Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков - членов АРБ по вопросу применения Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 377-ФЗ).
С 7 октября 2022 года вступил в силу Закон N 377-ФЗ, устанавливающий основания и порядок приостановления и прекращения исполнения обязательств военнослужащих и членов их семей по кредитным договорам.
Правоприменение Закона N 377-ФЗ вызвало у кредитных организаций и указанных заемщиков следующие вопросы, требующие оперативного разрешения.
1. Из части 5 статьи 1 Закона N 377-ФЗ следует, что военнослужащий при представлении требования об изменении условий кредитного договора, предусматривающего приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период, вправе приложить документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации его участие в специальной военной операции. Кредитор вправе запросить информацию, подтверждающую соблюдение данного условия (с приложением документа, указывающего на наличие обязательства по кредитному договору), в Министерстве обороны Российской Федерации, в органах управления войск национальной гвардии Российской Федерации, воинских формированиях, а также в органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - уполномоченные органы).
Согласно части 6 статьи 1 Закона N 377-ФЗ уполномоченные органы обязаны подтвердить кредитору по его запросу достоверность информации, указанной в части 5 данной статьи, в срок не позднее семи дней с даты получения запроса, если предоставление таких сведений не ограничено законодательством Российской Федерации. Кредитор, направивший запрос, не вправе запрашивать у заемщика документы, подтверждающие его участие в специальной военной операции.
В связи с этим возникает следующий вопрос: какие документы, указывающие на наличие обязательства по кредитному договору, и в какой форме кредитные организации должны предоставлять в уполномоченные органы государственной власти для получения подтверждения информации об участии заемщика в специальной военной операции? Будет ли достаточным предоставление документа, оформленного кредитной организацией в форме справки, учитывая тот факт, что текст кредитного договора содержит сведения, разглашение которых не допускается без согласия заемщика и не охватывается целью обработки персональных данных субъекта персональных данных при направлении запроса?
2. В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 377-ФЗ член семьи военнослужащего при представлении требования об изменении условий кредитного договора, предусматривающего приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период, прикладывает документы, подтверждающие его статус в качестве члена семьи военнослужащего.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
- правильно ли понимание, что Законом N 377-ФЗ не предусмотрен прием указанного требования от члена семьи военнослужащего без наличия в банке на момент приема/ во время приема этого требования документов, подтверждающих статус соответствующего лица в качестве члена семьи военнослужащего? Вправе ли банк не принимать данное требование в случае отсутствия указанных документов, в том числе при подаче требования с использованием средств подвижной радиотелефонной связи;
- какими документами должен подтверждаться статус иждивенца военнослужащего, который согласно статье 1 Закона N 377-ФЗ также является заемщиком как член семьи военнослужащего (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих")?
3. Согласно части 2 статьи 1 Закона N 377-ФЗ льготный период рассчитывается как увеличенные на 30 дней срок мобилизации или срок, на который был заключен контракт, или срок участия в специальной военной операции.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 1 Закона N 377-ФЗ заемщик установленным Законом N 377-ФЗ/ кредитным договором способом обязан сообщить кредитору о дате окончания льготного периода не позднее окончания льготного периода.
В связи с этим возникает следующий вопрос: каков должен быть порядок действий банка, если он получает сообщение от заемщика о дате окончания льготного периода, которая превышает срок, предусмотренный частью 2 статьи 1 Закона N 377-ФЗ (дата, наступившая позже увеличенного на 30 дней подтвержденного документально срока мобилизации/ срока, на который был заключен контракт/ срока участия в специальной военной операции)?
4. Может ли заемщик повторно обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на льготный период в соответствии с Законом N 377-ФЗ, в случае, если заемщиком заключен новый контракт о прохождении военной службы или о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а ранее предоставленный в соответствии с Законом N 377-ФЗ льготный период по соответствующим основаниям истек?
5. В банки поступают требования об установлении льготного периода, к которым не прилагаются документы, подтверждающие участие военнослужащего в специальной военной операции.
Банками в уполномоченных органах запрашивается информация об участии военнослужащего в специальной военной операции. Однако до истечения 15 дней 1 банки нередко не получают ответы от уполномоченных органов. Ответы приходят позже (по истечении 15 дней) и содержат информацию о неучастии заемщика в специальной военной операции.
В связи с этим возникает вопрос о том, вправе ли банк в описанной ситуации отменить льготный период на основании полученной от уполномоченных органов информации и направить заемщику уведомление о неподтверждении установления льготного периода?
6. В соответствии с частью 8 статьи 1 Закона N 377-ФЗ заемщик вправе в требовании указать дату начала льготного периода, которая не может быть ранее 21 сентября 2022 года. При этом согласно части 2 статьи 1 Закона N 377-ФЗ льготный период рассчитывается как увеличенный на 30 дней срок мобилизации/ срок, на который был заключен контракт/ срок участия в специальной военной операции.
В связи с этим возникает вопрос о том, каков должен быть порядок действий банка, если заемщику был установлен льготный период с даты, указанной заемщиком в требовании (но не ранее 21 сентября 2022 года)/ даты направления требования заемщика кредитору, но при этом из представленных заемщиком до окончания льготного периода следует, эта дата наступила раньше даты, с которой заемщик был призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации/ даты заключения соответствующего контракта (пункты 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона N 377-ФЗ)/ даты, с которой лицо, находящееся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" / срока участия в специальной военной операции)?
7. В каком порядке должно осуществляться погашение кредитов заёмщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями (кредитов на предпринимательские цели), после окончания льготного периода, в том числе по кредитным соглашениям, которыми предусмотрено погашение периодическими платежами, и соглашения об овердрафте (кредитовании расчетного счета) 2?
Правильно ли понимание того, что выданные индивидуальным предпринимателям на предпринимательские цели кредиты, по которым предусмотрено погашение периодическими платежами, после окончания льготного периода должны погашаться в порядке, предусмотренном частями 18-24 статьи 6 Федеральный закон от 3 апреля 2020 года N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее - Закон N 106-ФЗ)?
Правильно ли понимание того, что к порядку погашения после окончания льготного периода выданных индивидуальным предпринимателям на предпринимательские цели кредитов в рамках соглашений об овердрафте будут применяться правила частей 25-27 статьи 6 Закона N 106-ФЗ, несмотря на то, что соответствующие правила регулируют взаимоотношения по потребительским кредитам? Если данное понимание неверно, то в каком порядке должно производиться погашение выданных индивидуальным предпринимателям на предпринимательские цели кредитов в рамках соглашений об овердрафте после окончания льготного периода?
8. В банки от родственников и воинских формирований при Министерстве обороны Российской Федерации о прекращении обязательств по кредитным договорам в связи с гибелью (смертью) или инвалидностью I группы военнослужащих поступают обращения, к которым прилагаются документы (свидетельства о смерти; извещения воинских формирований о смерти, адресованные родным; документы о родстве; справки об инвалидности и др.).
Однако банки не имеют возможности проверить факты выдачи представляемых документов и действительность указанных в них событий с использованием официальных открытых источников информации. Представляемые документы зачастую изготавливаются не на бланках и/или не содержат печатей, или в форме не заверенных надлежащим образом копий (или заверенных лицами, чьи полномочия и/ или подлинность подписи установить не представляется возможным).
Кроме того, банки сталкиваются с тем, что при проверке паспортов погибших военнослужащих с использованием сервиса проверки по списку недействительных российских паспортов на сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации поступают ответы, что соответствующие паспорта среди недействительных не значатся или информация о них отсутствует.
В связи с этим возникает вопрос, какими способами возможно удостовериться в действительности тех фактов, в подтверждение которых заявителями предоставляются вышеуказанные документы, учитывая что в настоящее время у государственных органов отсутствует установленная на нормативном уровне обязанность предоставлять подобную информацию банкам по их запросам?
В связи с изложенным просим высказать позицию Банка России по вышеуказанным вопросам применения Федерального закона от 7 октября 2022 года N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество со Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России по вопросам применения действующего законодательства.
Первый вице-президент |
Ю.И. Кормош |
------------------------------
1 Установленный Законом N 377-ФЗ срок, по истечении которого льготный период считается установленным, если от кредитора не получен отказ в удовлетворении требования или уведомление об установлении льготного периода (часть 12 статьи 1 Закона N 377-ФЗ).
2 Такими соглашениями предусмотрено погашение по мере поступления денежных средств на счет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 24 октября 2022 г. N А-02/5-479 "О применении Федерального закона от 07.10.2022 г. N 377-ФЗ"
Опубликование:
-