Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Система основных программных мероприятий
По каждой из задач Программы разработан комплекс мероприятий, направленных на их успешное решение.
Финансовое обеспечение основных программных мероприятий отражено в приложении 1 "Перечень мероприятий долгосрочной целевой программы", а сроки их реализации в приложении 3 "Сетевой график долгосрочной целевой программы".
Задача 1. Содействие в привлечении инвестиционного капитала в агрокомплексе.
Основные мероприятия задачи:
Информирование сельскохозяйственных предприятий о действующих субсидиях, условиях их получения.
Формирование потребности на предприятиях АПК в сельскохозяйственной технике и оборудовании.
Проведение мониторинга цен на сырье и материально-техническую базу для предприятий АПК с целью их информирования о более выгодных условиях приобретения.
Задача N 2. Содействие в формировании кадрового потенциала, привлечении и закреплении молодых специалистов высшего и среднего звена, и создании безопасных условий труда.
Основные мероприятия задачи:
Формирование заявки на повышение квалификации специалистов АПК, сформированной по потребностям сельхозпредприятий.
Контроль предприятий о прохождении курсов повышения квалификации и переподготовке кадров.
Контроль за состоянием охраны труда. Проведение мониторингов.
Организация и проведение торжественного совещания посвященного Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности по Ялуторовскому району.
Проведение проверок о ходе строительства индивидуальных жилых домов молодыми специалистами и молодыми семьями.
Содействие в организации встречи руководителей сельхозпредприятий с выпускниками ГАУ ТО "Северного Зауралья".
Внедрение в сельскохозяйственном производстве современных высокоэффективных технологий требует от руководителей и специалистов отрасли адекватного уровня профессиональной подготовки.
Как показывают данные мониторинга, актуальным остается вопрос повышения образовательного уровня управленческих кадров в сельском хозяйстве.
В среднем по району среди руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций имеют высшее профессиональное образование 34 процента, среднее - 52 процента, не имеют профессионального образования - 7 процентов.
Наиболее напряженная ситуация складывается по руководителям среднего звена, которые непосредственно связаны с технологическим циклом производства. В их составе 5 процентов работников с высшим образованием, 55 процентов - со средним специальным профессиональным образованием и 16 процентов - не имеют профобразования.
В настоящее время переподготовку и повышение квалификации кадров высшего и среднего звена в области осуществляют два высших учебных заведения - ГАУ "Северного Зауралья" и Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса.
Повышение квалификации кадров и их переподготовку планируется осуществлять не только в аграрных учебных заведениях области, но и на базе высокоэффективных сельскохозяйственных предприятий.
Для обучения работников отрасли растениеводства определены следующие базовые хозяйства:
- по производству семян зерновых и зернобобовых культур, внедрения ресурсосберегающих технологий - ЗАО "Центральное" Заводоуковского района;
- по производству картофеля и овощей открытого грунта - ООО АФ "КРиММ" Упоровского района;
- по кормопроизводству - АО "Приозерное" Ялуторовского района;
- по интегрированному применению средств защиты растений и минеральных удобрений - ЗАО "Племзавод "Юбилейный";
- по эксплуатации высокопроизводительных сельскохозяйственных машин - сервисные центры по продаже, техническому обслуживанию и ремонту техники.
В течение срока реализации программы численность руководителей и специалистов сельхоз организаций, повысивших квалификацию, увеличится на 10 процентов.
В общем числе управленческих работников доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет в среднем по району составляет лишь 7 процентов.
В первоочередном порядке для замещения имеющихся вакантных должностей и на частичное замещение работников пенсионного возраста хозяйствам района ежегодно требуется 10 работников.
В течение периода реализации программы предусмотренные бюджетные субсидии для молодых специалистов и молодых семей на селе на строительство и приобретение жилья будут сохранены.
Задача N 3. Содействие в ускоренном развитии животноводства и развитии переработки продукции.
Основные мероприятия задачи:
Расчет рациона кормления коров.
Информирование предприятий о новинках индустриальных технологий на молочных комплексах.
Проведение аттестации и конкурса специалистов по животноводству.
Проведение совещаний по зоотехническим отчетам.
Организация работы мобильной рабочей группы по зоотехническим вопросам.
Для динамичного развития животноводства в районе создается новая технологическая база, наращивается генетический потенциал животных, формируется высокопродуктивное кормовое поле.
За пять лет объём производства молока в хозяйствах всех категорий планируется увеличить до 32,1 тыс. тонн, что составит 101 процент к уровню 2021 года. Преимущественно прирост производства молочной продукции будет обеспечиваться за счет общественного сектора животноводства.
Показатели |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
Производство молока, тонн |
33500 |
31800 |
31900 |
31950 |
32100 |
Надой молока от 1 коровы, кг |
6590 |
6600 |
6610 |
6620 |
6630 |
Важнейшим фактором интенсивного увеличения производства продукции является рост молочной продуктивности дойного стада. Среднегодовой надой молока от коровы в сельскохозяйственных организациях достигнет в 2025 году 6630 кг и превысит уровень 2021 года на 40 кг.
Современные технологии на молочных фермах, предусматривающие модернизацию с частичной автоматизацией технологических процессов по уходу за животными, позволят не только интенсивно наращивать объёмы продукции, но и повышать экономическую эффективность молочного животноводства за счет повышения качества молока и сокращения прямых затрат на его производство.
Для обеспечения потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции и сокращения объёмов поставок скота по импорту предусматривается укрепление и развитие племенной базы.
В молочном животноводстве к 2025 году удельный вес племенного скота в общем поголовье стада, содержащегося в сельскохозяйственных предприятиях, составит 10 процент.
Племенная база молочного животноводства в сельскохозяйственных организациях
Показатели |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
Поголовье племенного молочного скота (голов) |
951 |
960 |
980 |
990 |
1050 |
Удельный вес племенного скота в общем поголовье (процентов) |
9 |
9 |
9 |
9 |
10 |
За пять лет объём производства скота и птицы в хозяйствах всех категорий планируется увеличить до 2,7 тыс. тонн или на 1 процент к уровню 2021 года.
Показатели |
2021 г |
2022 г |
2023 г |
2023 г |
2025 г |
Скот и птица на убой в живом весе (тонн) |
2660 |
2680 |
2700 |
2700 |
2700 |
В том числе: в сельхозпредприятиях (тонн) |
1210 |
1220 |
1230 |
1230 |
1240 |
В целях профилактики и сохранения благоприятной эпизоотической обстановки укрепляется материально-техническая база ветеринарной службы района с оснащением её новейшим оборудованием и приборами по диагностике, исследованию и лечению животных. Для качественного и оперативного обслуживания животных, содержащихся в хозяйствах всех категорий, в районе создано подразделение скорой ветеринарной помощи.
Обеспечивается стопроцентный охват ранней диагностики острых инфекционных и хронических болезней животных, что позволяет своевременно предупреждать возникновение очагов заболеваний и осуществлять их профилактику.
К 2025 году планируется достижение полного ветеринарного благополучия по лейкозу крупного рогатого скота.
Основными факторами, обеспечивающими высокий уровень продуктивности в молочном скотоводстве, являются сбалансированное кормление животных и совершенствование технологии заготовки кормов с измельчением зеленой массы, использованием высокоэффективных способов их консервации, хранения и подготовки к скармливанию.
В течение пятилетнего периода предусматривается повышение качества грубых и сочных кормов. Этому будет способствовать:
- повышение продуктивности кормового поля путем замещения низкоурожайных травосмесей многокомпонентных трав высококачественными сортами;
- увеличение в период 2023 - 2025 годов доли бобовых культур и травосмесей в структуре посевов многолетних трав до 95 процентов.
При оптимизации посевов кормовых культур и их видового состава, будут созданы запасы в 2025 году сена - 8 тыс. тонн, сенажа - 40 тыс. тонн, силоса - 25 тыс. тонн.
Показатели |
2021 г |
2022 г |
2023 г |
2024 г |
2025 г |
Доля посева многолетних бобовых трав в посевах многолетних трав (процентов) |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
Производство грубых и сочных кормов |
|
|
|
|
|
сена (тонн) |
7000 |
7000 |
7500 |
8000 |
8000 |
сенажа (тонн) |
28400 |
35000 |
37000 |
40000 |
40000 |
силоса (тонн) |
25600 |
25600 |
25000 |
25000 |
25000 |
Объём заготавливаемых грубых и сочных кормов в расчете на 1 условную голову скота к 2025 году составит до 32 центнеров кормовых единиц.
Задача N 4. Организация эффективной системы ведения отрасли растениеводства
Основными мероприятиями в реализации данной задачи являются:
Информирование по приобретению сельскохозяйственных машин и оборудования.
Анализ эффективности сельскохозяйственного производства.
Проведение совещаний по вопросам агрономии.
Осуществление контроля за готовностью сельскохозяйственной техники предприятий.
Проверка готовности зерносушильного хозяйства.
Осуществление контроля за ходом уборочных работ.
Оформление невостребованных земельных долей.
Взаимодействие в рамках основных плановых мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
С учетом состояния машинно-тракторного парка, в период до 2025 года ожидается превышение доли выводимых из его состава устаревших сельскохозяйственных машин над вводом в парк новой техники.
В этих условиях для сохранения единичной производительности сельскохозяйственных агрегатов, комплексов и комбайнов требуется качественное изменение структуры машинно-тракторного парка. Гусеничные тракторы и менее эффективные комбайны должны быть заменены на энергонасыщенные колесные тракторы и современные высокопроизводительные комбайны. Однооперационные посевные и почвообрабатывающие машины должны уступить место многофункциональным посевным комплексам и комбинированным культиваторам, способным адаптироваться к изменяющимся условиям сельскохозяйственного производства, в том числе оперативной смены рабочих органов.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов на переоснащение парка сельскохозяйственных машин установлены условия расходования ассигнований. Субсидии из областного бюджета направляются не на любой вид техники, а только на тот, который соответствует параметрам эффективности (мощность, ширина захвата, многофункциональность и др.) и способствует формированию нового парка сельскохозяйственной техники, а также при условии приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями самоходных дорогостоящих машин, требующих профессионального обслуживания, только у официального дилера.
Площади посева зерновых и зернобобовых культур в 2021 году составили 20,5 тыс. га, к 2025 году площади посева зерновых составят около 19,5 тыс. га, что с учетом агроклиматических факторов и роста применения минеральных удобрений обеспечит производство зерна к 2025 году в объёме не менее 41 тыс. тонн.
Показатели |
2021 г |
2022 г |
2023 г |
2024 г |
2025 г |
Площадь посева зерновых культур (тыс. га) |
20,5 |
18,9 |
19,0 |
19,3 |
19,5 |
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (тыс. тонн) |
36 |
40 |
40 |
41 |
41 |
Урожайность зерновых и зернобобовых культур (ц/га) |
17,8 |
21,1 |
21,6 |
21,6 |
21,8 |
Рост производства и урожайности зерновых и зернобобовых культур обеспечивается за счет:
- сортов зерновых и зернобобовых культур, адаптированных к природно-климатическим условиям Тюменской области;
- производства элитных семян в объёмах, обеспечивающих потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- организации поставки семян зерновых и зернобобовых культур;
- доведение доли площадей сельскохозяйственных культур, засеваемых семенами высших репродукций до 15 процентов от общей площади посева;
- изменение структуры семенного фонда в пользу увеличения доли раннеспелых культур и сортов зерновых и зернобобовых культур с коротким сроком вегетации. Для снижения рисков в зерновом производстве планируется увеличить вес раннеспелых культур и сортов в общем количестве высеваемых семян до 65 процентов.
Для поддержания почвенного плодородия пашни и наращивания объёмов производства сельскохозяйственных культур предусматривается сохранить уровень внесения минеральных удобрений до 46 кг. д.в. на 1 га.
Динамика применения минеральных удобрений
Показатели |
2021 г |
2022 г |
2023 г |
2024 г |
2025 г |
Минеральные удобрения в физическом весе (тонн) |
3562 |
3400 |
3450 |
3480 |
3500 |
Внесение минеральных удобрений (тонн действующего вещества) |
1349 |
1360 |
1360 |
1370 |
1370 |
Внесение минеральных удобрений (кг действующего вещества на 1 га пашни) |
45 |
45 |
45 |
46 |
46 |
Система защиты растений будет развиваться в направлении повышения эффективности проводимых мероприятий, применения средств защиты растений оказывающих меньшее воздействие на экологию и человека. В связи с повышением урожайности сельскохозяйственных культур намечается увеличение объема защитных мероприятий, направленных на борьбу с заболеваниями растений и сокращение количества вредителей.
Задача N 5. Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК.
Основные мероприятия в реализации данной задачи:
Информирование по обеспечению доступа малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам с государственной поддержкой.
Информирование по развитию деятельности сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих и сбытовых кооперативов.
Информирование по вопросам создания крестьянско-фермерских хозяйств.
Проведение проверок целевого использования кредитов, выданных на развитие ЛПХ.
Организация участия сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности в проведении областных сельскохозяйственных ярмарок.
Для стимулирования развития сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах граждан и КФХ, повышения их финансовой устойчивости предусматривается: развитие системы сельской кредитной кооперации для обеспечения доступа малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам с государственной поддержкой.
В настоящее время в районе работает КОСПК "Агрокредит" обеспечивающий кредитование на льготных условиях субъектов малых форм хозяйствования, являющихся их членами-пайщиками. Фонд финансовой взаимопомощи кооперативов сформирован за счет бюджетных источников.
Ожидается, что к 2025 году число заемщиков КОСПК "Агрокредит" из числа граждан, ведущих личное подсобное хозяйство увеличится и может составить ориентировочно 220 человек, годовой объем займов составит около 16 млн. руб.
Рынок сбыта продукции, произведенной хозяйствами населения, а также их обслуживание обеспечивают сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Главной задачей кооперативов является расширение сферы услуг.
В этих целях, с участием областного и федерального бюджетов укрепляется материально-техническая база потребительских кооперативов.
Основным направлением деятельности начинающего фермера определена отрасль животноводства.
В рамках мероприятия предусматривается:
- обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;
- обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
- стимулировать граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, к созданию КФХ;
Основными мерами государственной поддержки начинающих фермеров являются предоставление начинающим главам КФХ грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство.
Также начинающим фермерам доступны все направления государственной поддержки, предусмотренные в рамках Программы для сельскохозяйственных товаропроизводителей области, в том числе:
- возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах;
- погашение части затрат по приобретению, а также первоначального взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;
- компенсация части расходов при оформлении в собственность используемых КФХ земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- компенсация части расходов на строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным объектам начинающих фермеров;
- организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими КФХ, в том числе через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, предоставление торговых мест на рынках, участие в сельскохозяйственных ярмарках.
Гражданам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, в том числе желающим переехать для этого в сельскую местность из городов, других регионов и из-за рубежа оказывается консультационная помощь.
Фонд "Инвестиционное агентство Тюменской области" предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, поручительства по кредитам, получаемым ими в кредитных организациях области.
Отбор участников программного мероприятия осуществляет конкурсная комиссия, созданная для этих целей постановлением правительства Тюменской области.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей и документы к ним, в сроки, установленные областными нормативными актами, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников реализации программного мероприятия по поддержке начинающих фермеров (агростартапов), определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - средства, передаваемые из областного бюджета на счет начинающего фермера (агростартапа), открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с данной Программой, в целях создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства.
Размеры грантов определяются конкурсной комиссией по отбору получателей для оказания государственной поддержки на предоставление грантов для развития малых форм хозяйствования (далее - Комиссия) с учетом собственных средств начинающих фермеров (агростартапов) и плана расходов на установленные Положением цели, в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Начинающий фермер (агростартап), получающий грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, не может получать грантовую поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства.
Результатом реализации мероприятия по поддержке начинающих фермеров станет ежегодное увеличение числа крестьянских (фермерских) хозяйств и создание рабочих мест.
Задача N 6. Обеспечение деятельности органов местного самоуправления.
Для выполнения указанной задачи предусмотрено мероприятия: выполнение Государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства.
Мероприятия по информационному сопровождению долгосрочной целевой программы отражены в приложении 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.