Решение Алтайского краевого суда от 12 мая 2022 г. N 3а-696/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. Л.Е. к управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании недействующими пунктов *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 25 ноября 2019 года N 43/Пр/110, установил:
приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее также - Перечень на 2020 год).
В пункт *** указанного Перечня включено здание по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, в пункты *** включены нежилые помещения <адрес> по указанному адресу с кадастровыми номерами: *** и *** соответственно.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Алтайского края 22 ноября 2019 года, официальном интернет-портале правовой информации 22 ноября 2019 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов (регистрационный номер RU22000201901535).
К. Л.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействующим в части включения указанного административного здания, и нежилых помещений ссылаясь на то, что площадь торговых помещений в принадлежащем ей здании составляет менее 20% от его общей площади. В этой связи она полагает, что спорное здание и помещения, входящие в его состав необоснованно включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, так как они не подпадают под объекты недвижимости, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель административного ответчика К. Е.Г. в судебном заседании возражал против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, и объяснил, что в соответствии с актом обследования от 28 августа 2019 года установлено, что спорное здание имеет общую площадь 938,3 кв. м., состоит из подвала и трех этажей. На первом этаже здания расположен магазин лакокрасочных материалов, на втором этаже здания склад, на третьем этаже - мини-отель и офисные помещения юридических компаний, в связи с чем Управление пришло к выводу. Что не менее 20% общей площади здания используются для размещения торговых объектов и офисов.
В дополнительных письменных пояснениях к исковому заявлению К. Л.Е. указала, что на первом этаже в помещении <адрес> площадью 73,3 кв. м. расположен выставочных зал <данные изъяты>. Предприятие занимается оптовой торговлей, в зале расположены рабочие места сотрудников. По мнению административного истца, указанный зал не соответствует признакам магазина. На втором этаже и в подвале расположены складские помещения. На третьем этаже здания располагался мини-отель и офисы, площадь которых составляет менее 20% от общей площади здания. В этой связи спорное здание и помещения из которых оно состоит необоснованно включено в Перечень, так как оно не подпадает под объекты недвижимости, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В письменном отзыве заинтересованное лицо П. А.И. полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению (л.д. 208-210, том 1).
Административный истец, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в пункте *** которого указано здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: <адрес>, в пунктах *** входящие в его состав нежилые помещения <адрес> с кадастровыми номерами *** соответственно (л.д.35-39, том 1).
Включение данных объектов недвижимости в Перечень послужило основанием для обращения административного истца в суд с требованием признать недействующими пункты *** Перечня на 2020 год.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Согласно пунктам 1,2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату рассмотрения административного дела) налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, также предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В связи с включением нежилого здания и помещений <адрес> по адресу: <адрес> в оспариваемый Перечень на 2020 год налоговая база по налогу на имущество физических лиц, подлежащего уплате К. Л.Е. за 2020 год, в отношении указанных объектов определена налоговым органом в размере кадастровой стоимости, что подтверждается налоговым уведомлением и ответом налогового органа, из которого следует, что на момент подачи административного иска в суд данное налоговое обязательство налогоплательщиком в полном объеме не исполнено (л.д.22, том 1, л.д.18, том 2).
При таких обстоятельствах административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и она полагает, что этим актом нарушены или нарушаются её права и законные интересы. Поэтому суд находит, что К. Л.Е. вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующими отдельных положений Перечня на 2020 год в части, затрагивающей её права и законные интересы.
Анализ Перечня на 2020 год позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с исполнением организациями обязанности по уплате налога на их имущество.
Следовательно, Перечень на 2020 год может быть оспорен К. Л.Е. в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Не смотря на то, что на момент вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт прекратил свое действие, оснований для применения статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в настоящем административном деле с учетом изложенных обстоятельств суд не усматривает.
В силу пункта "и" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
На территории Алтайского края принят Закон Алтайского края от 27 ноября 2003 года N 58-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края", который определяет в отношении отдельных видов недвижимого имущества налоговую базу как кадастровую стоимость имущества, утвержденную в установленном порядке.
На основании Закона Алтайского края от 02 сентября 2015 года N 69-ЗС "О системе органов исполнительной власти Алтайского края" и указа Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года N 48 "Об утверждении Положения об управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры" управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры является самостоятельным органом исполнительной власти Алтайского края.
Постановлением Правительства Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237 "Об утверждении Правил формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" уполномоченным органом по определению перечня на момент принятия оспариваемого акта было утверждено управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (пункт 4).
Аналогичное предписание содержится в пункте 2.1.39 Положения об управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года N 48.
На основании части 2 статьи 5 Закона Алтайского края от 02 сентября 2015 года N 69-ЗС "О системе органов исполнительной власти Алтайского края" управление Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю (надзору), оказанию государственных услуг, иные функции в установленных сферах деятельности (не более двух) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
В силу части 1 и пункта 6 части 2 статьи 5 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Алтайского края входят в систему нормативных правовых актов Алтайского края.
Согласно пункту 9.1 постановления Правительства Алтайского края от 17 августа 2017 года N 304 "Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края" органы исполнительной власти Алтайского края вправе принимать правовые акты нормативного и ненормативного характера.
Из пункта 2.1.3 Положения об управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года N 48 следует, что управление с целью реализации своих полномочий вправе принимать нормативные и иные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В соответствии с пунктом 5 Правил формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237, подготовку документов для формирования и определения уполномоченным органом Перечня, а также вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляет рабочая группа по подготовке проекта Перечня.
На основании рекомендованного рабочей группой проекта Перечня на 2020 год управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры был издан оспариваемый приказ. На основании части 3 статьи 30, части 1 статьи 31 и части 1 статьи 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" органы исполнительной власти Алтайского края обеспечивают направление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю копий нормативных правовых актов, принятых (изданных) этими органами, в семидневный срок после дня первого официального опубликования названных актов, а также сведений об источниках их официального опубликования для включения этих актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и проведения правовой экспертизы. Нормативные правовые акты Алтайского края подлежат публикации. Официальным опубликованием считается первая публикация их полных текстов в газете "Алтайская правда" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
В то же время пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов административного дела следует, что приказ управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" подписан начальником управления 21 ноября 2019 года и ему присвоен номер 43/Пр/110 (л.д. 77, том 1), 22 ноября 2019 года он размещен на официальном сайте административного ответчика, на официальном интернет-портале правовой информации (л.д. 78-80, том 1), а также включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 13 декабря 2019 года с присвоением государственного регистрационного номера RU22000201901535 (л.д. 82, том 1).
В настоящее время оспариваемый приказ действует в редакции приказов от 30 декабря 2019 года N 42/Пр/140, от 04 февраля 2020 года N 43/Пр/8, от 10 марта 2020 года N 43/Пр/16, от 18 марта 2020 года N 43/Пр/17, от 09 апреля 2020 года N 43/Пр/24, от 22 июля 2020 года N 43/Пр/48, от 01 сентября 2020 года N 43/Пр/56, от 23 ноября 2020 года N 43/Пр/81, от 23 ноября 2020 года N 43/Пр/82, от 15 декабря 2020 года N 43/Пр/94, от 11 января 2021 года N 43/Пр/1, 21 января 2021 года N 43/Пр/6, от 18 февраля 2021 года N 43/Пр/15, от 24 марта 2021 года N 43/Пр/22, от 14 мая 2021 года N 43/Пр/41, от 02 июня 2021 года N 43/Пр/47, от 17 июня 2021 года N 43/Пр/53, от 21 июля 2021 года N 43/Пр/66, от 27 сентября 2021 года N 43/Пр/88, от 08 ноября 2021 года N 43/Пр/102, от 08 декабря 2021 N 43/Пр/112, от 17 января 2022 года N 43/Пр/4, от 14 марта 2022 года N 43/Пр/17. При этом данные изменения не касаются здания и помещений, расположенных по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый Перечень на 2020 год принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Алтайского края, уполномоченным на то государственным органом - управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, в установленном порядке, а также с соблюдением требований о его опубликовании и включении в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Проверяя соответствие пунктов *** Перечня на 2020 год положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения налога на имущество физических лиц, включенных в специальный перечень объектов недвижимого имущества, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При этом указанный перечень формируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия оспариваемого акта) в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость подлежат включению нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела, в Перечень в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года под пунктами *** были включены: нежилое трехэтажное здание с подвалом (площадью 938,3 кв. м.), <адрес>, расположенное в подвале, на первом и втором этажах (площадью 675,3 кв. м.), <адрес>, расположенное на третьем этаже (площадью 233,1 кв. м.), расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно объяснениям представителя административного ответчика спорный объект недвижимости включен в Перечень по критерию, предусмотренному подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования здания и помещений для размещения офисов и торгового объекта - магазина лакокрасочных материалов, выявленного в ходе проведения его обследования специальной комиссией.
Судом установлено, что спорные объекты недвижимости находятся в здании, расположенном на земельном участке, с кадастровым номером ***, площадью 785 кв. м., с видом разрешенного использования "для эксплуатации здания производственного цеха" (л.д. 168-170, том 1).
Указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В этой связи указанное здание не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными подп. 1 п. 3 и подп. 1 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для установления правомерности включения спорных объектов в Перечень административному ответчику с учетом бремени доказывания необходимо доказать, что здание с кадастровым номером: *** и нежилые помещения <адрес> с кадастровыми номерами: *** соответственно фактически использовались для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
29 июня 2017 года постановлением Правительства Алтайского края N 237 были утверждены Правила формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, согласно которым (в редакции на момент принятия оспариваемого акта) Подготовку документов для формирования и определения уполномоченным органом Перечня, внесения в него изменений, а также определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляет рабочая группа по подготовке проекта Перечня (п. 5). Для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил, проводится обследование таких объектов комиссиями, сформированными Рабочей группой (п. 6). На основе анализа данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о назначении, разрешенном использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества, данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о видах разрешенного использования земельных участков, а также поступивших обращений собственников объектов недвижимого имущества, организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, и органов государственной власти и местного самоуправления Рабочая группа принимает решение о необходимости проведения плановых (внеплановых) обследований зданий (строений, сооружений) и помещений и определения вида их фактического использования. Плановые обследования проводятся ежегодно в период с 1 августа по 1 ноября текущего года (п. 8,10). Комиссии по результатам обследования объектов недвижимого имущества в день проведения обследования составляют Акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования по форме, утвержденной уполномоченным органом (п. 7).
Распоряжениями Правительства Алтайского края от 21 марта 2017 года N 103-р и от 20 ноября 2018 года N 328-р утверждена рабочая группа по подготовке проекта перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в составе Е. А.С., В. В.М., Д. Г.М., Б. В.В., К. Е.В. и Р. А.Р. (л.д. 84-85, том 1).
Из акта обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования от 28 августа 2019 года, составленного комиссией для проведения мероприятий по обследованию объектов недвижимого имущества и определению их фактического использования, следует, что не менее 20 процентов общей площади нежилого здания (938,3 кв. м.) с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, фактически используется для размещения торговых объектов и офисов.
Суд полагает, что изложенные в указанном акте выводы комиссии для проведения мероприятий по обследованию объектов недвижимого имущества и определению их фактического использования нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Так, показаниями свидетеля Б. В.В. подтверждается, что обследование спорного нежилого помещения в августе 2019 года проводилось путем его визуального осмотра в той части, в которой имелся к нему свободный доступ, всеми членами комиссии, подписавшими акт, без привлечения собственника. По результатам осмотра было установлено, что на первом этаже здания с кадастровым номером *** располагалось офисное помещение где размещались сотрудники, а также стеллажи с выставочной продукцией и ценниками, второй этаж был недоступен для осмотра, на третьем этаже располагалась гостиница и офисные помещения. Проведя обследование, комиссия пришла к выводу о том, что не менее 20 процентов общей площади спорного здания фактически используется для размещения офисов и объекта торговли, в связи с чем были установлены основания для включения нежилого здания и входящих в него помещений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Из показаний генерального директора <данные изъяты> - М. С.Ю. следует, что общество занимает первый и второй этажи здания, ранее также занимало подвал. На первом этаже расположен офис, а также стеллажи с выставочной продукцией, имеется касса и терминал для безналичного расчета за приобретенный товар. На втором этаже расположен склад, из которого оплаченная продукция перемещается на первый этаж в зону разгрузки (л.д.14, том 2).
Из приложенных к дополнительным пояснениям административного истца фотографий, изготовленных в феврале 2022 года, усматривается наличие выставочной продукции на стеллажах (л.д. 108 об., том 1).
Из Выписки из технического паспорта на нежилое здание с кадастровым номером ***, Выписки из технического паспорта на нежилое помещение <адрес> с кадастровым номером ***, дополнительных пояснений административного истца и представленных ею фотографий, пояснений свидетеля М. С.Ю. следует, что на первом этаже спорных объектов недвижимости имеется зал, оборудованный стеллажами, на которых размещены образцы товара, здесь же имеется касса и терминал для безналичной оплаты. Свидетель М. С.Ю. пояснил, что если у покупателя возникнут вопросы относительно товара, менеджер может дать пояснения. На втором этаже здания расположен склад, из которого оплаченный товар передается покупателю.
Таким образом, сложив площади помещений первого и второго этажа, используемых для размещения магазина для торговли лакокрасочной продукцией (73,3 кв. м.+38,4 кв. м.+40,6 кв. м.+24,9 кв. м.+78 кв. м.) суд приходит к выводу, что как в здании в целом так и нежилом помещении <адрес> более 20 процентов общей площади используется для размещения магазина.
Из Выписки из технического паспорта на нежилое помещение <адрес> с кадастровым номером ***, дополнительных пояснений административного истца, актов обследования, проведенных комиссией 04 октября 2016 года (л.д. 133-136, том 1), 28 августа 2019 года (л.д.73, том 1), 17 сентября 2021 года (л.д.137-141, том 1) следует, что помещение третьего этажа занимал мини-отель (помещения N 5,8,9,10,12,13,14) и офисные помещения. Тот факт, что на третьем этаже спорного здания оказывались юридические услуги подтверждается фотографиями, изготовленными при обследовании здания в 2017 году и 2021 году, а также письменными пояснениями административного истца, в которых она указала, что её сын юрист. Сложив площади помещений N 15 (с наименованием "торговый отдел") и N 6,7 суд, установил, что более 20% площади помещения <адрес> используется для размещения офисов.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, признав оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в ходе судебного разбирательства противоречий между оспариваемым решением и нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не установлено, то административные исковые требования Кругловой Л.Е., оспаривающей отдельные положения Перечня на 2020 год, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административных исковых требований К. Л.Е. к управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании недействующими пунктов *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N 43/Пр/110, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 12 мая 2022 г. N 3а-696/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании