В целях повышения эффективности исполнения бюджета муниципального образования "Город Ижевск", в соответствии со ст. 101, 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Городской думы города Ижевска от 26 ноября 2010 года N 19 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Ижевск", руководствуясь Уставом города Ижевска, постановляю:
1. Утвердить основные направления долговой политики муниципального образования "Город Ижевск" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (прилагается).
2. Администрации города Ижевска при исполнении бюджета муниципального образования "Город Ижевск" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов обеспечить реализацию долговой политики, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Признать постановление Администрации города Ижевска от 09 ноября 2021 года N 1867 "Об утверждении долговой политики муниципального образования "Город Ижевск" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" утратившим силу.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
Глава муниципального образования "Город Ижевск" |
О.Н. Бекмеметьев |
Долговая политика
муниципального образования "Город Ижевск" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
(утв. постановлением Администрации города Ижевска от 19 октября 2022 г. N 2118)
I. Общие положения
Настоящая долговая политика муниципального образования "Город Ижевск" является частью бюджетной политики муниципального образования "Город Ижевск" и определяет основные цели, задачи и направления деятельности по управлению муниципальным долгом города Ижевска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Под долговой политикой муниципального образования "Город Ижевск" понимается стратегия управления муниципальными заимствованиями, направленная на эффективное регулирование муниципального долга, поддержание его объема на оптимальном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием муниципального долга, и снижение влияния долговой нагрузки на бюджет муниципального образования "Город Ижевск", обеспечивающее возможность социально-экономического развития города.
II. Итоги реализации долговой политики муниципального образования "Город Ижевск"
Долговая политика муниципального образования "Город Ижевск" в 2021 году была ориентирована на решение таких задач, как:
сокращение объема муниципального долга;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга;
выполнение условий соглашения, заключенного с Министерством финансов Удмуртской Республики.
По итогам 2021 года поступление доходов составило 16 млрд 585 млн рублей с темпом роста 105% к уровню 2020 года. Налоговые и неналоговые доходы бюджета поступили в сумме 5 млрд 715 млн рублей, темп роста к 2020 году - 113%. Расходы бюджета города исполнены в сумме 16 млрд 332 млн рублей, темп роста к 2020 году - 100,7%.
На 01.01.2022 объем муниципального долга муниципального образования "Город Ижевск" сохранен на уровне 2020 года в размере - 4 млрд 750 млн. рублей:
- по коммерческим кредитам - 4 млрд 568 млн. руб.,
- по бюджетным кредитам - 182 млн. рублей.
С целью сокращения расходов на обслуживание муниципального долга в течение 2021 года осуществлялись мероприятия по рефинансированию кредитов по более низким процентным ставкам, по заключению дополнительных соглашений по снижению процентных ставок по действующим кредитным линиям. В результате, расходы на обслуживание муниципального долга составили 284 млн рублей. Экономия бюджетных средств - 12 млн рублей.
В связи с проводимой Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитной политикой и принимаемыми решениями по повышению ключевой ставки от 4,25% до 8,5% годовых, средневзвешенная процентная ставка по кредитам увеличилась с 5,65% на 01.01.2021 до 7,49% годовых на 01.01.2022.
Привлечение и погашение кредитов от кредитных организаций в 2021 году осуществлялось в пределах необходимой потребности с учетом требований бюджетного законодательства в части ограничений по предельному объему заимствований своевременно и в полном объеме.
Просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.
В 2022 году также реализуется взвешенная долговая политика. Привлечение кредитов кредитных организаций осуществляется на конкурентной основе по итогам проведения электронных аукционов в соответствии с действующим законодательством.
В июне 2022 года муниципальным образованием "Город Ижевск" из бюджета Удмуртской Республики получен кредит по ставке 0,1 процента годовых на замещение коммерческих кредитов в размере 3 млрд. 668 млн рублей. Привлеченные средства в полном объеме были направлены на погашение долговых обязательств по рыночным заимствованиям в соответствии с условиями предоставления бюджетного кредита.
Кроме того, в 2022 году вновь используется такой механизм поддержания ликвидности бюджета, как краткосрочные бюджетные кредиты из Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике по ставке 0,1 процента годовых, что позволяет не привлекать коммерческие кредиты и снизить расходы бюджета по уплате процентов.
Объем муниципального долга по состоянию на 1 июля 2022 года составил 4 млрд. 632 млн рублей, в том числе кредиты кредитных организаций - 308 млн рублей, бюджетные кредиты - 4 млрд. 324 млн рублей.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики муниципального образования "Город Ижевск"
Текущее состояние бюджетной системы характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, направленной на обеспечение сбалансированности бюджета с учетом текущих особенностей (тенденций) развития экономики города, Удмуртской Республики и Российской Федерации в целом.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
ухудшение текущей экономической ситуации в условиях введения санкционных ограничений;
рост расходов бюджета муниципального образования "Город Ижевск" с учетом достижения целевых показателей заработной платы работников, поименованных в "майских" указах Президента РФ (педагогов дополнительного образования и учреждений культуры), повышения минимального размера оплаты труда, индексации расходов на оплату коммунальных услуг, ростом стоимости на строительные материалы, а также в связи со сложной экономической ситуацией;
конъюнктура финансового (долгового) рынка, определяющая стоимость привлечения заемных средств;
соблюдение условий соглашения о предоставлении бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета муниципального образования "Город Ижевск", заключенного между Администрацией города Ижевска и Министерством финансов Удмуртской Республики;
финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования "Город Ижевск" вследствие принятия решений о реализации задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Основным направлением долговой политики будет являться осуществление муниципальных заимствований на максимально выгодных условиях в объемах, необходимых для финансирования дефицита бюджета города, а также погашения долговых обязательств.
IV. Цели и задачи долговой политики муниципального образования "Город Ижевск"
Целью долговой политики города Ижевска в 2023 - 2025 годах будет являться обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения муниципальным образованием "Город Ижевск" обязательств по его погашению и обслуживанию, сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета муниципального образования "Город Ижевск".
В процессе управления муниципальным долгом города Ижевска решаются следующие задачи:
сдерживание роста уровня муниципального долга города Ижевска;
своевременное и безусловное выполнение долговых обязательств муниципального образования "Город Ижевск";
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга города Ижевска;
обеспечение выполнения Плана мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению муниципального долга в целях оздоровления муниципальных финансов муниципального образования "Город Ижевск";
недопущение принятия и исполнения расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления;
сохранение благоприятной кредитной истории муниципального образования "Город Ижевск", как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои финансовые обязательства, что создает предпосылки для снижения стоимости заимствований и улучшения структуры долга;
повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск";
соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
открытость информации о муниципальном долге города Ижевска.
V. Инструменты реализации долговой политики
Основными инструментами долговой политики города Ижевска предполагаются:
муниципальные ценные бумаги муниципального образования "Город Ижевск";
кредиты от кредитных организаций;
бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета муниципального образования "Город Ижевск".
VI. Основные направления долговой политики муниципального образования "Город Ижевск"
Основными направлениями долговой политики муниципального образования "Город Ижевск" являются:
осуществление среднесрочных (от одного года до трех лет) муниципальных заимствований и привлечение краткосрочных заимствований (менее одного года) только для поддержания текущей ликвидности бюджета муниципального образования "Город Ижевск";
выпуск муниципальных ценных бумаг как источник долгосрочного финансирования дефицита бюджета;
привлечение от Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета на условиях, установленных действующим законодательством с целью покрытия возможных кассовых разрывов и временного погашения коммерческих кредитов;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
привлечение временно свободных денежных средств муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств местного бюджета, позволяющее экономить расходы на обслуживание за счет сроков и объемов привлечения коммерческих кредитов;
мониторинг рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры муниципального долга города Ижевска с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств;
взаимодействие с органами государственной власти по привлечению бюджетных кредитов на сбалансированность бюджета муниципального образования "Город Ижевск" и замещение долговых обязательств по кредитам, привлеченным от кредитных организаций;
приостановление предоставления муниципальных гарантий муниципального образования "Город Ижевск" на период 2023 - 2025 годов;
внедрение информационных технологий по ведению учета и планированию операций с муниципальным долгом муниципального образования "Город Ижевск";
обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств;
обеспечение раскрытия информации о состоянии муниципального долга муниципального образования "Город Ижевск" и расходов на его обслуживание.
VII. Анализ рисков, возникающих в процессе управления муниципальным долгом муниципального образования "Город Ижевск"
Важное место в достижении целей долговой политики занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении муниципальным долгом являются:
риск недостаточного поступления доходов и вероятность возникновения выпадающих доходов, что приведет к необходимости привлечения заемных средств с целью финансирования социальных обязательств города;
риск роста процентный ставки - риск финансовых потерь, связанный с изменением стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных средствах.
С целью снижения указанных выше рисков реализация долговой политики осуществляется на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения муниципальных заимствований, анализа исполнения бюджета предыдущих лет с соблюдением следующих требований:
при планировании муниципальных заимствований должны учитываться экономические возможности по привлечению ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на рынках заимствований;
муниципальные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы заимствований должны распределяться таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий заимствований;
соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, соглашением с Министерством финансов Удмуртской Республики о предоставлении дополнительной финансовой помощи.
Реализация предусмотренных настоящей долговой политикой мер позволит снизить уровень долговой нагрузки, уменьшить стоимость заимствований и будет способствовать социально-экономическому развитию города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 19 октября 2022 г. N 2118 "Об утверждении долговой политики муниципального образования "Город Ижевск" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу с 1 января 2023 г.
Текст постановления опубликован на сайте Сетевого издания "Ижевский вестник" http://izhdoc.ru 24 октября 2022 г., в газете "Столица Ижевск" от 25 октября 2022 г. N 79