Решение Алтайского краевого суда от 9 июня 2021 г. N 3а-377/2021
Алтайский краевой суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.А.Г. к Думе города Бийска о признании решения Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" в редакциях от 22 ноября 2012 года N 139, от 19 марта 2015 года N 525 не действующим в части, установил:
Ф.А.Г. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Думе города Бийска, в котором с учетом уточнения требований просит признать приложение N 2 к решению Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" в редакциях от 22 ноября 2012 года N 139 (далее - Решение 1), от 19 марта 2015 года N 525 (далее - Решение 2) в части установления коэффициента "К", применяемого при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, устанавливаемого от вида разрешенного использования "Прочие виды разрешенного использования земельных участков" в размере 0,017 не действующим со дня его принятия.
В обоснование административных исковых требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: г. Бийск, ул. Социалистическая, 23/4, территория N 1 на земельном участке площадью 2095 кв. м, государственная собственность на который не разграничена. Дума города Бийска обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к нему о взыскании неосновательного обогащения, произведя расчет на основании решения Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки", которым был утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования. В расчете использован коэффициент "К", установленный для вида разрешенного использования земельного участка "Прочие виды разрешенного использования земельных участков" в размере 0,017, который утвержден решением Думы города Бийска от 22 ноября 2012 года N 139 "О внесении изменений в решение Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" " и является недостоверным и необоснованным, поскольку сведения об осуществлении расчетов, показывающих доходность земельных участков, сведения о документах, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, данные об оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории отсутствуют. Указывает, что арендная плата, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, должна определяться исходя из единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, а также из принципа экономической обоснованности, то есть в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, на основании экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков.
Представители административного истца Л.Я.В. и В.Н.С. в судебном заседании поддержали заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в уточненном административном иске.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица администрации г. Бийска Б.И.В., представитель заинтересованного лица К.В.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о судебном заседании надлежащим образом.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Думы года Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Бийск (Приложение 1).
Утверждены коэффициенты, в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории, к которой относятся арендаторы, устанавливаемые для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (Приложение 2).
Решением Думы города Бийска от 22 ноября 2012 года N 139 в вышеуказанное решение внесены изменения, утверждены коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (К). В Приложении N 2 к решению от 30 мая 2008 года N 19 утвержден коэффициент "К", применяемый в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена категории "Прочие земельные участки" в размере 0,017.
Решением Думы города Бийска от 19 марта 2015 года N 525 коэффициент "К", применяемый для определения арендной платы также установлен в размере 0,017.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Исходя из положений части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Ф.А.Г. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, территория ***, находящегося на земельном участке площадью 2596 кв. м (т. 1 л.д. 16).
Дума города Бийска обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к нему о взыскании неосновательного обогащения, произведя расчет на основании решения Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки", которым был утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования. В расчете использован коэффициент "К", установленный для вида разрешенного использования земельного участка "Прочие виды разрешенного использования земельных участков" в размере 0,017, который утвержден Решением 1 и Решением 2.
При таких обстоятельствах административный истец является субъектом отношений, регулируемых Решением 1 и Решением 2, и поскольку он полагает, что этими актами будут нарушены или нарушаются его права и законные интересы, то суд находит, что Ф.А.Г. вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующими отдельных положений Решения 1 и Решения 2 в части, затрагивающей его права и законные интересы.
Анализ указанных правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что они являются нормативными, поскольку отвечают признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с определением размера арендной платы за использование находящихся на территории Тальменского района Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности.
Следовательно, Решение 1 и Решение 2 могут быть оспорены Ф.А.Г. в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.
В соответствии с пунктами "в" и "г" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности.
Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что арендная плата является одной из форм оплаты за использование земли в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 1 и пунктом 4 статьи 3 Закона Алтайского края от 04 февраля 2007 года N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" Правительство Алтайского края (ранее - Администрация Алтайского края) является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае посредством реализации следующих полномочий: устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно пункту 2.2 которого (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых правовых актов) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле: , где: A - сумма арендной платы, руб.; S - площадь земельного участка, кв. м; КC - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, руб./кв. м.; K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка; K1 - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы. Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района или городского округа.
Законом Алтайского края от 7 ноября 2006 года N 115-ЗС "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Бийск Алтайского края" (статья 1) и ранее действовавшим Уставом муниципального образования город Бийск Алтайского края от 23 июня 2005 года N 250 (статья 1) муниципальное образование горд Бийск Алтайского края было наделено статусом городского округа. Представительным органом городского округа является Дума города Бийска (статьи 22 и 23 Устава).
Таким образом, принятие оспариваемого решения относится к полномочиям Думы города Бийска Алтайского края.
Из представленных в суд материалов следует, что оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют форме, в которой представительный орган вправе был их принимать. При этом порядок принятия решений соблюден, так как требования Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края, принятого решением Думы города Бийска 23 июня 2005 года N 250, Регламента Думы города Бийска Алтайского края, к составу, численности, кворуму и процедуре принятия подобных актов были соблюдены.
Решение 1 и Решение 2 были официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке в муниципальном вестнике N 46 от 28 ноября 2012 года и N 8 (409) от 25 марта 2015 года.
Проверяя соответствие оспариваемых положений положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Из сведений публичной кадастровой карты, находящихся в открытом доступе, а также пояснений представителя административного ответчика следует, что государственная собственность на указанный земельный участок не разграничена.
В Решении 1 в приложении N 2 в строке "Прочие земельные участки" административным ответчиком был определен коэффициент "К", применяемый при расчете арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Бийск, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков в размере 0,017.
В Решении 2 в приложении N 2 в строке "Прочие земельные участки" административным ответчиком был определен коэффициент "К", применяемый при расчете арендной платы за использование земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Бийск, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков в размере 0,017.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Арендная плата, в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должны различаться.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, исходя из принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, необходимо обеспечивать эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В судебном заседании установлено, что оспариваемые значения коэффициентов "К", приведенные в приложении N 2 к Решению 1 и в приложении N 2 к Решению 2, установлены с нарушением принципа экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Так, в подтверждение экономической обоснованности установленных органом местного самоуправления коэффициентов, используемых при определении размера арендной платы, административным ответчиком представлены пояснительная записка - экономическое обоснование к проекту решения Думы г. Бийска "О внесении изменений в решение Думы г. Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" ", устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка при расчете арендной платы за земельные участки, в основу которых положен метод деления величины земельной ренты по аналогичным земельным участкам на цену их продажи, заменяемую кадастровой стоимостью.
Таким образом, из представленных документов следует, что при утверждении оспариваемых коэффициентов "К" административным ответчиком расчеты, показывающие доходность земельных участков, не производились, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, не анализировались, оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, не осуществлялась. Для изучения всех необходимых параметров ответчиком специалисты в сфере экономики и финансов, сферы жилищно-коммунального хозяйства, налоговой сферы и службы статистики не привлекались, доказательств обратному не представлено.
Установление арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка не свидетельствует об экономической обоснованности дифференциации данной платы при использовании спорного коэффициента "К".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленное экономическое обоснование к Решению 1 и Решению 2 не может служить доказательством экономической обоснованности оспариваемого коэффициента "К".
Административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный коэффициент, влияющий на размер арендной платы, установлен в соответствии с основными принципами определения арендной платы, предусмотренными Правительством Российской Федерации, в частности, является экономически обоснованными и не предполагает необоснованных предпочтений при исчислении размера арендной платы за пользование земельными участками указанной категории.
Следовательно, Решение 1 и Решение 2 в оспариваемой части противоречат основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
С учетом изложенного, решения представительного органа муниципального образования в части установления коэффициента "К", применяемого для определения арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории муниципального образования город Бийск, отнесенных к категории "Прочие земельные участки", в размере 0,017 следует признать недействующими.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части", оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку приложение N 2 к решению Думы города Бийска от 22 ноября 2012 года N 139 "О внесении изменений в решение Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" " в части установления коэффициента "К", применяемого для определения размеров годовой арендной платы в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город Бийск и отнесенных к категории земель "прочие виды разрешенного использования земельных участков", в размере 0,017 применялось и на его основании реализовывались права граждан и организаций, при этом данные нормы утратили силу с момента вступления в силу приложения N 2 к решению Думы города Бийска от 19 марта 2015 года N 525 "О внесении изменений в решение Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" " в части установления коэффициента "К", применяемого для определения размеров годовой арендной платы в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город Бийск и отнесенных к категории земель "прочие виды разрешенного использования земельных участков", в размере 0,017, суд считает, что приложение N 2 к Решению Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" в редакции от 22 ноября 2012 года N 139 необходимо признать недействующим в оспариваемой части с момента вступления в силу изменяющего его решения (а именно: в редакции от 19 марта 2015 года N 525 (вступило в законную силу с момента официального опубликования - 25 марта 2015 года) - с указанной даты, а действующую редакцию от 19 марта 2015 года N 525 - с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно статье 64 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края от 27 ноября 2020 года официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается опубликование их полных текстов в газете "Муниципальный вестник".
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования Ф.А.Г. удовлетворить.
Признать приложение N 2 к решению Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" (в редакции от 22 ноября 2012 года N 139) в части установления коэффициента "К", применяемого для определения размеров годовой арендной платы в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город Бийск и отнесенных к виду разрешенного использования - прочие земельные участки, в размере 0,017 недействующим с 25 марта 2015 года.
Признать приложение N 2 к решению Думы города Бийска от 30 мая 2008 года N 19 "Об арендной плате за земельные участки" (в редакции от 19 марта 2015 года N 525) в части установления коэффициента "К", применяемого для определения размеров годовой арендной платы в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город Бийск и отнесенных к виду разрешенного использования - прочие земельные участки, в размере 0,017 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Муниципальный вестник" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 11 июня 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 9 июня 2021 г. N 3а-377/2021
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании