Решение Алтайского краевого суда от 28 июля 2022 г. N 3а-834/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. И.В. к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110, установил:
приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее также - Перечень на 2020 год).
В пункт 1903 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>.
Кроме того, в пункты 1904, 1905 и 1906 Перечня на 2020 год включены помещения с кадастровыми номерами ***, *** и ***.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Алтайского края и официальном интернет-портале правовой информации (т.1 л.д.71-75).
К. И.В., являвшийся в период с 18 октября 2018 года по 03 ноября 2020 года собственником вышеуказанных помещений, обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействующим в части включения в него указанного нежилого здания и помещений, ссылаясь на то, что объект недвижимости не обладал перечисленными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками для включения его в соответствующий перечень (т.1 л.д.5-7, 130-131).
В судебном заседании представитель административного истца Б. В.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика К. Е.Г. возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений, согласно которым процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена; здание включено в Перечень на 2020 год по критерию фактического использования более 20% помещений здания для размещения офисов и торговых объектов; помещения включены в Перечень на 2020 года, поскольку расположены в здании, используемом для размещения офисов, торговых объектов и включенном в соответствующий перечень.
Определением Алтайского краевого суда от 28 июля 2022 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению К. И.В. к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110, в части включения в него здания с кадастровым номером *** (номер по порядку 1903).
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в период с 18 октября 2018 года по 03 ноября 2020 года административный истец К. И.В. являлся собственником помещений с кадастровыми номерами ***, *** и ***, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> соответственно (т.1 л.д.12-14).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, также предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В связи с включением вышеуказанных помещений в оспариваемый Перечень на 2020 года налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате К. И.В., определен налоговым органом по ставке 2% от кадастровой стоимости, что подтверждается налоговым уведомлением (т.2 л.д.24).
При таких обстоятельствах К. И.В. с учетом положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки)
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (часть 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья 1 Закона Алтайского края от 27 ноября 2003 года N 58-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" также предусматривает определение налоговой базы имущества как кадастровой стоимости, утвержденной в установленном порядке, в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из приведенных норм в их совокупности следует, что нежилое здание должно соответствовать по крайней мере одному из трех признаков отнесения к административно - деловым или торговым зданиям (по виду разрешенного использования земельного участка, по документам технического учета либо сведениям Единого государственного реестра недвижимости, по фактическому использованию).
Нежилое здание по <адрес>, в <адрес> расположено на земельном участке, кадастровый ***, с видом разрешенного использования для эксплуатации административного здания с магазином. Сведения о правообладателе здания отсутствуют (т.1 л.д.83,84).
Наименование и назначение данного объекта в выписке из Единого государственного реестра недвижимости указано "нежилое здание", "административное здание" (т.1 л.д.81,82). Согласно экспликации по выпискам из технического паспорта на здание помещения, позволяющие однозначно отнести их по наименованию к офисным, отсутствуют, понятие "кабинет" не тождественно офису; помещение торгового зала на втором этаже здания составляет 62,3 кв. м, что меньше 20% общей площади здания (т.1 л.д.152-163).
Представитель административного ответчика в ходе рассмотрения дела пояснял, что нежилое здание с кадастровым номером 22:63:050158:47 включено в Перечень на 2020 год на основании проведенного обследования его фактического использования.
Согласно Правилам формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Правила), утв. постановлением Правительства Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237, подготовку документов для формирования и определения уполномоченным органом Перечня, внесения в него изменений, а также определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляет рабочая группа по подготовке проекта Перечня (далее - "Рабочая группа"). Для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил, проводится обследование таких объектов комиссиями, сформированными Рабочей группой. Комиссии по результатам обследования объектов недвижимого имущества в день проведения обследования составляют Акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования по форме, утвержденной уполномоченным органом (далее - Акт обследования). При подготовке проекта Перечня и в случае внесения в него изменений учитываются: а) данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о назначении, разрешенном использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества; б) данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о видах разрешенного использования земельных участков; в) акты обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования, представленные комиссиями.
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как административно-делового центра и торгового центра является правомерным при условии, если обследование проводилось до издания нормативного правового акта, в строгом соответствии с Правилами и содержание Акта обследования позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых и офисных объектов и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Такое суждение в полной мере согласует с позицией, изложенной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2019 года N 44-АПА19-18.
Вместе с тем, представленный в рамках настоящего дела Акт обследования здания от 26 августа 2019 года в заключении о виде фактического использования содержит общую формулировку об использовании объекта для размещения офисов, торговли и складов, без точного указания площади используемых в данных целях помещений, тогда как предыдущий раздел акта содержит сведения об использовании не менее 20% общей площади обследуемого здания под размещение не только офисов, но и торговых объектов, общественного питания и (или) бытового обслуживания; какие - либо приложения к данному акту отсутствуют (т.1 л.д.102).
В силу данной нормы налогового законодательства фактическое использование здания (сооружения, строения) определяется уполномоченным органом в установленном порядке, следовательно, относимым и допустимым доказательством при разрешении требования об оспаривании нормы о включении объекта недвижимости в соответствующий Перечень является Акт, содержащий сведения, предусмотренные названной выше статьей.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (статья 60, часть 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры не представлено достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания с кадастровым номером 22:63:050158:47 условиям, установленным Налогового кодекса Российской Федерации, и необходимым для включения его в Перечень на 2020 года, не представлено.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что здание, площадью 762,6 кв. м, является основным объектом, неотъемлемой частью которого являются нежилые помещения с кадастровыми номерами 22:63:050158:64, 22:63:050158:65 и 22:63:050158:66.
Согласно первоначальному расчету административного ответчика (т.1 л.д.128) в ходе обследования 26 августа 2019 года к используемым под офисы комиссией отнесены помещения N 2,3,4,5,7,11,12,13,14,16 и 17, общей площадью 156,6 кв. м, находящиеся на втором этаже здания; к используемым под магазин кондитерских изделии - помещения N 15,12,13,14 и 16, общей площадью 68,7 кв. м, расположенные в цокольном этаже здания.
Как следует из показаний свидетеля Б. В.В., по итогам обследования установлено, что на втором этаже вышеуказанного здания находились офисные помещения компании "Х. н.", в цокольном этаже располагался торговый объект - магазин кондитерских изделий.
В соответствии с позицией 38 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. Исходя из позиции 20 этого же национального стандарта, торговое предприятие (предприятие торговли) составляет имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.
Вместе с тем, в Акте обследования здания от 26 августа 2019 года не приведены выявленные в ходе обследования причины (наличие торгового оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров), свидетельствующие о размещении торговых помещений в здании, отсутствует процентное соотношение площадей спорного здания, используемых под торговые помещения и иные цели, что не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов.
Согласно договору аренды части нежилого помещения от 01 января 2018 года, К. И.В. предоставил в аренду ООО ТД "Б. 4" площадь 299,1 кв. м на цокольном и 1 этаже помещения, расположенного по <адрес> <адрес>.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Б. С.В. показала, что в период с 2018 по 2020 годы являлась заведующей производством ООО ТД "Б. 4", в цокольном этаже здания по <адрес>, было организовано кондитерское производство, магазин отсутствовал, по заявкам произведенная продукция поставлялась магазинам "Х. н.", "П.", "М.".
Представленные административным истцом договоры поставки свидетельствуют о том, что ООО ТД "Б. 4" осуществлялась поставка товаров, а не розничная торговля (т.2 л.д. 217-2442, т.3 л.д. 1-76).
Кроме того, ряд учтенных административным ответчиком помещений на 2 этаже здания использовались для размещения поста охраны, столовой для сотрудников, бойлерной с газовым оборудованием.
Изложенное позволяет суду констатировать, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечня на 2020 год не позволяли с достоверностью определить спорное здание как торговый центр, административно - деловой центр и включить находящиеся в нем помещения в данный перечень, в связи с чем, оспариваемую норму нельзя признать соответствующей налоговому законодательству, которое в качестве одного из основных начал правового регулирования в названной сфере закрепило принцип толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
По тем же мотивам суд отвергает доводы административного ответчика о соответствии помещения с кадастровым номером *** критериям предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая, в Перечень на 2020 года данное помещение включено в составе здания.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта не установлено.
Нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции Управления, установленной пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Правилам формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Правила), утв. постановлением Правительства Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237, пунктом 2.1.38 Положения об управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, утв. Указом Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года N 48 (в ред. Указа от 04 августа 2015 года N 76), на заседании рабочей группы, состав которой определен распоряжением Правительства Алтайского края от 21 марта 2017 года N 103-р, нормативные правовые акты подписаны начальником управления, опубликованы в установленном пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации порядке и включены в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 21 октября 2020 года по административному делу N 3а-467/2020 нарушений порядка принятия данного нормативного правового акта не установлено.
На основании изложенного административные исковые требования суд находит правомерными, оспариваемые пункты 1904, 1905 и 1906 Перечня на 2020 год подлежат признанию недействующими со дня принятия нормативного правового акта.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" сообщение о принятом решении подлежит публикации газете "Алтайская правда", а также на официальном сайте Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования К. И.В. удовлетворить.
Признать недействующими пункты 1904, 1905 и 1906 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110, со дня принятия нормативного правового акта.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда", а также на официальном сайте Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 08 августа 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 28 июля 2022 г. N 3а-834/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании