Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
финансов Ростовской области
от 20.10.2022 N 231
Положение
о системе управления охраной труда в министерстве финансов Ростовской области
1. Общие положения
1.1. Положение о системе управления охраной труда в министерстве финансов Ростовской области (далее - СУОТ) разработано в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда", с учетом особенностей прохождения государственной гражданской службы Ростовской области, определенных Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Областным законом от 26.07.2005 N 344-ЗС "О государственной гражданской службе Ростовской области".
1.2. Положение о СУОТ разработано в целях соблюдения требований охраны труда в министерстве финансов Ростовской области (далее - министерство), разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявление опасностей, оценки уровней и снижение уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя, с учетом потребностей и ожиданий работников министерства, а также других заинтересованных сторон.
1.3. Обеспечение функционирования СУОТ осуществляется заместителем Губернатора Ростовской области - министром финансов и должностными лицами министерства посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.
1.4. СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
организационной структуры управления, устанавливающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
документированной информации (локальных нормативных актов о мероприятиях СУОТ, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).
1.5. Положения СУОТ распространяются на всех работников министерства.
1.6. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется представителем нанимателя (работодателем) с учетом специфики своей деятельности, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.
1.7. СУОТ обеспечивает достижение в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
соблюдение законодательных и иных норм в области охраны труда;
достижение целей в области охраны труда.
1.8. Положения СУОТ о безопасности, касающиеся нахождения и перемещения на объектах министерства, распространяются на всех лиц, в том числе представителей органов надзора и контроля. Данные положения доводятся до сведения указанных лиц при проведении вводных инструктажей.
1.9. Состав соблюдаемых норм СУОТ и их полнота разработаны с учетом наличия у представителя нанимателя (работодателя) на рабочих местах опасности травмирования работников.
2. Политика министерства в области охраны труда
2.1. Политика министерства в области охраны труда является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения первичной профсоюзной организации министерства.
2.2. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности министерства, особенности организации работы в нем, а также профессиональные риски.
2.3. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья работников министерства в процессе их служебной (трудовой) деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда. Она предполагает управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2.4. В министерстве обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.
2.5. Целью политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
2.6. Министерство гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.
2.7. В обеспечение указанной гарантии министерство намерено принять необходимые меры и реализовать соответствующие мероприятия, в том числе:
обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
обучение в области охраны труда;
установка современных систем кондиционирования воздуха, иных систем и оборудования, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
организацию, проведение диспансеризации работников;
организация приобретения путевок для санаторно-курортного лечения (на льготных условиях);
обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
2.8. При необходимости данная политика пересматривается исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
3. Планирование СУОТ
3.1. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня (реестра) проводится с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей
Перечень опасностей, их причина (источники), а также меры управления/контроля в рамках СУОТ приведены в приложении к настоящему Положению.
3.2. В министерстве обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, проводится их анализ и им дается оценка.
3.3. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности министерства.
3.4. План мероприятий по охране труда составляется с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана мероприятий учитываются также основные процессы работы по охране труда.
3.5. План мероприятий по охране труда в министерстве составляется и утверждается приказом министерства на два года.
3.6. Ежегодно, до 15 января отчет о выполнении мероприятий по охране труда в министерстве составляется и направляется первичной профсоюзной организации министерства и представителю нанимателя (работодателю).
3.7. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов: нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда; условий труда работников (по результатам оценки профессиональных рисков (ОПР)).
4. Обеспечение функционирования СУОТ
Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности.
Министерство в лице заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 212, 214 Трудового кодекса Российской Федерации;
Лицо, ответственное за организацию работы по охране труда в министерстве:
организация работ по охране труда;
организация подготовки по охране труда;
разработка и обновление инструкций по охране труда для работников;
координация всех направлений функционирования СУОТ;
разработка перечня актуальных локальных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
обеспечение доступа работников к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
контроль за соблюдением требований охраны труда;
мониторинг состояния условий и охраны труда;
разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения;
участие в разработке, согласовании и обновлении локальных нормативных актов (проектов), содержащих требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
оказание методической помощи руководителям структурных подразделений (их заместителям) при разработке и обновлении инструкций по охране труда для работников;
участие в управлении профессиональными рисками;
участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
участие в организации первой помощи, а при необходимости оказание первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая;
подготовка отчетной (статистической) документации работодателя (представителя нанимателя) по вопросам условий и охраны труда;
раз в два года, до 15 января составление, согласование с первичной профсоюзной организацией министерства и утверждение у представителя нанимателя (работодателя) плана мероприятий по улучшению условий и охране труда в министерстве на два года;
ежегодно, до 15 января составление и направление отчета о выполнении мероприятий по охране труда в министерстве первичной профсоюзной организации министерства и представителю нанимателя (работодателю).
Уполномоченный по охране труда министерства:
обследование или наблюдение за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовку предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений;
информирование работников о необходимости выполнения инструкций по охране труда, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования;
осуществление контроля за ходом выполнения мероприятий по охране труда, доведение до сведения должностных лиц об имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий;
информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах;
проведение проверки эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного применения технологических процессов и инструментов;
информирование представителя нанимателя (работодателя) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшем с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья;
участие в организации первой помощи, а при необходимости оказание первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая;
подготовка предложений представителю нанимателя (работодателю), выборному органу первичной профсоюзной организации по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда;
участие в расследовании аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению.
Руководитель структурного подразделения, его заместитель:
обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;
участие в разработке и обновление инструкций по охране труда для работников;
участие в организации управления профессиональными рисками;
обеспечение участия работников структурного подразделения в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
информирование представителя нанимателя (работодателя) о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций лица, ответственного за организацию работы по охране труда в министерстве;
приостановление работ в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников данного подразделения и иных лиц;
принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
Работники министерства:
соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового (служебного) распорядка и др.;
информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;
извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
5. Функционирование СУОТ
5.1. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в министерстве, являются:
оценка профессиональных рисков;
проведение диспансеризации работников;
проведение обучения работников и проверка знаний требований охраны труда;
обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
санитарно-бытовое обеспечение работников;
обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
обеспечение социального страхования работников;
взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
реагирование на аварийные ситуации;
реагирование на несчастные случаи;
реагирование на профессиональные заболевания.
5.2. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются:
планирование мероприятий по охране труда;
выполнение мероприятий по охране труда;
контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
управление документами СУОТ;
информирование работников и взаимодействие с ними;
распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
5.3. Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении аварийной ситуации):
реагирование на несчастные случаи;
расследование несчастных случаев.
6. Оценка результатов деятельности
6.1. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
6.2. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
контроль состояния рабочего места, оборудования; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (обучение по охране труда, проведение диспансеризации);
учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменение существующего или внедрение нового оборудования;
контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
6.3. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видеофиксация.
6.4. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. План мероприятий составляется по мере необходимости, но реже одного раза в три года.
6.5. Отчет о функционировании СУОТ составляется по мере необходимости, но реже одного раза в три года.
6.6. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:
достижение целей в области охраны труда;
способность СУОТ, действующей в министерстве, обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;
эффективность действий на всех уровнях управления;
необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, перераспределение ресурсов;
необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ;
необходимость выработки корректирующих мер.
6.7. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
6.8. С учетом данных отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля СУОТ.
7. Улучшение функционирования СУОТ
7.1. С учетом показателей отчета о функционировании СУОТ, при необходимости, реализуются корректирующие меры по совершенствованию ее функционирования.
7.2. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов: разработка; формирование; планирование; внедрение; контроль.
7.3. Действия на каждом этапе реализации корректирующих мер, сроки их выполнения, ответственные лица утверждаются заместителем Губернатора Ростовской области - министром финансов.
7.4. На этапах разработки и формирования корректирующих мер производится опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.
7.5. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности организации по улучшению СУОТ.
7.6. Процессы СУОТ связаны между собой и не рассматриваются отдельно друг от друга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.