не является отдельной территориальной зоной.
Такое градостроительное зонирование также не противоречит положениям части 3 статьи 9, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
В силу пункта 3 статьи 49 Правил землепользования и застройки г. Барнаула действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе, в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, скверов, пляжей, автомобильных дорог, набережных, закрытых водоемов, бульваров и других подобных территорий) (пункт 2 части 4 статьи 49, статья 50 Правил землепользования и застройки г. Барнаула).
Кроме того, согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Также не является основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими то обстоятельство, что часть земельного участка, расположенная под жилым домом, находится на территории общего пользования.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VIII Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года N 387-0, от 15 июля 2010 года N 931-0-0 и от 25 февраля 2016 года N 242-0).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит в выводу, что в оспариваемой части Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования и застройки г. Барнаула не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований М. В.П. к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части Генерального плана городского округа - города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 28 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 14 октября 2021 г. N 3а-524/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании