Решение Алтайского краевого суда от 24 марта 2021 г. N 3а-432/2021
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.Н.З. к Думе города Бийска Алтайского края о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденных Решением Думы города Бийска от 17 февраля 2012 года N 803, установил:
решением Думы города Бийска Алтайского края от 17 февраля 2012 года N 803 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Бийск (далее по тексту также - Правила землепользования и застройки).
Б.Н.З. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Правил землепользования и застройки недействующими в части отнесения земельного участка по адресу: <адрес>, к подзоне Р-2 (рекреационного назначения - насаждений общего пользования), ссылаясь в обоснование требований на то, что является владельцем указанного земельного участка с расположенным на нем жилым домом, являющимся самовольной постройкой. Указанный дом построен в 1971 году, то есть до принятия в 2012 года оспариваемых Правил землепользования и застройки и располагался на земельном участке, включенном в земли поселений, в том числе для домов индивидуальной жилой застройки. На дату постройки дома территориальной зоны Р-2 не существовало. Таким образом, территориальная зона Р-2 установлена без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, что противоречит п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, так как препятствует в оформлении земельного участка в собственность.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежаще, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Представитель административного истца Ц.Н.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, представитель Думы города Бийска Б.И.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений, согласно которым процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, содержание Правил землепользования и застройки в оспариваемой части соответствует градостроительному законодательству, а именно - установленная Правилами землепользования и застройки территориальная зона (подзона рекреационного назначения - насаждения общего пользования, Р-2) соответствует функциональной зоне рекреационного назначения, установленной Генеральным планом города Бийска. Нарушения при принятии нормативного правового акта пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допущено, правообладателем земельного участка административный истец не является, жилой под, расположенный по адресу: <адрес>, является самовольной постройкой.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств административного дела, Б.Н.З. является владельцем жилого дома по адресу: <адрес>, являющегося самовольной постройкой согласно техническому паспорту по состоянию на 23 октября 1987 года, расположенного на земельном участке, который, как следует из ответа МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска от 18 ноября 2019 года, для строительства жилого дома не предоставлялся (л.д. 34-41, 28, том 1).
Согласно Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (как в первоначальной редакции, так и в редакции решения от 24 декабря 2020 года N 499, действующей на дату рассмотрения административного дела) земельный участок по указанному адресу находится в территориальной зоне Р2 (подзоне рекреационного назначения - насаждений общего пользования), градостроительным регламентом которой (статья 35.2 Правил землепользования и застройки) размещение жилых домов данной зоне не предусмотрено (л.д. 210-211, том 1).
Поскольку нахождение земельного участка согласно правилам землепользования и застройки в территориальной зоне, не предусматривающей размещение жилых домов, препятствует оформлению земельного участка в собственность, Б.Н.З. на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативного правового акта в соответствующей части.
Правила землепользования и застройки приняты Думой города Бийска в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 30 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края, принятого решением Думы города Бийска от 23 июня 2005 года N 250.
Нарушений порядка принятия решения не установлено, как не установлено таких нарушений и ранее состоявшимися вступившими в законную силу решениями Алтайского краевого суда и определениями Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по административным делам об оспаривании Правил землепользования и застройки города Бийска (л.д. 92-113, том 2).
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).
Исходя из части 3 статьи 9, части 1 статьи 18, частей 1, 2, 4 статьи 30, частей 3, 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа является документом территориального планирования, обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Аналогичные положения содержатся в статье 14 Правил землепользования и застройки города Бийска.
Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.
Согласно разделу 3 Генерального плана городского округа города Бийска, утв. Решением Думы города Бийска от 23 декабря 2010 года N 193, территориальное планирование направлено на определение функционального назначения территории муниципального образования - городского округа г. Бийск, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и эстетических факторов в целях: обеспечения устойчивого развития городского поселения; формирования благоприятной среды жизнедеятельности; развития и модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; формирования комплексной инфраструктуры городского округа, отвечающей современным требованиям, исходя из интересов большинства населения.
Исходя из комплексного градостроительного анализа потенциала городского округа, Генеральным планом определены основные пути решения задач пространственного развития территории. Основными путями решения задачи по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды являются: увеличение площади озеленения; установление границ СЗЗ и зон санитарной охраны; сохранение и воспроизводство природных рекреационных ресурсов; организация рекреационных зон; зонирование территорий на основе розы ветров; обеспечение режима землепользования в СЗЗ и ЗСО.
В соответствии со статьей 35 Правил землепользования и застройки города Бийска к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В составе рекреационных зон могут выделяться озелененные территории общего пользования, зоны массового отдыха.
Зоны формируются на землях общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары и другие озелененные территории общего пользования), на землях оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, землях памятников истории и культуры, музея.
В качестве подзоны рекреационного назначения статьей 35.2 Правил землепользования и застройки предусмотрена зона Р2 (насаждений общего пользования), целью выделения которой являются сохранение и обустройство открытых озелененных пространств при их активном использовании.
К основным видам разрешенного использования земельных участок в подзоне Р2 относятся: сады, скверы, бульвары; парки; открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения. К условно разрешенным виды использования относятся специальные парки (зоопарки, ботанические сады); комплексы аттракционов, луна-парки, аквапарки; временные сооружения общественного питания. Вспомогательные виды разрешенного использования включают площадки хозяйственные, в том числе площадки для мусоросборников; иные объекты, в том числе обеспечивающие безопасность объектов основных и условно разрешенных и вспомогательных видов использования.
Согласно представленному административным ответчиком фрагменту Генерального плана города Бийска в действующей редакции (л.д. 127, том 1), земельный участок по <адрес>, находится в функциональной зоне рекреационного назначения, сформированной в силу раздела 6.3 Генерального плана из территорий, занятых зелеными насаждениями общего пользования, устроенными лесами (городской лесной фонд), не устроенными лесами со всеми необходимыми объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а также пляжами и набережными.
Сопоставив Генеральный план города Бийска и Правила землепользования и застройки города Бийска, суд приходит к выводу о том, что установленная оспариваемым актом зона Р2 не противоречит документу территориального планирования городского округа, поскольку не изменяет функциональное зонирование в соответствии с Генеральным планом города Бийска.
Доводы о противоречии Правил землепользования и застройки пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предписывающему учитывать при территориальном зонировании сложившуюся планировку и существующее землепользование, не могут быть приняты во внимание как основание для удовлетворения административных исковых требований.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось административным истцом, что расположенный на участке объект является самовольной постройкой, земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный без установления границ и отсутствия правообладателя, административному истцу он не предоставлялся, что не может свидетельствовать о сложившемся землепользовании на данной территории.
То обстоятельство, что, как указывает административный истец в своем иске, рядом с его домом имеются земельные участки, предоставленные иным лицам в собственность для сохранения самовольных построек, само по себе не является основанием для признания недействующими оспариваемых Правил землепользования и застройки, соответствующих в части территориального зонирования в границах земельного участка административного истца документу территориального планирования. Ссылки на то, что на момент постройки дома зоны Р-2 не существовало и что ранее территориальное зонирование позволяло оформить земельный участок в собственность, не имеют правового значения для проверки законности действующих Правил землепользования и застройки.
С учетом изложенного правовые основания для удовлетворения исковых требований, а также возмещения административному истцу судебных расходов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административные исковые требования Б.Н.З. к Думе города Бийска Алтайского края о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденных Решением Думы города Бийска от 17 февраля 2012 года N 803, в части отнесения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, к территориальной подзоне рекреационного назначения - насаждений общего пользования (Р-2) оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 24 марта 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 24 марта 2021 г. N 3а-432/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании